Агрессивное поведение детей. Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей.
консультация по психологии

Гильмиярова Татьяна Анатольевна

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определённой категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Поэтому особенно важно предпринимать своевременую профилактику и коррекцию агрессивного поведения, чтобы ребёнок не приносил массу проблем как окружающим, так и самому себе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ комбинированного вида

детский сад «Петушок»

Памятка для родителей

«Детская агрессия. Причины и способы её преодоления»

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\TRMZLSO7\Gosamer[1].png

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины. Но всегда нужно помнить,  любое негативное поведение ребенка, свидетельствуют о том, что в его жизни что-то не так.

Как же преодолевать агрессивное поведение?

1.Зачастую агрессивность  - это отчаянье ребёнка, который ищет признания в любви.

Чтобы ребёнок не ощущал покинутости,  дарите ему свою безусловную любовь - любовь не за то, что он красивый, способный, умный и т.д., а просто за то, что он есть! Больше говорите ему о том, что Вы его любите и чаще уделяйте ему внимание.

2. Нельзя постоянно критиковать ребёнка и/или предъявлять к нему завышенные требования, это может привести к неврозу, провоцирующему агрессивное поведение.

3. Чаще хватите за хорошее поведение и за хорошие поступки. Говорите, что Вы им гордитесь, причём объясните за что именно.

4.Наказывайте ребёнка только за конкретные поступки, не унижая его и не применяя физическую силу.

Помните! При любой агрессии, необходимо соблюдать спокойствие. Крики и наказания, лишь усугубляют возникшую ситуацию. Постарайтесь в первую очередь успокоить ребёнка и только потом провести воспитательную беседу.

 5. Научите ребёнка техникам снижения эмоционального напряжения и техникам самоконтроля.

6. Укрепляйте у ребёнка ответственность. Если в порыве своей агрессии ребёнок что-то разбил или раскидал, он должен помочь привести всё в порядок. Только не нужно обозначать это как наказание, скорее это будет последствие за агрессивное поведение. Кроме того, ребёнок должен осознать, что за свои проступки нужно извиняться.

7. Ограничьте просмотр мультфильмов со злыми героями.чите реб Учите ребёнка доброте и пониманию при помощи добрых мультфильмов и сказок, игр с позитивными персонажами.

Избавиться от агрессивного поведения помогут игры с песком и водой, рисование, лепка разных фигурок из пластилина, сказкотерапия.

В заключение хотелось бы сказать, дети - это наше отражение. Они копируют наше поведение, поэтому в первую очередь, начните воспитание с себя.  Уделяйте больше времени своим детям, общайтесь чаще, играйте вместе и интересуйтесь его увлечениями.



Предварительный просмотр:

Практические рекомендации и способы снятия  психоэмоционального напряжения у детей

Злость, гнев – это естественные человеческие чувства, которые все мы периодически испытываем. Эти чувства выражают эмоции, направленные против испытываемой несправедливости или, как реакция на ситуацию, препятствующую в удовлетворении потребности.

Агрессия – это физические действия в адрес другого человека, выражающееся в нападении или угрозе нападения, связанное с эмоциями злости, страха, ярости и т. п.

Когда мы, взрослые, испытываем злость, гнев, раздражение, мы чаще всего знаем, что именно с нами происходит и как с этим можно справляться.

Мы можем свои чувства: выражать, подавлять, скрывать, рассказывать о них своим друзьям или близкими, мы можем пнуть от злости ногой диван, ударить кулаком по столу, швырнуть вещь и т.д. и т.п. Как правило, мы не проявляем агрессию в адрес других, т.к. знаем, что доставим им, тем самым, сильный дискомфорт, и поэтому используем разные другие способы справляться со своей злостью.

Когда дети испытывают злость, они не понимают, что с ними происходит, как это называется и что с этим делать. Поэтому, во-первых, для того, чтобы ребёнок мог понять, какая отрицательная эмоция может в нём вспыхнуть и как об этом сообщить словами, Вы можете помочь ребенку создать собственный словарь эмоций. Вот несколько слов, с которых можно начать: сердитый, расстроенный, разочарованный, взволнованный, разъяренный, опасающийся, напряженный, нервный, тревожный, раздражённый, взбешённый.

Известно, что во время вспышки гнева человек испытывает горловой спазм и мышечное напряжение в руках и ногах. Именно поэтому разгневанному человеку хочется возмущённо кричать, ругаться, бить ногами и руками.

Несколько эффективных  техник снятия  психоэмоционального напряжения.

Для того, чтобы снять напряжение в руках, есть простые варианты «разрядки» злости.

- Можно поиграть в игру «Кулачки».

Дайте ребенку в каждую руку какую-нибудь резиновую игрушку (шар, кольцо) и попросите его сжать кулачки крепко-крепко. Пока он подержит кулачок сжатым, пусть считает до 5. Затем пусть ребенок разожмет кулачки и сделает громкий выдох. Руки и тело расслабятся.

–Можно покидать мягкие игрушки (в корзину, на пол, на диван)
– Можно помять в комок листы бумаги и покидаться этими комками в стену (обычные листы формата А4 резко сминаются в комок за 1 секунду).
– Можно порвать бумагу.

