Главные вкладки

    Семинар-практикум "Новые подходы к сотрудничеству ДОУ и семьи"
    методическая разработка по теме

    Иванова Марина Эдуардовна

    Семинар-практикум включаеи себя 3 занятия. Предназначен для педагогов ДОУ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum_po_rabote_s_semey.docx94.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум

    для педагогов ДОУ

     «Новые подходы к сотрудничеству ДОУ и семьи»

                     

    п/п

                  Вопросы к обсуждению

    Кол-во

      часов

    Ответствен.

    Срок

    Прим.

     

      1.

      2.

     

      3.

      4.    

                          Занятие  №  1

    Нормативные документы, регламентирующие работу с семьей

    Психологическая характеристика возрастных особенностей родителей

    Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи

    Практическая часть: подобрать пословицы и поговорки русского народа о семье и семейном воспитании

         2

    Старший воспитатель

    ___02.2012

     1.

     2.

     3.

     4.        

                         Занятие  №  2

    Формы взаимодействия с семьей

    Планирование работы педагогов с семьей

    Открытое мероприятие «Семейная гостиная»

     Практическая часть: составление плана мероприятия для родителей

        3

    Старший воспитатель

    ___03.2012

     1.

     2.

     3.

                         Занятие  №  3

    Обзор планов мероприятий для родителей

    Практикум общения педагогов с родителями

    Практическая часть: Разработка планов работы с родителями на учебный год по своей возрастной группе

        2

    Старший воспитатель

    ___04.2012

    ЗАНЯТИЕ № 1

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ

    РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ

    • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»
    • «Закон Российской Федерации об образовании»
    • «Конвенция о правах ребенка»
    • Федеральный закон РФ от 03.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
    • Приказ Министерства Образования РФ № 463/1268 от 31.08.1995 г.

    «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям    

    работников учреждений образования РФ»

    • Концепция дошкольного воспитания
    • Письмо Министерства Образования РФ «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» («Вестник образования» от 23.02.2002 г.)
    • Письмо Министерства Образования РФ «Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей» («Вестник образования» № 8  2001 г.)

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ

    ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ

    Исследования показывают, что родителями дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит их молодых людей до 30 лет, однако и 35-40-летние родители тоже не редкость. Учет психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но и их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю, специалистам ДОУ предотвращать фрустрацию (фрустрация – переживание, связанное с неудачей, когда невозможно осуществить желаемое и трудно отказаться от него), трудности взаимодействия.

    Психологическая особенность поздней юности (возраст 18-25 лет) – осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие, может возникать внутренняя напряженность, порождающая чувства одиночества, обычно трудно переносимого. Кстати, это одна из причин ранних браков: иллюзия, что любимый человек спасет от этого одиночества; на самом деле непрожитое одиночество, с которым человек не научился справляться, «выстрелит» в него самого же на более поздних стадиях развития, а заодно отрекошетит в ребенка и партнера по браку.

    Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается необходимостью самоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. В период ранней молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. Это стремление необходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизненную смелость и независимость намного труднее. Самостоятельные решения молодые люди учатся принимать быстрее, если на первых порах принимают их вместе со взрослыми и делят ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность с них снимается.

    Еще одна проблема – удлинение периода детства: нередко молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Чувство обладания благами, не заработанными самостоятельно, а полученными от родителей, может породить инфантилизм и иждивенчество, не возникает необходимости развивать у себя целеустремленность и силу воли. Отсутствие этих качеств неблагополучно сказывается на родительской роли, примерить которую на себя вынуждены молодые люди (по незнанию противозачаточных мер; из стремления быть взрослыми; из стремления удержать партнера и по другим неуважительным и уважительным причинам).

    Центральный психологический момент в ранней зрелости (25-30 лет) – установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиваться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире он не может положиться, кроме себя. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребенка (чаще мама), может быть очень тревожным, беспокойным и непоследовательным в воспитании ребенка, а также в общении с окружающими. Другая крайность – попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившихся усталости и отчаяния.

    Возраст 35-45 лет (средняя зрелость) – время переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито. оно соединяется с вопросами, что достигнуто и что в действительности означает жизнь. В этот момент своей жизни человек нередко начинает отдавать себе отчет в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет (и даже если он их достиг, все равно может испытывать разочарование). Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек склонен мрачно смотреть на жизнь и считать, что «уже поздно что-либо менять» и «уже не успеть». Внутренняя драма обязательно сказывается на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучным родителем. Некоторые родители, в стремлении «успеть» и начать жизнь с нового листа, пробуют развестись и создать новую семью. В эпицентре развода оказывается ребенок, для которого развод по масштабам горя взрослого сравним разве что с началом войны, когда рушится мир.

    Центральная тема средней зрелости – желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Для большинства людей это самый продуктивный период жизни: люди поглощены работой. Такое стремление быть полезным и продуктивным определяет способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, что в свою очередь делает человека счастливым. Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребенка, которого родители стремятся всему научить, развить, его готовят к той самой жизни, которой не удалось пожить самому («я всегда хотел рисовать, но меня не водили в художественную школу, мой ребенок это получит»), стремятся, чтобы ребенок реализовал их собственные мечты, воплотил их в своей жизни. Потерпевший на этой стадии неудачу имеет тенденцию оказаться поглощенным только самим собой. В этом возрасте человек формулирует свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем. Осознав и оценив реальное положение вещей, наметив с учетом этого новые цели или скорректировав старые, человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает это время и с новыми планами вступает на следующую стадию своей жизни.

    Весь период взрослости – это освоение экзистенциальных социальных ролей – роли Матери и Отца. Потребности детей словно «включают» пол родителей. Только женщина может кормить грудью малыша, только мужчина может дать ребенку образец мужского поведения. Мать и отец выступают по отношению к ребенку как Женщина и как Мужчина, реализуя свою сущность. Достаточно хорошая мать – это мать, уделяющая ребенку достаточно много внимания (полная самоотдача, а не притворство, игра). Отцовское присутствие «на сцене», как полагают исследователи, важно время от времени. Важнее не сколько он остается на сцене, а что делает в свой «выход». Поэтому занятость родителей часто оказывается ни при чем. Часто она – отговорка, выражение психологической беспомощности, бессознательного желания переложить ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, на детский сад, школу. В этом смысле задача ДОУ:  вернуть родителей собственным семьям, научить их быть родителями своим детям.

