Консультация на тему:"Ролевая игра в развитии ребёнка в дошкольном возрасте"
консультация на тему

Домникова Евгения Васильевна

Игра - один из основных видов деятельности детей. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevye_igry.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра охватывает все стороны развития детей, возникая на грани раннего детства и дошкольного возраста. На втором году жизни деятельность ребёнка ещё не отделяется от деятельности воспитывающих его взрослых, всё делается  совместно с взрослыми, с их помощью. Поэтому  взрослый является центром всякой ситуации, в которой действует ребёнок, ещё не  отделяющий  своих действий от действий взрослого.

      На третьем  году жизни, по мере того как ребёнок  постепенно овладевает умением употреблять предметы, действовать с ними  развивается самостоятельная деятельность.                        Бурное развитие самостоятельной деятельности приводит  к возникновению новых отношений между ребёнком и взрослым, новому типу деятельности.                                                                      

     В отличие от раннего детства теперь это стремление не только к взрослому, с которым ребёнок  был связан общей жизнью и деятельностью, но и к взрослым вообще и к осуществляемой ими деятельности с  предметами.

    Противоречие между  тенденцией к самостоятельной деятельности, к некоторой независимости от взрослых и стремлением к общей с взрослыми жизни разрешается в возникновении ролевой игры.

    Ролевая игра – это с одной стороны, самостоятельная деятельность ребёнка, осуществляемая без непосредственного участия взрослых, а с другой – это деятельность, общая с взрослыми, та же, какую осуществляют взрослые. Деятельность взрослых отражается в содержании игры, в воспроизводимых ребёнком действиях  взрослых с предметами  и отношениях друг с другом. В ролевой игре реализуется стремление ребёнка к общей жизни со взрослыми, поэтому она не может быть не чем иным, как воспроизведением этой жизни.

      Причины, вызывающие ролевую игру к жизни, имеют социальную природу. Игра возникает не потому, что развиваются инстинкты, а потому, что ребёнок развивается как член общества, хотя ещё маленький, неравноправный, но всё же член общества.

    Действительность, в которой живёт и с которой сталкивается ребёнок, можно условно разделить на две связанные, но вместе с тем различные сферы. Первая – предметы, вторая  - деятельность людей с предметами, труд людей, их отношения в процессе деятельности.

   Знакомство детей с действительностью может происходить так, что основным его содержанием будут или предметы, или человек и его деятельность.

   При ознакомлении детей с действительностью  посредством  предметов игра  не развёртывается, хотя, при этом , дети могут очень эмоционально рассказать о предметах, и довольно точно изобразить их в рисунках.

   При ознакомлении с действительностью, в которой в центре стоял человек, его деятельность, отношения с другими людьми, игра возникает сразу, без всяких стараний взрослого.

    Наблюдения убеждают, что ролевая игра особенно чувствительна к человеческой деятельности и отношениям между людьми. Так же на игры детей оказывают  большое влияние такие произведения детской художественной литературы, в которых даны  яркие, эмоционально захватывающие образы людей, их поступки и отношения. Художественное произведение во много раз усиливает воздействие, которое оказывает на игры детей действительность при стихийном ознакомлении с ней, действует в том же направлении, что и сама действительность; сила же воздействия определяется мерой его художественности и доступности для детей.

    В игре ребёнок живёт не только как член узкого семейного коллектива, но как член общества, устанавливая связи с широкими сферами его жизни. В игре происходит формирование ребёнка, прежде всего как члена общества. Чем деятельнее жизнь ребёнка в игре, тем глубже его проникновение в социальную сущьность  деятельности и  отношений взрослых людей.

    Лишить ребёнка возможности играть – это значит лишить его возможности жить в широкой сфере общественных отношений и нанести ущерб процессу формирования его личности.

  Согласно утверждению Н.К Крупской и А.С.Макаренко, игра – это первоначальная школа труда. Конечно, в игре ребёнок не научается быть врачом, капитаном или продавцом, т.е. не приобретает профессиональных умений, присущих ролям, выполняемым им  игре, но в игре лучше и глубже, чем в какой- либо другой деятельности, ребёнок проникает сознанием того что все люди трудятся друг для друга.

   Известно, что в игре одни предметы могут заменять другие. Такое замещение отвлекает от предметно-технической стороны человеческой деятельности и приводит к выделению на первый план её общественного смысла, связанного  с отношениями между людьми (доктор- больной, шофёр-пассажир и т. д.).Если свести до минимума замещение в игре одних предметов другими, вносить много разнообразных настоящих предметов, то действия с ними, зачастую могут заслонять для ребёнка смысл деятельности, которую он по ходу игры воспроизводит. Отношения с другими играющими могут при этом отступать  на второй план. Такая игра выполняет уже не свою прямую воспитательную функцию, а побочную функцию-оперативно-техническую сторону действий (например ,счётная операция в магазине),и используется в дидактических целях. Это относится ко всяким включениям в ролевую игру. Будь то постройки для последующей игры, или изготовление предметов необходимых для задуманной игры. Такие включения являются видами творческой деятельности связанными с ролевой игрой. Строительство, конструирование  может происходить в форме ролевой игры, если при этом дети выполняют взятые на себя роли взрослых в процессе труда.

   Практическое проникновение в общественный смысл человеческой деятельности, осуществляемое в игре, приводит к формированию новых мотивов деятельности самого ребёнка и к усвоению нравственных норм отношений между людьми. В этом – главное воспитательное значение игры, которое не могут заменить никакие другие виды деятельности.

    Не менее существенной стороной выполнения ребёнком роли в игре является подчинение непосредственных импульсов и желаний мотивам более высокого порядка. Такое подчинение – постоянный элемент почти всякой ролевой игры. По ходу игры и исполнения той или иной роли у ребёнка часто возникает желание выйти из игры, и заняться каким – либо заинтересовавшим его предметом, игрушкой, принять участие в привлёкшей его деятельности товарищей или взять на себя в игре другую, более привлекательную роль.

   Отказ от этих мимолётных желаний, с  тем чтобы продолжать взятую на себя роль, - это результат борьбы, заканчивающихся подчинением появившихся желаний. Такое подчинение, продиктованное общественными мотивами, приводит к формированию волевых поступков.

   Для того чтобы эти воспитательные задачи могли решаться в игре наиболее полно, необходимо соответствующим образом направлять руководство ею.

   Во -первых, при ознакомлении детей с окружающей действительностью особое внимание должно быть обращено на человека, его деятельность и его отношения с другими людьми. Это ознакомление должно быть построено так, чтобы детей  эмоционально захватывала и привлекала деятельность взрослых, чтобы у них возникало желание участвовать в ней.

   Во- вторых, руководство игрой и создание игровых условий должны быть направлены на то, чтобы дети возможно более эмоционально входили во взятые на себя роли и чтобы смысл их деятельности по ходу игры выдвигался на первый план и не заслонялся чисто техническими моментами выполняемых действий. Для этого руководя игрой, детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.

   В третьих, важно своевременно помогать играющим в борьбе с мимолётными желаниями, возникающими по ходу игры; содействовать контролю самого ребёнка и его товарищей по игре за исполнением ролей.

   Беря на себя роль, ребёнок подчиняется правилам, требуемым этой ролью, значительно легче  и успешнее, чем этим же правилам, но данным им вне роли. Выполнение правил зависит не только от внутренних побуждений, связанных с взятой на себя ролью. Но и от контроля со стороны коллектива. Лишь постепенно внешний контроль отпадает, и правила начинают выполняться только под влиянием  внутренних побуждений. В игре происходит превращение внешних правил во внутренние правила – обязательства, и в связи с этим  формируется возможность регулировать своё поведение на основе этого правила.

 Играющие дети представляют собой коллектив, осуществляющий единый замысел. Соподчинение членов этого коллектива осуществляется не только в силу взятых на себя ролей, но и в силу отношений между играющими. В игре осуществляются реальные взаимоотношения между детьми как товарищами по игре, а не только взаимоотношения, строящиеся на основе замысла игры и выполняемых ролей. Коллективистические отношения, формирующиеся в процессе игры, переносятся детьми в другие сферы их жизни и деятельности, становятся привычными формами поведения.

   Естественно, что через ролевую игру должны осуществляться задачи воспитания дружного детского коллектива и навыки коллективистического поведения. В руках опытного педагога ролевая игра может являться мощным средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими образовались неправильные формы социального поведения и даже начали формироваться такие формы асоциального поведения, как агрессивность, замкнутость, эгоизм и эгоцентризм, повышенная или наоборот, чрезмерно пониженная самооценка, отсутствие навыков коллективной деятельности.

    Детей, чьё поведение нуждается в исправлении, педагог должен привлекать к таким ролям, которые упражняли бы их в правильном поведении, при этом при исполнении этих ролей дети должны получать удовольствие.

   Ролевая игра только в том случае может оказать положительное влияние на развитие личности ребёнка, если он будет участвовать в самых различных ролях, находясь в разнообразных отношениях с другими детьми. Важно следить, чтобы каждый ребёнок был и в положении приказывающего, и в положении подчиняющегося, в положении опекаемого  и опекающего, заботящегося о других, и того, о ком заботятся другие, контролирующего действия других и подвергающегося контролю, исполняющего и существенную и подсобную роль. Важно ,чтобы руководство педагога не ограничивало самостоятельности и инициативы детей.