«Приобщение дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края»
план-конспект занятия по теме

Ручина Татьяна Александровна

Знакомство детей с национальной культурой родного края 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

  1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей народной культуре.
  2. Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров.
  3. Формировать у детей общие представление о традиционных и обрядовых праздниках.
  4. Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость, видение о назначения и особенности: яркость, народность.
  5. Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.
  6. Знакомство с природой и с достопримечательностями родного края

Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры:

1.Создание уголка, воспроизводящего атмосферу русского национального быта.

Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. При создании такого мини-музея дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, знакомятся с устройством крестьянского дома, получают представление о том, что дом - это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером, знакомятся с декоративно-прикладным искусством.

Оформляя уголок, по возможности подключали родителей. С их помощью изготовили макет русской избы, лавку - «завалинку». И тогда, как «по щучьему велению», в уголке появилась красивая сказочная печь, которую можно потрогать, заглянуть в ее любой уголок, похозяйничать там. В народе говорят: «Хорошая печь - гордость печника и хозяйки дома». Печь — ее складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Хорошая печь должна долго держать тепло, а дров требовать, как можно меньше. Топили печь дровами — березовыми, ольховыми. «Когда в печи жарко — тогда и варко», — сказано в русской пословице.

Русская изба — это деревянная постройка. Она изумляет плотницким искусством. Ни одного гвоздя, бревна стоят плотно друг к другу — не сдвинуть. Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру. В русской избе все сверкало чистотой.

Крыльцо — «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. «Жить в соседях — быть в беседах», — говорит русская пословица. Окна — «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит», — говорили в старину. Красный угол — особое место для гостей. В этом месте стоят стол, скамейки, лавки. Бабий кут, или середа, — правый от печки угол. Это место для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Рукомойник — это емкость для мытья рук, ее можно использовать и для мытья посуды.

Ухват — палка с надетой на нее металлической рогаткой для перемещения чугунков в печи. Кочерга — толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей. Миски, ложки, ковши, крынки — посуда, которую делали из дерева своими руками. Стол, лавки, стольцы (табуретки), сундуки делались своими руками с любовью и радовали красотой. Керосиновая лампа, лучины в темные зимние вечера освещали избу. Ведра — деревянные, клепаные. Коромысло— деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведер. С помощью коромысла носили ведра с водой.

Колыбелька, люлька, подвешенная к потолку. В нее укладывали малышей спать. Подзоры — кружевные оборки на покрывалах, полотенцах.

Корыто — емкость для стирки белья. Тяпка — орудие для рубки чего-либо, например, капусты. Балалайка — русский народный инструмент. Вечерами люди играли на балалайке и пели частушки.

Лапти — обувь, сплетенная из широкого лыка. Праздничные лапти плели из вязового лыка. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали. Самовар — при помощи углей и сапога кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. Стол накрывали цветной скатертью, а самовар ставили в центр на специальный поднос. К чаю подавали несколько видов варенья, баранки. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье. В наши дни самовары украшают кухни. Правда, сегодня воду греет не уголь, а электричество.

Сундук использовали для хранения вещей. В сундук складывали приданое для невест. Сундук мастерили из хорошего дерева, украшали его росписью и ставили на видное место.

Хозяйка избы — это большая тряпичная кукла. Дети назвали ее Марьей Ивановной. Она встречает и провожает гостей, ведет хозяйство.

Кукла Кузя — домовенок, который оберегает дом.

Макет колодца сделан из маленьких бревен, напоминает настоящий колодец.

Часы с кукушкой висят на стене.

Забор, калитка — дом огорожен забором с калиткой.

Сегодня из нашей жизни исчезли многие предметы народного быта, и поэтому приходится потрудиться, воссоздавая глиняные и деревянные горшки, чугунки, а также всю необходимую для печи утварь: ухват, кочергу; большие и маленькие деревянные ложки. Закончить оформление русского уголка мы решили сундуком, прялкой с веретеном, рукомойником.

2.Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Роль этих малых фольклорных форм в воспитании детей трудно переоценить. В ранние годы важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка; надо почаще привлекать к предметам, животным и людям. Например, приговаривая: «Утка шла по бережку, серая по крутому» или: «Поди, птица, домой, поди, серая, домой!»

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовывать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Работая с детьми младшей группы, я держала в памяти большой запас песенок, потешек и с учетом доступности для детского восприятия включать их в повседневный разговор с ребенком.

У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжелого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петуха и т. п.), сопровождая движения игрушки чтением потешки.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку — воспитателю. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными.

Потешки обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Таких игрушек должно быть много, чтобы каждый ребенок мог выбрать по душе. Игрушки должны быть мягкими, легкими, красочными. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

Пословицы и поговорки — это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, которые понятны детям более старшего дошкольного возраста. Сложились поговорки и пословицы на основе огромного жизненного опыта. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы, например, «Поспешишь — людей насмешишь».

Загадки — форма словесного народного творчества, образной народной речи получили свое признание в работе с детьми. Детям предлагаются такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.

При работе с загадками рекомендую следующее: на стол выставляются фигуры животных, например, петуха, лошади и т. д. Для каждой фигуры животного подобрана своя загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка»; «Грива на шее волной, сзади хвост трубой». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям.

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство

души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа.

Рассказывание сказок является, конечно, большим искусством. В какой-то мере этим искусством может овладеть каждый, кто посвятил себя работе с маленькими детьми.  Для работы с детьми мы постоянно пополняли библиотеку сказками. Сказки подбирали по возрастам. В младших группах - яркими и красочными, что дает возможность детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а дидактические игры, сделанные руками воспитателей, помогут закрепить эти знания.

В старших дошкольных группах знакомили детей со сказками, в которых главные герои — люди (короли, принцессы, волшебницы, феи, богатыри и т.д.). В речи детей появляются новые слова и действия. На примере поступков сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения. Так как дети старшего дошкольного возраста пытаются читать сказки самостоятельно, необходимо приобретать книги с крупным и понятным детям шрифтом. Родители тоже могут принимать активное участие в приобщении детей к устному творчеству, приносить любимые книги своих детей в детский сад.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста можно ввести традицию: ежедневно в одно и то же время, например, во второй половине дня, уделять время чтению сказок зарубежных авторов. Знакомство с этими сказками позволяет детям сравнивать, анализировать, рассуждать и узнавать о жизни, быте и культуре других народов.

Таким образом через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, воспитатель развивает речь ребенка, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления о культуре русского народа.

3.Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям ознакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.  Невозможно представить русские народные праздники без хороводов. Хоровод — это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличают их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражены народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга — место хороводных гуляний, покрывающая их травушка-муравушка, кудрявая березка, цветущая калина, цветы лазоревые... Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени. Участвуя в хороводе — маленьком театрализованном представлении, — ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белым лебедем. Знакомство детей с традициями и обрядами начинаю с младшей группы. Для этого очень хорошо подходит кукольный настольный театр. Изготавливаются персонажи пальчикового театра (связанные крючком) и оформляется «уголок ряжения», где дети сами могут выбрать платочек, бусы, сарафан, корзиночку и, используя изготовленные маски, оказаться в мире сказки.

Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому мы рекомендуем, начиная с младшей группы, вводить детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство малышей можно начать с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети их могут не только рассматривать, но и брать в руки, пробуя звучание. В дальнейшем под музыкальное сопровождение они научатся играть несложные мелодии, например, «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице», «Андрей-воробей».

Свое умение дети показывают на ежемесячных «народных посиделках» и календарных праздниках, которые устраиваются для них и их родителей. Маленькие артисты, одетые в русские народные костюмы, рассказывают потешки, небылицы, поют частушки, водят несложные хороводы: «Как на тоненький ледок», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Выходили красны девицы». Все это способствует музыкальному развитию детей, приобщению к русскому народному образу и в будни, и в праздники.

Обогащению знания детьми русских народных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Масленица, Пасха и др. Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах.

4.Знакомство с народным искусством.

Наиболее ярко народное искусство проявилось в декоративной росписи. В декоративно-прикладном искусстве народных мастеров выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений

это животные и птицы. Значительное распространение получил и геометрический орнамент в виде кругов, ромбов, розеток, звезд и т. п.

Пониманию детей дошкольного возраста доступны работы декоративной росписи, резьбы, вышивки, искусство народной игрушки. Народная игрушка забавляет и радует ребенка, учит творчеству и труду, а также учит видеть и понимать окружающую его жизнь.

Мотивы русского народного творчества — дымковской, городецкой, хохломской росписи — могут быть положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой в том, чтобы обратить внимание ребенка на цвет, форму и линию орнамента.

Дымковская глиняная игрушка. Такая игрушка — это плод легкой шутки, богатой народной фантазии. Дымковская игрушка вводит детей в красочный мир сказки и фантазии, развивая у детей воображение и восприятие цвета. Эти игрушки знакомят детей с веселой радугой цветов: желтым, синим, оранжевым, зеленым, коричневым, красным, черным и лиловым. Роспись дымковских игрушек орнаментальна. Включает всего пять элементов: круг, прямую и волнистую линии, точки-горошины и клетки, которые составляют графику дымковского орнамента.

Гжельская керамика. Гжельские гончары изготавливали преимущественно посуду: всевозможные кувшины, кунганы, тарелки, цветочные горшки. Изделия расписывали фигурками животных и птиц, нередко встречались и сюжетные сцены: охота, изображение пейзажа. Палитра гжельской керамики очень своеобразна: нежные оттенки синего, фиолетового цветов, которые наносятся на белый фон. Черный цвет используется преимущественно в прорисовке стеблей букетов цветов и растений, реже как контур, подчеркивающий форму цветка, листьев, изображение птиц.

Городецкая роспись. Городецкая роспись исполняется особым приемом нанесения мазков — «оживок» — на однотонные силуэты цветов, птиц, коней. Чаще всего изображались цветы, напоминающие цветущий шиповник. Крупные цветы

располагались на плоскости предмета, образуя гирлянду и букеты. Растения были разнообразными по цвету: красные, розовые, голубые, синие. Зелень листьев оттеняла эту красочную гамму. Белой краской мастера оттеняли по контуру лепестки листьев, что придавало им нарядность.

Хохломская роспись. Роспись хохломских изделий основана на кистевом приеме, без предварительного нанесения контуров рисунка. В росписи фон остается золотистым, а орнамент в виде завивающихся трав и цветов располагается четкими цветными силуэтами. Этот прием называется верховым, или травным. Он основной в хохломской росписи.

Используя произведения народного искусства, необходимо учитывать особенности детского восприятия. Оформляя группу предметами народного творчества, не превращайте ее в выставочный зал, делайте эти предметы доступными детям, чтобы дети могли ими пользоваться и в игре, и в работе. Это такие деревянные игрушки, как лошадки, матрешки, деревянная посуда, подносы, ведра, украшенные декоративной росписью. Расписная утварь может служить детям как для игр, так и как образец для рисования.      

 Самой первой работой детей при ознакомлении с народным искусством может быть работа на бумаге — роспись ложек приемом хохломы.   А в качестве образца можно использовать и дымковские глиняные игрушки, очень яркие, красочные и разные по размеру: фигуры людей, сказочных птиц, животных. Дети могут создавать и куклы из бумаги и затем расписывать наряды для них. Таким образом они знакомятся с самыми простыми узорами дымковской росписи: кружочками, точками, черточками. А когда появляется макет самовара с городецкой росписью, дети, сначала только играя с ним, на занятиях по рисованию могут познакомиться и с этой росписью. Дети обычно не скрывают своего интереса и желания получить навыки росписи.

Показывая различные предметы народного творчества, стремилась обратить внимание детей на их художественные достоинства. При этом не забывала создавать такую атмосферу на занятиях, при которой игрушке и предметы искусства побуждали бы детей к самостоятельному и коллективному творчеству.

Работа по ознакомлению с народными промыслами и искусством ведется последовательно, начиная с младшей группы.

Сначала необходимо познакомить детей с предметами рисования: цветными карандашами, красками, гуашью и кисточками. Обращайте внимание детей на то, как надо правильно обращаться с этими предметами. Дальше учите рисовать зернышки (точки), дождик (черточки), колечки, баранки (кружочки), дорожки слева направо и сверху вниз (клеточки), что является начальными элементами дымковской росписи. Поскольку дети данного возраста еще не различают элементы различных росписей, необходимо приобретать всевозможные расписные игрушки: глиняные, деревянные (барышни, птицы, лошадки-каталки, матрешки, дощечки, инструменты). Некоторыми видами этих игрушек дети не только должны просто любоваться, но и играть: на лошадках с городецкой росписью могут катать друг друга, а играя на расписных деревянных ложках и балалайках могут участвовать в концертах для родителей. Таких игрушек должно быть много, чтобы каждый ребенок мог выбрать игрушку по душе.

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с разными видами промыслов: росписью, вязанием, вышиванием. Дети должны видеть в группах кружевные салфетки, скатерти, вязаные носки и варежки, вышитые и нарисованные картины. Работа с детьми по освоению народных промыслов проводится через лепку и рисование. Если нет возможности приобрести глину для лепки, то можно использовать соленое тесто или гипсовые заготовки. К этой работе можно привлекать и родителей, устраивая различные выставки и конкурсы.

Необходимо также вести работу по ознакомлению с творчеством русских художников и их работами, доступными пониманию детей. Например, это работы художника-сказочника В. Васнецова, который открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки: «Аленушка», «Три богатыря», «Иван-царевич на сером волке». 

Русская народная игрушка

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи; технические и художественные достижения.

Древние люди важную роль отводили кукле, так как видели в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. А если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Игрушки, сделанные мастерами, называли потешными, то есть сделанными на потеху, на забаву.

6.Знакомство с русскими народными играми.

Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение я стараюсь уделить народным подвижным играм. Естественна потребность детей в подвижных играх, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у них большой интерес. Игра — всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта. В русских народных играх много юмора, задора.

Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками. Пока ребенок еще мал, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют, развлекают несложными играми с звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми-прибаутками, например, «Ладушки» и «Сорока-ворона».

В младшем возрасте любимыми играми у детей могут стать «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси», «Смешинки». В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты.

В старшей группе детям очень нравятся игры «Огородник», «Заря-заряница», «Где был Иванушка?», «Ручеек». Игра «Заря-заряница» интересна тем, что в ней используется импровизированная карусель с множеством разноцветных лент. Держась за ленты, дети шагают по кругу, поют, бегают, переплетают ленты. Играть в эту игру могут как несколько человек, так и сразу группа. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этой игре.

Неизменным спутником народных игр всегда была песня. И, начиная с младшей группы, с детьми надо много петь. Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка».

Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин — считалка. Именно считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределить роли.

6.Знакомство с природой и с достопримечательностями родного края

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.

Родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается представление о родном крае. Закрепляем полученные знания в д.и. «Знаток родного города, «Памятные места», «Все профессии важны». Можно отразить полученные знания в продуктивной деятельности: в создании поделок, рисунков, оформлении альбомов, выставок.

Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны.

Именно такой мне представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа. Такая система работы позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого русского народа.

     Список литературы:

  1. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителей. Под ред.Каирова И.А., Богданова О.С. Москва: Творческий центр «Сфера», 1999.
  2. Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб, 2001.
  3. Князева О.Л. М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб,2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в еди...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ «СКАЗКИ СТАРОЙ ВЯТКИ»

*Создать необходимые условия для знакомства детей с литературными произведениями и культурным наследием родного края*Способствовать формированию и развитию патриотических качеств у детей.*Воспитывать ...

Программа развития «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям, культурному наследию родного края»

Целевые показатели:Повышение качества образовательного процесса;Активизация инновационной деятельности педагогического коллектива;Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников, повышение педагоги...

«Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края ».

laquo;Приобщение детей раннего возраста  к национальной  культуре и культурному наследию родного края »....