Главные вкладки

    Родительское собрание в нетрадиционной форме(круглый стол) «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста. Волшебный мир книги»
    учебно-методический материал (старшая группа)

    Безладная Наталья Дмитриевна

    Роль художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание в нетрадиционной форме(круглый стол) «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста. Волшебный мир книги»

    Воспитатели:Борисова Л.Н.,Безладная Н.Д.
    Цель: Повышения педагогической культуры родителей.
    Задачи: 
    - Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка;
    - Стимулировать самообразование родителей;
    - Прививать навыки читательской культуры;
    - Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту, способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
    - Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда, послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
    Форма проведения: круглый стол.
    Участники: родители, воспитатели, дети.
    План проведения 
    1. Вступительная часть.
    2. Педагогический всеобуч.
    3. Разминка.
    4. Выступление детей.
    5. Викторина.
    6. Заключительная часть.
    Ход мероприятия:
    1. Вступительная часть.
    Ведущий: - Уважаемые друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном зале. Тема сегодняшней нашей встречи — «Волшебный мир книги».
    2. Педагогический всеобуч.
    Ведущий: Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.
    Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы. «Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.
    С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки ( «Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна — лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.
    Каждое художественное произведение для детей содержит различные виды эмоций. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. В этом возрасте с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Например, в произведениях Лилиан Мур «Крошка енот или тот, кто сидит в пруду», Н. Носова «Живая шляпа», С. Аксакова «Аленький цветочек», Т. Шорыгиной «Как змей Горыныч добрым стал» мы видим, и радость, и страх, умение договариваться, дружить. В рассказе В. Катаева «Цветик — семицветик», С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»— сопереживание, сочувствие. В басне «Стрекоза и муравей» Крылова – веселье, радость, трудолюбие, грусть. Для воспитания честности и умения распознавать ложь предлагались детям следующие сказки: «Лиса и козел»,«Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н. Толстого «Косточка», «Лгун», «Чашка», А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
    Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.
    И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.
    3. Разминка. Чтение стихотворения « У лукоморья дуб зелёный из поэмы "Руслан и Людмила".
    Ведущий: - Невозможно представить русскую литературу без такого замечательного писателя, как А.С. Пушкин. Некоторые произведения Пушкина понятны уже детям дошкольного возраста. Одновременно простые, но с глубоким смыслом, они приковывают внимание ребёнка любого возраста, позволяя ему взглянуть на мир с другой, сказочной стороны.
    Предлагаю вам вспомнить стихотворение «У лукоморья дуб зелёный из поэмы "Руслан и Людмила" (родители передают друг другу игрушку «Кот учёный» и читают по одной фразе из данного произведения).
    У лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом;
    Идёт направо - песнь заводит,
    Налево - сказку говорит.
    Там чудеса: там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит;
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей;
    Там лес и дол видений полны;
    Там о заре прихлынут волны
    На брег песчаный и пустой,
    И тридцать витязей прекрасных
    Чредой из вод выходят ясных,
    И с ними дядька их морской;
    Там королевич мимоходом
    Пленяет грозного царя;
    Там в облаках перед народом
    Через леса, через моря
    Колдун несёт богатыря;
    В темнице там царевна тужит,
    А бурый волк ей верно служит;
    Там ступа с Бабою Ягой
    Идёт, бредёт сама собой,
    Там царь Кащей над златом чахнет;
    Там русский дух... там Русью пахнет!
    И там я был, и мёд я пил;
    У моря видел дуб зелёный;
    Под ним сидел, и кот учёный
    Свои мне сказки говорил.
    4. Выступление детей
    На полянку выходит мышка и направляется к теремку.
    Мышка: Каждый должен где-то жить,
    И зимой, и летом.
    Как же Мышке не тужить,
    Если дома нету?
    Каждый должен где-то спать,
    И обедать где-то.
    Как же мне не горевать,
    Если дома нету?
    Мышка останавливается перед теремком.
    Мышка: Что за славный теремок –
    Не большой, не маленький
    Он не заперт на замок,
    Не закрыты ставенки.
    Вы скажите серой мыши,
    Кто тут в тереме живет?
    Я готовить мастерица,
    Шить могу и вышивать.
    Я хочу здесь поселиться,
    Чтобы жить да поживать!
    Мышка оглядывается по сторонам. Ей никто не отвечает. Она входит в теремок и выглядывает из окошка.
    Мышка: Хватит мне бродить по свету,
    Будет мне тепло зимой.
    Если никого здесь нету,
    Значит, домик этот – мой!
    Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Лягушка с узелком и направляется к теремку.
    Лягушка: Что за славный теремок!

    Ах, какое чудо!
    Он не низок, не высок,
    Рядышком от пруда!
    Из трубы дымок идет.
    Дверь мне отворите!
    Кто тут в тереме живет,
    Ну-ка, говорите!
    Из окна выглядывает Мышь.
    Мышка: Мышка здесь живет норушка!
    Кто ты будешь, отвечай!
    Лягушка: Я Лягушка-Поскакушка,
    Будем пить с тобою чай!
    Я умею плавать брасом,
    Воду из реки носить.
    Со своим пришла матрасом
    И прошу меня пустить!
    Мышка: Для тебя найдется место,
    Веселее жить вдвоем.
    Вот сейчас замесим тесто,
    А потом чайку попьем!
    Лягушка входит в дом. Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Зайчик с узелком и направляется к теремку.
    Зайчик: Что за славный теремок
    Вырос среди леса?
    Заяц-принц здесь жить бы мог
    С заячьей принцессой!
    Посажу я огород
    Рядом на лужайке.
    Кто тут в тереме живет,
    Расскажите Зайке!
    Мышка выглядывает из окна.
    Мышка: Мышка здесь живет норушка.
    Лягушка выглядывает из окна.
    Лягушка: Кто тревожит наш покой?
    Я Лягушка-поскакушка.
    Говори, кто ты такой!
    Зайчик: Открывайте, это я –
    Зайчик-побегайчик!
    Вы пустите жить меня,
    Я хороший Зайчик!
    Я полы умею мыть
    И махать ушами.
    Мышка (Лягушке): Может, пустим Зайца жить?
    Лягушка (Зайчику): Оставайся с нами!
    Зайчик заходит в дом. Мышка и Лягушка прячутся. На поляну из-за деревьев выходит Лиса с узелком и направляется к теремку.
    Лиса: Вот так терем-теремок,
    Ладный да нарядный!
    Чую яблочный пирог…
    Где здесь вход парадный?
    Эй вы, мил честной народ,
    Отворяйте двери!
    Кто тут в тереме живет,
    Люди али звери?
    Мышка выглядывает из окна.
    Мышка: Мышка здесь живет норушка.
    Зайчик выглядывает из окна.
    Зайчик: И ушастый Зайка!
    Лягушка выглядывает из окна.
    Лягушка: И Лягушка-поскакушка.
    Кто ты, отвечай-ка!
    Лиса: Про красавицу-Лису
    Слух давно ведется.
    Знают все меня в лесу!
    Зайчик: Место ей найдется!
    Мышка: Заходи, кума, смелее,
    Вот как раз готов обед.
    Лягушка: Вместе будет веселее!
    Лиса входит в дом.
    Лиса: Лучше дома в мире нет!
    Все обитатели теремка скрываются в нем. На поляну из-за деревьев выходит Волк с узелком и направляется к теремку.
    Волк: Вот хоромы так хоромы –
    Здесь простора хватит всем!
    Что молчите? Есть кто дома?
    Да не бойтесь вы, не съем!
    Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.
    Мышка: Мышка здесь живет норушка.
    Зайчик выглядывает из окна.
    Зайчик: И ушастый Зайка!
    Лягушка выглядывает из окна.
    Лягушка: И Лягушка-поскакушка.
    Лиса: И Лиса, хозяйка!
    Не возьму я что-то в толк,
    Кто ты?
    Волк: В дом пустите!
    Я совсем не страшный волк!
    Сами посмотрите!
    Зайчик: Ладно, Серый, заходи,
    Только не кусайся!
    Лягушка: Сразу выгоним, учти,
    Коль обидишь Зайца!
    Волк входит в дом. Все обитатели теремка выглядывают в окошки.
    Все жители теремка (хором): Мы теперь одна семья
    И гостям всем рады!
    Из-за деревьев выходит Медведь с узелком и идет к теремку.
    Медведь: С вами жить хочу и я!
    Все (хором): Нет, Медведь, не надо!
    Медведь (обиженно): Зря вы так. Я пригожусь!
    Мышка: Больно ты огромен.
    Медведь: Да не бойтесь, помещусь.
    Я в запросах скромен.
    Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает. Жители теремка плачут на развалинах.
    Мышка: Что ж ты, Мишка, натворил?
    Лягушка: Мы ж предупреждали.
    Зайчик: Теремок наш развалил!
    Лиса: Без угла оставил!
    Медведь: Ну, простите вы меня,
    Я ведь не нарочно.
    Хоть упал ваш домик с пня,
    В нем и так жить можно.
