ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ДОШКОЛЬНИКА
методическая разработка

Шагурина Татьяна Ивановна

В данной статье представлены направления работы по воспитанию толернтности у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА

В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ДОШКОЛЬНИКА

Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности населения, быстрого развития коммуникации и взаимозависимости людей друг с другом. В связи с этим толерантность необходима в отношениях между людьми, а также на уровне семьи и общества в целом.

Укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости и внимания друг к другу необходимо с дошкольного возраста, как в семье, так и в детском саду. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание. И в первую очередь это касается воспитания собственных детей  с позиций  добра и уважения  к окружающим, готовности благосклонно признавать поведение, обычаи и взгляды других людей, отличающиеся от их собственных. Ребенок, с детства умеющий принимать особенности развития, национальности, традиций другого человека, вырастает толерантным взрослым.

Ряд исследователей  отмечают, что шестой год жизни является сензитивным для формирования нравственных ориентиров ребёнка (Л.С.Выготский, Р.Р.Реан, Д.Б.Эльконин). Именно в этом возрасте осмысливаются и усваиваются моральные установки, идеалы нравственного поведения, формируется опыт выражения отношения к окружающему миру.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие воспитателя и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, без которых формирование толерантности у ребенка невозможно. Атмосфера отношений в семье, пример родительского поведения в окружающем мире влияют на формирование установок ребенка.

В нашей группе реализуются праздничные и досуговые мероприятия, целью которых является воспитание толерантности у дошкольников и формирование у них навыков культурного поведения, а также привлечение родителей к культурному воспитанию детей в семье. При этом основными задачами являются воспитание в дошкольниках уважения к детям с ограниченными возможностями здоровья, к пожилым людям, к чувствам и мыслям другого человека, формирование терпимости к друзьям, родственникам и окружающим людям.

Для формирования уважительного и заботливого отношения дошкольников к пожилым людям организуется совместное праздничное мероприятие для детей, родителей и приглашенных ветеранов, посвященное великому празднику Дню Победы. Выразительное чтение детьми стихотворений о Родине, хороводы, поздравления ветеранов цветами и сделанными своими руками сувенирами способствуют развитию у детей благоприятных стереотипов поведения, соответствующих нормам нравственности, и оптимизации отношений в семьях младших и старших поколений.

Другим направлением работы по формированию культуры толерантности является проведение массовых праздников (например, «Масленица») с целью приобщения дошкольников к народным обычаям, знакомства детей и их родителей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни.

Также для формирования культуры толерантности дошкольников проводятся  игры-занятия, созданные на материалах различных сказок. Такая форма работы позволяет научиться решать проблемы межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях. Например,  проигрывание с детьми сказки «Теремок» помогает научить детей правилам культуры общения, учитывать при взаимодействии особенности собеседников и уважительно относиться к представителям разной среды, находя индивидуальный подход к каждому из них.

Формированию у детей навыков культурного поведения способствует и использование пословиц и поговорок русского народа. Такая форма работы позволяет ребенку закрепить все необходимые правила и нормы поведения, а также привлечь внимание родителей к богатству русского языка и национальным особенностям.

Таким образом, воспитание у дошкольников и их родителей толерантности, уважения к окружающим, признания различий между людьми является необходимым направлением в работе с семьями дошкольников в детском саду.  Дошкольник  познаёт мир посредством чувственных ощущений, игры, движения, фантазии, общения в семье, с взрослыми и сверстниками. Чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его духовный мир, и оно работает на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные потребности, нравственные понятия личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- М.:Союз, 2006.

2. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников.- М.: Изд-во «Общество», 2002.- 224с.

3. Психология детства /под редакцией чл.-корр. РАО А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.- 368с.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999.- 360с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».

     Семейное воспитание общее название  процессов  воздействия на детей   со стороны  родителей и  других членов семьи   с целью  до...

Доклад для районного методического объединения на тему: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"

С первых лет жизни ребенку необходимо прививать любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином....

Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его ста...

Круглый стол (открытое занятие для родителей и детей) в группе среднего дошкольного возраста по теме: «Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников».

       Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО–ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейко...

Консультация: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"

Взаимодействие семьи и детского садав воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников...