Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Косоухова Наталья Николаевна

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т.д. По признанию педагогов и психологов (А. Г. Асмолов, Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и д.р.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте интенсивно происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx106.17 КБ

Предварительный просмотр:

структурное подразделение детский сад «Золотой петушок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением отдельных предметов

п.г.т. Усть-Кинельский городского округа Кинель Самарской области

                                                                                                                         

Программа

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Родной свой край люби и знай!»

Автор-составитель: воспитатель первой категории

Косоухова Наталья Николаевна

2015г.

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству». 

Л.С.Лихачев.

Аннотация

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т.д. По признанию педагогов и психологов (А. Г. Асмолов, Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и д.р.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте интенсивно происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.

Патриотическое воспитание дошкольников – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, дом, семью, родной город, родную природу, культуру у своего народа, своей нации. Это толерантное отношение к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Важность патриотического воспитания подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говориться о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).  В данном стандарте ставятся следующие цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте. 

Семья - Детский сад - Родной поселок – Родная земля Самарская - Россия.

Пояснительная записка.

Настоящая программа по нравственно-патриотическому воспитанию предназначена для детей дошкольного возраста (5-7 лет). Программа рассматривает задачи основной общеобразовательной программы СП «Золотой петушок», и направлена на воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, Родине, на развитие интереса к русским традициям.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые пока не имеют четких очертаний. В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.

Решение проблемы формирования патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растет новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения- со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.

Процесс обучения основан на использовании принципа интеграции и позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности. А также работа построена с учетом принципов:

- системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу для ребенка данного возраста;

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

При разработке программы были изучены следующие материалы по данной проблеме: «Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание)» Н. В. Алешина. – М., 2011., «Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников» Современное дошкольное образование. 2010. №1., методические рекомендации «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. и др. – ООО Издательство «Детство-Пресс»,  2013. – 191 с. и др.

Цель программы: формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста к своей семье, детскому саду, городу, стране.

Задачи программы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста(5-7  лет):

- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким ;

- формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям ;

- формирование представлений о России как о родной стране, о городе Самаре, о Москве как о столице России ;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово ;

- воспитание нравственно- патриотических чувств посредством изучения государственной символики России. 

Решая задачи по патриотическому воспитанию, педагог должен строить свою работу учитывая следующие принципы: непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности. 

Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Срок реализации программы рассчитан на два года обучения.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной  логической последовательности и представлен в следующих блоках:

-«Я и моя семья»

- «Мой любимый детский сад»;

- «Мой родной поселок»;

- «Родная природа»;

- «Родная земля Самарская»;

- «Страна, её столица, символика»;

- «Культура и традиции»;

- «Защитники отечества».

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.  

Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Структурная организация игровых занятий.

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочными историями, проводятся игры - драматизации,  беседы, экскурсии, тематические развлечения. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 20 - 25 минут для детей 5 - 6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.

Каждое занятие начинается с игровой ситуации. Рассматривая ее, дети учатся делать выводы о культуре поведения и личностных взаимоотношениях. Заканчивается каждое занятие повторением: что нового и интересного узнали, чему научились, что вызвало трудности.

Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о городе, культурных традициях. Тематика занятий сохраняется, но при этом объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей.

Содержание образовательных ситуаций по нравственно-патриотическому воспитанию предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы с другими разделами образовательных областей. Так, например, с областью «Художественно-эстетическое развитие» - детям часто даются задания на рассматривание картин; с областью «Речевое развитие» - дети составляют короткие рассказы и т.д.

Взаимодействие с родителями

Осуществление полноценного образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Формирование духовности, развития интереса к традициям, формирование бережного отношения к природе, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улицы, городу, Родине особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной беседы родителей с детьми. Без поддержки и систематических бесед в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное формирование нравственно-патриотического воспитания.

Основные понятия, термины в программе

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Традиция - (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни;

Традиция – разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Для традиций характерны: бережное отношение к сложившемуся раннее укладу жизни как к культурному наследству прошлого. Традиции бывают: национальные, культурные, бытовые. Известно, что традиция включает в себя не только передачу в течение длительного времени в определенных социальных группах от поколения к поколению отобранных духовных ценностей: идей, обычаев, норм поведения, обрядов, но и приспособление их к новым условиям жизни, их видоизменение и трансформацию. Благодаря традициям всякая система жизнедеятельна. Ценность традиции – умение новых поколений увидеть, узнать и понять эти вечные истины в старых традиционных формах.

Обычаи – это общепринятый, установившийся, традиционный порядок, издавна укоренившийся в быту какого-либо народа.

Фольклор - это устное поэтическое творчество широких народных масс.

Основные направления воспитательно-образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

Физическое развитие

- формирование представлений о здоровом образе жизни;

- воспитание потребностей в физическом самосовершенствовании.

Социально-коммуникативное развитие

- ознакомление с культурными ценностями своего народа;

- формирование интереса к ознакомлению с родным городом, краем, их географией, историей и культурой;

- формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, т.е. усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности.

Познавательное развитие

- способствование овладению детьми элементарными сведениями истории, географии и культуры своей Родины;

- формирование культуры быта;

- воспитание потребностей в труде как способе обеспечения потребностей человека;

- формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций;

- формирование начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Художественно-эстетическое развитие

- формирование эстетического отношения к миру и способствование художественному развитию ребенка средствами искусства;

Материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществляется поэтапно, ступенчато.

Совместная деятельность с детьми:

- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации, подвижные);

- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг; детских иллюстрированных энциклопедий;

- создание ситуаций морального выбора, специальные рассказы детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

- сезонные наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке;

- изготовление атрибутов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций, изготовление сувениров;

- оформление выставок работ народных мастеров, произведений народно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года и др.), выставок детского творчества;

- викторины;

- инсценирование и драматизация;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (быта и др.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного и пр.);

- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) на темы народных произведений;

- слушание и обсуждение народной, классической музыки;

Мероприятия: тематические досуги, праздники, театрализованные представления, конкурсы, экскурсии.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

социально – личностное развитие: ситуативные беседы, помощь взрослым;

познавательно-речевое развитие: свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций; ситуативные разговоры с детьми;

художественно-эстетическое развитие.

Самостоятельная деятельность детей:

Индивидуальные и совместные игры, работа в уголках книги, театра, рассматривание книг, иллюстраций, репродукций и др.

Формы работы с родителями:

- индивидуальные консультации, беседы ;

- фотовыставки «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду», «Мой любимый город»;

- консультация для родителей «Как правильно беседовать с ребёнком», «О знакомстве детей с родным городом», «Как пробудить у ребёнка интерес к истории нашего города» и др.

- анкетирование родителей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию».

Учебный план непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы

(1 НОД в неделю, 36 в год)

Название блока

Количество занятий

Часы

«Я и моя семья»

4

1ч.40м.

«Мой любимый детский сад»

2

50м.

«Мой родной поселок»

3

1ч.15м.

«Родная земля Самарская»

1

25м.

«Родная природа»

6

2ч.30м.

«Страна, её столица, символика»

5

2ч.05.

«Культура и традиции»

6

2ч.30м.

«Знаменательные даты»

8

3ч.20м.

Итоговое занятие

1

25 м.

Итого:

36

Учебно-тематический план (старшая группа)

Месяц

Темы НОД

Задачи

Формы деятельности

Используемая литература

Сентябрь

«Семья и родной дом»

Формировать представления о мире семьи Обобщить эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях.Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.Воспитывать у ребёнка привязанность к семье

«Ознакомление с художественной литературой», «Развитие речи»

Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня».

С/р игра «Семья».

Рисование «Моя семья»

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Зеленова Н.Г.

Осипова Л.Е.

«Мы живём в России»

«Я и моё имя»

Закреплять знания детей об имени, отечестве, фамилии родственников.

Дать представление о родословной

Познакомить детей со значением их имён, имён их родителей

Составление генеалогического древа семьи (2-3поколения) совместно с родителями. Чтение Я.Аким «Кто кому кто», Л.Короткова «Висляткин ключ» Д/игра «Назови ласково»

«Для чего человеку имя?» (беседа)

«Полное" и "неполное" имя (игра)

Этюд  «Назови ласково» Изготовление именных карточек

Рисование на тему «Мой лучший друг»

Развлечение «Друг в беде не бросит»

Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?»  Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников  и младшего школьного возраста»

«Мои друзья»

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Расширять представления о дружбе.

Развивать эмоциональную отзывчивость

Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена»

Беседа «Что такое дружба»

Исполнение песен о дружбе

Масалова Л.Л.

«Я и мир»

«Праздник детского сада – нашего родного дома»

Формирование любви к детскому саду, сверстникам и педагогам

Развитие положительных эмоций и впечатлений

Воспитание доброжелательных отношений между детьми

Экскурсия по детскому саду

Сюжетно - ролевые игры

Совместно с музыкальным руководителем разучивание и исполнение песен о детском саде

Выставка детских работ на тему «Мой любимый детский сад»

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду»

Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы»

Арапова-Пискарепа Н.А. «Мой родной дом»

Октябрь

Беседа

«Мой край родной»

Подвести детей к пониманию того, что мы живём в п.г.т. Усть-Кинельском

Обогащать речь детей новыми словами: газон тротуар, проезжая часть, пешеходный переход

Экскурсия по поселку

(совместно с родителями)

Рассматривание фотоматериала

с изображением достопримечательнос-тей п.г.т Усть-Кинельский

Конкурс рисунков «Наш поселок глазами детей»

Ветохина А.Я.