– Можно нарисовать свой гнев, а потом его зачёркать и разорвать! (Многих детей расслабляет рисование. Если это про Вашего ребенка, то запаситесь красками и фломастерами, и пусть он выплескивает свои эмоции на бумагу)
– Можно слепить свой гнев, а потом его раздавить!

Работа с мягким пластилином/кинестетическим песком/соленым тестом/глиной/восковым пластилином дает возможность снять мышечное напряжение в руках и изменить плохое настроение на хорошее.

Затем ребенок может, выбрав цвета, которые ему нравятся, вылепить из них хорошее настроение.

Для того, чтобы снять напряжение в ногах ребёнок может просто стоя приподниматься с пятки на носок.

Быстро остановить гнев способны успокаивающие дыхательные упражнения, поскольку организм не может одновременно быть и возбужден, и расслаблен.

- Покажите ребёнку, как глубоко дышать, и подробно расскажите об этом упражнении: нужно закрыть глаза, глубоко вдохнуть и обратить  внимание, как легкие и грудь при этом поднимаются. Пусть ребёнок сделает глубокий вдох, а затем выдохнет через нос. Это можно повторять в течение нескольких минут, концентрируясь на порядке действий. Скажите ребенку, что когда он так дышит, то освобождается от всяких плохих мыслей. Поначалу он может подумать, что это глупое упражнение, но через некоторое время почувствует, что оно действительно помогает успокоиться.

 - Можно поиграть в игру «Вулкан», делая глубокий вдох и выдувая воздушную струю через трубочку в стакан с водой. Эффектная буря в стакане поможет ребёнку переключиться на интересную игру и физиологически снизит напряжение.

- А можно даже спеть песенку, которая поможет кроме снятия горлового спазма переключиться с неприятной ситуации на хорошее настроение.

Кроме выше перечисленных техник снятия напряжения в руках, ногах и горле, есть методы саморегуляии психоэмоционального напряжения:

  1. Техника «Возьму себя в руки»

С ребёнком нужно заранее обговорить: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-о стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека».

  1. Техника 1+3+10

Как только ребёнок  почувствует, что его тело посылает ему предупреждающий знак, который говорит о потере контроля, надо сделать три вещи: Остановиться и сказать:

«Будь спокоен». Это 1.

Потом сделать 3 глубоких вдоха и выдоха. Это 3.

Затем медленно посчитать про себя до десяти. Это 10.

  1. Для самоуспокоения познакомьте ребенка с простым фразами, которые он может проговаривать про себя в моменты гнева. Например: «Остановись и успокойся», «Досчитай до 10», «Я могу справиться с этим».  
  2. Для того, чтобы ребёнок мог успокоиться, ему нужно найти спокойное место, куда он может пойти, чтобы обрести контроль над своими эмоциями. Можно положить в этом месте успокоительные вещи: книги с красивыми картинками, плеер с музыкой, пластилин, карандаши и бумагу. Поощряйте ребёнка использовать это место, чтобы он мог остыть.
  3. Воображение в помощь. Пусть ребенок представит то место, где бы он чувствовал себя хорошо. Например: пляж, кровать, домик на дереве или любое другое место, которое любит ваш ребенок. Как только он чувствует приближение гнева, пусть закроет глаза и представит себе в этом месте. Дыхание само замедлиться от визуализации приятных эмоций, и гнев отступит.

Каждый раз, когда Вы видите, что ребёнок злится, озвучивайте его чувства, показывайте понимание и поддержку и предлагайте ему какой-нибудь из вариантов выше. Скорее всего, со временем, у него появится свой любимый способ и он сможет в дальнейшем справляться с этим эмоциональным состоянием без Вас. Таким образом, Вы поможете ребёнку выплеснуть напряжение, разрядить свою негативную эмоцию и при этом он не причинить вред себе, взрослым или другим детям. Так Вы покажите, что уважаете его чувства, но при этом устанавливаете определённые ограничения на их проявление. Вы запрещаете агрессию, но помогаете ребёнку другими путями справляться с чувством злости. В первую очередь, во время вспышки гнева ребёнку нужно помочь успокоиться, а затем направить его энергию в мирное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей

В статье представлены рекомендации для педагогов и родителей по снятию психоэмоционального напряжения у детей....

Памятка для педагогов " Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Существуют разные релаксационные игры:·  игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильно­го напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;·  игры, помогающие д...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста.

Психологическая безопасность сегодня рассматривается какодно из требований безопасности образовательного процесса. Маленькие дети нередко находят...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

Игрыдля детей раннего возраста на основе нервно-мышечной релаксации. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой. Игры с прищепками. Игры - «усып...

Мандалатерапия как как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов

Цель:    познакомить с техникой мандала – терапии, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов.Задачи: ØОзнакомить с историей возникновения манда...

Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. В ней представлено подробное описание психоэмоционых напряжений, причины появления, признаки. А так же рассказывается как можно помочь ребенку с...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста ...