Содержание и формы работы ДОУ с неблагополучными семьями
статья

Загороднева Екатерина Владимировна

На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений и с детьми, и с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и формы работы ДОУ с неблагополучными семьями

Решение родителями будущих проблем своей

 старости во многом зависит от того,

какую семейную жизнь их дети видят сегодня.

(Маргерад Мид)

1. Актуальность, цель, задачи.

   Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

   Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться “частным делом”. Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей.

   Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия. Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья - ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная - только отношение к ребенку. Основная цель деятельности ДОУ в работе с неблагополучными семьями – предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Важной задачей является:

1. Разъяснение правовых и медицинских вопросов.

2. Накопление информации о семье, ее проблемах, способах и методах работы с ней и  остальными субъектами социальной помощи.

3. Фиксация самого процесса оказания помощи, направленная на повышение его эффективности.

4. Передача зафиксированной информации о состоянии проблем семьи.

5. Систематизация информации о формах и видах помощи, обеспечивающей доступ к ней каждому нуждающемуся.

2. Типология неблагополучных семей.

  С учетом достаточно большого количества причин, обуславливающих функциональную несостоятельность семьи, существует весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. В качестве системообразующего критерия при составлении типологии функционально несостоятельных семей используют характер десоциализирующего влияния, оказываемого такими семьями на своих детей. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтом десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

3. Формы работы.

  В своей деятельности по взаимодействию с родителями используем как традиционные, так и нетрадиционные формы.

1. Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, ролевые игры, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.)

2. Индивидуальные (консультации, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятия, посещения на дому)

3. Наглядно-информационные: условно их можно разделить на 2 подгруппы:

   Информационно-ознакомительные (эпизодические посещения родителями детского сада, открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности, дни открытых дверей, выставки детских работ, фотовыставки…);

   Информационно-просветительские (информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты). В настоящее время дошкольное учреждение ориентировано на поиск новых эффективных форм организации общения с родителями воспитанников.

4. Результаты деятельности ДОУ по выявлению и работе с неблагополучными семьями.

Задачи:

1) Мотивация родителей на совместную, продуктивную деятельность;

2) Повышение компетентности в области воспитания детей, повышение педагогической культуры родителей;

3) Совершенствование семейного воспитания.

  5. Заключение.

    На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-педагогической работы с такими семьями позволили выделить наиболее типичный путь изучения семей – патронаж. Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии. Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и формы работы воспитателя по повышению экологической культуры родителей.

С росинкой, травинкойДождем подружись –Они твоя редкость,Они твоя жизнь !    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В эт...

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Статья описывает совместный опыт по работе педагогов  с родителями. Подробно описывается работа (формы), какой она дает результат, приведены примеры мероприятий с родителями....

Семинар-практикум для педагогов "Работа ДОУ с неблагополучными семьями"

СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, что это такое и зачем? Они направлены на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми ...

План работы ДОУ с неблагополучными семьями

Мероприятия по работе с неблагополучными семьями...

«Игра как форма воспитания детей из неблагополучных семей»

Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей....

Формы работы педагога с неблагополучными семьями

Формы работы педагога с неблагополучными семьями...