Дмитренко З.С. и др. «Нравственно-патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста»

«История возникновения родного поселка»

Познакомить с историей возникновения п.г.т. Усть-Кинельский

Воспитывать интерес к истории родного края

Экскурсия в краеведческий музей

Кривобоков В. И., Кудряшова О. Н. «История Междуречья»

«Достопримечательности нашего поселка»

г. Кинель, история и настоящее города

 Познакомить с основными достопримечательностями поселка и г. Кинель

Беседа.

Рассматривание открыток

Кривобоков В. И., Кудряшова О. Н. «История Междуречья»

Осенняя ярмарка «Что нам осень принесла»

Закрепление знаний детей о характерных для октября явлениях природы. Воспитывать бережное отношение к родной природе города

Использование пословиц и поговорок об октябре

Исполнение детьми попевки «Восенушка-осень»

Рисование на тему «Наш поселок  в октябре»

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Игра-развлечение «Осенины»

Знакомить детей с русскими народными праздниками, c традицией празднования «Осенин». Побуждать детей восхищаться красотой осенней природы.

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

Разучивание стихов и песен об осени,
Русская народная игра: «Вышел Ваня погулять..»

Изготовление украшений для музыкального зала

Гаврилова И.Г.

«Истоки русской народной культуры в детском саду»

Ноябрь

«Золотая осень»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте

Пробуждать эстетические чувства

Воспитывать умение наблюдать явление природы и восстанавливать связь между ними

Побуждать детей любоваться красотой

осенних деревьев

Обогащать словарь детей: рябиновый,

берёзовый, липовый

кленовый

Познакомить детей с поэтическими

представлениями русского народа об осени

Беседа об осенних примета

Рассматривание осенних пейзажей

Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды

Д/игры: «Овощи и

фрукты», «С какого дерева лист»

Народная игра «Царь-картошка»

Аппликация «Соберём урожай»

Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»

Чтение А.С.Пушкин

« Уж небо осенью 

дышало…»

И.Соколов-Микитов

«Осень в лесу»

Экскурсия по экологической тропе (на территории детского сада)

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе

Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропы

Коллективные наблюдения за признаками осени

Сбор природного материала

Выставка «Дары земли русской»

Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»;

Т.И.Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе» Л.Пантелеева «Играем в камешки»

«Лес в жизни человека»

Дать представления о значении леса для человека:

оздоровительном, эстетическом, хозяйственном

Уточнить представления о правилах поведения в лесу

Воспитывать желание бережно относиться к лесу

Экскурсия на выставку «Лес в жизни человека»

Пословицы о лесе

Обсуждение правил поведения в лесу

Рисование на тему «Самый красивый лес»

Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»

Декабрь

«Преданья старины глубокой»

Познакомить детей с историей нашего государства

Вызвать эмоциональный отклик на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения

Рассказ воспитателя об истории государства

Прослушивание отрывка из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»

Смирнова Т.В.

Филиппова Т.Ю.

«Дошкольникам о Москве и родной стране»

«Как велика моя земля, как широки ее просторы»

Закрепить знания детей о названии страны, о разнообразии природы

Дать детям знания о богатствах России

Воспитывать стремление беречь и приумножать их

Воспитывать чувство гордости за свою страну

Использование иллюстраций с изображением лесов, рек, морей, гор

Чтение стихотворения Н.Забила «Наша Родина»

Прослушивание русской народной песни «Березонька»

Смирнова Т.В.

Филиппова Т.Ю.

«Дошкольникам о Москве и родной стране»

«По Новогодней карте»

Беседа о праздниках

- рассказ воспитателя о времени встречи Нового года и воображаемое путешествие по карте

- беседа о Новогодних символах

- рассказ о новогодних обычаях России и других стран

Формировать гражданско-патриотические чувства

Загадки о зиме.

Рисование на тему:

«Новогодний праздник в детском саду»

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями)

Аппликация «Ёлка»

Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?»

Развлечение «Праздник новогодней ёлки».

Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной ёлкой

Воспитывать желание дарить подарки своим близким

Разучивание стихов, песен, танцев

Изготовление атрибутов для украшения группы,

новогодних игрушек

Конкурс на лучшую новогоднюю открытку, сувенир, поделку и т.д.

Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?»

Январь

«Наша Родина-Россия!»

Расширять знания детей о Родине

Вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины

Чтение стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Чтение и объяснение значения пословиц о Родине

Смирнова Т.В. Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»

Государственные символы России: герб, флаг, и гимн.