    СЕМЬЯ КАК СИСТЕМА.

    ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ

    Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия.

    Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка, и зачастую неумение родителей правильно воспитывать свое дитя – одна из причин возникновения жестокости. На первый взгляд, эта проблема решается легко, достаточно просто объяснить родителям, как воспитывать ребенка. Но, к сожалению, истоки неправильного воспитания иногда лежат гораздо глубже – в родительских мотивах (желание иметь в своем распоряжении объект для манипулирования; бессознательная потребность перенести на малыша унижение, которому подвергались когда-то сами; страх и неприятие каких-то проявлений в собственных детях, потому что это слишком напоминает самого родителя, причем не с лучшей стороны; потребность найти выход для подавленных чувств и др.), причина может быть в сложившейся системе взаимоотношений в семье. Как ни прискорбно звучит, но маме может быть «выгоден» больной ребенок, чтобы удержать в семье мужа; бабушке может быть «выгоден» нервный ребенок, чтобы доказать дочери, что как мать она ни на что не годна и без нее, бабушки, все пропадут; папа может быть заинтересован (бессознательно) в неуспехах ребенка, чтобы иметь оправдание своим запоям: ему так тяжело, жена воспитала такого плохого сына (дочь), все кругом виноваты, и так далее. Учет этих сложнейших механизмов функционирования семьи осуществляется с помощью системного подхода.

    Системный подход формирует объемный, многомерный взгляд на семью и внутрисемейные проблемы, указывает на неоднозначность нарушения, на его комплексность. А значит, простого совета, как изменить ситуацию, быть не может.

    Семья как любая система – самоорганизующаяся. Иначе говоря, она стремится сохранить свою целостность, встречаясь с требованиями общества в виде правил, норм. Например, в глазах воспитателя, психолога семья может выглядеть благополучной, но на самом деле испытывать огромные трудности, которые до поры до времени скрывает от не слишком внимательных и наблюдательных глаз; семья может создать о себе любой миф (для окружающих), чтобы сохранить иллюзию целостности, от которой страдают сами члены семьи, особенно – дети.

    Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет ко всем ее членам новые требования. Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где растет подросток, от родителей ожидают совсем другого поведения, равно как и от ребенка. Разными будут требования к ребенку-дошкольнику и ребенку-первокласснику как со стороны членов семьи, так и со стороны общества. Если семья не справляется, возникает риск ее дисгармонии. Такая семья становится дисфункциональной, то есть не справляющейся со своими функциями. Обычно подобная семья попадает в поле зрения специалистов.

    системный подход означает, что семья – не просто сумма ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Простая аналогия может лучше иллюстрировать это положение – ингредиенты для супа не то же самое, что сам суп, именно последовательность, способ приготовления и сочетаемость, «взаимосвязь» за время кипения образуют суп как нечто особое, самостоятельное, чем отдельно взятые картошка, морковь, капуста и бульон.

    Семья – это взаимосвязь одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников, и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы и одновременно само объясняется их влиянием.

    Благодаря системному подходу специалисты научились помогать изменять взгляды и взаимодействия в семье таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пессимистическими, агрессивными, и обучать членов семьи ответственности за свои слова, поступки. Итак, кратко резюмируем сказанное:

    • Семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы (например, хроническая болезнь ребенка влияет на других членов семьи и их отношения друг с другом и с ребенком).
    • Проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений. В разных семьях внешне одинаковое поведение, скажем ребенка или мамы, имеет разные причины. Важно увидеть причины, ведущие к усилению или ослаблению проблемного поведения. Например, ребенок ведет себя «ужасно», потому что мама с папой все время ссорятся, а ребенок своим поведением пытается объединить их «против себя», тем самым сохраняя семью.
    • Циркулярность процессов в семье. Если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, но создают видимость стабильности. Например, ситуация, когда девочка 4,5 лет отказывается ходить в сад, просится к бабушке, которая ее жалеет, кормит вкусно и т.п., повторяется постоянно в ситуациях ссоры бабушки и мамы.
    • Проблема в семье обязательно выполняет какую-то функцию. Несмотря на свою болезненность, она часто становится в чем–то выгодной для всех членов семьи, и потому так трудно порой изменить поведение и установки членов семьи: им так удобно, привычно, понятно.

    Семейные отношения – это отношения власти: доминирование – подчинение, ответственность за принятие решений, иерархия взаимоотношений. Последняя определяет в семье правила поведения и роли, которые исполняют члены семьи (например, мама – «жертва», папа – «диктатор», ребенок – «кумир»; папе дозволено в семье то, что не может быть позволено маме и ребенку и др.).

    С помощью системного подхода описываются границы семьи: внешние и внутренние. Внешние границы: некоторые семьи живут очень изолированно, замкнуто, как бы охраняя свою территорию. Другие напротив – чрезмерно общительны, открыты внешнему влиянию, редко собираются только своей семьей, у них постоянно присутствуют посторонние люди. В данном случае речь ведется не об эпизодических ситуациях, а об устойчивом стиле поведения семьи. Внутренние границы устанавливают разделение между поколениями – подсистемами (родительской, детской, прародительской, индивидуальной). Эти «водоразделы» могут быть как очень проницаемыми, так и очень закрытыми, неподвижными. Например, бабушка в семье занимает родительскую позицию и по отношению к своему сыну, и по отношению к своему внуку, включаясь в жизнь обоих так, как если бы была матерью двух маленьких мальчиков, таким образом, границы ее прародительской подсистемы размыты и нечетки: где она действует как бабушка, а где как мама. Такая ситуация очень осложняет внутрисемейные отношения. В случае жестких границ между поколениями не происходит обмена опытом между поколениями, что тоже плохо для роста и развития семьи в целом и отдельных ее членов; или, скажем, одинокая мама воспринимает себя только мамой пятилетней дочки и «забывает», что она еще и женщина, сотрудница, дочь, сестра, «жертвует» своей карьерой и личным счастьем «ради дочери». Понятие границ семьи характеризует эмоциональную близость членов семьи: в сплоченной семье ее члены оказывают друг другу поддержку и понимание; семья может быть разобщенной, холодной и неуютной для ее членов; бывают ситуации, когда какие-то члены семьи так тесно привязаны друг к другу, что «душат» любые ростки самостоятельности – это ситуация симбиоза, слияния границ (например, мама настолько привязана к ребенку, что пребывает в полной уверенности: чего желает она, желает и ее ребенок; мысли ребенка ей известны без утайки, и на этом основании она склонна принимать решения, часто используя местоимение «мы»: «Мы хотим то-то, а вот этого нам не нужно и пр.).

    Психологическое изучение семьи включает исследование:

    • структуры семьи (состав)
    • сплоченности
    • иерархии отношений
    • истории семьи (традиции, правила, ритуалы)

    Изменения с кем-то одним заставляют остальных членов семьи взаимодействовать друг с другом по-новому, не так, как прежде. Как ни парадоксально, но может возникнуть опасность разрушения системы в результате усиливающихся изменений, поэтому специалистам важно уметь получать обратную связь, в том числе отрицательную. Если в семье, вопреки благой идее улучшения взаимоотношений, возникнут напряженные моменты, необходимо вовремя это распознать и поддержать членов семьи в намерении изменить ситуацию, устоять против сопротивления других членов семьи. Такое сопротивление – нормальное явление, потому что семья – это система, вырабатывающая свои способы взаимодействия, чтобы быть целостной. Поэтому любые, даже вполне нейтральные на первый взгляд изменения могут в какой-то конкретной семье привести к так называемому «усилению отклонений», дестабилизирующих систему. Некоторые семьи активно сопротивляются любым изменениям, потому что это чревато дестабилизацией, а они новым способам взаимодействия не научены и не готовы к ним. Поэтому так важна подготовка воспитателей и специалистов к восприятию семьи как системы, это поможет адекватно воспринимать жалобы членов семей на детей или природу конфликтов и своевременно подсказать пути выхода (направить на консультацию к психологу, предложить участие в тренинге, успокоить, обнадежить, помочь увидеть новую грань в болезненной проблеме и т.п.), быть бережным, экологичным специалистом.

           ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО НАРОДА

                    О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

    Взгляды народа на семью были определены экономическими и нравственными условиями его жизнедеятельности. Только в рамках семьи посредством совместной деятельности мужа и жены было возможно вести полноценное хозяйство и обеспечить существование. Отсюда и говорят:    

    «Духовное родство пуще плотского»

    «Смерть да жена – Богом суждена»

    «Женился – на век заложился»

    «Холостой – полчеловека»

    В то же время в пословицах и поговорках отмечаются и негативные стороны семейной жизни:

    «Женишься раз, а плачешься век»

    «Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает»

    «Женился на скорую руку, да на долгую муку»

    Развод до 1917 года расценивался как тягчайший грех. Говорили:

    «Женитьба есть, а разженитьбы нет». Эти факторы обеспечивали семье ее устойчивость среди других социальных институтов.

    Особенности патриархальной семьи нашли выражение в пословицах: в них отражается домостроевский взгляд на жену и детей, враждебное отношение свекрови и невестки, мачехи к неродным детям.

    Добрая жена, да жирные щи – другого добра не ищи!

    Одному не страшно, двоим веселее.

    Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет.

    Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться.

    Бабенка не без ребенка.

    Все в семье спят, а невестке молоть велят.

    У лихой свекрови и сзади глаза.

    В лесу медведь, а в дому мачеха.

    Многодетность была нормой патриархальной семьи, и ряд пословиц был посвящен этой проблеме:

    Дети – благодать Божья.

    Живот болит, а детей родит.

    Горьки родины, да забывчивы.

    Ребята, что мокрицы – от сырости заводятся.

    Татьяна хромонога, народила детей много.

    Плодятся и множатся, что голуби.

    Нашел отражение быстрый рост маленьких детей:

    У ребят, что у зайчат: по два зуба.

    Растет, как пшеничное тесто на опаре.

    Многодетность была призвана компенсировать высокую детскую смертность. В народе говорили: «Чем терять, так лучше б не рожать», или существовал вариант: «Чем терять, так не дай Бог рожать».

    Бездетность считалась грехом или наказанием господним:

    «Не умела родить ребенка, корми серого котенка»

    «У кого детей нет – во грехе живет»

    Если первым рождался мальчик, это предвещало богатую и зажиточную жизнь. Обычно первенца ждали с радостью, но к последующим детям относились уже равнодушно. В народе говорили:

    «Мальчик родился – на подмогу, а девочка – на потеху»

    «С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»

    «Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесет»

    «Растить дочку, что лить в дырявую бочку»

    В основе всех воспитательных ценностей лежали православная христианская мораль. Цель воспитания – создать многосторонне развитую личность, которая была бы производительным членом общества, способным вносить в него светлую мысль, стремиться к справедливости, правде:

    «Делай не ложно, все выйдет по Божьи».

     

    Любовь и доброта ставились первым условием:

    «Тот мне и сват, кто мне рад»

    «Сват не сват, был бы добрый человек»

    Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей. Говорилось о своевременном раннем воспитании ребенка:

    «Народила, да не научила»

    «Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»

    «Умел дитя родить, умей и научить».

    ЗАНЯТИЕ № 2

    ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

    Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

    К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году — в виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителями. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.

    К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

    Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.

    Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

    Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

    В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы». «Устный журнал» состоит из 3—6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. На наш взгляд, целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями по типу различных телепрограмм, в частности «Ток-шоу». Можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

    В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.

    Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

    Наименование

    С какой целью используется эта форма

    Формы проведения общения

    Информационно-аналитические

    Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

    Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

    Досуговые

    Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

    Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

    Познавательные

    Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

    Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

    Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

    Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

    Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

    Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

    Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

    Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

    Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, например о птицах (как на празднике птиц в одном из дошкольных учреждений), а потом вместе с детьми строить скворечники. В этом же дошкольном учреждении мамы и папы имели возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку в игре «Устами младенца». Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

    Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

    Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

    Практическими работниками применяется Устный педагогический журнал, созданный и апробированный практиками Санкт-Петербурга. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин, таким образом, общая продолжительность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, по нашему мнению, должен представлять значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

    Ряд дошкольных учреждений практикует организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов. Так, на собраниях клуба «Посиделки» одного из ДОУ Москвы по запросам родителей обсуждаются такие темы, как «Колыбельные для малышей», «Лечим простуду», проводятся встречи с психологом, педиатром, астрологом.

    Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

    Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

    Отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

    Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

    Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

    Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

    Анализ практики работы педагогов и руководителей дошкольных учреждений выявил 2 вида форм совместной работы:

    Совместные мероприятия педагогов и родителей

    1. Родительские собрания

    2. Конференции

    3. Консультации

    4. Беседы

    5. Вечера для родителей

    6. Кружки для родителей

    7. Тематические выставки

    8. Диспуты

    9. Педагогические советы

    10. Попечительский совет

    11. Встреча с администрацией

    12. Школа для родителей

    14. Родительский комитет

    Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

    15. Дни открытых дверей

    16. Турниры знатоков

    17. Кружки

    18. КВН, викторины

    19. Праздники

    20. Семейные конкурсы

    21. Выпуск газеты

    22. Просмотры фильмов

    23. Концерты         

    24. Оформление групп

    Z5. Соревнования

    26. Благоустройство ДОУ и территории

    Однако часто используются в основном стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.

    Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые используют лишь коллективные формы работы с семьей.

    Причинами являются:

    • недостаточное знание специфики семейного воспитания;
    • неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
    • неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

    Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

    Например, формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

    Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.

    Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.

    Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.

    Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.

    Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.

    Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.

    В теории и практике определен ряд общих задач по работе с родителями в дошкольных учреждениях:

    • изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
    • обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
    • использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;
    • расширение средств и способов работы с родителями;
    • обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

    Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения.

    Планирование работы педагогов с семьей

    Учебный год для воспитателя любой возрастной группы ДОУ начинается с традиционного знакомства с семьями детей.

    Можно ли получить информацию о семье воспитанника ДОУ, не нарушая при этом право человека на неприкосновенность его личной жизни?  Предлагают собирать информацию с помощью специального «Плана изучения семьи».

    Сбор информации о семье

    Вопросы Плана позволяют собрать разнообразные сведения: о фамилии, именах, возрасте, образовании, увлечениях и интересах членов семьи, ее жилищно-бытовых условиях, отношениях членов семьи между собой и с ребенком. С помощью этого документа можно выяснить семейные приоритеты в воспитании ребенка и то, как именно занимаются воспитанием родители. Важно также определить, насколько ребенок вовлечен в разные семейные дела и заботы, участвуют ли взрослые в разных детских видах деятельности. Эти сведения можно получить как косвенным путем, опосредованно (например: изучая разные документы, проводя письменное анкетирование родителей), так и взаимодействия с родителями (в беседе, при посещении семьи, проведении устных опросов). Увлечения и интересы членов семьи несложно выяснить во время различных совместных мероприятий – в процессе подготовки к празднику, выставке, конкурсу. Заполнять План можно постепенно, по мере накопления сведений. В нем должны отражаться любые изменения в жизни семьи.

    Опрос устный или письменный

    Один из способов сбора, анализа и обобщения информации о семье – это опрос. Он может быть как устным (особенно если для вас важна реакция родителя, отвечающего на вопросы), так и письменным (опросник, опросный лист, вопросник, анкета). Всем, кто проводил письменный опрос, известно, что многие родители отвечают формально, невнимательно. Этот недостаток можно преодолеть, проведя опросы в форме интервью (тот же опрос по анкете, но заполняется он педагогом-интервьюером, а не опрашиваемым). Опрос может быть анонимным и персонифицированным. Безусловно, проще быть откровенным, не называя своего имени. Но в случае работы с семьями больше информации для дальнейшей работы дают, конечно, персонифицированные опросы, хотя они и не всегда правдивы. Вряд ли, например: кто-нибудь из родителей сообщит, что наказывает ребенка физически.

    Три составные части анкеты 
    Как правило, анкета состоит из трех частей: обращения к респонденту, паспортички и основной части (вопросы и варианты ответов).

    В обращении к респонденту:

    - указывается цель проводимого анкетирования;

    - предлагается ответить на предложенные вопросы;

    - высказываются заверения в анонимности (по необходимости) и благодарность за участие в анкетировании.

    В паспортичке содержатся вопросы социально-демографического характера: возраст, пол, образование отвечающего, должность, занимаемая им в данный момент; по необходимости — возраст и пол ребенка.

    Основная часть включает вопросы по теме и варианты ответов к ним. (В дальнейшем это облегчает обработку данных.) Вопросы могут быть закрытыми (предусматривают не менее пяти вариантов ответов, из которых респондент может выбрать наиболее согласующийся с его мнением), полузакрытыми (помимо ответов предполагается изложение личного мнения респондента, например: «Ваше мнение, укажите») и открытыми (опрашиваемый высказывает собственное мнение). Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть оставлено достаточно места. Основная часть начинается с общих вопросов, выясняющих информированность или интерес к проблеме (например: Какого ребенка, на Ваш взгляд, можно назвать здоровым? Интересует ли Вас информация о сохранении, укреплении и формировании здоровья Вашего ребенка?). Далее следуют простые вопросы, касающиеся событий и фактов (например: Как часто болеет Ваш ребенок? Какие закаливающие процедуры Вы проводите?). Затем предлагаются более сложные вопросы — о мнениях и оценках (например: Какие профилактические мероприятия, по Вашему мнению, дают наибольший эффект? Как вы относитесь к нетрадиционным методам закаливания?). Еще более сложными являются вопросы, требующие выбора решений или ответа в свободной форме (например: Выберите из перечня оздоровительных мероприятий те, которые будут полезны Вашему ребенку: фитотерапия, аромотерапия, ЛФК, массаж, бассейн, сауна, гидромассаж, соляная пещера, посещение тренажерного зала). Завершить анкету можно относительно простыми вопросами (например, попросить родителей указать свой возраст, пол, образование, если этого не было сделано в начале анкеты). Количество вопросов должно быть не менее 7—10, но не более 20—25. В образце анкеты для родителей вопросы № 1—3 направлены на выяснение информированности и интереса к проблеме, № 4—6 – событий и фактов, № 7—9 – мнений и оценок, № 10—11 – на выбор решений, № 12—13 – на получение ответов в свободной форме.

     Правила формулировки анкеты

    1. Каждый вопрос должен быть самостоятельным. Нецелесообразно несколько вопросов объединять в один.

    2. В анкету включаются наиболее существенные вопросы по изучаемой теме, соответствующие программе и задачам исследования.

    3. Формулировка вопросов должна соответствовать реальному уровню знаний и представлений большинства опрашиваемых. Лучше избегать употребления специальных терминов, иностранных слов, слов с двойным значением.

    4. Вопросы и варианты ответов к ним должны быть однозначны в понимании и максимально конкретны.

    5. Желательно избегать вопросов, которые могут вызвать негативизм или нежелание отвечать.

    6. Вопросы не должны быть слишком длинными.

    7. Формулировка вопросов по возможности должна исключать стереотипные ответы: «да», «нет», «не знаю».

    8. Не употребляются обозначения временных или количественных характеристик, понимание которых носит субъективный характер («часто», «редко», «много», «мало»).

    9. Вопросы не должны оказывать психологическое давление на опрашиваемого (например: «не согласны ли Вы…?»).

    10. В вопросе не предлагается оценка нескольких фактов сразу и не высказывается мнение о нескольких вещах одновременно (например: «Как Вы относитесь к дополнительным занятиям с детьми по плаванию, иностранному языку, этикету?»).

    11. Формулировка вопросов должна быть максимально корректной, не допускаются интонация или выражения, подсказывающие ответ (например: «Как Вы относитесь к такому негативному явлению, как физическое наказание детей?»).

    12. К закрытым вопросам надо дать все возможные варианты ответов, включая «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не задумывался».

    13. Каждый вопрос должен быть сформулирован в уважительном к респонденту тоне.

    14. Вопросы нужно четко выделить, а для ответов оставить достаточно места.

    Что делать с информацией, полученной в результате анкетирования?

    Объедините всю полученную информацию и сопоставьте ее с целями, которые вы для себя обозначили в отношениях с родителями (установление отношений сотрудничества, приоритетные направления работы ДОУ, темы самообразования педагогов, достижения и трудности в работе с семьями воспитанников за прошлый год). Проанализировав полученные данные, предложите каждому родителю выбрать четыре (по количеству собраний в год) наиболее интересных для него темы из списка, который вы составили. Темы, наиболее часто упоминаемые опрашиваемыми, станут темами родительских собраний на год. Остальные могут послужить толчком для проведения бесед, консультаций, оформления наглядных средств информации. Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительских собраний, разработайте перспективный план мероприятий с родителями на год.

                                  План изучения семьи

    1. Общие сведения о ребенке.

    Ф.И. ребенка ____________________________________________ Пол ________

    Дата рождения ____________________ Дата заполнения ____________________

    2. Общие сведения о родителях.

    Мать: Ф.И.О. ________________________________________________________

    Возраст _____ Образование ____________ Место работы: __________________

    Увлечения, интересы __________________________________________________

     

    Отец: Ф.И.О. _________________________________________________________

    Возраст _____ Образование ____________ Место работы: __________________

    Увлечения, интересы __________________________________________________

     

    3. Другие члены семьи, проживающие с ребенком в данный момент.

    Бабушка: Ф.И.О. _____________________________________ Возраст _________

    Увлечения, интересы __________________________________________________

    Дедушка: Ф.И.О. ____________________________________ Возраст _________

    Увлечения, интересы __________________________________________________

    Другие взрослые: Ф.И.О. _______________________________ Возраст ________

    Братья, сестры: Имя, возраст _______________ Имя, возраст ________________

    Член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию ______

    4. Жилищно-бытовые условия.

    Отдельная квартира или комната,

    наличие у ребенка своей комнаты или уголка в общей комнате, своей кровати.

    5. Особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи.

    А) гармоничные отношения;

    Б) конфликтные отношения;

    В) изменчивые, противоречивые отношения;

    Г) автономность каждого члена семьи.

    6. Особенности отношения взрослых членов семьи к ребенку.

    дружелюбное

    враждебное

    чуткое

    равнодушное

    доверительное

    недоверительное

    эмоционально близкое

    эмоционально отвергающее

    заботливое

    гиперопекающее или гипоопекающее

    разумное удовлетворение потребностей ребенка

    удовлетворение всех прихотей ребенка

    разумно требовательное

    чрезмерно или недостаточно

    требовательное

    вера в ребенка

    неверие в силы ребенка или его идеализация

    7. Приоритеты семьи в воспитании ребенка.

    А) здоровье и физическое развитие;

    Б) развитие нравственных качеств;

    В) развитие умственных качеств;

    Г) развитие художественных способностей;

    Д) раннее обучение.

    8. Особенности воспитательных воздействий.

    А) участие всех взрослых в воспитании, согласованность их воздействий;

    Б) непоследовательность, несогласованность в воспитании, конфликты по поводу воспитания;

    В) отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия.

    9. Преобладающие приемы воспитательного воздействия на ребенка.

    напоминание

    ситуация свободного выбора

    понимание

    просьба

    поручение

    сочувствие

    совет

    разъяснение

    контроль

    намек

    инструктаж

    поощрение

    порицание

    убеждение

    наказание

    распоряжение

    рассказ

    осуждение

    требование-установка

    беседа

    нотация

    предостережение

    увещевание

    указание

    запрещение

    внушение

    запрет

    угроза

    пример взрослого

    окрик

    приказ

    пример сверстника

    оценка

    приказ-альтернатива

    соревнование

     

    10. Организация совместных форм деятельности в семье.

    А) участие ребенка в семейных делах;

    Б) эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;

    В) изоляция ребенка от семейных дел и забот.

    11. Участие родителей в детских видах деятельности (в игре, рисовании, лепке, конструировании, чтении художественной литературы и др.).

    А) систематическое;

    Б) эпизодическое;

    В) отсутствие участия.

    12. Позиция взрослых членов семьи при организации совместных с ребенком форм деятельности.

    А) партнерская позиция, «на равных, вместе»;

    Б) позиция руководителя, «над ребенком»;

    В) пассивная позиция, «рядом, но не вместе».

    13. Видение родителями положительных и отрицательных сторон своего воспитательного воздействия на ребенка.

    14. Наличие психолого-педагогических знаний, практических умений родителей.

    А) достаточность знаний и умений;

    Б) ограниченность знаний и умений;

    В) отсутствие знаний и умений.

    15. Отношение семьи к образовательному учреждению.

    А) высоко оценивают образовательные возможности детского сада;

    Б) настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду;

    В) безразлично относятся к детскому саду.

    16. Позиция родителей при взаимодействии с детским садом.

    А) проявляют инициативу, готовы сотрудничать;

    Б) принимают участие в жизни детского сада лишь по просьбе воспитателя;

    В) не считают нужным принимать участие в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

     

    В течение учебного года воспитатель должен еженедельно планировать работу с семьей, включая следующие методы:

    • целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения детей в моменты расставания с родителями в утреннее время и встречи в вечерние часы
    • плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка
    • непосредственные просмотры родителями разных видов детской деятельности, иногда видео, и прослушивание аудиозаписи
    • вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (например, совместное рисование, лепка, участие в игре-драматизации и др.)
    • проведение опросов, тестирования родителей, интервьюирование с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного воспитания детей.

    В течение учебного года воспитатель периодически планирует фронтальные встречи с родителями детей группы. В этом случае он указывает в календарном плане тему встречи, форму ее проведения. Здесь же воспитатель кратко обозначает методы обогащения воспитательного опыта родителей.

    Мероприятие для родителей

    Семейная гостиная

    «Дорога, ребенок, безопасность»

    Участники проекта:

             - «Хозяева» - родители и дети, желающие принять  участие в

                познавательно-игровом конкурсе для взрослых и детей:

                 семья Дробининых, семья Красавцевых, семья Миловых.

             - «Гости» - дети старшей группы и их родители, желающие

                побольше узнать об обеспечении безопасности  ребенка на дороге.

             - Воспитатель группы – Симоненко Л.И.

             - Помощник воспитателя – Батурова М.П.

             - Специалисты (жюри) – педагог-психолог, педагог по физической

                культуре, инспектор ГИБДД.

    Цели:

    1. Создать доброжелательную, творческую атмосферу в семейной

    гостиной.

    1. Довести участникам проекта, что безопасность – это не просто

    сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в раз-

    личных ситуациях.

    1. Развить представление  родителей  о  взаимодействии  д/с  с

        семьей в воспитании у детей навыков безопасного поведения

    на улицах города.      

    Предварительная работа:

    1. Изучение проблемы: анкетирование; обсуждение художественной

    литературы по теме; обсуждение ситуации по теме; составление рассказов; приглашение специалистов; консультации специалистов; консультации для родителей.

    1. Проводится конкурс среди родителей и педагогов детского сада

    на лучший вопрос или лучшее игровое задание по правилам дорожного движения. Самые интересные вопросы и задания используются в проведении проекта.

    1. Подбор художественной литературы.
    2. Подбор подвижных и дидактических игр.
    3. Подготовка магнитофонной записи беседы с детьми.
    4. Подготовка призов для участников и победителей игр и конкур

    сов, а также для самых активных зрителей.

            7.   Изготовление  «Удостоверений Юного Пешехода».

    8.   Составление плана данного мероприятия.

    ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.

        Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина!! в 1764 г. издала приказ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений.

        Закон РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.1995 г., закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определил права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.

        Одним из существенных моментов в законе является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам безопасного поведения на дорогах страны, т.е. «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».

        Участие в ДТП – всегда большое несчастие для родственников и близких пострадавших, особенно ребенка. Это трагедия и для взрослых. Даже если ребенок остался жив, получив травмы, пусть и легкие, но морально-психическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

        Многие люди – воспитатели и преподаватели в первую очередь, родители, дисциплинированные взрослые пешеходы и водители – могут содействовать снижению числа и тяжести последствий ДТП.

    ВСТРЕЧА 1: «Безопасность детей на улицах города».

           ЗАДАЧИ:

     1. Создать положительный эмоциональный фон в семейной гостиной.

     2. Познакомить «гостей» и «хозяев» семейной гостиной с физическими и  

         психическими особенностями детей.

     3.  Формировать навыки безопасного соблюдения прав   дорожного движения.

    Ход встречи

            -  Беседа с психологом.

                В ходе встречи педагог-психолог объяснил родителям, что для безопасного поведения на улицах города необходимо, прежде всего, сформировать произвольное внимание ребенка, его способность сосредоточиться на дорожной ситуации.

           -   Выступление педагога по физической культуре.

                Педагог по физической культуре в своем выступлении обращает внимание родителей на то, что ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом (свисток, переключение светофора и т.д.) или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов (рядом что-то упало, начало двигаться или  остановилось и т.д.).  

           -   Круглый стол «Школа пешеходных наук» (Решение проблемных ситуаций).

           -   Проведение игры «Что? Где? Откуда?» (участники проекта делятся на

     две команды). По окончанию игры, жюри подводит итоги, подсчитывая количество правильных ответов и оценивая активность каждой команды.

           -   Подведение итогов.

    ВСТРЕЧА 2: «Лучший пешеход»

                          Познавательно-игровой конкурс для взрослых и детей.

    ЗАДАЧИ:

    1.  Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

    2.  Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей

         правилам безопасного поведения на улицах города, в городском  

         транспорте.      

    3. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами

        детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного

        поведения.

    Ход встречи

    -   Приветствие команд (команды приветствуют друг друга, используя

        домашние заготовки).

    -   Блиц-опрос или разминка.

    -   Конкурс «Дорожные знаки» (каждая команда должна придумать свой

        оригинальный дорожный знак, который, как они считают, совершенно

        необходим в нашем городе).

    -   Игра со зрителями «Нарисуйте транспортное средство». (К первому

        мольберту приглашаются четыре ребенка, ко второму четверо взрослых.

        Нужно придумать и нарисовать необычное транспортное средство,

        а затем объяснить, для чего оно предназначено.  

    -   Конкурс капитанов (дети).

    -   Эстафета.

    -   Подведение итогов и вручение призов участникам соревнований, а так

        же поощрительные призы.

    ВСТРЕЧА 3: «Быть примерным пешеходом  и пассажиром разрешается»

                           

    ЗАДАЧИ:

    1.  Формировать ответственное отношение к выполнению правил дорожного

         движения.

     2.  Создать условия для развития семейного творчества.

     3.   Доставить детям радость, вызвать хорошее настроение, закрепить у них

          уверенность в своих силах.

    Ход встречи

    -   Диспут «А нужны ли нам ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ?»

    -   Прослушивание магнитофонной записи с ответами детей по данной

        тематике.

    -   Конкурс семейного рисунка «Зеленый огонек».

    -   Викторина «Пешеход на улице».

    -   Вручение сотрудником ГИБДД «Удостоверения Юного Пешехода»

        всем детям.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ИГРА «ЧТО? ГДЕ? ОТКУДА?»

    ЦЕЛЬ: повторить и закрепить правила дорожного движения.

    Играют две команды. Ведущий задает вопросы. На круге со стрелкой распо-

    ложены цифры. На какую цифру укажет стрелка – тот  номер вопроса и за-

    дает ведущий. Круг вращают капитаны команд.

    За каждый правильный ответ присуждается одно очко.

    Итоги подводит жюри.

    Победители награждаются.

    Вопросы  1 команде

    -  Какое движение на вашей улице – одностороннее или двустороннее?

    -  Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили?

    -  Что такое перекресток? Где и как нужно переходить дорогу?

    -  Как обозначается пешеходный переход?

    -  Как регулируется движение на улице?

    -  Какие сигналы светофора вы знаете?

    -  Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?

    -  Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

    Вопросы 2 команде

    -  Как надо вести себя в автобусе?

    -  Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?

    -  Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному,

        желтому, зеленому сигналам светофора.

    -  Когда надо начинать переход улицы?

    -  Как нужно идти по тротуару?

    -  Где на проезжей части можно переждать поток машин?

    -  Что помогает регулировщику управлять движением?

    -  Какие вы знаете правила поведения в транспорте?

    МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ.

    (Диалоги с детьми используются для прослушивания перед родителями)

    -  Что обозначают сигналы светофора?

    -  По какой стороне тротуара надо идти?

    -  Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад?

    -  Какие ты знаешь дорожные знаки и что они обозначают?

    -  Как надо вести себя в автобусе?

    -  Если ты уронил мяч и он покатился на дорогу, как ты поступишь?

    -  С кем ты переходишь дорогу (ее проезжую часть)?

    -  Когда ты переходишь дорогу с мамой, она тебя держит за руку?

    -  С мамой (папой) ты переходишь дорогу обязательно по пешеходному

        переходу? Или иногда переходите прямо по дороге, где перехода нет?

    -  Где можно переходить улицу?

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

    «К своим флажкам»

       Играющие делятся на три группы. Каждая группа образует свой круг, в центре которого находится игрок с цветным ( красным, желтым, зеленым ) флажком. По первому сигналу руководителя ( хлопок в ладоши ) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего: « К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми встать в круг. Выигрывают те, кто первыми встали в ровный круг, взявшись за руки.

    « Бегущий светофор »

         Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается  кругом.  Если  поднят  зеленый  флажок,  дети  продолжают двигаться за ведущим,  если  желтый -  прыгают  на  месте,  если  красный – все должны « замереть на месте» и не двигаться  15-20  секунд.  Кто ошибся -  выходит из игры.  Побеждает  самый внимательный.    

    « Умелый пешеход »

          Вариант 1. На расстоянии 60 см  параллельно друг другу кладутся по 5 м  шнура. Надо  пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

           Вариант 2. Из  двух  шнуров  делают два  круга - внешний  и  внутренний.  Расстояние между ними 1 м. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

     

    « Мяч в корзину »

           В 2-3 шагах от игроков ставят три корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый – в желтую, зеленый – в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д..  

    ЧАСТУШКИ

       

                      ***                                                                ***                      

    Если свет зажегся красный,                             Как у нашего у Саши

    Значит, двигаться опасно                                 Голова из трех частей:

    Свет зеленый говорит:                                      Карбюратор, вентилятор

    «Проходите, путь открыт!»                              И коробка скоростей!

       

                      ***                                                                ***

    Здесь, на посту, в любое время                        Что такое переход -

    Дежурный ловкий – постовой,                         Это знает каждый кот.

    Он управляет сразу всеми,                                Уважают эти знаки

    Кто перед ним на мостовой.                             Даже кошки и собаки!

                      ***                                                                ***

    Никто на свете так не может                             Нужно детям изучать

    Одним движением руки                                     Правила движения,

    Остановить поток прохожих                             Для того, чтоб избежать    

    И пропустить грузовики.                                   Правонарушения.

                      ***                                                                 ***

    Посмотри, силач какой,                                     Лежит «зебра» на дороге.

    На ходу одной рукой                                          Смотрит в след зеленый глаз.

    Останавливать привык                                       Можешь смело ты шагать.

    Пятитонный грузовик.                                        Путь открыт! Не надо ждать!

                     ***                                                                   ***

    Я стою у светофора                                             Если хочешь быть здоровым

    И слежу за ним, друзья,                                      И дожить до сотни лет,

    И пойду я на зеленый –                                       Никогда ты не пытайся

    Не на красный, господа.                                     Перейти на красный свет.

                     ***                                                                    ***  

    Осторожно на дороге!                                         Чтобы не было беды,

    Берегите руки, ноги.                                            Чтобы стал порядок,

    Соблюдайте ПДД,                                                Правила дорожные

    А иначе быть беде.                                               Нарушать не надо.

    Проблемные задачи:

        Каждой группе предлагается проблемная ситуация, описанная на карточке:

    1. Вы с ребенком стоите у перехода, дожидаясь разрешающего сигнала светофора. Некоторые нетерпеливые пешеходы начинают переход (или просто спускаются с тротуара на проезжую часть), не дожидаясь зеленого сигнала. Как вы поведете себя в подобной ситуации, что скажете ребенку?
    2. Вы стоите на тротуаре, ваш дом на противоположной стороне улицы, переход в 100 метрах выше или ниже от вашего местоположения. В транспортном потоке виден просвет. Вы хотите быстро перейти улицу не по разметке перехода. Ребенок тянет вас назад, объясняя, что в детском саду их учили переходить проезжую часть только по переходу. Ваши действия.
    3. Вы с ребенком зашли в автобус. Ребенок устал и капризничает, хочет есть, но свободных мест нет, и никто не собирается вам уступать. Ваши действия. Чем вы можете отвлечь ребенка и успокоить его?
    4. Как вы объяснили ребенку правила перехода улицы по нерегулируемому переходу?
    5. Перед вами – стихотворение Я.Пишумова.

    Юрка живет                                          И откуда, и откуда

    На другой стороне.                              Появился самосвал?  

    Он машет рукой                                   Просто чудом, просто чудом

    Через улицу мне.                                  Под него я не попал!

    «Я сейчас! – кричу я другу                 У шофера грозный взгляд:

    И к нему лечу стрелой.                        «Ты куда? Вернись назад!

    Вдруг я замер от испуга,                      Твой приятель подождет.

    Юрка в страхе крикнул: «Ой!»            Посмотри где переход.

    Как, используя это стихотворение, вы объясните своему ребенку правила перехода улицы?

    1. Ваш ребенок боится переходить улицу. Его пугает плотный поток ма-

    шин, их гудки. Как вы поступите, чтобы научить ребенка переходить через проезжую часть, чтобы помочь ему преодолеть страх?

    1. Ваш ребенок привык разъезжать по городу в автомобиле. Он впервые

    спустился в метро. Его сильно испугали грохот поезда и темнота в тоннеле. Что вы можете сделать, чтобы преодолеть страх ребенка перед поездкой в метро.

    1. Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним. Как следует поступить папе?

       

     

    ЗАГАДКИ

    Дом по улице идет,                                          Спозаранку за окошком

    На работу всех зовет.                                       Стук, и звон, и кутерьма.

    Не на курьих тонких ножках,                          По прямым стальным дорожкам  

    А в резиновых сапожках.                                 Ходят красные дома.

                     (Автобус)                                                                (Трамвай)

    Этот конь не ест овса,                                       Несется и стреляет,

    Вместо ног – два колеса.                                  Ворчит скороговоркой.

    Сядь верхом и мчись на нем.                           Трамваю не угнаться

    Только лучше правь рулем.                              За этой тараторкой.

                    (Велосипед)                                                               (Мотоцикл)

    Что за чудо этот дом,                                        Ясным утром вдоль дороги

    Окна светятся огнем.                                        На траве блестит роса.  

    Носит обувь из резины                                      По дороге едут ноги

    И питается бензином.                                        И бегут два колеса.

                     (Автобус)                                            У загадки есть ответ.                              

                                                                                 Это мой …   (Велосипед)

    Не летает, не жужжит,

    Жук по улице бежит.                                          У полоски перехода,

    И горят в глазах жука                                         На обочине дороги

    Два блестящих уголька.                                     Зверь трехглазый одноногий

                    (Автомобиль)                                       Неизвестной нам породы,  

                                                                                   Разноцветными глазами

    Два колесика подряд,                                          Разговаривает с нами.

    Их ногами вертят,                                                                      (Светофор)

    А поверх торчком

    Сам хозяин крючком.                                          Зорко смотрит постовой                              

                     (Велосипед)                                         За широкой мостовой.

                                                                                   Как посмотрит красным глазом

    Была телега у меня,                                             Остановятся все сразу.

    Да только не было коня.                                      А зеленый подмигнет -

    И вдруг она заржала,                                           И машины и народ

    Заржала – побежала                                             Отправляются вперед.

    Телега без коня.                                                                         (Светофор)

                        (Грузовик)

                                                                                   Чтоб тебе помочь, дружок,    

    Бывает ли у дождика                                           Путь пройти опасный,

    Четыре колеса?                                                     День и ночь горят огни,    

    Скажи, как называются                                       Зеленый, желтый, красный.

    Такие чудеса?                                                                              (Светофор)

               (Моечная машина)

    ЛИТЕРАТУРА

    Стихи:

    - «Светофор»  А. Северный;

    - «Запрещается – разрешается»  В. Семернин;

    - «Если бы…»  О. Бедарев;

    - «Самокат»   Н. Кончаловская;

    - «Скверная история»  С. Михалков;

    - «Самый лучший переход»  Я. Пишумов;

    - «Дорожная АЗБУКА»  Я. Пишумов;

    - «Гололед»  И. Лешкевич;

    - «Милиционер»  С. Маршак

    Рассказы:

    - «Улица, где все спешат»  И. Серяков;

    - «Машина, которую рисовать научили»  И. Серяков;

    - «Ученый дружок»   И. Серяков;

     

    ЗАНЯТИЕ № 3

    Практикум общения педагогов друг с другом

                                и  родителями

        Практикум предназначен для обучения воспитателей общению друг с другом и родителями, развитию открытости, доверия, эмпатии, умения воспринимать  других (родителей воспитанников, коллег) такими, какие они есть. Особенность практикума – использование упражнений тренингового  характера. Их выбор был обусловлен тем, что тренинг рассматривается в качестве одного из методов социально-активного обучения подготовки педагога к общению.

                                  «Общение с родителями»  

    Цель: совершенствовать навыки общения воспитателей и родителей.

    Реквизит: листы бумаги, ручки.

                                         Ход занятия: 

    Ведущий. Общение воспитателей и родителей – тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд и позитивный настрой воспитателя. Каким образом на сегодняшний момент складывается общение с родителями в Ваших группах? Помогают ли они Вам? Предъявляют ли какие-либо претензии? (обсуждение 10-15 мин).

    Упражнение 1. У вас есть 5 мин, напишите: какую информацию должен предоставить родитель о ребенке, устраивая его в детский сад?

    Как Вы организуете родительские собрания? Сколько человек на них обычно приходит? Какие формы сотрудничества Вы можете предложить родителям?

    Упражнение 2. Решаем конфликты. Конфликтные ситуации могут возникнуть по следующим причинам. Родитель не удовлетворен:

    • Положением ребенка в коллективе
    • Образовательными программами ДОУ
    • Отношением воспитателя к ребенку.

    Давайте рассмотрим ситуацию: кто-то из воспитателей берет на себя роль мамы, которая недовольна тем, что ребенку поручили второстепенную роль в спектакле, другой воспитатель должен ответить на претензии. (на инсценировку и обсуждение – 15 мин). Какие еще претензии могут предъявлять родители? Как мы должны отвечать на них? Что должен делать воспитатель, если не в состоянии убедить родителя?

    Упражнение 3. В течение 5 мин, придумайте и запишите несколько мероприятий, которые помогут сплотить воспитателей, родителей детей. Какое из этих мероприятий Вы смогли бы подготовить и провести в ближайшее время? (на обсуждение – 10 мин).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новые подходы к сотрудничеству с семьями воспитанников

    Новое время требует  и новых подходов, и новых технологий для воспитания и образования наших детей.Поэтому перед педагогическими коллективами, которыми я руководила, в качестве приоритетных напра...

    Новые подходы к сотрудничеству с семьями воспитанников

    Материал, представленный в этом разделе моего портфолио, как и многие другие на тему: "Сотрудничество с семьями воспитанников" был составлен по результатам э кспериментальной работы, проводимой педаго...

    Родительский клуб, как форма дифференцированного подхода к сотрудничеству с семьями воспитанников на основе системы мониторинга»

    Актуальность, формы, методы взаимодействия с родителями по воспитанию и развитию детей....

    Открытое мероприятие для курсов повышения квалификации. " Современные подходы к организации сотрудничества ДОУ и семьи". Игровое тематическое бинарное занятие детей среднего возраста с родителями по теме: " В мире сказок".

    В игровом тематическом бинарном занятии раскрыты задачи по привлечению родителей и детей к спортивно - театрализованной игре. Стояли задачи по закреплению знаний детей о русских народных сказках, разв...