Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Семинар-практикум для педагогов "Работа ДОУ с неблагополучными семьями"

    СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

    СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, что это такое и зачем?

    Они направлены на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми и родителями. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.

    Работа семинаров-практикумов должна иметь какой-то материальный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей (напр. "Консультации", «Памятки в помощь воспитателю») участники семинара могут подготовить вечер вопросов и ответов или Круглый стол, на котором будут приглашены специалисты служб города, работающие с такими семьями. Возможно будет организован КВН, где одна из команд будет представлена участниками семинара-практикума, а др. теми кто не посещал и т.д.

    Настоящая разработка предназначена для проведения методического семинара в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста и их семьями. Материалы посвящены актуальной теме , важности правильной диагностики и последующей развивающей работы с ребенком и его семьей для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого и организации ЗОЖ.  Разработка включает выступления специалистов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon Паспорт семинара-практикума для педагогов "Работа ДОУ с неблагополучными семьями"142.56 КБ
    PDF icon Буклет участникам семинара-практикума для педагогов "Работа ДОУ с неблагополучными семьями"352.82 КБ
    PDF icon 1. Социальная поддержка семьи, материнства и детства.119.46 КБ
    PDF icon 2. Работа ДОУ с «неблагополучными» семьями.181.3 КБ
    PDF icon 3. Из опыта работы «Как вести мониторинг благополучности семьи»168.35 КБ
    PDF icon 4. Результаты тестирования детей и родителей «Определение антиалкогольной образованности»176.39 КБ
    PDF icon 5. «Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка»300.38 КБ
    PDF icon 6. «Социальный патронаж «неблагополучной» семьи»246.59 КБ
    PDF icon 7. Фрагмент родительского собрания по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения «Я выбираю жизнь»201.03 КБ
    Office presentation icon 1 часть презентации к семинару-практикуму "Работа ДОУ с неблагополучными семьями"1 МБ
    Office presentation icon 2 часть презентации к семинару-практикуму "Работа ДОУ с неблагополучными семьями"940 КБ
    Office presentation icon 3 часть презентации к семинару-практикуму "Работа ДОУ с неблагополучными семьями"682 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 «Русалочка»

    Слайд 2

    Семинар - практикум Работа ДОУ с «неблагополучными» семьями

    Слайд 3

    « Социальная поддержка семьи, материнства и детства» Заведующая МДОБУ детский сад № 11

    Слайд 4

    Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

    Слайд 8

    « Работа ДОУ с «неблагополучными» семьями» Старший воспитатель

    Слайд 9

    НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ Неблагополучной - является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию: Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками, занимаются проституцией. Семьи с напряженной атмосферой, между родителями постоянные конфликты. Семьи, где родители ориентированы лишь на материальное обеспечение ребенка. Семьи, где отсутствует забота о воспитании детей, об их духовном развитии. Семьи после развода родителей.

    Слайд 10

    Работа в ДОУ с неблагополучными семьями 1 этап. ЦЕЛЬ : Выявление семей группы риска, трудных детей. Кто проводит работу : Воспитатели, специалисты Методы : Наблюдения, составление социального паспорта семьи, беседы с детьми и родителями, тестирование и анкетирование детей и родителей, мониторинг воспитанников. 2 этап. ЦЕЛЬ: Целенаправленное всестороннее изучение семей группы риска, трудных семей. Кто проводит работу : Воспитатели, специалисты, медики, ПМПК Методы Социально-педагогическое обследование семей

    Слайд 11

    3 этап. ЦЕЛЬ: Составление плана работы с каждой проблемной семьей, определение возможных путей и способов изменения ситуации в которой находится воспитанник Кто проводит работу : специалисты ПМПК Методы Разработка индивидуальных планов 4 этап. ЦЕЛЬ: Улучшение ситуации в семьях воспитанников. Кто проводит работу : Администрация ДОУ, ПМПК, Воспитатели Методы Индивидуальные консультации, собеседование с родителями, наблюдение за семьями, приглашение на мероприятия ДОУ лекции, работа библиотеки ДОУ, ярмарки-милосердия и т.д. 5 этап. ЦЕЛЬ: Улучшение ситуации в семьях воспитанников. Кто проводит работу : Администрация ДОУ, социальный педагог. Органы опеки и попечительства. Комиссия по профилактике пьянства. Методы Направление на консультации, направления на заседание комиссией, ходатайство по применению мер к семье по защите прав ребенка.

    Слайд 12

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ « Как вести мониторинг благополучности семей воспитанников» Воспитатель

    Слайд 13

    ИЗУЧЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧНОСТИ СЕМЬИ РЕБЕНКА Рекомендуемые методы: Ближе познакомиться с родителями. Установить контакт с родителями с помощью верного тона разговора, конкретных, точных ответов. Выявить структуру семьи и ее психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых). Выявить формы семейных отношений: а) гуманизм или жестокость, б) ответственность или стихийность, в) взаимопонимание или недоверие, г) взаимопомощь или неуважение.

    Слайд 14

    Определить микроклимат в семье: а) какой фон семейной жизни преобладает ­положительный или отрицательный, б) каковы причины семейных конфликтов, в) причины отрицательных переживаний детей и родителей, г) как разрешаются конфликты. Выявить положение матери и отца в семье: а) степень участия в воспитательном процессе, б) степень участия в организации семейной жизни (хозяйственно-бытовая деятельность, отдых), в) наличие желания воспитывать ребенка.

    Слайд 15

    Определить педагогические возможности семьи: а) наличие или отсутствие системы воспитания (осознание целей, задач и методов воспитания); б) уровень педагогической культуры и потенциальные педагогические возможности родителей; в) знание своего ребенка; г) объективность в оценке его поведения; д) характер влияния родителей на детей; е) какие черты характера ребенка вызывают у родителей тревогу; ж) какие методы воспитания родители используют. Чем наполнена жизнь ребенка в семье: а) наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», «Семья» и т.д. б) изучение рассказов детей на тему «Наша семья». в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т.д., г) опрос детей.

    Слайд 16

    ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ • Наблюдения • Опросные методы (беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методы, изучение продуктов детской деятельности и др.) • Посещение семьи • Беседы с родителями и детьми • Наблюдения за их общением • Наблюдения за детьми в сюжетно - ролевой игре «Семья». • Занятия по рисованию на темы «Моя семья», «Мой дом», «Во что я люблю играть дома», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки»

    Слайд 17

    Результаты тестирования детей и родителей «Определение антиалкогольной образованности» Педагог – психолог

    Слайд 28

    АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка» Педагог по изодеятельности

    Слайд 2

    Рекомендации к организации и проведению рисуночных тестов Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент. *** Не стойте над ребенком во время выполнения заданий, информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем. *** Не обсуждайте полученные результаты при ребенке - этот тест для вас, для ваших раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем ребенка. *** В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов. (Важно, кого он начал рисовать первым, последним, а нe только то, как это выглядит на рисунке) Существует 17 правил, рекомендуемых для интерпретации рисунков семьи психологом В.К. Лыкосовой (описаны в книге «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжевой). Не надо забывать: интерпретацией должен заниматься специалист – педагог - ­психолог.

    Слайд 6

    « Социальный патронаж «неблагополучной» семьи» Социальный педагог

    Слайд 7

    Работа социального педагога с «неблагополучными» семьями включает в себя: Диагностическую деятельность 1.Сбор сведений о подопечных изучение медицинской карты воспитанника; оформление и заполнение социально – патронажной карточки воспитанника. 2.Беседы с воспитателем с целью получения характеристики на воспитанника. 3.Изучение рекомендаций психолога по итогам тестирования, определение причин «неблагополучности». Прогностическая деятельность: Определение возможных путей и способов изменения ситуации, в которой находится подопечный. Наблюдение за воспитанниками с целью разработки программы индивидуальной коррекционной работы.

    Слайд 8

    Организаторская деятельность, включающая в себя социально – защитную и воспитательную функции: Организация для родителей из «неблагополучных» семей лекций, бесед с интересными людьми и узкими специалистами. Привлечение родителей к участию в общих мероприятиях ДОУ: выставки, ярмарки, собрания, акции и т.д. Участие в работе ПМПк, обсуждение проблем воспитания ребенка в «неблагополучных» семьях. Участие в судебных заседаниях: по вопросам лишения родительских прав, по вопросам развода и раздела имущества и др. Направление воспитанников на консультацию к узким специалистам. Организация помощи «неблагополучным» семьям. Выступления на родительских собраниях.

    Слайд 9

    Профилактическая деятельность Проведение индивидуальных и групповых бесед. Работа по пропаганде здорового образа жизни. Контроль за посещаемостью и поведением детей. Подготовка и проведение родительских собраний по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность ДОУ. Проведение индивидуальных бесед с родителями. Выступления по проблемной теме на педсоветах и родительских собраниях. Проектно- программная деятельность Разработка индивидуальных и групповых программ организации помощи родителям и детям из «неблагополучных» семей» Проведение исследований, социологических опросов и разработка мер по разрешению проблемных жизненных ситуаций в «неблагополучных» семьях с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Фрагмент родительского собрания по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения «Я выбираю жизнь»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы ДОУ с неблагополучными семьями

    Мероприятия по работе с неблагополучными семьями...

    Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ

    Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ...

    Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями в ДОУ

    Механизм выявления неблагополучных семей. Рекомендации по контактному взаимодействию педагога с родителями....

    Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями в ДОУ

    Рекомендации по контактному взамидействию педагога с родителями детей  группы риска. Механизм выявления неблагополучных семей....

    Содержание и формы работы ДОУ с неблагополучными семьями

    На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблаго...

    Буклет для педагогов ДОУ "Рекомендации по работе с неблагополучными семьями"

    1. Признаки  неблагополучия в семье.2. Порядок работы педагога с неблагополучными семьями.3. Правила посещения воспитателем на дому воспитанника из неблагополучной семьи....

    Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями.

    Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....