«Учимся наблюдать за окружающим миром весной».
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Пастушкина Наталья Николаевна

      Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях. Гуляя с ребёнком в парке, в саду или просто по улице вы можете предложить ему понаблюдать за небом, ветром, насекомыми и т. д. Организуя с ребёнком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность. Ведь зимой можно наблюдать за снегом, ветром, поведением птиц; весной – за распусканием листьев, прилётом птиц; летом – за насекомыми, цветами; а осенью – за изменением цвета листвы, листопадом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Детское экспериментирование, как метод развития».

  http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-327013-1450439310.jpg Детское экспериментирование является одним из методов обучения и тесно связано с такими видами деятельности как: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая, трудовая.     Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.                                                    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дети очень любят экспериментировать. Дошкольники – прирожденные исследователи. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.                                                                         http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1021391-1485283158.jpg Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста, потому  что это практически единственным способом познания мира.  Дети учатся активно применять полученные знания в играх. Игры с песком и водой не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но  и развивают моторику, речь, мышление, воображение, фантазию, координацию движений рук, тактильные чувства.  Для данной возрастной группы  работа направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
http://dou24.ru/264/images/stories/zanatia/19.jpg В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы. Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.
http://detki.guru/wp-content/uploads/2017/02/poznavatelnyj-interes.jpg Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
 В своей работе педагоги  активно используют для развития познавательной активности у детей — опыты. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.  Опыты можно проводить как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Вместе с детьми можно «превращать» воду в разноцветные льдинки,

  • искать воду в овощах и фруктах,  и вдруг обнаружить,  что это фруктовый и овощной сок,
  • делать вывод: что вода не белое как молоко, а прозрачная,
  • находить воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.

 Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-269959-1425097821.jpg Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя, чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента / растворяемость красок/.

  Не требует особого доказательства связь  экспериментирования    с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтение художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

          Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы.                   В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы, но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с   элементарными правилами безопасности.                                                                                   Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и с необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.

   http://images.myshared.ru/5/476755/slide_20.jpg Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.       Примером такой развивающей среды стал помимо традиционного уголка природы в группах общими усилиями педагогов оборудован и постоянно оснащается уголок опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность.                                                                                                       Родители принимают активное участие в конкурсах  уголков экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнением необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.                                     Детям свойственно многократное повторение одних и тех же опытов, это дает возможность выработать у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. По желанию дети продолжают проводить опыты в группе, в уголке природы,  педагог  уточняет у ребенка цель опыта, но в ход опыта не вмешивается. Ребенок пробует, ошибается, но сам приходит к правильному результату.                

                 Детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Мы на практике убеждаемся  в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, мы ведем работу по экспериментальной деятельности. Наша задача - на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.    Само участие ребенка в проведении экспериментов – тайна, которую еще нужно отгадать с помощью опытов! Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно.

http://images.myshared.ru/5/358878/slide_2.jpg



Предварительный просмотр:

"Учимся наблюдать за окружающим миром весной"

