Главные вкладки

    Консультация для родителей "Воспитание толерантности"
    консультация (старшая группа) на тему

    Узянбаева Гульбика Ахметовна

    Консультация по формированию у детей толерантности к людям различных национальностей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_tolerantnosti.docx42.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Аленушка"

    Консультация для родителей

    "Воспитание толерантности".

                                                                               Подготовила: Узянбаева  

                                                                             Гульбика  Ахметовна                              

    2017

    «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

                                                                                Э. К. Суслова

    1.1. Меняется современный мир. Реальностью становится наличие детей разных национальностей в дошкольных учреждениях, поэтому педагогу приходится учитывать их национальные интересы, культуру и традиции. Отечественный исследователь Л. Боровиков отмечает, что «при отсутствии должного внимания к решению задач поликультурного воспитания в полиэтнических условиях могут возникать достаточно острые кризисные ситуации типа «этнического эгоцентризма» - тенденции судить о других культурах только по своим национально ориентированным стандартам».

    По мнению профессора Джеймса Бэнкса  (одного из самых цитируемых в мире ученых-педагогов, исследователя проблем поликультурного образования): «Смысл поликультурного образования в том, чтобы обеспечить равные возможности для всех общественных групп вне зависимости от их пола, расы, исповедуемой религии, этнической или социальной принадлежности» [17].  

    Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.

    Поликультурное воспитание — это не только сугубо этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан в тревожном и этнически поляризованном мире [19].  

    Поликультурное воспитание (multicultural education) – это воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному и расовому признаку [19].  

    Нас интересует культура разных народов мира через коллекционирование кукол в национальных костюмах, как средство  по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов мира, воспитание у детей толерантное отношение к людям разных национальностей   через коллекционирование кукол  из разных стран мира.

    «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека» М.Е. Салтыков-Щедрин. Мир кукол необъятно многообразен. Существуют куклы авторские, коллекционные, театральные, сувенирные, антикварные, игровые, народные…  Но есть нечто общее в восприятии куклы во все времена и у всех народов. Кукла – это всегда знак в культуре (в самом широком смысле), это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире, миропорядке, о месте его в этом мире. В кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: здоровье, любовь, общение, труд и т.д.  Сегодня кукла может быть универсальным  «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям. Востребованность куклы может быть весьма разнообразной:

    - психологи разработали целое направление, названное  «куклотерапией», в основе которой лежит проективный метод: человек-кукла-человек.

    - в медицине стал весьма распространён «энтнотерапия», в которой народная кукла занимает почётное место.

    - фольклористы включают знания о кукле в сценарии праздников, развлечений.

    - педагоги используют куклу в целях воспитания детей и формирования мировоззрения, ведь через  игру с  куклой ребёнок учится выражать свои чувства, приобретает опыт общения и разрешения конфликтов.

    Наше желание использовать куклу в качестве средства педагогического воздействия является далеко не праздным интересом и вовсе не случайно.

    Современный ребёнок – это ребёнок, у которого наряду с чувством патриотизма формируется глобальное мышление. Сегодня дети  и взрослые путешествуют по всему свету. Меняются горизонты путешествий – привычные поездки к Черноморскому побережью сменились отдыхом на Красном, Средиземном морях, стран ближнего и дальнего зарубежья.  Для всех детей группы ровесник, побывавший в отпуске, становится носителем новых необычных знаний. Вернувшись из поездок, дети приносят в детский сад фотографии, домашние видеофильмы, сувениры, связанные с путешествиями в другие страны. Чаще всего такими сувенирами и были национальные куклы. Интерес детей и взрослых к этим сувенирам подтолкнул коллектив нашего  детского сада № 18 «Полянка» под руководством Суворовой Е.А. к увлекательному занятию – сбору коллекции кукол из разных стран и республик в национальных костюмах. Получился своеобразный, многонациональный «Дружный хоровод», который пользуется популярностью в детском саду. В нашем понимании  термин «хоровод» символизирует взаимодействие, общность единения, определённую замкнутость, которая имеет способность к расширению при конструктивном партнёрстве.

    Каждая кукла нашей коллекции содержит в себе дидактическую изюминку и при этом удивляет и забавляет детей, открывает новые горизонты познаний и  игровых действий. Так с куклой Молли можно отправиться к берегам Великобритании, а с негритянской куклой  в знойную Африку на сафари…  

    Начав своё существование в нашем детском саду «Дружный хоровод» пополняется новыми куклами из разных стран и рукотворными куклами, изготовленными  взрослыми в сотворчестве с детьми. Такое необычное пособие мы используем во всех видах деятельности: на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности детей. Оно стало неисчерпаемым ресурсом для

            ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира

     

           – как частью поликультурного воспитания.