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России гербе, флаге

Сформировать уважительное отношение к государственным символам

Закрепить знания  детей символическим  значением герба РФ, цветов флага

Использование макетов герба и флага России

Прослушивание фонограммы гимна России

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»

«Самара-городок»

Продолжить знакомить детей с историей родного края. Познакомить с символикой города Самара

Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за него

Использование фотографий города. Рассматривание герба г.Самары. Рисование герба на фоне музыкального сопровождения

Развлечение «Рождественские посиделки»

Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника-Рождества Развивать речевые, музыкальные, коммуникативные способности детей Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России

Пение русских народных песен, частушек, колядок Народные игры

Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду»

Февраль

«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!»

Закрепить знание детей о Москве (символика, расположение на карте страны)

Дать представление о том, что Москва-главный город России. Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране

Просмотр видеофильма «Москва-столица России»

Чтение стихов о Москве.Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве)

Оформление стенда «Москва-главный город страны» (вместе с родителями). Сюжетно ролевая игра «Экскурсия по Москве»

Смирнова Т.В. Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»

«Наша армия сильна!»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины

Развивать патриотические чувства

Беседа «Что такое героизм?» Чтение: С.Маршака «Наша армия», Я.Акима «Земля»

Конкурс рисунков «Мой папа-солдат» Аппликация «Подарки для папы»

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»

«Знакомимся с образами защитников»

Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию Развивать интерес к прошлому своей страны Воспитывать уважение к выдающимся людям и желание быть полезным своей Родине

Рассказ воспитателя Использование репродукций портретов А.В.Суворова

Фотографии выдающихся земляков

Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

Спортивный праздник «Русские богатыри»

Воспитывать чувство гордости за наших славных воинов Развивать физические качества: силу, ловкость Быстроту

Развивать умение действовать в коллективе

Разучивание стихов, песен о защитниках Отечества

Инсценировка песни «Бескозырка белая» и других

Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

Март

«Мама-главное слово»

Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека

Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье

Воспитывать духовно- нравственные чувства

Разучивание стихов, песен о маме

Изготовление подарков для мам и бабушек, праздничных атрибутов для оформления музыкального зала к утреннику

Выставка детских рисунков « Вот какая мама»

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.«Мы живём в России»

«Наша дружная семья»

Продолжить формирование представлений детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей

Рассматривание фотографий семьи одного из детей Беседы, рассказы детей о родителях: что делают мама, папа дома, как помогают друг другу и заботятся обо всех

Проведение «этической» зарядки «Делай как я»

Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Пожилые люди»

Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков

Формировать умение понимать и анализировать смысл пословиц

Воспитывать любовь и уважение к пожилым людям

Рассматривание фотографий бабушек и дедушек

Разучивание стихотворений
Рисование на тему «Моя семья»

Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Широкая Маслени-ца»

Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами,

с обрядовыми народными праздниками

Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне

Разучивание русских народных игр: «Колышки», «Удочка» Развлечение «Приди, Весна, с милостью…»

Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду»

Апрель

«Хозяйкины помощники»

Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр. Воспитывать интерес к прошлому нашей страны

Посещение детьми мини-музея «Русская изба»

Имитация детьми стирки белья. Слушание и исполнение русских народных песен

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Шутку шутить – людей насмешить»

Познакомить детей с потешным фольклором

Воспитывать интерес к истории свой страны

Составление детьми потешного рассказа

Использование скороговорок, небылиц, потешек

Загадывание загадок о весенних явлениях природы

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Красная горка»

Познакомить с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе

Воспитывать интерес к традициям своей страны

Рассказ воспитателя о народном празднике

Использование словесных игр. Пение частушек

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Праздник «Весна красна цветами», посвященный Дню земли

Повторение песен, закличек, пословиц о весне

 Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом»

Использование пословиц и поговорок, загадок

Чтение сказки

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Май

«Этот День Победы»

Формирование чувства уважения к защитникам Родины

Воспитание уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны

Беседа о ВОВ с просмотром фрагментов фильмов

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей)

 Слушание и пение фронтовых песен

Рисование на тему «Праздничный салют» Утренник «День Победы»

Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы» - сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших дошкольников»

«Ордена и медали»

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны

Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине

Использование фотографий орденов и медалей

Чтение рассказа «Зина Портнова» из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Шаламова Е.И. «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»

«Если скажут слово «Родина»…»

Познакомить детей с основными неофициальными символами РФ

Развивать творческие способности детей

Воспитывать любовь и уважение к Родине, интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству

Использование картинок с изображением солнца, березы, ромашки, колокольчика, игрушки матрешки

Чтение стихотворений. Прослушивание песни «Уголок России» (муз.В.Шаинского, сл.Е.Шевелевой)

Коллективная аппликация «Березовая роща»

Смирнова Т.В. Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»

Итоговое занятие-викторина «Что мы знаем о России»

Обобщить и систематизировать знания детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам

Закрепить название крупных российских городов и рек, названия народных промыслов

Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства

Литературно-музыкальная викторина «Что мы Родиной зовём»

 Чтение С.Бороздин «Страна где мы живём»

З.Александрова «Родина». С/р игра «Путешествие по России»

Конкурс рисунков «Герб нашего города»

Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»

Планируемые результаты реализации программы:

У воспитанников будут сформированы по среднему и высокому уровню такие знания, способности и умения, как:

- знать свой домашний адрес, название города, страны;

- иметь представление о символике города, страны;

- Знать название близлежащих улиц;

-.Иметь представления о жизни и быте русского народа;

- Узнавать на фотографии достопримечательности города;

- Знать профессии своих родителей;

- Имеет углубленные представления о семье, родственных отношениях;

- Знать правила поведения в природе. 

Учебный план непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной  группы

(1 НОД в неделю, 36 в год)

Название блока

Количество занятий

Часы

«Я и моя семья»

4

«Мой любимый детский сад»

1

«Мой родной поселок»

2

«Родная земля Самарская»

1

«Родная природа»

2

«Страна, её столица, символика»

4

«Культура и традиции»

15

«Знаменательные даты»

4

Итоговое занятие

3

Итого:

36

Перспективно-тематический план (подготовительная к школе группа)

Месяц

Название занятия

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Используемая литература

Сентябрь

«Мой любимый поселок»

Продолжать знакомить детей со своей малой родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением

Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения

Воспитывать чувство ответственности за свой поселок

Игра-путешествие «Усть-Кинельский» (по карте поселка)

Д/игра «Кто больше улиц назовёт»,  «Мой адрес»

Спортивный праздник «По улицам родного поселка»

Кривобоков В. И., Кудряшова О. Н. «История Междуречья»

«России малый уголок»

Формировать у детей умение ориентироваться по плану на территории детского сада Воспитывать бережное отношение к природе Продолжить формировать у детей интерес к своей малой Родине

Закрепить названия известных всем  зданий поселка

Рассматривание репродукции картин русских художников-пейзажистов

 Беседа «Природа России»

Чтение Н.Сладков «Осень на пороге» Д/игра «С какого дерева лист», «Кто где живёт»

 Рисование «Осенний хоровод деревьев

Использование фотографий с изображением зданий культуры и досуга Рисование на тему «Любимое место в родном поселке»

Кондракинская Л.А. «С чего начинается Родина»

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России»

«Законы, по которым мы живем»

Работа над различным смыслом слова «закон»

Беседа о правилах и законах в семье, детском саду

Беседа о Конституции

Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Дж. Родари «Приключения Чиполино» (беседа о справедливости сказочного государства)

Беседа о правилах поведения в группе

Обсуждение и принятие новых правил

Показ детьми кукольного спектакля для малышей

Выставка поделок «Руками детей и их родителей»

Кондракинская Л.А. «С чего начинается Родина»

Итоговое занятие «Родной свой край люби и знай»

Поддерживать познавательный интерес к истории родного города, поселке, своей малой Родине

Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам поселка, города, страны

Рассматривание иллюстраций с видами родного поселка

Изображение гербов России, Москвы, Самары, Кинеля, Усть-Кинельского

Чтение стихов о городе.

Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»

Октябрь

«Наша дружная семья»

Продолжать формировать у детей представление о мире семьи

Актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношенияхСпособствовать развитию доброжелательнос-ти, толерантности, понимания,

взаимопомощи в семейной жизни

Рассматривания картин из серии «Моя семья», семейные фотографии

Беседа с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках

Чтение Р.Гамзатов

«Мой дедушка»,

С.Махоткин «Фотография»

 С/р игра «Семья».

Конструирование

«Дом для большой семьи»

Зеленова Н.Г.

Осипова Л.Е.

«Мы живём в России»

«Мужчины и женщины в семье»

Дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины

Создать эмоционально-положительное отношение к своей будущей социальной роли

Формировать адекватную полу модель поведения

Беседа с мальчиками о том, где и когда они могут поступать как настоящие мужчины

Беседа с девочками о том, как они помогают маме

Шелухина И.П.

«Мальчики и девочки»

«Я самый-самый»

Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка

Научить оценивать и ценить себя

Дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть

Чтение А.Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлосоне» (глава «Красивый, умный и в меру упитанный»)

Игра «Фоторобот»

 Исполнение песни В.Шаинского «Песенка друзей»

Мячина Л.К. «Маленьким детям – большие права»

Итоговое занятие «Мой родной дом»

Формирование духовно-нравственных ценностей

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким

Выставка семейных фотографий

Рисование на тему «Самая дружная семья - моя»

Н.А.Арапова-Пискарева

«Мой родной дом»

Ноябрь

Игра- путешествие «Берёза- символ России»

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество

Формировать у детей образ Родины

Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа

Раскрыть значение дерева в жизни человека

Дать представление о неразрывной связи человека и природы

Продолжать учить бережному отношению к природе

Беседа о берёзке - «Свято дерево, помоги» 

(о народных приметах). Чтение стихов о берёзке

Хоровод  «Во поле берёза стояла»

Д/игра «С какого дерева лист»

Конкурс рисунков «Люблю берёзку русскую…»

Пугачёва Н.В, Есаулова Н.А. «Конспекты занятий по этнографии и народоведению в детском саду»

«Хлеб - всему голова»

Закреплять знания о выращивании зерна и производстве хлеба

Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи.

Познакомить с орудиями труда крестьянина-хлебороба

Использование пословиц о хлебе, загадок

Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.

«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ»

«Как в старину к зиме готовились»

Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов: можно сушить, солить, варить и т.д., хранением и размещением заготовок в избе

Загадывание загадок об овощах

Показ педагогом способов заготовки капусты

Пугачева Н.В., Есаулова Н.А.

«Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ»

Фольклорный праздник

«Осенняя ярмарка»

Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа Раскрыть значение дерева в жизни человека

Дать представление о неразрывной связи человека и природы

Продолжать учить бережному отношению к природе

Беседа « Делу время, потехе - час»

Разучивание русских народных песен, танцев, частушек

Лепка «Нянька» (дымковская игрушка), «Козлик» (филимоновская игрушка)

Кондрыкинская Л.А.
«С чего начинается Родина?»

Декабрь

«Зима – не лето, - в шубу одета»

Продолжать знакомить с характерными особенностями зимы

Воспитывать интерес к родной природе

Беседа о характерных особенностях зимы Драматизация русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

Использование пословиц и поговорок о зиме, народных примет. Вырезание детьми снежинок из бумаги

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Новогодние традиции»

Познакомить с новогодними традициями России

Формировать гражданско-патриотические чувства

Рисование на тему «Подарки на Новый год»

Рассказ воспитателя о новогодних традициях

Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. «Мы живём в России»

«Из истории кукол»

Развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства Знакомить детей с различными куклами, начиная от старинного оберега и заканчивая современной куклой, с их историей Прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле

Рассказ воспитателя Изготовление кукол детьми на новогоднюю елку

Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры

Утренник «Новогодние приключения»

Продолжать знакомить детей с новогодними традициями России средствами эстетического воспитания Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной ёлкой Воспитывать желание дарить подарки близким

Беседа «Как мы встречаем Новый год». Рассказы детей (из личного опыта) Разучивание стихов, песен, танцев. Мастерская Деда Мороза: изготовление атрибутов для украшения зала и группы, подарков для родных

Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?»

Январь

«Пришла коляда накануне Рождества»

Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение рождественских песен

Участие в посиделках «Рождественские звезды»

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Литературная викторина по русским народным сказкам

Закрепить знания детей о русских народных сказках Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству

Использование открыток с изображениями различных эпизодов из русских народных сказок

Показ драматизации отрывка любимой сказки

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

«Мы -россияне»

Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество Формировать у детей представление о России как о родной стране

Чтение стихотворения о Родине Т. Коти «Моя первая книга о России» Использование пословиц и поговорок о Родине

Рисование на тему «Моя Родина»

Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. «Мы живём в России»

«Города старинные, мастерами славные»

Продолжать знакомить детей с народными промыслами разных городов Воспитывать интерес к народному искусству, чувство гордости за сохранение традиций предков

Рассказ воспитателя о народных промыслах. Чтение рассказа А.Митяева «Свистулька».Прослушивание мелодии песни «Незабудковая гжель» (музыка Ю.Чичкова) Чтение рассказа Е.Каменевой «Золотые ложки»

Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»

Февраль

«Памятники Москвы»

Познакомить детей с выдающимися людьми Отечества. Воспитывать чувство уважения к людям, прославившим Россию

Памятники Москвы

Использование иллюстраций с изображением памятников известным людям

Прослушивание записи произведений П.И.Чайковского «Неаполитанская песенка», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране»

«На героя и слава бежит»

Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем

Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям

Рассказ о русских богатырях Использование различных сюжетов былин о подвигах русских богатырей Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова «Богатыри»

Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников»

«История возникновения знамен»

Расширить  у детей элементарные представления о происхождении знамен и их символическими значениями

Использование иллюстраций с изображением старинных и современных знамен. Рисование на тему «Знамена»

Зацепина М.В. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников»

Спортивный праздник «Будущие защитники»

Формирование патриотических чувств, воспитание любови и уважения к защитникам Родины

Развитие физических способностей детей

Рассматривание иллюстраций о родах войск

Чтение: Л.Кассиль «Твои защитники», В. Косовицкий «Будущий мужчина» Рисование» Мой папа - солдат»

Зацепина М.В. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников»

Март

«Капель»

Познакомить детей с такими явлениями природы, как капель и образование сосулек Познакомить с народными приметами этого дня

Воспитывать интерес к родной природе

Рассказ воспитателя о возникновении капели и сосулек

Отгадывание загадок

Знакомство с народными приметами

Николаева С.Р., Катышева И.Б. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками»

«Моя мама лучше всех»

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей

Рассматривание репродукции « Мать и дитя»

Рассказы детей о своих мамах

Чтение стихов и пение песен о маме. Выставка рисунков: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?»

«Коса – девичья краса»

Расширять знания детей о народных традициях и обычаях, связанных с волосами Развивать желание участвовать в общих делах Воспитывать понимание красоты женственности, гордость за русскую народную культуру

Оформление картинной галереи с репродукциями с картин русских художников Исполнение хоровода под музыку

Исполнение частушек.

Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. «Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ»

«История русского костюма»

Познакомить детей с историей русского национального костюма

Учить называть части мужской и женской одежды

Воспитывать интерес к русской культуре

Пополнить словарь детей-картуз, косоворотка, кокошник

Беседа «Праздничная русская народная одежда» Рассматривание репродукции В.Васнецова «Три богатыря»

Д/игра «Сложи узор»

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Апрель

«Что нам стоит теремок построить»

Познакомить детей с видом русской деревни, устройством крестьянского дома и с особенностями конструкции теремка Способствовать раскрытию творческих способностей детей

Познакомить с основными занятиями русских людей Воспитывать интерес к истории нашей страны

Рассказы детей об отдыхе в деревне Коллективная работа по конструированию «Терем»

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Повторение пословиц о труде и мастерстве

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Наши космонавты»

Беседа о космонавтах (рассматривание иллюстраций); - пословицы и поговорки о космонавтах

Спортивное развлечение «Мы – космонавты»

Конструирование космического корабля

Видео презентация

«Космос»

«Наше государство – Российская Федерация»

Беседа о государстве – «Российская Федерация» Знакомство с различными городами России

Знакомство с флагом, гербом и гимном России»

Слушание гимна

Разукрашивание в альбомах Российского флага

Оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети

Шаламова Е.И. «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»

«Труд взрослых в родном городе»

Закреплять название родного города, поселка, достопримечательностей, название профессий Формировать у детей чувство любви к своему городу

Использование пословиц

Рассказ детей о профессиях родителей

Чтение стихотворения  В. Берестова

Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. «Мы живём в России»

Май

«Как наши предки-славяне защищали Русь от врагов»

Дать представление об укладе жизни славян

Уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях-богатырях

Конструирование макета древнего поселения

Показ иллюстраций оружия: щит, меч, булава, палица

Шаламова Е.И. «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ.»

«Мы этой памяти верны»

Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги

Закреплять представления детей о празднике День Победы

Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ

Исполнение детьми тенцев, песен. Чтение стихотворений о войне

Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников»

«О возникновении грамоты»

Познакомить детей с тем, как в стародавние времена начинали учить грамоте

Рассказ воспитателя. Использование вопросов-загадок

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Праздничное занятие «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Закреплять знания детей об истории и культуре России

Познакомить детей с историей рождения славянского алфавита

Побуждать детей активно использовать в речи русский фольклор

Закреплять знания детей об истории и культуре России Познакомить детей с историей рождения славянского алфавита

Побуждать детей активно использовать в речи русский фольклор.

Смирнова Т.В. Филиппова ТЮ «Дошкольникам о Москве и родной стране»

Планируемые результаты освоения программы:

- Краткие сведения об истории родного поселка, города, страны;

- Различать символику г. Кинель, г. Самара, Москвы, России;

- Названия близлежащих улиц, социальные объекты, достопримечательности п.г.т. Усть-Кинельский;

- Уметь находить на карте г.Москва;

- Иметь элементарные представления о жизни, быте русского народа;

- Иметь представления о безопасном поведении в природе;

- Знать историю русского костюма;

- Знать былинных и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

- Иметь представления о правах ребенка;

- Знать и использовать в речи русский фольклор, уметь играть в народные игры;

- Различать изделия народных промыслов. 

Будут уметь:

- выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

- применять полученне знания о родном крае, об Отечестве в добрых делах и поступках.

Воспитают в себе:

- навыковы социального общения со взрослыми;

- внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

(Марцинковская Т.Д.)

Ф.И .ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Родная страна:

Название страны

Название города

Название поселка

Домашний адрес

Название достопримечательностей города, родного поселка

Название зеленых зон
Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика

Флаг России

Герб России

Герб г. Самары, г. Кинеля

Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций

Народная игрушка

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты

Природные богатства нашей страны

Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)

Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент

Отношение к окружающей среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия

Умение управлять своими чувствами, договориться

Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень-3б.

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта; называет природные богатства России,  знает природно-климатические зоны,  ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-2б.

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-1б.

Не знает названия страны, города, поселка. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка, города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

План работы с родителями:

№ п/п

Месяц

Содержание работы

1.

Сентябрь

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание детей в современных условиях»

Изготовление русской тряпичной куклы

2.

Октябрь

Оформление папки- передвижки о названиях улиц п.г.т. Усть-Кинельский «Улицы родного поселка»

 Фотовыстака

3.

Ноябрь

Консультация для родителей по теме «Роль семейных традиций в воспитании будущего гражданина России»

4.

Декабрь

Выставка творческих работ детей и родителей по теме «Новогодние чудеса»

5.

Январь

Организация и помощь родителей в проведении экскурсии «Путешествие по родному поселку»

6.

Февраль

Организация библиотеки для родителей с художественной литературой для детей «Защитники Отечества»

7.

Март

Консультация для родителей «Как знакомить детей с историческим прошлым России»

8.

Апрель

Привлечение родителей к благоустройству территории детского сада

9.

Май

Оформление информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!», посвященного Дню Победы

Участие родителей в подготовке и проведении праздника «День Победы»

Родительское собрание «Наши дети - будущее России»

Работа с воспитателями

Консультации:

- «Воспитание маленького гражданина»;

- «Игра – школа нравственного поведения»;

- «Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания»;

- «Формирование духовных потребностей, любознательности, гуманных качеств личности ребенка в игре»;

- «С чего начинается патриотизм?».                                              

Семинар – практикум:

«Основные принципы, методы и содержание патриотического воспитания в детском саду»;

Подборка литературы, пословиц, стихов по данной теме;

Смотр-конкурс уголков по патриотическому воспитанию.

Ресурсное обеспечение

1.Географическая карта России;

2.Географическая карта Самарской, Московской области;

3.Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб г.Самара, Кинель;

4.Методическая литература, репродукции;

5.Альбомы: «Москва – столица нашей Родины», «Улицы старого города», «Юные герои войны», «Природа родного края», «Животные России»;

6.Папка «Все профессии важны»;

7.Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.

8.Мини-макет «Оборона Москвы»;

9.Папка «Русские народные костюмы»;

10.Русские народные детские музыкальные инструменты;

11.Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;

12.Музыкальный центр, видеопроектор, телевизор, DVD;

13.Аудиокассеты: «Песни о Родине», «Русские народные песни»;

14.Видео кассеты: «Жили – были москвичи», «Как устроен город», «Русский народный костюм».

Оформление развивающей среды в группе:

- Семейные фотоальбомы;

- «Герб моей семьи», «Генеалогическое  древо»;

- Тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки»;

- Картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране   и т.д.  

- Тематическая папка «Мой край», материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края;

- макеты: Кремль, детский сад, микрорайон;

- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента;

- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;

- альбомы: «старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешка, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;

- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;

- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.

Литература

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005
  2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.
  3. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
  4. Антонов Ю.Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010
  5. Бударина Т.А, Корепанова О. Н, Куприна Л.С, Маркеева О.А Знакомство детей с устным народным творчеством – СПб, Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003
  6. Гаврилова И. Г Истоки русской народной культуры в детском саду-СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008
  7. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М; АРКТИ,2003
  8. Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
  9. Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. М., « Скрипторий»,2008
  10. Козлова С.А. Мой мир-М; - Сфера,2000
  11. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004
  12. Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
  13. Миловский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках- М, 1987
  14. Николаева С.Р, Катышева И.Б, Хомченко В. А, Комбарова Г.Н. и др. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками - СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
  15. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез.2010
  16. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003
  17. Пателеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. _ М.: ТЦ Сфера, 2016
  18. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности / ав.-сос. Н. М. Сертакова, Н. В. Кулашова. – Волгоград: Учитель, 2016
  19. Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ, М., « Центр педагогического образования», 2007
  20. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране, М., « Скрипторий», 2010
  21. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1
  22. Шорыгина Т. А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание-М, Прометей; Книголюб,2003
  23. Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией Васильевой М.А, Гербовой В.В, Комаровой Т.С) – М, Мозаика-Синтез,2005
  24. Я познаю мир. Игрушки: энциклопедия-М, АСТ,1999.
  25. Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  26. СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
  27. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2013г.
  28. Коцепция патриотического  воспитания граждан Российской Федерации.
  29.   Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002.
  30. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
  31. Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.
  32. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
  33. Шустерман М. Коллективная игра и занятия.
  34.  Монтессори М. Теория и практика.
  35.   Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010.
  36.   Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России М. 2011. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - презинтация по нравственно патриотическому воспитанию. Родной свой край люби и знай!

Основные Задачи проекта: -обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и к...

Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек»  Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Актуальность:Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный....