Главные вкладки

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Искусство сотрудничества с семьей".
    методическая разработка на тему

    Общение педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных учреждений.

    Перед нами стоит  задача сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:

    ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum_sotrudnichestvo_s_semey.docx26.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар - практикум для педагогов

    «Искусство сотрудничества с семьей»

    Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

    Задачи:

    1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

    2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

    3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

    «Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,

    поэтому их роль в формировании его личности огромна».

    Упражнение «Шушаника Минична».

    Цель: отработка техники запоминания имен (постараться повторить имя собеседника в самые первые секунды встречи).

    Материалы: карточки с именами

    Сейчас каждый из вас возьмет себе карточку, где написано имя и отчество. Затем все участники по кругу, начиная с меня, спрашивают своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот произносит имя на карточке, например, «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторив услышанное имя собеседника. Например, «Очень приятно с вами познакомиться, Шушаника Минична!»  «Шушаника Минична, какое у вас красивое имя!» После ответа Шушаника Минична обращается к своему соседу «Представьтесь, пожалуйста» и так до тех пор, пока не дойдет до первого участника.

    Упражнение «Разведка» (в работе педагога часто встречаются ситуации, когда необходимо получить какую-то информацию от родителя, а спросить напрямую нельзя)

    Цель: развитие навыков непринужденного общения.

    Разделитесь, пожалуйста, на пары. Каждый участник получит карточку с заданием, выяснить что-то у партнера он должен, не допуская, чтобы партнер узнал задание, получить ответ на интересующий его вопрос.

    Рефлексия.

    1. Как вы себя чувствовали во время данного упражнения?
    2. Удалось ли получить необходимую информацию?
    3. Смогли ли Вы почувствовать, какую информацию пытается получить у вас партнер?

    Упражнение  «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

    Цель: осознание эмоционального восприятия  родителей воспитанников.

    Материалы: мольберты, листы А 4, маркеры, стикеры.

    Процедура. Педагогам предлагается разделиться на 2 группы и получить задание.

    Первая группа: необходимо создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры). На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.

    Вторая группа: создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах воспитатели записывают положительные качества, которые они отразили в этом портрете.

    Рефлексия.

    1. Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
    2. Что Вы  чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
    3. Какие Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

    После обсуждения участники сравнивают записанные положительные и отрицательные качества. Для этого стикеры прикрепляются в два столбца, соотнесение по количеству указывает на положительный или отрицательный настрой в восприятии воспитателями родителя.

    Вывод ведущего: «Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям своих воспитанников быть такими, какие они есть».

    Упражнение «Выбери фразу».

    Материал: бланки с перечнем фраз.

    Слово ведущего: «Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание  механизмов психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключается неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода»».

    Инструкция. Воспитателем предлагается найти в предложенном перечне удачные фразы для обращения к родителю.

    Обсуждение: желательные фразы:

    «Вы хотите…»,

    «Вы, наверное, об этом уже слышали…»,

    «Вам будет интересно узнать…»,

    «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»

    «Конечно, вам уже известно…»

    «Как вы знаете…».

    Упражнение «Войди в круг»

    Цель: Демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

    Процедура. Педагогам предлагается вытянуть из коробки листок, по сигналу ведущего все открывают разворачивают его и читают, что написано, но никому не показывают. Участникам, вытянувшим слово «круг» - родитель  нужно встать в круг и крепко держаться за руки – это круг  родителей. Педагоги, которые вытянули листок со словами «смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с заданным типом общения», встают за кругом, но в разных местах друг от друга. Они должны так убедить играющих  впустить их в круг, то есть подобрать необходимые слова в соответствии с указанным заданием, чтобы «родители» захотели это сделать.

    Рефлексия.

    1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
    2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
    3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

    Задания:

    1. Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с демократическим стилем: (Родитель рассматривается как равноправный партнер в общении. Педагог привлекает родителей к принятию решений, учитывает их мнение, учитывает личностные качества родителей и детей. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба)
    2. Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с авторитарным  стилем: (Родитель рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, использует свои права без учета ситуации и мнений родителей, не обосновывает свои действия перед родителями. Главными методами воздействия такого педагога являются приказ, поучение)
    3. Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с либеральным  стилем: (Педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу родителям, коллегам.Проявляет нерешительность и колебания при взаимодействии с родителями)

    Заключение: взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

    Список использованных источников

    1. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение [Текст] / К.Ю. Белая.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 48 с.

    2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014.

    3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – СПб.: Речь, 2013

    4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ [Текст]/ О. В. Солодянкина. - М.:Аркти, 2005. - 77 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».

    Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

    Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

    Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

    Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

    Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

    Семинар-практикум для родителей "Здоровый образ жизни в семье"

    Материал представляет собой практическую разработку мероприятия для родителей коррекционной группы детского сада по формированию навыков здорового образа жизни в семье....

    Семинар – практикум «Профессиональные компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФТГ» Тема выступления: «Обеспечение охраны жизни и здоровья детей, как условие профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях реализации ФГТ»

    Семинар – практикум«Профессиональные компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФТГ» Тема выступления: «Обеспечение охраны жизни и здоровья детей, как условие профессиональной компетентности ...

    Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

    Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

    Мастер-класс для педагогов «Организация сотрудничества с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей»

    Мастер- класс представляет собой систему организации сотрудничества педагогов с семьей с целью повышения уровня речевого развития детей. Этот опыт работы, на мой взгляд, может заинтересовать не только...