Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи
статья на тему

Ольховская Галина Григорьевна

Для того, чтобы обеспечить благоприятные жизненные условия и  правильное воспитание ребёнка, сформировать основы полноценной и гармоничной личности, необходимо укреплять и развивать тесную взаимосвязь и взаимодействие ДОУ и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

Дошкольное детство является уникальным периодом в жизни каждого человека, когда формируется здоровье ребенка и происходит развитие личности. Тем временем, ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей, педагогов. Издревле ученые ведут спор, что же является более важным в становлении личности ребенка: либо семья, либо общественное воспитание? Некоторые великие педагоги склонялись к воспитанию в семье, другие отдавали главную роль учреждениям образования, т.е. общественному воспитанию. Изучение педагогического опыта позволяет заимствовать и использовать интересные идеи и творческие подходы, методы. Однако современная наука имеет многочисленные сведения, которые свидетельствуют, что без вреда для развития личности малыша невозможно отречься от семейного воспитания, так как его сила и эффективность несравнимы даже с высококвалифицированным общественным воспитанием.

Государственная позиция к семье, к воспитанию в семье менялась на различных этапах развития общества. На сегодняшний день государственная позиция к семье изменилась, но и семья стала другой. В Законе «Об образовании» впервые сказано, что родители – это первые педагоги своих детей, а дошкольное образовательное учреждение существует для помощи семье. Изменились акценты, во главе встала семья, но вопросы просвещения педагогов все еще актуальны. Чтобы обеспечить благоприятные жизненные условия и  правильное воспитание ребёнка, сформировать основы полноценной и гармоничной личности, необходимо укреплять и развивать тесную взаимосвязь и взаимодействие ДОУ и семьи. Для этого необходимы активные действия, направленные на создание единого пространства личностного развития ребёнка в ДОУ и в семье.

На сегодня актуальной проблемой для ДОУ является дальнейшее углубление сложившихся представлений о семье в современных подходах, расширение представлений о формах, содержании, методах взаимодействия с семьей, а также создание индивидуального подхода к каждому из ее членов. Данной проблеме посвящен ряд работ таких авторов, как Т.Н. Доронова, О.И. Давыдова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева. и других. Уже намечено направление по развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, где родители выступают в роли заказчика, определяют курс работы ДОУ.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. 
Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989), начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада. [8: 121] Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. 

К традиционным относятся:

 Посещение семьи ребенкаМного дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка.[11: 72]

 Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. [2: 19]

День открытых дверейявляясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.[7: 25]

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том, и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. 

КонсультацииОбычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). 

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумыЭта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. 

 Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода.

Родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. [10: 15]

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, которые основаны на взаимном сотрудничестве и взаимопомощи воспитателей и родителей. Вот примеры некоторых из них. 

 Семейные клубыВ отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы – динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. 

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта»  и  «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. [11: 71]

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игрПоскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. 

Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.

Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Сегодня происходит преобразование системы дошкольного воспитания, и в его центре находятся гуманизация и деидеологизация воспитательного процесса. Его цель – свободное развитие личности.

Осознание приоритета семейного воспитания делает необходимым создание новых форм отношения между семьей и дошкольным учреждением. Новшество данных отношений формирует понятия «сотрудничество» и «взаимодействие».

Переход к новым формам взаимоотношений между родителями и воспитателями невозможен в рамках закрытого ДОУ: он должен быть открытой системой. 

Основной целью форм и видов взаимодействия воспитателя ДОУ с семьей является установление доверительных взаимоотношений как между детьми, там и родителями, педагогами, объединив их в единую команду, воспитав потребность рассказывать о своих проблемах и вместе их решать. 

Взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи должно пронизывать весь комплекс воспитательно-образовательных работ в детском саду. Необходимо обращать внимание на то, чтобы воспитателями использовались разные формы работы, при этом уделяя внимание улучшению практических воспитательных навыков в семье.

Необходимо постоянно увеличивать формы работы с родителями, использовать нетрадиционные методы, касающиеся вопросов педагогического просвещения родителей. Только совместная работа педагогов и родителей сможет принести ощутимую пользу в образовании и воспитании детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание.2008. N 6.
  2. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9.
  3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  4. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений 13-14.11.2008 / Под общей ред. Е.С. Евдокимовой. - Волгоград. Волгоградское научное издательство, 2009. - 254 с.
  5. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1.
  6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1.
  7. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций / И.О. Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 71 с.
  8. Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Кубышкина Н. Д. Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. - 189 с.
  9. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ Модэк, 2011. - 400 с.
  10. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание, 2002. N 8.
  11. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГТ на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ...

Статья на тему:"Современные формы взаимодействия детского сада и семьи.В условиях внедрения ФГОС".

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Проблема взаимодействия ДОУ и се...

«Современные формы взаимодействия детского сада и семьи»

Выступление на районном методическом объединении на тему «Современные формы взаимодействия детского сада и семьи»...

Статья на тему: «Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи».

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с помощью детско-родительских проектов....

Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи.

Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи....

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста.

Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи1. Понятия взаимодействия, сотрудничества2. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи3. Психолого-педагогические основы взаи...

Консультация "Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями воспитанников."

Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получ...