КРУГЛЫЙ СТОЛ «Роль этикета в воспитании дошкольников»
материал по теме

Тищенко Марина Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 МБДОУ д/с№6

КРУГЛЫЙ СТОЛ

 «Роль этикета в воспитании дошкольников»

Воспитатель: Тищенко М.Н.

Март 2017г.

В зале за столами сидят дети вместе с родителями.

Уважаемые родители и дети!

     Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема нашей встречи «Роль этикета в воспитании дошкольников».

     Этикет – французское слово, обозначает «свод правил поведения, принятых в определенном обществе».

     Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи и душевные качества ребенка.

     Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал и правильную, и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.  

     Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы смеетесь,

читаете – все это для ребенка имеет большое значение».

     Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.  

     Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Первостепенная роль воспитания ребенка лежит на родителях.

Мы живем в обществе, поэтому так или иначе зависим от него и от людей, которые нас окружают. Чтобы нам жилось как можно комфортнее, нужно научиться жить в ладу со всеми, кто находится рядом с нами, а также уметь ориентироваться в любой ситуации, ведя себя со всеми вежливо и корректно.

Для этого и существует этикет.

 А что значит быть вежливым и культурным? - Ответы родителей и детей.

Я подвожу итог – воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой других, а если пообещает, то всегда сдержит слово.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «ЭТИКЕТ». Какие слова возьмём с собою? – Честность, грубость, дружба, вежливость, трусость, доброта, невоспитанность, взаимовыручка. – Родители и дети выбирают слова.

Формы этикета:

  Речевой (словесное выражение уважения к людям)

  Неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям).

Разновидности этикета:

Деловой

Служебный

Семейный

Столовый

Гостевой

Подарочный

Танцевальный

Этикет телефонного разговора

Этикет в общественных местах

Этикет играет огромную роль в воспитании детей. Благодаря привитым с детства правилам, они вырастают вежливыми, и понимают, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Вся сложность состоит лишь в том, что ребенку все правила необходимо правильно преподнести. Лучше всего это делать в игровой форме. За выполненные правила ребенка следует хвалить, чтобы закрепить его успех.

Позвольте привести примеры как правильно преподать ребенку правила хороших манер.

Правила поведения за столом.

 Этикет для детей за столом не особо отличается от правил для взрослых. Не стоит перегружать его не нужными на данный момент знаниями, например, разницей вилок, бокалов и умению пользоваться ножом. 
    Да, по правилам этикета нож нужен, но следует не забывать, что существуют еще и правила безопасности.
Ребенку необходимо знать элементарные правила, для того, чтобы он ничего не разлил, не испачкал себя и другого, а также не поперхнулся и доставлял меньше работы по уборке стола, за которым он ел.

  Среди основных правил также можно отметить:

  • садиться за стол и приступать к еде нужно вместе со всеми;
  • перед едой нужно постелить салфетку на колени, чтобы не испачкать одежду;
  • кушать необходимо с закрытым ртом;
  • разговаривать с полным ртом нельзя;
  • встать из-за стола можно после разрешения взрослых или вместе со всеми.

Родители не только должны пояснять ребенку эти правила, но и показывать их выполнение собственным примером. Лучше всего, если обеды и ужины будут совместными.

Дети накрывают на столы, а мамы говорят о правилах поведения за столом.

Речевой этикет для детей.

Вопрос этики общения для детей не менее актуален, чем все остальные правила поведения. Ребенку необходимо прививать уважение к старшим и научить его выражать уважение вербально. Например, первым здороваться с взрослыми, ко взрослым следует обращаться на «Вы», за исключением близких родственников, не влезать в разговоры старших, обязательно прощаться с ними. Впрочем, уважение в рамках общения он обязан проявлять не только к старшим, но и к ровесникам, и к детям младше себя.

Ребенок должен знать такие слова благодарности, как спасибо и пожалуйста. Если он в чем-то провинился, он должен извиниться перед теми, кого обидел.

У вежливых и воспитанных родителей редко вырастают грубые дети. Следите за своей речью, меньше одергивайте ребенка. Вместо «Надень куртку!» говорите «Надень, пожалуйста, куртку», не забывайте говорить ребенку «Спасибо», он ведь тоже личность.

Дети рассказывают стихи о вежливых словах:

Здравствуй! – ты скажешь человеку,

Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! -  ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

За что говорим мы «Спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

Гостевой этикет для детей

В рамках гостевого этикета родителям следует пояснить своему чаду, как необходимо вести себя в гостях и принимать гостей у себя. К основным правилам для детей можно отнести следующие:

  • в гости без приглашения ходить не нужно;
  • не стоит долго задерживаться в гостях;
  • идти в гости следует только с хорошим настроением;
  • приглашать гостей к себе заранее;
  • самому приветствовать приходящих гостей и уделять внимание всем приглашенным.