           

    В исследовании Г.М. Коджаспировой поликультурное воспитание определяется как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств» и оно решает следующие задачи :

    1. адаптация человека к ценностям многонациональных культур.
    2. формирование понимания равноценности культур разных народов и

              наций.

    1. обучение взаимодействию между людьми и разными традициями.
    2. ориентация на диалог культур.

    А. Н. Джуринский выделяет педагогические принципы, на которых базируется поликультурное воспитание:

    1. воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных

              качеств.

    1. воспитание для сосуществования социальных групп различных рас,

               религий, этносов.

             3.    воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

    В настоящее время зародилась сравнительно молодая отрасль научного знания – поликультурная педагогика. Эта новая педагогическая отрасль привлекает внимания не только специалистов, но и широкие слои общественности, так как является педагогической реакцией острые проблемы глобализация в современном мире (межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия) [19].  

    Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинств и прав каждого человека.

    Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства.

    Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов.  

    Основываясь на принципах природосообразности, последовательности и культуросообразности можно представить процесс интеграции личности в культуру следующими этапами:

    1. изучение культуры своего народа.
    2. интериоризация (усвоение) культуры своего народа.
    3. сравнение культуры с культурой других народов.
    4. интеграция в мировую и национальную культуру.

    Компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества должны стать:

    1. знание основных понятий поликультурного образования и воспитания.
    2. умение вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы.
    3. умение организовать педагогический процесс как диалог разных культур [4].  

    Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

    1. Материальная культура:
    • Основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
    • Одежда (национальный костюм), украшения;
    • Национальные кушанья;
    • Транспортные средства;
    • Орудия труда;
    • Труд с учетом специфики.
    1. Духовная культура:
    • Народные обычаи, обряды, праздники;
    • Язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
    • Искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература);
    1. Нормативная культура:
    • Общечеловеческие нравственные качества;
    • Правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

    В основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры. Лишь человек,  глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

    В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

    • Национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно – историческое достижение;
    • Ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
    • Сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально – положительного отношения к национальному многообразию планеты.

    Таким образом, можно утверждать, что поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.

    Задачи нашей работы конкретизированы следующим образом:

    1. Сделать обзор о разных странах мира.
    2. Представить результаты практической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов мира.
    3. Предоставить методические материалы, сопровождающие ознакомление детей с культурой разных народов.

     

    1.2. Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Каждому человеку необходимо идентифицировать себя в многообразном этнокультурном пространстве, для чего требуется осознать, откуда он сам. Отношение к своему «я» играет важную роль в формировании целостной личности. Знание своего этнического «я» необходимо не только из праздного любопытства, но и для успешной интеграции личности в полиэтническую, поликультурную среду [20].    

    Во всех основных современных общеобразовательных программах представлены задачи и содержание работы в данном направлении.

    Общие подходы к проектированию работы в современном ДОУ по воспитанию этнотолерантности у дошкольников базируются на следующих принципах:

    • интегративность, то есть интеграция образования средствами поликультурной среды, освоение детьми, как самобытности различных культур, так и их внутреннего существенного сходства;
    • вариативность, то есть учет особенностей интересов, уровня компетентности всех участников образовательного процесса;
    • практикоориентированность, как направленности на освоение ребенком разных видов деятельности и элементарных способов межкультурного взаимодействия [2].

    Ведущие средства поликультурного образования предоставляются разными видами культуры и искусства. Наиболее доступными из них для дошкольников являются: народная игровая культура, устное народное творчество разных видов, декоративно – прикладное искусство, поликультурное пространство музея, коллекционирование и других культурных учреждений.  

    Результаты образования детей в поликультурной среде могут быть сформулированы в следующих накоплениях:

    • Освоение основ патриотических и гражданских чувств.
    • Развитие этнической идентичности ребенка.
    • Становление этнотолерантных и общих толерантных установок у дошкольников.
    • Накопление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей.
    • Накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства.

    Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

    1. информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.);
    2. эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
    3. поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) [2].  

    Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э. К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие средства:

    • общение с представителями разных национальностей;
    • устное народное творчество;
    • художественную литературу;
    • игру, народную игрушку и национальную живопись;
    • декоративно – прикладное искусство, живопись;
    • музыку;
    • этнические мини- музеи, коллекции.

    Результаты обучения должны найти свое отражение, прежде всего, в поведении детей, в частности, в личном соблюдении ими основных принципов культуры межнационального общения.

    1. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.
    2. Такт в общении с людьми другой национальности. Тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить или унизить человека другой национальности, осмеивать традиции, обычаи его народа. Но результаты многих исследований говорят о том, что и этот принцип далеко не всегда реализуется даже в поведении детей дошкольного возраста.
    3. Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть признано естественным и единственно нормальным.
    4. Вступая в обсуждение национально – этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по данному вопросу.
    5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению [2].  

    Не надо запоминать сотни других правил, следует помнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

    Содержание и понятие «этика межнационального общения», которую необходимо формировать у детей включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости. Проявление заинтересованного отношении к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально – положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

    Один из важнейших аспектов культуры межнационального общения – языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, - это важнейший элемент культуры межнационального общения. В основе приведенных выше принципов культуры межнационального общения лежит понятие «принятие» [2].  

    Культура народов мира является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности  видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

    Поэтому одним  из приоритетных направлений нашей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

    Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности к его социализации.

    Нас привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи разных народов, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, коллекционирование и изготовление кукол в национальных костюмах, мы старались всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания. Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, толерантного богатства личности, а также  просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

    Дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление, поэтому при ознакомлении дошкольников с культурой народов мира мы считаем, что необходимо использовать художественную литературу, иллюстрации, коллекцию кукол в разных национальных костюмах, видеоматериал, макеты, а лучше создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в ту атмосферу, о которой будет рассказано.

    Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре разных народов через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами разных народов. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям разных национальностей и рас. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

          2. 3. Задачи и условия реализации практической работы

    Задачами, обеспечивающими реализацию практической работы, являются:

    • привитие интереса к культуре, традициям и обычаям разных народов;
    • воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей и рас;
    • знакомство детей с представителями разных национальностей и рас;
    • ознакомление детей с костюмами разных народов через коллекцию кукол из разных стран мира;
    • обогащение словарного запаса детей.

    Для успешной реализации поставленных задач нами выделены следующие условия:

    • творческий подход к отбору содержания образования, а также к организации занятий, бесед, игр с детьми;
    • инновационный подход к использованию разнообразных методов и приемов;
    • оформление коллекции кукол народов мира;
    • создание в дошкольном учреждении  информационного блока по ознакомлению детей с культурой народов мира;
    • включение дидактических, подвижных, музыкальных и театрализованных игр определенной тематики и содержания, отражающих быт и культуру разных народов;
    • создание и оформление информационной среды для родителей;
    • организация праздников и развлечений в дошкольном учреждении;

    Мы рассматриваем ознакомление детей с культурой разных народов как органическую часть всей воспитательно – образовательной работы с детьми. Для этого используются разнообразные средства, позволяющие включить ребенка в разные виды деятельности.

    Представляем направления развития ребенка, которые могут осуществляться через использование разнообразных форм разного национального творчества.

              Реализация данных направлений работы осуществляется через включение детей в следующие формы работ. Мы считаем, что данные формы работы объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

    Младший дошкольный возраст

    Знать:

    народные песни, потешки, сказки;

    узнавать народные мелодии;

    название своего родного города;

    название нашей страны, республики и ее столицы.

    Уметь:

    играть в народные игры;

    дружить со всеми детьми, независимо от национальности.

    Старший дошкольный возраст

    Знать и понимать:

    что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и назвать некоторые из них;

    что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете;

    что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга;

    что такое страна, сходства и различия разных стран;

    песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких-то других стран;

    знать некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру.

    Дети называют людей разной национальности, которые живут в России. Они четко определяют свою национальную принадлежность. Дети имеют представления о других народах: японцы, индусы, китайцы, африканцы, американцы, белорусы, украинцы, казахи, долгане, ненцы.   Определяют по внешнему облику людей разных этносов и национальностей. Но у некоторых детей прослеживается отсутствие знаний о национальном составе жителей России; национальностях своих родственников; национальном составе друзей.

    Отношение дошкольников к другим народам проявлялось в интересе, позитивности, внимании, чуткости к детям и взрослым, толерантном отношении к людям других национальностей и культур. Позитивное отношение к людям разных рас и национальностей воспитывалось в процессе усвоения знаний о местожительстве народа (стране, области, столицах), о труде, быте, сказках, играх, песенках, праздниках, традициях, обычаях, о высоких нравственных качествах того или иного народа.

    Это выражается в желании больше знать о разных людях: узнать игры разных народов; узнать о профессии родителей; об обычаях и традициях разных народов; национальной еде; какие праздники отмечают и любят; национальные танцы и песни; виды спорта; промысел.

    Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных этносов и национальностей. Но по результатам диагностики имеет место и проявление иного отношения: смех, недоумение при рассказе и показе информации, отказ от «общения» с людьми других национальностей и этносов. Причинами этого является детская непосредственность, весьма ограниченный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и этносов и культуры общения с ними.

             Таким образом, положительные  результаты  проведенной работы позволяют в дальнейшем воспитывать в детях поликультурную и этнотолерантную личность. В нашем дошкольном учреждении необходимо продолжить дальнейшую работу с дошкольниками по поликультурному воспитанию. Необходимо продолжать знакомить детей с культурой разных народов, учитывая внимание и заинтересованность детей. Важно расширить, уточнить, углубить знания и представления детей. В частности, более подробно познакомить детей подготовительной группы со следующими станами: Узбекистаном, Италией, Францией, Китаем, Америкой, Грузией, Бразилией, Великобританией, Индией. Мы будем придерживаться перспективного плана, используя разные формы работы с детьми, родителями, педагогами. Для обследования детей в конце учебного года мы будем использовать диагностику Е. Н. Николаевой, М. Л. Поведенок, которая позволяет выявить имеющийся у детей уровень знаний и отношений к людям других национальностей, а главное, увидеть новые горизонты работы, позволяющие учитывать индивидуальные возможности именно наших воспитанников.  

    Заключение

    Приобщение детей к культуре народов мира является основой формирования у них толерантных отношений к людям разных национальностей и рас, а так же основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа.

    Поликультурное воспитание – основной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.

    Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства.

    Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Отсюда, чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно – содержательным будет и культура мира детства.

    В ходе практической работы было установлено, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов позволяет воспитывать в детях поликультурную и толерантную личность. Культура народов мира является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

    Мы использовали такие формы работы как занятия, игры, экскурсии, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, трудовую и самостоятельную деятельность.

    Опытным путем мы доказали, что ознакомление детей с культурой разных народов можно органически включить во всю воспитательно – образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста:

    • игровая деятельность (дидактические и настольные игры);
    • речевое развитие (художественная литература, пословицы, поговорки, составление рассказов);
    • изобразительная деятельность (художественные промыслы, рукоделие, национальные костюмы);
    • музейная педагогика (коллекционирование кукол и предметов из разных стран мира);
    • музыкальное воспитание (слушание, песни, заклички, попевки, праздники и развлечения);
    • физическое развитие (игры разных народов, физкультурные праздники и развлечения);
    • социальный мир (история своей страны, города, традиции);
    • театрализованная деятельность (инсценирование сказок); 
    • продуктивная деятельность (изготовление украшений, атрибутов к играм праздникам).

    Эта работа дает возможность нам и нашим воспитанникам осмыслить и изучить информацию о культуре разных народов.

     

    Библиографический список

    1. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур//Педагогика.-2000.№2.
    2. Гуров В. Н., Вульфов Б. З., Галяпина В. Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. – М., 2004. – 240с.
    3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999. – 200с.
    4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. - М., 1999.
    5. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип// Педагогика. – 2000. - №10.
    6. Детям о разных народах. Журнал. Дошкольное воспитание. №11, 1967г., стр. 70 – 72.  
    7. Интернациональное воспитание дошкольников. Журнал. Дошкольное воспитание. №8, 1972г., стр. 38 – 44.
    8. Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №5, 1977г., стр. 21 – 24.  
    9. Интернациональное воспитание дошкольников. Журнал. Дошкольное воспитание. №2, 1981г., стр. 20 – 22.
    10.  Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №7, 1969г., стр. 22 – 23.
    11. Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №4, 1963г., стр. 18 – 19.  
    12. Интернациональное воспитание. Журнал. Дошкольное воспитание. №10, 1978г., стр. 16 – 22.
    13. Иванова Н, Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. - №1.
    14. Коджаспирова Г. М., Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
    15. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М.: «Амрита – Русь», 2009. – 288с. – (Серия «Образование и творчество»).
    16. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. - №4.
    17. Менская Т. Б. Поликультурное образование: Программы и методы. В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., М., 1993.
    18. Панкеев И. А. Русские народные игры – М.: Яуза, 1998. – 240с.
    19. Педагогический энциклопедический словарь (гл. ред. Б. М. Бим – Бад. М.: Больш. Российская  энциклопедия, 2002.
    20.  Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научное издание, пособие: В. 3 ч. 2. : педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. – 2 – изд., стереотип – СБб.: Изд. – во РГПУ им. А. И. Герцена, 209. – 383с.
    21. Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции (Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96с.: ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»).
    22. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Magister.  – 2000. - №3.
    23. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе// Педагогика. – 1999. - №2.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Толерантность"

    О формах создания толерантной среды в обществе и в сфере образования....

    Консультация для родителей Толерантность в разрешении кофликтов

                Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим ...

    Консультация для родителей "Толерантность - путь к разрешению конфликтов"

    В материале консультации рассказывается о значении термина "Толерантность", дана сравнительнительная характеристика толерантного и интолерантного человека....

    Консультация для родителей "Толерантность"

    Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уник...

    Консультация "Воспитание основ толерантности у дошкольников"

    В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человече...

    Консультация для родителей «Толерантность и правовая культура дошкольников»

    Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе м...

    Консультация для родителей "Толерантность в общении с детьми"

    формирование у взрослых представлений о толерантности в семье...