https://newtambov.ru/wp-content/uploads/skiv/2016/03/12.jpg      УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Учите ребёнка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, затем начинает сам подражать увиденному. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравственные качества. 
Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
В прекрасные весенние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры. Но, всё же, отправляясь с ребенком на прогулку или выезжая за город, постарайтесь использовать любую возможность, чтобы понаблюдать за живой и неживой природой. То, что вы прочтете ниже, - подсказка для вас, темы для разговоров с ребенком, определенный объем знаний, который нужно доносить до ребенка не сразу, а постепенно. Итак, зачем же можно наблюдать в природе?
Сезонные явления. Можно наблюдать за безоблачным небом, легкими пушистыми облачками. Развивайте фантазию ребёнка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру “На что похоже”. Придумайте сказку с “облачными” героями. Запишите её, а вечером прочтите сказку бабушке, дедушке, папе. Но вот появятся вдруг огромные тучи, налетит веселый дождик-шалунишка, всех разгонит, пошумит и умчится.
Ты слышал песенку дождя: «кап-кап-кап»? А ты видел радугу-дугу? А нужен ли дождь и кому? Кто напился? Кто умылся? (Упражнения по ориентировке в пространстве, первые познания о живом и неживом – вот, сколько задач решается в этих вопросах). Мокрые скамейки, нельзя посидеть; мокрые аллеи, нельзя побегать, и тротуар залит потоками. Но они довольны – дождь всех умыл. А кто и умылся, и напился – так это кусты, деревья, цветы.  
Обратите внимание ребенка на теплый ласковый ветерок, что играет с листьями, цветами, травой. Внезапно налетел сильный порывистый ветер, зашумел в верхушках деревьев: «Ветер, ветер, ты могуч…»
Природный материал. Песок и вода. Пошумел и убежал дождь, а вокруг все засверкало под лучами солнца. Лужи на асфальте большие и маленькие, глубокие и мелкие – проверяй палкой, не ногой! А папа предлагает: называй, что тонет, что плавает, а потом проверяй – бросай в лужу. В ход пошли камешки, желуди, веточки, кусочки бумага.
Журчат, скачут, торопятся ручьи. Одни широкие, другие узкие. Как определить? Да просто перешагнуть узкие и обойти широкие. Мама рисует на песке, а малыш по контуру выкладывает камешки, а то и просто узоры, чередуя ракушку-камешек.
http://www.znaika-club.com.ua/upload/Image/statii/avant/2.jpgТрава и цветы. На лужайке блестит на солнце зелень травы. Мама предлагает провести рукою, почувствовать, какая нежная травка-муравка, шелковая.
На зеленом ковре ярко выделяются цветы. В начале лета – одуванчики, затем ромашки, колокольчики, полевая гвоздика. На что похожи одуванчики? Мама думает, что на цыплят, а малыш – что на солнышко. Пусть будет так, нужно считаться с мнением других. У ребенка вырабатывается самооценка, он чувствует себя равноправным членом семьи.
Папа достает лупу, чтобы получше разглядеть тоненькие лепестки гвоздички. Рассмотрели и ромашку.  А  мама  бережно прячет в ладонях головку цветка, предлагая понюхать и отгадать: это резеда или ромашка?
И каждый раз можно упражняться в одном и том же с неиссякаемым интересом.
Шишки, желуди. Вместе с мамой так интересно рассматривать их, сравнивать по величине. Чей желудь крупнее? А шишка? Какой желудь на ощупь? Похож на камешек, гладкий. А если взять в руки и камень, и желудь, можно отличить? Конечно, камень тяжелее. Шишки колючие. А мама расскажет, кто питается желудями и почему шишки такие колючие. Она все знает.
Куст и дерево. Идя по парку, обращайте внимание на деревья. Одни высокие, другие низкие. Знаешь, как отличить деревья от кустов? Проведи рукой – это ствол, он шершавый. Достал до листьев? Нет? Это дерево. У него ствол, ветки и листья высоко. А у куста ствола нет, ветки низко, можно дотянуться и до листьев. Стволы тонкие и толстые, даже папа не обхватит ладонями. Можно найти самое высокое дерево.
http://bukvic.ru/wp-content/uploads/2017/05/berezhnoe-otnoshenie-k-prirode-detey-doshkolnogo-vozrasta.jpgНаблюдения за лесными зверями и птицами. В городских парках живут белки, встречаются ежи. Мама предусмотрительно захватила с собой корм для белки. Главное, ребенок обогащает собственные знания о том, кто где живет, чем питается, как называется жилище (нора, берлога, гнездо, дупло). Белка делает запасы на зиму, а еж?
Папа спрашивает: сколько ног у белки? А у воробья? Знаешь, почему так? И надолго идут рассуждения о том, чем животные отличаются от птиц.
http://ampiala.com/wp-content/uploads/2016/09/deti_vesna.jpgНаблюдения за насекомыми. Муравьи, жуки, кузнечики. В тиши деревьев можно набрести на муравейник, понаблюдать издали за работой муравьев. Родители предупреждают: насекомые – хрупкие создания, невольно можно нанести им вред. Мешать им нельзя, они трудятся и никого не обижают.
По дороге бежит-спешит жук. Красивый, но мешать тоже не стоит, он торопится по своим делам. А вот с божьей коровкой можно пообщаться, но только осторожно.
Выйдя на поляну, ребенок сразу же замечает, что кто-то выскочил у него из-под ног. Папа предлагает всем прислушаться. Слышен стрекот кузнечиков. Можно осторожно поймать одного и с помощью лупы разглядеть, а затем отпустить: «Скачи к своим друзьям, передай от нас привет!»
Бабочка, мотылек. Взрослые предлагают полюбоваться ими, рассмотреть пестрые крылышки, но не трогать их. Мама объясняет: «Очень хрупкие крылышки, помнешь».
Все решают, что бабочка – живой цветок. Осторожно ступая вслед за порхающей бабочкой, ребенок вместе с мамой произносит: «Не бойся, мы тебя не обидим, мы добрые люди!»
Рыбки и лягушки. Наблюдение за лягушкой, за рыбой носит эпизодический характер. Главное, учить ребенка бережному обращению со всем живым.
Как видите, весьма обширный объем новых знаний, наблюдений можно предлагать малышу на прогулке. Все сразу ему не усвоить. Не загружайте его массой разнообразных впечатлений. Ребенок не в состоянии будет справиться с их лавиной, переутомится, начнет раздражаться. Поэтому в течение одной прогулки предлагайте 1-2 наблюдения, чередуя их с двигательной деятельностью. 
Наблюдая за природой, ребёнок учится её любить, ценить, понимать её красоту. Такой ребёнок уже не сломает ветку дерева, не разорит муравейник, не обидит кошку и собаку.
           Дорогие родители, как можно больше общайтесь со своим ребёнком, организовывайте совместные наблюдения, вызывая у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы.
Удачи Вам и вашим детям!

http://peyzax.com/wp-content/uploads/2016/03/Family-gardening.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна идет, весне дорогу!»

Занятие по лексической теме «Весна» создано с учетом психолого-педагогических характеристик детей старшего возраста. Занятие и презентация могут быть использованы как в индивидуальной,  так...

Беседа "Как предсказать погоду, наблюдая за окружающим миром"

Беседа с детьми по итогам прочтения рассказа М.Пришвина "Золотой луг" призвана развить их интерес к наблюдениям за окружающим миром....

«Учимся наблюдать за окружающим миром весной».

Уважаемые родители!Учите ребёнка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движе...

Консультация для родителей дошкольников "Учимся наблюдать за окружающим миром"

Учите ребёнка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, затем начинает сам подражать увиденному...

Консультация для родителей "Учимся наблюдать за окружающим миром весной"

Материал для родителей, как правильно проводить прогулки с ребенкои в весенней период...