    Мышка: Где же подпол, чтоб хранить
    На зиму запасы,
    Жарким летом – холодить
    Бочку с мятным квасом?
    Лягушка: Где же мой большой чулан,
    Мокрый, с комарами?
    Лиса: И светелка, чтобы там
    Прясть мне вечерами?
    Зайчик: Где крылечко в огород?
    Волк: И сторожка рядом –
    Вдруг без спроса кто придет,
    А ему не рады?
    Медведь: Да-а! И печки нет, чтоб греть
    Мне зимою спину…
    Зайчик: Ах, зачем же ты, медведь,
    Домик опрокинул?
    Лиса: Жить теперь-то будем как?
    Медведь (со вздохом) Не могу представить!
    Лягушка (Медведю) Если сделал что не так,
    То сумей исправить!
    Волк: Хоть и виноват медведь,
    Мы ему поможем!
    Зайчик: Чем о домике жалеть,
    Лучше новый сложим!
    Медведь ставит новый теремок на место старого.
    5. Литературная викторина для детей и родителей «Узнай сказку».
    1. Сидит в корзине девочка
    У мишки за спиной.
    Он сам, того не ведая,
    Несет ее домой
    . (Маша и Медведь)
    2. Удивляется народ:
    Едет печка, дым идет,
    А Емеля на печи
    Ест большие калачи!
    (По-щучьему велению)
    3. Внучка к бабушке пошла,
    Пироги ей понесла.
    Серый волк за ней следил,
    Обманул и проглотил
    . (Красная шапочка)
    4. Кто работать не хотел,
    А играл и песни пел?
    К брату третьему потом
    Прибежали в новый дом.
    (Три поросёнка)
    5. Девочка спит и пока что не знает,
    Что в этой сказке ее ожидает.
    Жаба под утро ее украдет,
    В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)
    6. Красна девица грустна:
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко!
    Слезы льет бедняжка!..
    (Снегурочка)
    7. На сметане мешен,
    На окошке стужен,
    Круглый бок, румяный бок
    Покатился ...
    (Колобок.)
    8. У отца был мальчик странный,
    Человечек деревянный
    На земле и под водой
    Ищет ключик золотой?
    Всюду нос сует он длинный.
    Кто же это?.. (
    Буратино.)
    9. Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом.
    Кто же были эти
    Маленькие дети?
    (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
    10. Возле леса, на опушке
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки.
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
    (Три медведя.)
    11. Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор
    ... (Айболит.)
    6. Заключительная часть.

    Ведущий: Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.
    Решение родительского собрания:
    1. В детском саду и дома ежедневно читать детям литературные произведения разных жанров;
    2. Регулярно разучивать с детьми стихотворения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

    Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...

    "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

    Консультация о значении чтения художественной литературы в речевом развитие дошкольников....

    Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

    Звучит музыка, родители проходят на места.1.Выступление воспитателя.            Добрый вечер уважаемые родители тема нашего собрания «Роль ...

    Родительское собрание в нетрадиционной форме (круглый стол) на тему: "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

    Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наи...

    Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

    Данный документ отражает успешный ход собрания с полным достижением поставленой цели....

    Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

    Родительское собрание для родителей детей старшего возраста о значении чтения художественной литературы....