 
Помните, что теорию необходимо подкреплять практикой. Если малыш мало общается, если вы не посещаете с ним театры, музеи, кафе, не любите ходить в гости или принимать гостей, то ситуации, в которых ребенку понадобится применить правила этикета, будут весьма ограничены.

  Попробуйте методы воспитания в игровой форме.

Игры для детей по этикету

Игра – это лучший способ обучения для детей. И, конечно, не только играя в куклы можно научить детей этикету. Прививать детям хорошие манеры можно с помощью множества разных игр, где (что уникально!) правила этикета станут правилами игры! 
СИТУАЦИЯ. Для игры выбираются обычные бытовые ситуации: «Приветствие и знакомство», «Телефонный разговор», «Как дарить подарки», «Как вести себя в общественном транспорте», «Как вести себя в зрительном зале». Предложите детям придумать историю по правилам и против них. Можно предложить проиллюстрировать придуманные истории сценками. Не забывайте о чувстве юмора.
ДОРИФМУЙ. Не сложная игра. Подойдет для малышей. Взрослые читают стихотворение, не оканчивая фразу, а дети добавляют нужные слова в конце строки.
Например, 
В обмене добрых слов участвуйте,
И говорите чаще… (здравствуйте).

Нужно знать, как дважды два,
Все… (волшебные слова).

В день, не бойся раз до ста,
Говорить… (пожалуйста).

Мы с детьми не раз играли в игру «Вежливые отгадки». Предлагаю научить родителей этой игре. Родители становятся в круг, с помощью считалки выбирают водящего:

1,2,3,4,5 – постарайся  угадать

Кто тебя сейчас похвалит,

Комплимент тебе подарит?

Водящий становится в круг, закрывает глаза, а кто-нибудь говорит ему   комплимент.

 

Теперь предлагаю поиграть в игру «Угадай по голосу» (мама называет вежливое слово, а дети, закрыв глаза, отгадывают, чья мама говорит). 

А сейчас мы с вами посоревнуемся в игре» ДА – НЕТ». Я буду называть этические ситуации, вы должны их назвать, кто быстрее сообразит, дети или взрослые?

1.Никогда не делись игрушкой с другом.

2.Старайся помочь другим, что у них не получается.

3.Не старайся быть первым.

4.Злись и завидуй, когда проигрываешь.

5.Не ссорься с друзьями, старайся жить дружно.

6. Никогда не уступай, спорь по пустякам.

7.Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

8.Умей принять помощь, совет и знания других.

9. Если друг попал в беду, не помогай ему.

10.Решай споры словами, а не кулаками.


   Учат этикету и книги. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. 
   Для маленьких детей, еще не умеющих читать, лучшим способом привить нормы поведения являются сказки. Читая им про героев, которые совершают неправильные поступки и страдают от этого, родители помогают ребенку усвоить основные нормы этикета. Хорошим подспорьем в этом вопросе являются правила, предложенные в стихотворной форме.

Для игр также можно выбрать игрушки и куклы, для которых ребенок и сам может выступать в роли учителя. Такие игры детям приятны тем, что им не нужно находиться в роли послушного ученика.

     Обучение детей этикету в старшем возрасте также возможно посредством игры. Например, детям можно предложить часть правил, написанных на листке бумаги, а продолжение каждого правила детям нужно будет найти самостоятельно.

Театр хороших манер.

      Очень полезно ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Этикет и театр – неразделимы.

      Во-первых, все произведения, так или иначе, учат этикету в самом широком смысле, а именно правилам общения людей – добру, справедливости, тактичности, сочувствию, дружбе.

      Во-вторых, исторический фон любой пьесы отражает особенности этикета своего времени.

       В-третьих, играя роль, ребенок проживает по правилам этикета, если роль положительная, и против правил, если роль отрицательная. Опыт такого проживания даст ребенку возможность самому все почувствовать. Не понять, не узнать, не заучить, а ПОЧУВСТВОВАТЬ. И это наилучшим образом приучит ребенка следовать правилам этикета.

А сейчас мы посмотрим сценки в исполнении детей и их родителей. Всё содержание этих сценок можно назвать «Так не должно быть!».

Эффективность.

       После изучения тем дети получат знания о приемах, средствах и методах вежливого обращения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Они научатся правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.

В заключении предлагаю поиграть в игру «Сердечные пожелания» (Дети говорят родителям свои пожелания).

        И главное! Родители, соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Роль воспитателя на физкультурных занятиях"

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – одна из ведущих задач ДОУ. Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Поэтому, повышение качества взаимодействия воспитателя с инструктор...

Круглый стол: «Роль народной педагогики в воспитании ребенка»

Цель: Повышение активности родителей в использовании народного фольклора в воспитании детей. Задачи: 1. Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений. 2. Способ...

Круглый стол.Роль семьи в воспитании детей

Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной р...

Круглый стол «Роль стиля отношений родителя с ребёнком в формировании его личности»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохра...

Заседание круглого стола «Роль воспитателя в общении с дошкольниками»

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов  {классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и ...