Статья "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИАТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья
Развитие патриотических черт личности дошкольников через взоимодействие с семьей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА
В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИАТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Подарова Л.В.
Искренняя любовь к Родине, основанная на знании и понимании истории и традиций предков, является неотъемлемой частью патриотизма. Воспитание патриотизма – важнейший аспект становления подлинного гражданина.
Гражданская позиция предполагает сознательное исполнение своих обязанностей перед обществом и государством, а также наличие таких качеств, как любовь к Отечеству, доброта и бережное отношение к природе.
Для России, страны с богатым и сложным прошлым, патриотическое воспитание подрастающего поколения, начинающееся в семье, имеет первостепенное значение. Воспитание не просто морального, но и патриотически настроенного гражданина – ключевая задача государственной политики.
Патриотические чувства не возникают сами собой. Они формируются в результате целенаправленной и продолжительной работы по воспитанию, которая начинается в раннем детстве.
Семья – это первый источник знаний о мире, где ребенок усваивает понятия любви к близким, дому, улице, городу и Родине. Привязанность к Родине зарождается из отношения к семье, к самым близким людям – родителям, дедушкам и бабушкам. В семье ребенок получает первый опыт, как положительный, так и отрицательный, и формирует свой характер. Ребенок не появляется на свет с определенными моральными качествами; его нравственное развитие во многом зависит от родителей и окружающих взрослых, от того, какое воспитание и какие впечатления он получит. Постепенно формируя уважительное отношение к семье и близким, происходит и воспитание любви к окружающему миру, родным местам, природе и всему живому, а также уважения к труду старших.
Воспитательные задачи ежегодно повторяются, однако формирование патриотизма у детей дошкольного возраста по-прежнему остается значимой темой.
Семья и детский сад – ключевые структуры, отвечающие за социализацию ребенка. Их воспитательные роли непохожи, но для гармоничного развития личности необходимо их согласованное взаимодействие. С первых шагов рядом с маленьким, доверчивым ребёнком оказываются самые важные люди – его родители. Современные родители более осведомлены и образованны в вопросах педагогики, они уверены в себе и ясно представляют, какое качество образования необходимо их детям. Поэтому выстроить эффективную систему взаимодействия с ними может быть непросто, но вполне осуществимо.
Неоспоримо важно совместное участие педагогов и родителей. В процессе воспитания возникают разнообразные трудности, связанные с духовным, нравственным, патриотическим, эмоциональным, речевым и физическим развитием детей, которые можно успешно преодолеть сообща.
Современные подходы к взаимодействию детского сада и семьи подразумевают признание родителей равноправными участниками и их активное вовлечение в жизнь учреждения. При организации работы с семьями по патриотическому воспитанию целесообразно использовать разнообразные, как традиционные, так и инновационные формы сотрудничества. Развитие патриотических черт личности дошкольников через взаимодействие с семьёй возможно с помощью различных форм совместной деятельности: (реализация проектов, консультации, родительские собрания, проведение мастер-классов и т.д.).
Один из наиболее действенных способов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, которая создает естественную обстановку для общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет вовлекать в работу разные виды детской деятельности, стимулирует развитие познавательной активности, творческих способностей, мышления, фантазии, воображения, коммуникативных навыков, а также способствует формированию самостоятельности и ответственности.
В рамках нашей работы были осуществлены проекты, целью которых являлось воспитание моральных ценностей, патриотизма и чувства связи с обычаями и культурным наследием родного края.
Благодаря тесному взаимодействию с родителями в рамках проектов, ориентированных на нравственное и патриотическое воспитание, в детских группах организованы мини- музеи: «Куклы в костюмах Тамбовской области» и «Куклы-обереги».
Ключевой момент в создании этих элементов образовательной среды – вовлеченность детей и их родителей. Дошкольники ощущают себя частью проекта: они участвуют в обсуждениях, выбранных тем и приносят экспонаты из дома.
Активное участие родителей в совместных мероприятиях служит свидетельством успешного партнерства педагогов и семей, когда родители перестают быть просто зрителями и становятся инициаторами и полноправными участниками образовательного процесса.
Полученные результаты говорят о том, что благодаря проведенным мероприятиям (беседам, выставкам, конкурсам, развлечениям, праздникам, тематическим занятиям и совместной деятельности детей и родителей) значительно расширились представления детей о нравственно-патриотическом воспитании.
Эта работа не только создала творческую обстановку в детском саду и каждой семье, но и объединила родителей и педагогов. Понимание ребенком своей роли в семье, осознание связи с близкими, знание о своих корнях и родословной – важные шаги в самопознании. Это способствует развитию эмоциональной стабильности, уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Поэтому для успешного решения задач нравственного и патриотического воспитания дошкольников необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи.
Литература:
- Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А.. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003.
- Гладкова Ю.А.. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования. // Ребенок в детском саду. 2006.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007
- Новицкая М.Ю.. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линко-Пресс, 2003.
- Шорыгина Т.А.. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Взаимодействие семьи и детского сада в духовно - нравственном воспитании дошкольников
Аннотация: Статья посвящена вопросам взаимодействия семьи и детского сада. Как известно, сформировать духовно-нравственную личность невозможно без помощи родителей. Должна существовать единая система ...

Доклад для районного методического объединения на тему: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"
С первых лет жизни ребенку необходимо прививать любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином....

консультация- "Роль семьи и детского сада в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста "
В докладе представлены методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями. Основной задачей в решении этого вопроса является создан...

Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его ста...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО–ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейко...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИАТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ СЕМЬИ.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственног...

Консультация: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"
Взаимодействие семьи и детского садав воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников...
