Соообщение из опыта работы для воспитателей на педсовете на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей"
материал на тему

Валюкова Алла Геннадиевна

Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами, предаками, с любви к своему краю начинается гордость за свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvenno-potrioticheskoe_vospitanie_detey.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы».

В. Белинский.

Возраст до шести лет богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, познают мир природы вещей, человеческих отношений.

Л.Н. Толстой, обращаясь памятью к своим первым впечатлениям детства, писал «Разве не тогда я приобретал ... так много, так быстро, что во всю остальную жизнь Я не приобрел и 1/10 того. От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние.»

Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами, предками, с любви к своему краю начинается гордость за свою Родину. Не только завоеваниями науки и покорением природы можно гордится нам, но и великой культурой.

Чем раньше пробуждаются в душе добрые чувства любви к своему краю, к своему дому, тем больше духовных сил у человека.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует уже с самого раннего возраста воспитывать любовь к матери, отцу, любовь к дому в котором живет, к д/саду, родному краю, любоваться как украшают поселок к праздникам любоваться природой окружающей.

В 1-ой младшей гр., Новый год, День рождения.

Во 2-ой младшей гр. Проводят праздник мам 8 Марта.

Со средней группы проводят еще праздник День Защитника Отечества, Зимние колядки "Прилет птиц".

В старшей группе: День Победы, День города, Масленица, День юмора. В подготовительной гр. День города, отмечают Проводы в школу.

Все эти праздники способствуют развитию нравственно патриотических качеств у детей. С раннего возраста учим детей называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, здороваться и прощаться, благодарить за помощь, не разбрасывать вещи, игрушки, убирать их на место. Приучать детей не перебивать говорящего, спокойно вести себя, поддерживать желание детей помогать взрослым.

Детей 2-ой младшей гр. учим понимать, что хорошо, что плохо формируем доброжелательность, доброту, дружелюбие. Воспитываем опрятность, умение устранять, умение устранять непорядок в одежде при небольшой помощи взрослых. Воспитываем у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности с помощью взрослых: кормить рыб, птицу, поливать растения, расчищать (вместе с воспитателем) дорожки от снега. Во 2-ой половине года формируем умения необходимые при дежурстве (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки), учим читать потешки и небольшие стихи, с помощью воспитателя инсценировать, драматизировать отрывки из народных сказок.

В средней гр. Способствуем формированию личного отношения ребенка к соблюдению и нарушению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика, одобрение действий того, кто поступил справедливо. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым, учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Учить использовать вещи по назначению, ставить на место.

Воспитываем у детей положительное отношение к труду, желание трудится. Учим выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формируем умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботится о своевременном завершении совместного задания, умение и желание сделать его хорошо, разъясняем детям значимость их труда. Поощряем инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Совершенствуем умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослых приводить ее в порядок чистить, просушивать. Воспитываем у детей стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Учим детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой.

Приобщаем детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекаем детей к подкормке зимующих птиц.

В старшей гр. расширяем представления детей о родной стране. К концу года дети должны знать название родного города (поселка), страны (Российская Федерация-Россия), ее главного города (Москва). Формируем интерес к своей родословной. Где работают родители, как важен для общества

их труд, а что любая вещь создана трудом многих людей         своих

родственников, домашний адрес.

Совершенствуем умение ориентироваться в помещениях и на территории д/сада, учим детей в случае необходимости самостоятельно набирать телефон, номера: скорой помощи-03, милиция-02, пожарнные-01. Продолжаем расширять представления о Российской армии, рассказываем о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Знакомим некоторые правила дорожного движения, в доступной форме отвечаем на вопросы детей связанные с космосом, звездами, Луной, Солнцем и т. д. Расширяем знания детей о природе, с учетом их интересов.

Развиваем у мальчиков внимательное отношение к девочкам: подать стул, красиво пригласить на танец. Развиваем у девочек скромность, учим проявлять заботу об окружающих.

В подготовительной гр. дети должны знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона, имена и отчество родителей; адрес д/сада. Знать герб, флаг, гимн России, иметь представление, что в Москве работает президент, правительство; о воинах-защитниках Отечества. Знать русский национальный костюм, традиции, обычаи и фольклор. Иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей их обычаях, о традициях, фольклоре, труде; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых их деловых и личностных качествах, о творчестве человека труда;

о героях космоса; о государственных праздниках; о школе; о библиотеке.

Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, о домашних и диких животных, птицах; о Красной книге; о природе родного края.

Объясняем экологические зависимости, с детьми устанавливаем связи и взаимодействия; человека с природой. Дети должны уметь ухаживать за растениями и животными в уголке живой природы.

Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнить гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, в процессе воспитания и обучения.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретного социума. Люди с момента рождения инстинктивно естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Патриотизм в современных условиях - преданность к своему Отечеству с одной стороны, а с другой - сохранение культурной самобытности своего народа.

Проведя в начале учебного года диагностику знаний детей, мы выяснили, что дети слабо подготовлены по разделу «Моя семья». Не знают простейших родственных связей, называют родителей только по имени, не знают, где и кем они работают.

Поэтому мы решили начать с азов. С расширения знаний детей о своей семье и параллельно - о своей малой Родине.

Любовь ребенка-дошкольника к родине начинается с отношений к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет.

Планируя работу по этой теме, мы столкнулись с необходимостью создать предметно-развивающую среду, для чего:

  • Собрали фотоальбом «Я и моя семья»
  • С детьми нарисовали портреты родителей, членов семьи
  • Пополнили уголок патриотического воспитания символикой родного края и страны, приобрели большую детскую карту России

Наряду с этим мы ознакомились с методической литературой по данному разделу:

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду»
  • «Методические рекомендации»
  • «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», - М.Д. Маханева
  • «История и культура России дошкольнику», - Г.Н. Данилина
  • «Патриотическое воспитание дошкольников», - Н.В Алешина
  • «С чего начинается Родина», - под редакцией Кондрыкинской
  • «Самая главная площадь», - Л. Колодный
  • «Наша Родина», - Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова
  • «Герб и флаг», - Ривина.

Затем мы составили план разделов по ознакомлению с родным краем:

  • Шишкин лес - моя малая родина.
  • Труд взрослых нашего поселка.
  • Исторические места родного края.
  • Народные промыслы родного края.
  • Возрождение традиций (проведение праздников).

При подборе и составлении занятий мы учитывали то, что они должны нести доступную детям информацию. Особое внимание уделяли воспитанию нравственных чувств, таких как: любовь, понимание, уважение.

На занятиях по художественно-продуктивной деятельности старались продумывать игровые мотивации, в которых дети изготавливают поделку для кого- либо: «Платочек для мамы», «Кормушка для птиц», «Открытка для заболевшего друга» и тд.

Широко использовали иллюстративный материал с изображением профессий, видами поселка, Москвы.

Заучивали с детьми пословицы и поговорки о семье и родном крае.

В своей работе с детьми по воспитанию нравственно-патриотических

качеств в дошкольном образовательном учреждении широко использую разнообразные наблюдения. Наблюдение с детьми во время прогулок это важнейшие средство расширения знаний детей, воспитание высоких нравственных качеств.

Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе своего края, умение видеть и понимать красоту природы, ее разнообразие, потребность охранять ее от разрушений, беречь, а при необходимости восстанавливать.

Ознакомление с родным поселком «Шишкин лес».

Как называется наш поселок? (поселок Шишкин лес). Какие дома здания в поселке? (Высокие многоэтажные дома, есть школа, детский сад). Здание большое светлое (показываю) где работает наша местная администрация. А еще есть новая больница. Недавно построенный Храм Аристарха Михаила. Есть клуб, магазины, аптеки.

Проходят годы не спеша...

Течет вода, Пахры реки.

Трепещет радостью душа!

Да будет Мир вам, земляки!

Воспитывать интерес детей подготовительной группы к школе - большое красивое здание с большими красивыми окнами, есть стадион:

- Дети кто играет в футбол? (школьники). И где?

В школе есть уроки математики, где дети учатся считать, решать задачи. Уроки русского языка и литературы, где дети учатся писать и читать. Уроки географии и уроки истории, уроки рисования. Кто из ваших сестер братьев ходит в школу?

Поселок наш красив. Красивы и люди, которые здесь живут. Они хорошо работают, чтоб краше становился наш поселок. Кто у нас в поселке работает?

(учителя, врачи, водители, строители, животноводы, садоводы, трактористы, комбайнеры). Вы вырастите и тоже постараетесь, чтоб наш поселок стал краше. А как называется страна в которой мы живем? (Россия, Российская Федерация.)

Рассматривали иллюстрации о Москве.

Москва - главный город нашей страны. В Кремле работает президент В.В. Путин и правительство. Над Кремлем реет трехцветный Российский флаг. Москва - трудовой город. На заводах и фабриках столицы рабочие делают разные машины, холодильники, станки, часы, ткани и мебель. Со всех концов страны в Москву приезжают юноши, и девушки учится. В столице есть самый большой и красивый университет имени Ломоносова.

В Москве много театров самый известный из них — Большой театр, где можно послушать музыку и посмотреть балет. Москва - самый красивый город нашей страны. Самые красивые места столицы: Красная площадь, Кремль, Храм Василия Блаженного. В Москве много памятников. Все знают памятники А.С. Пушкину, П.И. Чайковскому. Во время Великой Отечественной войны все люди нашей страны встали на защиту своей родной столицы. У Кремлевской стены в Москве есть памятник Неизвестному солдату. На граните надпись: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Москва - это город-герой.

Вся наша работа по нравственно-патриотическому воспитанию не была бы полной без взаимосвязи с родителями. А.С.Макаренко говорил: «В вашей семье и под вашем руководством растёт будущий гражданин... Всё что совершается в стране через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». В настоящее время эта работа актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, а зачастую вызывают лишь недоумение, поэтому необходимо донести всю важность нашей работы до родителей.

В начале года мы провели общее родительское собрание на тему «Воспитывайте детей патриотами», поделились задачами по нравственно-патриотическому воспитанию поставленными в новом учебном году. Перед родителями выступили специалисты: психолог, изомастер, музыкальный руководитель, преподаватели дополнительного образования каждый со своими задачами и проблемами по данной теме. В группе оформили ширмы с конкретными рекомендациями для родителей по ознакомлению с родным краем, с предложениями посетить с детьми исторические места Подольска и Подольского района, г. Москвы и Подмосковья. Была оформлена выставка совместных с родителями рисунков на тему «Мой край родной».

Проведённая работа дала хорошие результаты, но ещё много дел по совершенствованию начатого. Необходимо наработать конспекты по составленному перспективному плану; подобрать материал по ознакомлению детей с историей Бабенского промысла, его родоначальниками; приобрести детскую карту России, глобус.

Вся наша работа нашла отклик в сердцах родителей - и в день открытия в посёлке памятника погибшим односельчанам очень приятно было видеть среди множества людей наших воспитанников с цветами в кругу своих семей, пришедших отдать дань памяти погибшим воинам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: " Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей "

Сообщение из опыта работы на тему: " Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей "...

Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере Великой Отечественной войны».

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.К сожалению, современные де...

План по самообразованию воспитателя Моисеевой Марии Ивановны Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравст...

Круглый стол для воспитателей детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание»

Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания...

Круглый стол для воспитателей детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание»

Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;Задачи:- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;- вы...

Круглый стол для воспитателей детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание»

Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;Задачи:- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;- вы...