Главные вкладки

    Родительское собрание:«Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
    консультация на тему

    Мищенко Виктория Александровна

    Родительское собрание

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sobranie.docx37.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему:

    «Роль чтения художественной литературы в жизни детей

    дошкольного возраста»

    Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге, помочь

    родителям понять значимость литературного воспитания детей.

    Задачи:

    1. Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом

    развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

    2. Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного

    чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

    Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной

    литературой.

    3. Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в

    ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных

    театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать

    родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов,

    направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

    Ход собрания:

    Как вы считаете имеет ли значение чтение худ лит-ры  в развитие и воспитание вашего ребенка?

    Как вы думаете какое?

    Как часто вы читаете сказки своему ребенку? Какие сказки нужно читать? Предлагаю вам послушать консультацию по этой теме:

    Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Как говорил Антон  Павлович  Чехов: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о русских традициях. Наши дети всѐ реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бетманы, роботы, Винкс и т.д. И это очень печально: ведь в наших сказках герои не только помогают в чѐм – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперѐд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребѐнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению  с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всѐ то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. По мнению многих психологов (О.Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Помните, книги – это наши друзья и верные помощники. Мы – дети и взрослые - любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы у взрослых  была память о детстве, откуда все мы родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…  А сейчас мы предлагаем вам, дорогие родители, проявить свои умения и знания в викторине «Мы - читающая семья».

    1. Литературная викторина:

    1.Возле леса, на опушке,

    Трое их живет в избушке.

    Три кровати, три подушки.

    Угадайте без подсказки

     Кто герои этой сказки? {Три медведя.)

    2.Летела стрела и попала в болото,

    А в этом болоте поймал ее кто-то.

    Кто, простившись с зеленою кожей,

    Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна - лягушка.)

    Всех на свете он добрей,

    3.Лечит он больных зверей.

     И однажды из болота

    Вытащил он бегемота.

    Он известен, знаменит

    Это... (доктор Айболит).

    4.С букварем шагает в школу

     Деревянный мальчуган.

     Попадает вместо школы

     В полотняный балаган.

    Как зовется эта книжка?

    Как зовется сам мальчишка?

    (Буратино.)

    5.На сметане" мешен,

     На окошке стужен,

    Круглый бок, румяный бок,

    Покатился... (Колобок).

    6.Бабушка девочку очень любила,

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла свое.

    А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)

    7.Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему

    хотенью" (Емеля.)

    8.Он весел и незлобен,

    Этот милый чудачек.

     С ним хозяин, мальчик Робин, и

    приятель Пятачок.

    Для него прогулка праздник.

    И на мѐд особый нюх.

    Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини - Пух)

    Воспитатель:

    Исходя из этого можно сделать вывод :

    Как вы думаете имеет ли зачение художественная литература в жизни ребенка?

    Познавательное занятие «Огонь – наш друг».

    Цель: рассказать об открытии человеком огня; как огонь дошёл до наших дней, как он помогает человеку; дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, о правилах обращения с огнём. Воспитывать осторожное отношение к огню.

    Ход:

    - Дети, в каждом доме есть огнь. Где его можно взять? (спички, зажигалки, электрические лампочки и т. д.) Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

    Д/и: «Какой бывает огонь?».

    - Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей).

    - Нет, человек научился добывать огонь. Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно. Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.

    - Что нужно класть в костёр, чтобы он горел? (палки, ветки, дрова, листья и т. д.)

    Дидактическая игра «Что горит, что не горит».

    - Человеку понравилось жить с огнём, и он задумался, как же получается огонь. И как то человек заметил, что при соприкосновении одного камня с другим получаются искры. Знания древних людей используются и сейчас. Посмотрите на зажигалку, из искры появляется огонь. А камень в зажигалке называется кремень. Огонь стал для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины. Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей. Шли годы и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину. Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер – стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Всё это добрый огонь. Прошло много лет. Люди придумали электричество. Сейчас у нас много электрических приборов. Какие электрические приборы есть у вас дома? (ответы детей)

    - Да, теперь в наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др.

