Статья "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИАТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья

Подарова Любовь Викторовна

Развитие патриотических черт личности дошкольников  через взоимодействие с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2306.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА

В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИАТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Подарова Л.В.

Искренняя любовь к Родине, основанная на знании и понимании истории и традиций предков, является неотъемлемой частью патриотизма. Воспитание патриотизма – важнейший аспект становления подлинного гражданина.

Гражданская позиция предполагает сознательное исполнение своих обязанностей перед обществом и государством, а также наличие таких качеств, как любовь к Отечеству, доброта и бережное отношение к природе.

Для России, страны с богатым и сложным прошлым, патриотическое воспитание подрастающего поколения, начинающееся в семье, имеет первостепенное значение. Воспитание не просто морального, но и патриотически настроенного гражданина – ключевая задача государственной политики.

Патриотические чувства не возникают сами собой. Они формируются в результате целенаправленной и продолжительной работы по воспитанию, которая начинается в раннем детстве.

Семья – это первый источник знаний о мире, где ребенок усваивает понятия любви к близким, дому, улице, городу и Родине. Привязанность к Родине зарождается из отношения к семье, к самым близким людям – родителям, дедушкам и бабушкам. В семье ребенок получает первый опыт, как положительный, так и отрицательный, и формирует свой характер. Ребенок не появляется на свет с определенными моральными качествами; его нравственное развитие во многом зависит от родителей и окружающих взрослых, от того, какое воспитание и какие впечатления он получит. Постепенно формируя уважительное отношение к семье и близким, происходит и воспитание любви к окружающему миру, родным местам, природе и всему живому, а также уважения к труду старших.

Воспитательные задачи ежегодно повторяются, однако формирование патриотизма у детей дошкольного возраста по-прежнему остается значимой темой.

Семья и детский сад – ключевые структуры, отвечающие за социализацию ребенка. Их воспитательные роли непохожи, но для гармоничного развития личности необходимо их согласованное взаимодействие. С первых шагов рядом с маленьким, доверчивым ребёнком оказываются самые важные люди – его родители. Современные родители более осведомлены и образованны в вопросах педагогики, они уверены в себе и ясно представляют, какое качество образования необходимо их детям. Поэтому выстроить эффективную систему взаимодействия с ними может быть непросто, но вполне осуществимо.

Неоспоримо важно совместное участие педагогов и родителей. В процессе воспитания возникают разнообразные трудности, связанные с духовным, нравственным, патриотическим, эмоциональным, речевым и физическим развитием детей, которые можно успешно преодолеть сообща.

Современные подходы к взаимодействию детского сада и семьи подразумевают признание родителей равноправными участниками и их активное вовлечение в жизнь учреждения. При организации работы с семьями по патриотическому воспитанию целесообразно использовать разнообразные, как традиционные, так и инновационные формы сотрудничества. Развитие патриотических черт личности дошкольников через взаимодействие с семьёй возможно с помощью различных форм совместной деятельности: (реализация проектов, консультации, родительские собрания, проведение мастер-классов и т.д.).

Один из наиболее действенных способов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, которая создает естественную обстановку для общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет вовлекать в работу разные виды детской деятельности, стимулирует развитие познавательной активности, творческих способностей, мышления, фантазии, воображения, коммуникативных навыков, а также способствует формированию самостоятельности и ответственности.

В рамках нашей работы были осуществлены проекты, целью которых являлось воспитание моральных ценностей, патриотизма и чувства связи с обычаями и культурным наследием родного края.

Благодаря тесному взаимодействию с родителями в рамках проектов, ориентированных на нравственное и патриотическое воспитание, в детских группах организованы мини- музеи: «Куклы в костюмах Тамбовской области» и «Куклы-обереги».

Ключевой момент в создании этих элементов образовательной среды – вовлеченность детей и их родителей. Дошкольники ощущают себя частью проекта: они участвуют в обсуждениях, выбранных тем и приносят экспонаты из дома.

Активное участие родителей в совместных мероприятиях служит свидетельством успешного партнерства педагогов и семей, когда родители перестают быть просто зрителями и становятся инициаторами и полноправными участниками образовательного процесса.

 Полученные результаты говорят о том, что благодаря проведенным мероприятиям (беседам, выставкам, конкурсам, развлечениям, праздникам, тематическим занятиям и совместной деятельности детей и родителей) значительно расширились представления детей о нравственно-патриотическом воспитании.

Эта работа не только создала творческую обстановку в детском саду и каждой семье, но и объединила родителей и педагогов. Понимание ребенком своей роли в семье, осознание связи с близкими, знание о своих корнях и родословной – важные шаги в самопознании. Это способствует развитию эмоциональной стабильности, уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Поэтому для успешного решения задач нравственного и патриотического воспитания дошкольников необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи.

Литература:

  1. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А.. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003.

  1. Гладкова Ю.А.. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования. // Ребенок в детском саду. 2006.

  1. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007

  1. Новицкая М.Ю.. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линко-Пресс, 2003.

  1. Шорыгина Т.А.. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Взаимодействие семьи и детского сада в духовно - нравственном воспитании дошкольников

Аннотация: Статья посвящена вопросам взаимодействия семьи и детского сада. Как известно, сформировать духовно-нравственную личность невозможно без помощи родителей. Должна существовать единая система ...

Доклад для районного методического объединения на тему: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"

С первых лет жизни ребенку необходимо прививать любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином....

консультация- "Роль семьи и детского сада в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста "

В докладе представлены методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями. Основной задачей в решении этого вопроса является создан...

Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его ста...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО–ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейко...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИАТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ СЕМЬИ.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственног...

Консультация: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"

Взаимодействие семьи и детского садав воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников...