Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Программа профилактических игр для профилактики дезадаптивного поведения и снятия психоэмоционального напряжения в группе детского сада.

    Поломодова Галина Евгеньевна

       Наиболее эффективными в детском возрасте являются игровые методы и технологии. Игровое пространство, игровое взаимодействие со сверстниками в группе и воспитателем, как ведущим игры,  даёт возможность ребёнку не только выплеснуть накопившееся напряжение, социальноприемлемыми способами, но и взять его под контроль.

    Кроме того совместные игры со взрослым создают в группе эмоциональный комфорт, столь необходимый для создания тёплых, дружеских отношений в среде сверстников, ситуацию успешности для детей с трудностями в развитии.

    Предлагаемая программа игр - это тот минимум, который пригодится воспитателю для того, чтобы сохранять в группе положительный эмоциональный фон с одной стороны и провести профилактическую работу по профилактике собственного выгорания с другой стороны, так как частое нахождение педагога в роли "играющего с детьми", а не "назидающего" является и для него снятием психоэмоционального напряжения. Особенно это важно педагогу в группе которого находятся дети с ОВЗ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_igr_dlya_gruppy_s_detmi_ovz.docx32.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа профилактических игр для профилактики дезадаптивного поведения и снятия психоэмоционального напряжения в  группе детского сада.

            На данный  период нестабильной экономической ситуации в стране, участившимися эмоциональными стрессами, связанными с техногенными катастрофами и террористическими актами,  можно наблюдать тенденцию к повышению невротизации  взрослого населения.   Неблагоприятное поведение взрослых провоцируется повышенным стрессовым фоном общества, который, в свою очередь, усиливается средствами массовой информации. Неумение взрослых сдерживать свои эмоции, выяснение отношений при детях, невнимательность к их нуждам – это тот неполный перечень причин, в результате которых повышается невротизация ребенка, возникают психоэмоциональные стрессы. .Если стрессовая ситуация   очень сильна, то у ребенка со слабым типом нервной системы происходит нервный срыв, переходящий в  неврозоподобное состояние, агрессивность,  невротические реакции,  а иногда и в невроз или различные фобические страхи. Такой ребенок не в состоянии быть полноценной личностью, к которой сегодняшняя реальность предъявляет высокие требования. В ответ на завышенные требования он демонстрирует дезадаптивное поведение. Полученный отрицательный опыт социального общения в ситуации психоэмоционального стресса, сопровождающийся отрицательными эмоциями, надолго фиксируется в его сознании и становится одним из барьеров в личностном развитии, негативно влияет на формирование гармоничных межличностных отношений.

         Можно ли  проводить профилактику дезадаптивного поведения в массовой группе детского сада?

       Наиболее эффективными в детском возрасте являются игровые методы и технологии. Игровое пространство, игровое взаимодействие со сверстниками в группе и воспитателем, как ведущим игры,  даёт возможность ребёнку не только выплеснуть накопившееся напряжение, социальноприемлемыми способами, но и взять его под контроль.

    Кроме того совместные игры со взрослым создают в группе эмоциональный комфорт, столь необходимый для создания тёплых, дружеских отношений в среде сверстников, ситуацию успешности для детей с трудностями в развитии.

     Язык игры наиболее понятен и доступен детям в любом возрасте, начиная с самого раннего. Именно игры (игры с правилами, подвижные игры, ролевые игры, игры драматизации и т.д.) способны  за достаточно короткий срок снять страхи у ребенка, изменить его социальный статус, скорректировать детско-родительские отношения, дезадаптивное поведение. Наибольший результат при этом достигается при использовании подвижных игр, где задействована телесность ребенка и где  при свободном передвижении ребенка в пространстве условной игровой ситуации и происходит освобождение от отрицательных эмоций, полученных в результате стресса.    

    Очень полезны народные игры, игрs - хороводы. Здесь решаются задачи не только коммуникации в группе, но и снятие страхов, напряжения на материале коллективного бессознательного, ведь в народных играх содержится та самая мудрость веков. Эти игры отточены временем они дают возможность снять накопившуюся агрессию и получить внимание и поддержку от коллектива в полном объёме  в рамках игровой ситуации.

       Перенесенный стресс от какой-то конкретной ситуации впоследствии может быть вытеснен нашей психикой (забывается).   На телесном же уровне негативные ощущения фиксируются и запоминаются. Вот поэтому ребенок, а порой и даже взрослый просто не в состоянии  объяснить, почему у него возникает тот или иной страх, или почему при какой-то конкретной  безобидной ситуации у него возникают неприятные ощущения на телесном уровне (дрожь в теле, приступы тошноты, головокружение, обмороки).

    Программа составлена по образцу рабочих материалов программы «Игротерапия страхов» под авторской разработкой Чупраковой Н.Н. Методологической основой данной программы является метод игровой терапии А.И.Захарова, адаптированный к условиям работы педагога-психолога в школе или в детском саду. Коррекционный игровой  материал программы представлен как  общеизвестными играми, так и авторскими  модификациями и разработками.

    Чтобы работа  была  эффективной и результативной, необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей, поэтому при проведении игр важна активная вовлечённость воспитателя и его роль  не только как участника игры, но и ведущего, который следит за выполнением правил и  доброжелательной позитивной коммуникацией . Необходимо добиваться того, чтобы дети освоили  игры и в дальнейшем играли самостоятельно при этом правила должны соблюдаться неукоснительно, а роль воспитателя здесь сводится к роли наблюдателя и ,при необходимости, корректировщика межличностной коммуникации детей.

    Игры, направленные на знакомство, на установление контакта, доверительных отношений в группе.

    Игра «Съедобное несъедобное» -  ( участники игры стоят в круге, ведущий  объясняет правила игры, затем показывает как это нужно сделать: вначале устанавливает зрительный контакт с одним из участников кивком головы, подмаргиванием или еще каким-то образом. Когда контакт установлен, ведущий называет любое слово, которое обозначает продукты, предметы, растения, животных, людей, предметы одежды и т.д., и затем кидает мяч участнику, стараясь попасть в руки. Причем это очень важно, так как невротичные, неуверенные дети со страхами могут бояться удара мяча, что может вызвать дополнительные страхи или недоверие к взрослому и к игровой ситуации в целом. Если называется съедобный предмет, то мяч необходимо поймать и называя новое слово, передать другому участнику, также установив с ним зрительный контакт. Если называется  несъедобный предмет, то мяч ловить не нужно. Если участник ошибся и поймал мяч при назывании несъедобного предмета, то он пропускает свою очередь в бросании мяча.

    «Летает не летает»  (участники игры стоят в круге, ведущий объясняет правила:  взрослый или другой участник называет любой предмет одушевленный или неодушевленный, который летает или не летает. Все остальные участники, если  предмет летает,  должны поднять вверх руки в, если предмет не летает, то должны присесть.  Ведущий должен обманывать участников и поднимать руки при каждом названом слове, независимо от того летает этот предмет или нет.)

    «А я еду» - ( участники сидят на стульях по кругу. Один стул должен быть пустым. Начинает игру тот участник, рядом с которым находится пустой стул. Лучше, если это будет ведущий. Он пересаживается со своего места на рядом стоящий пустой стул и говорит следующие слова: «А я еду!». Участник, рядом с которым оказался пустой стул, пересаживается на него и говорит следующие слова: «А я рядом!». Следующий участник, рядом с которым оказался пустой стул, пересаживается на него и говорит: «А я заяц!». Следующий участник, пересаживаясь на пустой стул говорит: «А я еду с …!».  При этом он называет имя любого участника.  Тот, кого назвали, пересаживается на пустой стул.  Тот участник, рядом с которым оказался пустой стул,  вновь начинает игру. Игра продолжается до тех пор, пока  все участники захотят ее завершить.

    «Встаньте те кто» - ( Все участники располагаются на стульях по кругу. Ведущий предлагает начать игру со слов: «Встаньте те кто…..»  Дальше можно называть любые действия, характеристики, детали одежды, цвета, которые характерны для данной группы участников.  После этих слов, те участники, к  которым  это относится, встают со своих мест и меняются местами друг с другом. Пример: «Встаньте те кто  сегодня не завтракал; Встаньте те кто летом отдыхал на море; Встаньте те кто любит мороженое; …. У кого серые глаза; …. У кого сегодня надеты брюки и т. д.».)  Роль ведущего можно передавать другим участникам. Играть можно до тех пор, пока не иссякнет запас слов  у ведущего.

    Игры, направленные на расслабление, восстановление дыхания, на саморегуляцию.

    «Шолтай – болтай» -  ( участникам предлагается поиграть в игру «Шолтай-болтай», при этом всем участникам необходимо говорить  слова известной песенки: «Шолтай-болтай сидел на стене, шалтай-болтай свалился во сне. Вся ко-ро-лев-ская кон-ница, вся ко-ро-лев-ская рать. Не может шолтая, не может болтая, не может болтая, не может шолтая, шолтая-болтая, болтая-шолтая  собрать. При произнесении слов, все тело должно быть расслабленным и болтающимся.  При  последнем слове необходимо встать в «стойку оловянного солдатика» или наклонившись вперед в центр круга и опустив голову и руки вниз , как бы сбросить напряжение в центр круга на пол. Игру можно повторять не один раз.  Игра направлена на саморегуляцию, на снятие психоэмоционального и психофизического напряжения. В  процессе игры участники могут стоять по кругу на одном месте, могут свободно перемещаться по комнате или стоять где кому хочется.

    «Восстанови дыхание»- упражнение ( участникам предлагается сделать паузу между играми, чтобы восстановить дыхание. Предлагается встать в круг,  затем медленно поднимая руки вверх через стороны, сделать глубокий вдох носом, затем медленно опуская руки вниз через стороны, медленно выдыхать  воздух через рот.  Повторить несколько раз, пока психоэмоциональное  состояние детей не стабилизируется.

    Данное упражнение необходимо проводить между подвижными и эмоционально насыщенными играми, чтобы снять психоэмоциональное напряжение и  не перегрузить детей на игровом сеансе.

     «Греемся на солнышке» - упражнение ( всем участникам предлагается лечь на ковер на спину, расслабить все тело и думать о чем-нибудь приятном. При этом ведущий произносит текст о том, как приятно греет солнышко, как нам приятно и тепло. Как ласково обдувает ветерок. Где-то поют птички. И. т.д. Текст может быть любым, но коротким, при этом может звучать приятная музыка. Все упражнение длится не более 2 минут. После этого участники могут встать и сделать упражнение  «восстанови дыхание». Игра также используется  в паузах между  подвижными и ,особо насыщенными эмоционально, играми. Игра – релаксация, на снятие психоэмоционального напряжения.)

    «Огонь- лед» (Участникам предлагается всем лечь на спину на пол,  где кому хочется. Затем ведущий показывает упражнение  и рассказывает правила:  «Когда нам бывает тепло или совсем жарко, то наше тело  

    находится в расслабленном состоянии ( ведущий располагается на полу на спине, тело при этом расслабленное, руки и ноги лежат свободно),  если нам бывает холодно, то наше  тело находится в напряженном состоянии. (при этом ведущий садится, колени обхватывает руками и прижимает их к  подбородку) Сейчас мы попробуем вместе с вами это сделать.  Менять положение и состояние тела нужно после того как я буду произносить следующие слова:  «Огонь» (когда жарко и тело расслаблено) . «Лед» (когда холодно и тело напряжено).  Далее участники выполняют упражнение. Слова чередуются  сначала с интервалами, затем все быстрее и быстрее. Необходимо следить, чтобы тело действительно приходило в разные состояния – напряжения и расслабления.

    Упражнения направлено на саморегуляцию  и стабилизацию психоэмоционального состояния. Рекомендуется проводить в паузах между играми большой  подвижности.)

    Игры-соревнования, игры с правилами, направленные на снятие тревожности, повышение уверенности, изменение самооценки, гармонизацию групповых отношений.

    «Сбей кегли» ( Ведущий предлагает поиграть в игру и объясняет правила: имена всех участников выписываются на доске. Кегли выставляются на одной стороне зала как в кегельбане. Участники стоят на противоположной стороне за отмеченной линией.  Первый участник по очереди кидает мяч по кеглям, следующий собирает  и расставляет кегли, и затем кидает мяч. Таким образом все участники по очереди кидают мяч. Кол-во сбитых кеглей отмечается на доске против имени каждого участника.  Все имеют по пять попыток, после чего  определяется  победитель по сумме   баллов всех пяти попыток. Определяются I -  II  -  III  почетные места.  Победителей все участники поздравляют, жмут руки.  Желательно, чтобы победителями были участники – дети. В игру можно играть не один раз).

    « Вышибалы» ( В игру можно играть втроем, но можно и командами. Команда детей и команда взрослых. Одна команда  в «круге», одна за «кругом».   Команда взрослых делится на две и участники встают в разных концах зала против друг друга Команда детей в этот момент встает  в центр, лицом к тем участникам, у которых находится мяч. Как только участники одной команды кидают мяч, стараясь попасть в одного из участников – детей, дети-участники стараются увернуться от мяча, разбежаться в стороны и быстро повернуться лицом к участникам, к которым попал мяч.  Если мяч попадает в одного из участников, то он выбывает из игры. Если он ловит мяч в руки, то он не только продолжает играть, но и добывает для команды «вторую жизнь» и тогда если кого-то из участников выбивают мячом, он остается играть. Когда выбьют из «круга» всех участников команды, то команды меняются местами и игра вновь продолжается.  В процессе этой игры повышается уверенность у детей и гармонизируются отношения. Это возможно потому, что дети участвуют в игре как партнеры. А сам ребенок, играя в команде сверстников, чувствует их поддержку.)

    «Тише едешь – дальше будешь» ( Ведущий встает в одном конце зала, всем остальным участникам предлагает встать на противоположный конец зала в одну линию. Далее он предлагает поиграть в игру «Тише едешь, дальше будешь» и озвучивает следующие правила игры:  при произнесении слов ведущего: «Тише едешь, дальше будешь, стоп!» , все участники двигаются по прямой линии по направлению к ведущему. При этом, ведущий стоит спиной к участникам и не видит как они двигаются. Как только ведущий скажет слово «Стоп!» и быстро повернется к участникам, все должны остановиться и замереть. Если ведущий заметит какое-то движение, то этот участник должен отправиться на исходную позицию и начинать движение сначала.  Как только первый участник незаметно подойдет к ведущему и коснется его спины рукой , игра прекращается. Далее игру продолжает  выигравший участник.

    «Поварята»  Все участники встают в круг. Ведущий сообщает, что сейчас мы будем готовить кулинарное блюдо. Можно поговорить об этом с детьми, какие кулинарные блюда они знают и хотят приготовить. После того,  как выбрано блюдо и перечислены все необходимые продукты, ведущий подходит к каждому участнику и тихо сообщает ему,  каким он будет продуктом. Далее  ведущий  начинает  «готовить блюдо» и громко выкрикивает названия необходимых продуктов. Участники, чей продукт назвали, выпрыгивают или выходят в центр круга. Ведущий, взаимодействуя с участником, имитирует движения приготовления данного продукта. Желательно выбирать кулинарное блюдо, в состав которого входит количество продуктов, соответствующих количеству участников. К завершению «приготовления блюда» все участники оказываются в центре круга, тесно взаимодействуя друг с другом и имитируя звуки готовящихся продуктов. Далее назначается следующий ведущий, выбирается другое кулинарное блюдо  и игра начинается вновь.  Игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения, на повышение уверенности.

    Народные игры от Ольги Стельмах.

    «Ворон Иван Петрович»

    Игра особенно предпочтительна для того возраста, когда ребенок уже способен отделиться от близких людей (от матери), делает первые шаги  к восприятию себя самокритично. Игра представляет собой как бы репетицию первого сознательного отделения  себя от близких. На самом деле первое самоотделение ребенка происходит примерно в возрасте 3-х лет («я сам»), но в три года ребенок не способен еще воспринять символических смысл этой игры, для него это может быть страшно. Для детей  важно  многократное проигрывание этой игры  со всеми деталями.

    Игра первоначально может происходить в форме рассказывания  истории. Впоследствии необходимость в этом отпадает, так все уже знают в чем суть игры. Рассказывать может хозяйка.

    Все играющие делятся на хозяйку, ворона, а остальные становятся курочками  (цыплятами)

    Жили у одной хозяйки на дворе цыплята. Раз, два, три, четыре, пять (хозяйка должна всех своих курочек пересчитать). Наступила ночь (дети любят при этом закрывать глаза). В это время ворон тихонько прокрадывается и  забирает одну из курочек в свой домик, который должен быть закрыт чем-нибудь (можно ширмой, или занавеской). Наступил день. Хозяйка стала пересчитывать своих цыплят: Раз, два, три, четыре, ах, одной нет. Тогда хозяйка  идет к домику ворона и вступает в диалог с ним:

    • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
    • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

    Наступила ночь. Наступил день. Раз, два, три, ах одной нет.

    • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
    • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

    Наступила ночь. Наступил день. Раз, два, ах одной нет.

    • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
    • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

    Наступила ночь. Наступил день. Раз, ах одной нет.

    • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
    • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

    Наступила ночь. Наступил день. Ах, ни одной нет.

    • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?
    • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
    • Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?
    • Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!

    Тут курочки начинают тихонько выглядывать из домика ворона, но еще никуда не бегут.

    • Как, как же ты их не видал, вон они, я их слышу, я их вижу: цып, цып, цып

    «Дударь».

    Игра для детей 3-6 лет. В этой игре дети исследуют свое тело, проигрывая свои различные психологические и соматические проблемы. Когда ребенок часто говорит родителям: «у меня ножка болит, у меня ручка болит…», это не значит, что маленький ребенок – симулянт, скорее, ему не хватает внимания взрослых, их тепла и участия в его нелегкой деткой жизни. Играя в эту игру, ребенок может насладиться тем, что все не только выслушивают, что же у него болит, но и играют так, как будто у них болит то же самое, то есть «принимают на себя его боль», пусть даже в игровой форме. А это, в свою очередь способствует развитию сопереживания.

    Все встают, взявшись за руки, образуя круг. В середине – «дударь». Круг поет песню.

    Дударь-дударь-дударище,

    Старый-старый старичище,

    Его во колоду, его во сырую, его во гнилую.

    Затем круг хором спрашивает у «дударя»:

    • Дударь, дударь, что болит?

    «Дударь» отвечает, одновременно показывая, на какую- либо часть своего тела, лица, что у него болит. Например:

    • Нога болит (при этом он берется за ногу там, где она «болит»)

    В кругу повторяют с  сожалением:

    • Ой, нога болит!

    После этого играющие, стоявшие кругом, держась, как и «дударь» за ту же ногу и в том же месте, где и он, ходят по кругу вокруг «дударя» и снова поют ту же песню. Игра продолжается до тех пор, пока «дударю» не надоест быть «дударем». Тогда в тот момент, когда его спрашивают, что у него болит, он отвечает:

    • Все болит!

    И, после этих слов, все бросаются врассыпную, а «дударь» ловит кого-нибудь – тот и становится новым «дударем».

    «Коза».

    Игра в кругу. Способствует самовыражению человека, который находится в кругу – все люди по-разному изображают «козу» – с этой точки зрения игра способствует коммуникации, ведь каждый может оказаться в кругу – и ему надо показать, как он себе представляет эту самую «козу».

    В психологическом плане игра подспудно подготавливает и стимулирует собственный выбор ребенка. Кроме того, игра способствует развитию общей моторики тела, стимулирует развитие реципрокной координации рук и ног.

             Все встают, взявшись за руки, образуя круг. Один человек в центре этого круга -  «коза». Все поют, «коза» изображает то, о чем поется в песне:

                    Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

                    Искать  себе принцессу, принцессу, принцессу.

                    Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

                    И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

                    И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

                    И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

    Со слов: «Давай, коза, попрыгаем …» «коза» выбирает  кого-либо из круга, встает напротив него и все вместе с козой выполняют несложные движения: прыгают на одном месте, затем  поочередно выбрасывают то правую, то левую ногу, затем хлопают в ладоши и  в заключении  топают поочередно ногами. Тот, кого выбрала «коза», становится в  центр круга, и игра продолжается  до тех пор, пока все не захотят играть в другую игру.

    Копилка игр и упражнений.

    Направленность игр-задачи

    Перечень

    Младшая, средняя группы

    Старшая, подготовительная к шк.

    Адаптация к детскому саду, знакомство, коммуникация

    «Паровозик»,«Мышата», «Мышеловка»

    «Пузырь»,

    «Мы зовём тебя ау…»,

    »Кот и мыши», «Лохматый пёс», »Съедобное -несъедобное», »Летает – не летает,  «Коза»

    Игры на полу с ползанием на четвереньках.

    «Ворон Иван Петрович», все игры под музыку-аудио альбом Железновой »10 мышек»

    «Мышеловка»

    «А я еду…»

    »Встаньте те кто…»

    »Съедобное-несъедобное»,

     «Дотронься до…»,

    «Встаньте по 2, 3, 4…»

    «Коза»

     «Дударь»

     «Ворон Иван Петрович», все игры под музыку-аудио альбом Железновой »10 мышек»

    Саморегуляция

    «Макароны»

    «Шалтай - Болтай»

    Сосульки-капельки

    «Огуречик, огуречик….»

    «Кегли»

    «Замри-отомри»

    «Забей щайбу в ворота»

    «Золотые ворота-проходите господа…»

    Все элементы спортивных игр на улице

    «Тише едешь -дальше будешь»

    «Сова»

    «Морская фигура замри…»

    «Поварята»

    «Испорченный телефон»

    «Колечко, колечко выйди на крылечко…»

    «Ручеёк»

    «Бояре, а мы к вам пришли…»

    «Краски»

    «Вышибалы»

    Все спортивные игры на улице

    Расслабление, восстановление дыхания

    Котята греются на солнышке

    Игры в животных, которые устали, наелись, спят, т.д…

    «Шалтай -Болтай»

    Звуки природы - слушание дисков (вода, птицы, насекомые)

    Игры лёжа  на ковре

    «Карандаши в коробке»(лежат на полу, переворачиваются по команде)

    «Росток»( Как из зёрнышка вырастает дерево-упражнение с движениями)

    «Деревья шумят»

    Упражнение по восстановлению дыхания

    «Слушаем тишину с закрытыми глазами»

    Звуки природы - слушание дисков,  (вода, птицы, насекомые)

    Игры лёжа  на ковре


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей

    Картотека игр по теме: "Несколько способов помочь ребенку почуствовать себя лучше"....

    Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей

    Как помочь ребенку снять психоэмоциональное напряжение (некоторые упражнения и советы)...

    Рефлексивно-ролевая игра для воспитателей "Как укрепить и сохранить здоровье детей нашего детского сада"

    Рефлексивная игра относится к играм открытого типа. Рефлексивные игры представляют собой процесс социального взаимодействия, в котором роли, правила и сюжетные ходы генерируются участниками прямо по х...

    Игры на развитие коммуникативных навыков и снятия психоэмоционального напряжения

    Игры на развитие коммуникативных навыков и снятия психоэмоционального напряжения...

    Картотека игр и упражнений на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения

    Игры на снятие напряжения: успоаивающие игры, игры - доверия и др....