    Нам без доброго огня

    Обойтись нельзя и дня

    Он надёжно дружит с нами,

    Гонит холод, гонит мрак,

    Он приветливое пламя

    Поднимает, будто флаг.

    Всем огонь хороший нужен

    И за что ему почёт,

    Что ребятам греет ужин

    Режет сталь и хлеб печёт.

    (Е.Ильин)

    - Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Значительную часть человек проводит свою жизнь в домашних условиях - дома, в квартире. Загляни в любую квартиру: мы найдём десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические приборы (плиты, чайники, утюги, телевизоры). А сколько различной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты. Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы. И напоминайте об этом своим родителям.

    Ленту гладила Анюта

    И увидела подруг.

    Отвлеклась на три минуты

    И забыла про утюг.

    Тут уж дело не до шутки!

    Вот что значит три минутки.

    Ленты нет, кругом угар –

    Чуть не сделался пожар!

    (Б.Миротворцев).

    А сейчас дети, отгадайте загадки:

    - Красный петушок

    По жердочке бежит (огонь).

    - На привале нам помог:

    Суп варил, картошку пёк.

    Для похода он хорош

    Да с собой не понесёшь (огонь).

    - То назад, то вперёд

    Ходит, бродит пароход

    Остановишь – горе!

    Продырявит – море (утюг).

    - Дом – стеклянный пузырёк,

    А живёт в нём огонёк

    Днём он спит, а как проснётся

    Ярким пламенем зажжётся (электрическая лампочка).

    - Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

    Больше греться не хочу

    Крышка громко зазвенела:

    «Пейте чай, вода вскипела!» (чайник).

    - Он с хоботом резиновым,

    С желудком парусиновым.

    Как загудит его мотор,

    Глотает он и пыль, и сор. (пылесос).

    - Ребята, давайте нарисуем добрый огонь.

    Практическая деятельность

    Подведение итогов

    - Помните: неосторожное обращение с огнём приводит к пожарам, огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей.

    Человеку друг огонь,

    Только зря его не тронь!

    Если будешь баловать,

    То беды не миновать,

    От огня несдобровать.

    Знайте, в гневе он сердит,

    Ничего не пощадит.

    Уничтожить может школу,

    Поле хлебное, твой дом

    И у дома всё кругом

    И, взметнувшись до небес,

    Перекинуться на лес.

    Гибнут в пламени пожара

    Даже люди иногда,

    Это помните всегда!

    «Берегите лес от пожара»

    Познавательная беседа «Береги лес от огня»

    (подготовительная группа)

    Автор: воспитатель 1 категории

    МАДОУ «Детский сад № 5 «Норильчонок»

    Лоскутова Марина Николаевна

    г. Норильск

    Задачи: Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья. Познакомить с правилами поведения при пожаре. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство дружбы и товарищества.

    Предварительная работа: Чтение художественной литературы: С. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Б. Житков «Дым», «Пожар».

    Оборудование: Альбом с иллюстрациями «Детям о правилах пожарной безопасности». Издательство «СОУЭЛО» 2002 г. Художник Ю. К. Школьник, игровой дидактический материал по экологии «Береги живое» 1- 2 части .

    Ход беседы:

    Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

    Рыжий зверёк по дереву ползёт

    Дерево гибнет, зверёк растёт. (Огонь)

    Яркий светлячок, проглотил сучок

    Засветился, заискрился, в мак огромный превратился. (Огонь)

    Молодцы, ребята! Огонь- одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Расскажите, как вам помогает огонь? (Ответы детей) .

    Но, огонь бывает разный -

    Бледно-жёлтый, ярко-красный,

    Синий или золотой.

    Очень добрый, очень злой.

    Люди научились добывать и сохранять огонь, но если огонь выйдет из под контроля, он превращается в страшное бедствие. Костер, если его не сторожить, может принести беду. Все видели, хотя бы по телевизору, как горят леса, огонь уничтожает все живое и маленьких птенчиков в гнездах, и ушастых зайчишек.

    Конечно, пожар сам по себе не возникнет. Каждый раз они вспыхивают лишь тогда, когда по нашему недосмотру на свет вырывается «злой огненный джин». Кто-то обронил в лесу спичку или не погасил разведенный костер, и злой джин тут как тут. Вначале маленький, тлеющий, но потом разрастается до огненной стены во все небо. (Показ иллюстраций о лесных пожарах). Но не только спички могут стать причиной пожаров. Пожар может произойти даже от брошенной на сухую листву пустой бутылки, стеклянной банки. Солнечные лучи, проходя через стекло, как через лупу нагревают и воспламеняют сухую траву, листву или даже шишку.

    Мы вчера ходили в лес,

    Ну а ночью он исчез.

    Так от нашего костра

    Целый лес сгорел дотла!

    Сейчас я загадаю вам загадки, если отгадаете, то узнаете, какие «слуги» костра могут стать причиной пожаров:

    В воду идет красный,

    А из воды – черный (уголь).

    Я мала, да зла,

    Чуть – чуть свечу,

    Иногда так упаду,

    Что много горя принесу. (искра)

    Костер–это всегда опасность для леса, но эта опасность и для нас с вами. Если не соблюдать правила безопасности, можно пострадать. Что может случиться с человеком около костра? (Ответы детей) .

    Ожог, если мы схватимся за уголек или сунем руку в огонь. Но многие из вас говорили, что для разведения огня собирали веточки, сучья, коряги, но ведь все деревья разные и горят по-разному. Например, хвойные деревья содержат много смолы. Смола плавится и надувается, образуя пузырьки, которые лопаются. Брызги разлетаются в разные стороны. Если вы стоите близко к костру, то они могут попасть вам на кожу, в глаза и нанести вред.

    Запомните:

    - Нельзя разводить костры без взрослых

    - Нельзя разводить костры в не предназначенном для этого месте

    - Нельзя близко стоять около костра

    - Нельзя бросать в огонь предметы.

    Всегда интересно бросит в горящий костре банку, пакет, пластиковую бутылку или еще что-нибудь и стоять смотреть, что же будет. А вот этого делать нельзя. Каждый предмет при нагревании ведет себя по-разному: баллончики и банки взрываются, осколки разлетаются в стороны и могут ранить или вызвать пожар. Пластмасса выделяет ядовитые вещества, вдыхая их, можно отравиться. Как видите, шалости с огнем несут в себе опасность.

    Но если случилась беда. Как себя вести? Что делать? (Ответы детей.)

    Воспитатель. Конечно, лесной пожар вы не потушите, тут нужна работа команды профессионалов-пожарных. Вы должны обязательно сообщить о случившемся пожаре взрослым и в пожарную часть. Скажите, пожалуйста, кто из вас знает номер телефона пожарной части? (Ответы детей.)

    Если вдруг пожар возник,

    То звонить обязан вмиг,

    Как и всякий гражданин

    В часть к пожарным “01”.

    А вы знаете ребята, чем затушить начинающийся пожар и затушить костёр, если он вам уже не нужен и вы уходите с места отдыха? (Ответы детей.)

    Молодцы, правильно водой, огнетушителем. Но кроме воды огонь можно засыпать песком. Но лучше всего не допускать пожаров в лесу. Пожар – это всегда страшное бедствие для всего живого. Запомните ребята – берегите лес! Будьте внимательны! Соблюдайте меры пожарной безопасности!

    (На следующий день после беседы можно провести викторину по проведённой беседе) .

    Вопросы к викторине:

    1. Какую пользу приносит огонь для людей?

    2. Какой вред наносит огонь?

    3. Какие «слуги» огня могут стать причинами пожаров?

    4. Можно ли без взрослых брать спички и разводить костры?

    5. Какие правила нужно соблюдать у костра?

    6. Какие ещё бывают причины возникновения в лесу пожаров?

    7. Как себя вести при возникновении пожара?

    8. Какой номер телефона используют при вызове пожарных?

    9. Что нужно сделать, чтобы затушить костёр?

    10. Расскажите, какие правила поведения в лесу вы запомнили?

    В викторине побеждают дети, набравшие большее количество правильных и полных ответов.

    Беседа на тему:

    «Пожар в квартире»

    Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и как вести себя во время пожара.

    Приходит Буратино.

    Здравствуйте ребята! Я пришёл поговорить с вами о пожаре.

    Скажите, почему может возникнуть в квартире пожар?

    Правильно, забыли выключить электроприборы, неисправная электропроводка, незатушенная сигарета, детские шалости со спичками, зажигалкой.

    Ребята, что надо делать, если возник пожар?

    Если дома есть взрослые, надо скорее бежать к ним за помощью! А если дома никого нет?

    Правильно, надо вызывать бригаду пожарных. Для этого надо набрать по телефону 01. Запомните этот номер. Говорить по телефону нужно чётко, ясно указать свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж. А вы знаете свой адрес?

    Самое главное, не паникуйте, не бегайте зря по квартире и не пытайтесь сами потушить огонь. Вызвав пожарных, плотно захлопните дверь в квартиру и бегите на улицу. Постарайтесь сообщить о пожаре соседям.

    Надо запомнить правила поведения при пожаре:

    Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар, этим вы увеличите тягу, и огонь станет сильнее.

    Не тушите водой включённые в сеть электроприборы, вас может ударить током! Вилки электроприборов нужно сначала вынуть из сети.

    Во время пожаров очень опасен не только огонь, но и дым. В современных квартирах большая часть мебели изготовлена из химических веществ, которые при горении выделяют ядовитые газы. Достаточно два-три раза вдохнуть такой ядовитый дым, и можно потерять сознание. Поэтому сразу обмотайте лицо мокрым полотенцем или платком и передвигайтесь по квартире пригнувшись, поскольку внизу ядовитого газа меньше. Но главное – побыстрее покиньте горящую квартиру!

    Ребята, вы запомнили все эти правила?

    Тогда молодцы! Пойду скорее другим ребятам расскажу! До скорой встречи!

    Беседа на тему:

    «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой»

    Цель: Познакомить детей с работой пожарников.

    Приходит Буратино.

    Здравствуйте, ребята! Я тут услышал стихотворение, послушайте:

    С дымом мешается облако пыли.

    Мчатся пожарные автомобили,

    Щёлкают звонко, тревожно свистят,

    Медные каски рядами блестят.

    Миг – и рассыпались медные каски.

    Лестницы выросли быстро, как в сказке.

    Люди в брезенте – один за другим –

    Лезут по лестницам в пламя и дым…

    Про что и про кого это стихотворение? Верно! Про пожарников и пожарные машины.

    В чём состоит работа пожарных? Да, тушат пожар. Но пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не строят дома, заводы. На пожарную безопасность проверяют магазины, школы, детские сады. А ещё пожарные постоянно тренируются, занимаются в спортивных залах, чтобы во время пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.

    А как одеты пожарные? Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь! А вот если увидели огонь или почувствовали дым, что надо сделать? Правильно! Набрать по телефону номер 01 и вызвать бригаду пожарных. А на чём передвигаются пожарные по городу? Да, на специально оснащённых пожарных машинах. А как выглядит пожарная машина? Да, она ярко-красного цвета с лестницей со шлагами. (Показывает картинку) Вот посмотрите, какая она.

    А чем пожарные тушат бушующее пламя? Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащийся в огнетушителях.

    Вот молодцы ребята! Много знаете про пожарников. Пойду-ка я расскажу всё это своему другу. До скорой встречи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в старшей группе "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

    Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак ...

    "Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста"

    Консультация о значении чтения художественной литературы в речевом развитие дошкольников....

    Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

    Звучит музыка, родители проходят на места.1.Выступление воспитателя.            Добрый вечер уважаемые родители тема нашего собрания «Роль ...

    Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

    Данный документ отражает успешный ход собрания с полным достижением поставленой цели....

    Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

    Родительское собрание для родителей детей старшего возраста о значении чтения художественной литературы....

    Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст

    laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают  мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей  к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...