консультация- "Роль семьи и детского сада в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста "
учебно-методический материал на тему

Кургушова Елена Александровна

В докладе представлены методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями. Основной задачей в решении этого вопроса является создание механизма тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями, создание разнообразных форм работы с семьёй.

Методические рекомендации адресованы как воспитателям, так и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи и детского сада в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста

 В докладе представлены методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями. Основной задачей в решении этого вопроса является создание механизма тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями, создание разнообразных форм работы с семьёй.

Методические рекомендации адресованы как воспитателям, так и родителям.

 Высшей целью нашего общества  является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей совершенствование личных качеств, входит в круг проблем современного общества. А так как человек  это часть семьи, значит общество заинтересовано в прочной, нравственно здоровой семье. Потому, что именно она  является основным связующим звеном между ребёнком и более широкой общественной средой.

В последние годы нравственные ценности общества очень изменились и не в лучшую сторону. Нет единых нравственных требований в обществе,  в семье.  А значит, общество получит гражданина с проблемами нравственного, психического и патриотического воспитания. Поэтому ведущей целью дошкольного учреждения является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, к школе. Необходимо единство семьи и детского учреждения в воспитании ребёнка. Личностное становление ребёнка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребёнка оказывает взрослый. Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье .В семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, нравственным качествам, культурным ценностям. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю.  Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье, правильно воспитывать детей, давать необходимые родителям консультации. Только так может успешно решится вопрос нравственного воспитания дошкольника. Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.

В некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа «всё для детей» родители допускают серьёзные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, создать ему «счастливое детство», они физически и нравственно изнеживают его. Но если ребёнок привык удовлетворять только свои потребности и не замечает потребностей других, он растёт индивидуалистом. Основными причинами недостатков воспитания детей в некоторых семьях являются неподготовленность родителей к семейной жизни, неумение и нежелание правильно воспитывать детей. Поэтому совместная работа детского сада и семьи должна строиться на следующих основных положениях.

1.Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей, когда цели и задачи воспитания известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с содержанием задач, методами и приёмами воспитания.

2.Взаимное доверие между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка.

3.Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе.

4.Изучение  лучшего опыта семейного воспитания, где родители делятся своим положительными методами семейного воспитания. 

5.Использование разнообразных форм работы детского сада с родителями: ознакомление с жизнью детей в семье, педагогические беседы с родителями, консультации, групповые и общие  родительские собрания, вечера вопросов и ответов, книги, журналы, консультации психолога, анкетирование, совместные праздники.

6.Привлечение актива родителей к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями.

В годовой план нашего сада обязательно входит работа с родителями: посещению семьи, составление социальных паспортов на каждого ребёнка, проведение родительских собраний, проведение бесед, консультаций, интересующих родителей, проводится анкетирование на выявление «скрытых» проблем, выясняются  пожелания родителей в  работе с детьми. Ежемесячно в вестибюле сада  вывешивается план работы с детьми на месяц, благодаря которому каждый родитель может ознакомиться с мероприятиями, проводимыми в ДОУ и поучаствовать в них.

В настоящее время в нашем детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия русского народа, трудовых, семейных традиций, декоративно-прикладному творчеству. Мы стараемся привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуем концерты, различные мероприятия, проводятся праздники семьи, проводятся выставки семейных работ, фото выставки «Моя семья на отдыхе» .Родители оказывают помощь в пошиве костюмов, оформлении и проведении выставок, экскурсий, принимают активное участие в жизни детского коллектива, в оснащении предметно-развивающей среды, в различных конкурсах: «Поделки из природного материала», «Новогодние игрушки», в вечерах досуга:  «Веселые старты», «Папа, мама, я - дружная семья».Проводится и патриотическое воспитание детей с учётом возрастных особенностей, которое строится не только на знании государственного флага, герба, названии страны в которой дети живут, но и родного края, его героями, достопримечательностями, природными ценностями. Помехой в воспитании детей является и  так называемые неблагополучные семьи. Частые ссоры, безнравственное поведение взрослых. Всё это пагубно отражается на ребёнке. Но не всегда причины неблагополучия лежат на поверхности: бывает, что внешне благополучная семья производит положительное впечатление, но при более близком знакомстве выясняется, что ребёнок в ней фактически заброшен – родители не уделяют ему необходимого внимания, не занимаются его воспитанием, считая это обязанностью детского сада. Встречаются родители, которые твёрдо убеждены, что в наше время – время научно – технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое – кто воспитывает у ребёнка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счёт подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям. В таких ситуациях воспитатель  проводит беседу с родителями, а чтобы подтвердить свои знания и профессионализм в данном вопросе предлагает родителям определённую литературу, консультации-памятки или  помощь в решении вопроса профессионального психолога, который есть в саду. Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Любовь родителей к ребёнку, их забота о нём вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Если ребёнок окружён любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищённости, чувство эмоционального благополучия, он осознаёт ценность собственного «Я». Всё это делает его открытым добру, положительным влиянием. Уважение личности ребёнка, признание ценности его внутреннего мира,  его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребёнка в процессе общения с взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребёнка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Приучая детей к выполнению элементарных правил, взрослые нередко сообщают только о том, как не следует поступать, но ничего не говорят о том, что надо делать в той или иной ситуации. Нельзя забывать о главном – важно научить детей правильным действиям. Поэтому, указывая на отрицательные поступки, необходимо давать образцы правильных действий. Так постепенно ребёнок учится ориентироваться в своём поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое значение на развитие у малыша нравственных чувств, этических норм оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. При этом  родители  и педагоги с особым вниманием должны подходить к подбору литературы и мультфильмов, избегая жестокости и насилия в них.

Читая художественные произведения, следует обращать внимание на вежливых и невежливых героев, злых и добрых. Сравнение противоположных поступков облегчает усвоение конкретных представлений о хорошем и плохом. Художественные тексты позволяют использовать яркие образы для того, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно.

Семья обеспечивает дошкольнику развитие воображения и игры. Однако для этого необходимо, чтобы родители сами умели и любили играть, чтобы у них хватило времени и терпения на разнообразное общение с ребёнком, чтобы они не боялись, что ребёнок испортит интерьер квартиры при реализации им самостоятельной предметной деятельности. Положение усугубляется тем, что многие современные родители детей в соответствующем возрасте не получили условий развития собственного воображения и игры и поэтому им гораздо легче учить детей разным, иногда очень важным и полезным умениям и навыкам или записывать и водить ребёнка в разные кружки, секции, образовательные учреждения, в которых снова получают развитие процессы, связанные со знанием, а не смыслом. В таком случае детский сад компенсирует ребёнку нехватку в игровой деятельности, в коммуникативных качествах. Доброе отношение к людям помогает воспитывать игра. Особое место среди игрушек занимает кукла как носитель человеческих качеств. Коллективные игры с куклами позволяют формировать добрые отношения между детьми. Воспитатель должен создавать игровую среду для детей, помогать малышам в сюжетной линии, распределении ролей, если это необходимо, подводить детей к правилам игры, побуждать детей использовать «вежливые» слова. Это облегчает усвоение вежливых форм общения в повседневной жизни.

Стремление малыша к совместной с взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Ребёнок перенимает у родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Поэтому родителям и педагогам  следует быть внимательным к своим высказываниям, поступкам, суждениям не только в кругу семьи, но и с окружающими. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольником. Многократный наглядный показ, того как себя надо вести, доступная мотивировка помогает усвоить правило, овладеть способами его выполнения и понять, почему надо себя вести так, а не иначе.

Развитие трудовой деятельности дошкольника связано с осознанием им новых мотивов общественной направленности, осознанием причастности к серьёзному труду взрослого. Педагог и семья должны поддерживать и развивать такое отношение. Посильное участие в труде взрослого, а затем самостоятельная деятельность способствуют формированию трудовых умений, способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности труда в жизни людей. В семье имеются благоприятные возможности для включения малыша в бытовую, хозяйственную, даже общественную деятельность взрослых, опосредованного приобщения его к труду родителей. Систематичность и последовательность, единство требований к дошкольнику  в семье  и детском саду обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребёнка. Необходимо также создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач как в саду так и в семье.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определённых педагогических усилий:

- чёткой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;

- гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребёнка, его состояние, мотивы поступков;

- создания условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.

Обучение детей нормам нравственного поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде.  Позднее он переходит к «внешнему» руководству. Так, например, педагог учит детей ухаживать за куклой (одевать, кормить, укладывать спать т. д.) передаёт своё отношение к отдельным действиям (забота, помощь), поддерживает самостоятельность малыша, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты. Организуя деятельность детей, воспитатель создаёт условия для формирования их взаимоотношений на основе правил уважения, вежливости, терпимости, взаимопомощи и т. д. Опыт и профессиональные знания педагога позволяет ему быть хорошим помощником для семьи в воспитании ребёнка, осуществляя непосредственную методическую помощь. Важно при этом учитывать индивидуальные особенности малыша и его возрастные возможности. А семья должна помнить, что важнейшим фактором  в воспитании ребёнка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Маленький ребёнок особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется только в семье. С помощью родителей дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Важно, чтобы каждый отец, каждая мать поняли, что правильное воспитание будущих граждан – их долг не только перед своей семьёй, но и перед обществом.

Ребёнок может стать «идеально нормальной личностью» только  при определённых положительно нравственных  условиях в семье и детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.Социально – нравственное воспитание – очень ак...

Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и за...

Картотека дидактических игр по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Игра «Ожившие игрушки»Цель: привлечь внимание к партнеру, его внешности, настроению, действиям при помощи вербального способа взаимодействия....

Статья на тему "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Задача - рассказать о важности знакомства с русской сказкой детей дошкольного возраста....

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание личности - длительный и сложный процесс.Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками.Одним из важнейших условий успешного ...

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание личности - длительный и сложный процесс и его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. ...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Период раннего детства (от 1 года до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшае...