Главные вкладки

    Материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
    Планирование нравственных уроков.

    Шаповалова Валентина Петровна

    Представлен авторский материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл planirovanie_nravstvennyh_urokov.docx49.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно- оздоровительного  развития воспитанников  №24 «Искорки»

    Планирование   нравственных уроков  

     

    Подготовила

    воспитатель высшей категории  МДОУ д\с № 24

    Шаповалова Валентина Петровна

                                        Г. Зеленогорск  

         

                    ПЛАН НРАВСТВЕННЫХ УРОКОВ

                                (младшая группа)

    сентябрь

    Ситуация «Миша упал»,

    Пальчиковый театр «Волчок-Серый бочок» (см. «Материал для «уроков»)

    Чтение с беседой «Медвежонок-невежа» А.Л.Барто

    Игровая ситуация «Учим Медвежонка быть вежливым».

    октябрь

    Беседа «Кусочек мыла. Для чего он нужен?»,

     Беседа с  рассматриванием иллюстраций к сказке «Мойдодыр»,

    Д/игра «Катя проснулась»,

    Д/игра «Не хочу быть похожим» (пословица- Видно неряху по грязной  рубахе)                                                                                                                                  

    ноябрь

    Д/игра «Мы- маленькие повара»,

    Д/игра «Научим Чебурашку сервировать стол»,

    Игровая ситуация «Пришли гости»,

    Д/игра «В гостях у Медвежонка».

    декабрь

    Чтение « Про бегемота, который боялся прививок»  В. Сутеев

    Д/игра «Катя заболела»,

    Чаепитие «Наши гости-дети старшей группы»,

    Чтение «Кубик на кубик»Я.Тайц «Хрестоматия для маленьких» Л.Н.Елисеева стр. 184)

    январь

    П/игра «Светофор»,

    С/ролевая игра «Едем в гости на машине»,

    Д/игра «Кому, что нужно для работы»,

    С/ролевая игра «Едем в автобусе».

    февраль

    Чтение Дриз «Мы - мужчины»(« Хрестоматия для дошкольников» стр.611)

    Д/игра «Выбираем  работу»,

    Развлечение «Бравые солдаты»,

    Д/игра «Катаемся на пароходе».

    март

    Беседа «Папа, мама, я - вот и вся моя семья»,

    Д/игра «»Милой  маме помогаем»,

    Чтение  «Как Маша стала большой» (Е.Пермяк «Хрестоматия

    для старшего дошкольного возраста» Рез.З.Я.)

    Д/игра «Вот какие мы большие - всё умеем сами»

    апрель

    Д/игра «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт»,

    Чтение «Белочка-  умелочка» Л.Куликов.

    Игровая ситуация «Спасём птенца»,

    Д/игра «Наши друзья – птицы».

    май

     Д/игра «Нельзя – можно»,

    Игровая ситуация «Учим Машу быть послушной»,

    Д/игра «Хочу- не хочу, буду- не буду»,

    Итоговая беседа  «Наши правила» (о правилах поведения),

    Используемая литература:

    1. Артёмова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» - Москва «Просвещение», 1992.
    2. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких».- Москва «Просвещение», 1987 .
    3. Ильчук Н.П.  «Хрестоматия для дошкольников»- Москва  «Издательство   АСТ», 1999.
    4. Ильчук Н.П.  «Хрестоматия для дошкольников»-  Назрань ООО «Фирма «Издательство АСТ»  1998.
    5. Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике»- Москва «Просвещение»,1991.
    6. Рез З.Я. «Хрестоматия для  детей старшего дошкольного возраста» - Москва «Просвещение», 1990.
    7.  Шорыгина Т.А.  «Зелёные сказки» Москва «Прометей» ,2002.

     План нравственных уроков

                                  (средняя группа)

    сентябрь

    Драматизация произведения «Капризка» (см. «Материал для «уроков»)

    Настольный театр «В гостях в лесной школе»

    Игровая ситуация «У нас в гостях Медвежонок»

    Чтение с беседой «Вовка - добрая душа» А.Л.Барто.

    октябрь

    Д/игра «Учим Хрюшку  умываться»,

    Беседа об опрятности с чтением «Чучело» (Т.А.Шорыгина «Вежливые сказки» стр. 26)

    Д/игра «Не хочу быть  неряхой»

    С/ролевая игра «Урок вежливости в школе игрушек»

    ноябрь

    Чтение «Откуда взялась крапива» (программа «Радуга» для средней группы стр.66)

    Чтение «Крошечка - нехорошечка» (см. «Материал для «уроков»)

    Ситуация «Драться или не драться»

    Д/игра «Добрые слова»

    декабрь

    Беседа «Нехорошие слова»

    Беседа «Вредные привычки»

    Развлечение «Путешествие в страну Добрых слов»

    Праздник «Мои любимые игрушки»

    январь

    Беседа «Хорошее настроение»

    Д/игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

    Д/игра «Ждём гостей»

    Чаепитие  с друзьями

    февраль

    Беседа «Добро и зло»

    Беседа «Хорошо ли быть злым»

    Беседа «Что значит быть добрым»

    Игра –тренинг «Учимся справляться с гневом»

    март

    Беседа «Дошколята - вежливые ребята»

    Рассказы детей «Я и моя семья»

    Практическая работа «Портрет моей семьи»

    Беседа – рассуждение «Минутка почемучек»(зачем мне нужна мама, зачем я ей и т.д.)

    апрель

    Праздник Берёзки

    Беседа о космонавтах «Мы гордимся ими»

    Беседа «Я хочу путешествовать»

    Д/игра «Путешествие в страну вещей»

    май

    Игра-экспериментирование «Мир удивительных открытий»

    Урок доброты «Осторожно: они живые»

    Беседа «Животные- наши соседи»

    Беседа «Красная книга. Что это такое?»

                 Используемая литература: 

    1. Альбьева  Е.А. «Психогимнастика в начальной школе» - Москва Творческий центр «Сфера», 2003.
    2. Доронова Т.Н.  Программа «Радуга» для средней группы – Москва «Просвещение», 2006.
    3. Дмитриева В.Г.  «Главные правила поведения» -Санкт – Петербург ООО «Издательство «Сова», 2009.
    4. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» - Москва «Просвещение»,1982.
    5. Семенака С.И.   «Уроки добра» - Москва «Аркти»,2002.
    6. Шорыгина  Т.А. «Вежливые сказки» - Москва «Прометей» ,2001.
    7. Шорыгина  Т.А «.Зелёные сказки» -Москва «Прометей» ,2002.
    8. Шорыгина Т.А.  «Родные сказки» - Москва «Книголюб» ,2007.

     

    План нравственных уроков

                                   (старшая группа)

    сентябрь

    Игра-тренинг «Учимся правилам общения»

    Инсценировка сказки «Петушок и птичка»  (см. «Материал для «уроков»)

    Чтение  «Как лисичка бычка обидела»(Л.Б.Фесюкова «Воспитываем сказкой» стр. 328)

    Беседа по содержанию рус. нар. сказки «Заяц- хваста».

    октябрь

    Беседа «Культурный человек»

    Беседа «Мои достоинства и недостатки»

    Беседа «Каким я хочу быть»

    Игра-тест «Вежливый ли Вы человек»

    ноябрь

    Беседа «Дом, в котором я живу»

    Беседа « Легко ли быть опрятным»

    Беседа «Добрые и злые поступки»

    Беседа  «Недобрые шутки».

    декабрь

    Беседа «Вежливые слова»

    Д/игра «Гостям мы рады» (правила)

    Д/игра «Ура! Гости !)

    Д/игра «У Чебурашки  День рождения» (учимся выбирать подарки)

    январь

    Беседа «Мы едем, едем, едем»

    Беседа «Уходя из дома, дети, выключайте всё на свете»

    Беседа «Сострадание и взаимопомощь»

    Д/игра «Вежливое путешествие»

    февраль

    Беседа «Рыцарский этикет»

    Беседа «Береги честь смолоду»

    Чтение «Как попугай Таню вежливости  научил»(Т.А.Шорыгина «Вежливые сказки» стр.21)

    Игровое соревнование «Кто такой культурный человек»

    март

    Беседа «Наша дружная семья»

    Беседа «Мамины уроки»

    Беседа «Настроение семьи»

    Чтение с беседой «Маленький, да удаленький»(С.О.Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками…» стр.21)

    апрель

    Чтение с беседой «Три товарища» Осеева  В.А. (Родная речь для 1класса стр.169)

    Чтение с беседой «Жадина» Я.Л.Аким ((Родная речь для 1класса стр. 244)

    Беседа «Без друзей нам жить нельзя»

    Беседа «Ссора», заучивание  «Мирная считалка» (см. «Материал для «уроков»)

    май

    Д/игра «Прогулка в лес»

    Беседа «Животные - наши друзья»

    Чтение «Мамины уроки» (о повадках животных) »(Т.А.Шорыгина «Вежливые сказки» стр .57)

    Урок доброты «Мы – друзья природы» (правила поведения в лесу, сочинялки о природе)

    Используемая литература:

    1. Авдеева Н.Н. «Безопасность»- Санкт – Петербург Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2002.
    2. Альбьева Е.А.   «Психогимнастика в начальной школе» -Москва Творческий центр «Сфера», 2003.
    3. Боровкова Е.Б. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» - Москва  ООО «ТЦ Сфера», 2003.
    4. Волчкова В.Н. «Конспекты занятий  в старшей группе детского сада. Экология» - Воронеж Издательство ТЦ «Учитель», 2006.
    5. Миняева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» -Москва «Аркти», 1999.
    6. Николаева С.О.  «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»- Москва «ВЛАДОС»,2003.
    7. Семенака С.И.   «Уроки добра»- Москва «Аркти»,2002.
    8. Ткаченко Т.А. «Формирование навыков общения и этических представлений у детей» - Москва «КНИГОЛЮБ", 2005.
    9. Фесюкова  Л.Б.  «Воспитываем сказкой»- Москва «Фолио», 2000.
    10. Шорыгина Т.А.  «Вежливые сказки»- Москва «Прометей» ,2001.
    11. Шишкина В.А.  «Прогулки в природу» - Москва «Просвещение», 2002.

    План нравственных уроков

                              (подготовительная группа)

       сентябрь

    Беседа «Почему бывает грустно»

    Беседа «Стыд и страх»

    Беседа «Радость и грусть»

    Праздник «Вечер любимой игрушки»

       октябрь

    Чтение «Злой мальчик» (см. « Материал для «уроков»)

    Чтение  « Стыдно перед соловушкой» В.А.Сухомлинский («развитие связной речи «Осень» серия «Практическая логопедия»  В.В. Коваленко )

    Беседа «Что делать, если не хочется что-то сделать, а надо»

    Беседа «Этические и неэтические поступки»

        ноябрь

    Беседа «Как правильно прощаться»

    Беседа «Правила этикета» с чтением «Мальчик - пополам.» Л.Яхнин. (см. «Материал для «уроков»)

    Чтение «Волшебное слово» Осеева В.А.

    Игра-развлечение «В мире вежливых слов»

        декабрь

    Беседа «Умеешь ли ты дружить»

    Беседа «Если друг попал в беду»

    Д/игра «Я выбираю добро»

    Игра-тренинг «Ласковое имя»

         январь

    Д/игра «Знакомимся с правилами будущих первоклассников»

    Д/игра «Школьники-дошкольники»

    Д/игра «Мы идём в гости»

    Д/игра «День рождения» (правила поведения в непредвиденных ситуациях)

         февраль

    Беседа «Что значит быть солдатом»

    Беседа «Кого можно назвать героем»

    Чтение произведений об Армии

    Игры – соревнования «Мы - будущие защитники  Отечества»

         март

    Беседа  «Самая хорошая»

    Беседа «Мама – заботливый друг»

    Рассказы детей «Моя любимая бабушка»

    Беседа «Услышать сердце человека»

         апрель

     Д/игра «Красный, жёлтый, зелёный»

    Д/игра «Все работы хороши»

    Беседа «Кем я буду, когда вырасту»

    Беседа «Работать - значит делать полезное для других»

          май

    Беседа «Что значит любить природу»

    Д/игра «Правильно ли мы ведём себя в лесу»

    Чтение «Кто любит животных»  В.Росин

    Урок добра «Что ты чувствуешь, когда ступаешь по Земле»

    Используемая литература:

    1. Бычкова С.С.   «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников» -Москва «Аркти»,2003.
    2. Дмитриева В.Г.   «Главные правила поведения» -Санкт – Петербург ООО «Издательство «Сова», 2009.
    3. Коноваленко В.В.   «Развитие связной речи «Осень» серия «Практическая логопедия»-  Москва «Издательство Гном и Д», 2000.
    4. Миняева В.М. «Развитие эмоций дошкольников»- Москва «Аркти», 1999.
    5. Морозова И.А.   «Ознакомление с окружающим миром» -Москва Издательство «Мозаика-Синтез»,2007.
    6. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»- Москва «ВЛАДОС»,2003.
    7. Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» -Москва  «АЙРИС- пресс», 2007.
    8. Рыжова Н.А. «Не просто сказки» - Москва ООО»ЛИНКА –ПРЕСС»,2002.
    9. Семенака С.И.  «Уроки добра»- Москва «Аркти»,2002.
    10. Саулина Т.Ф.  «Три сигнала светофора» -Москва «Просвещение», 1989.
    11. Ткаченко Т.А. «Формирование навыков общения и этических представлений у детей» - Москва «КНИГОЛЮБ", 2005.
    12. Шорыгина Т.А. «Родные сказки» Москва «Книголюб» ,2007.
    13. Шорыгина Т.А. «Общительные сказки» Москва «Книголюб» ,2006.
    14. Шорыгина Т.А.  «Зелёные сказки» Москва «Прометей» ,2002.

    Материал для  «уроков».  Материал подобран из старых журналов, составлен  мной.  Если в плане указан только автор- материал взят из детской книги с таким же названием.

    Волшебная щёточка.

    Жили-были Миша и Маша. Сегодня Миша грустный, у него зуб болит. «А у меня никогда не болят зубы, у меня есть волшебная палочка, и поэтому мои зубы белые и крепкие, и никогда не болят,» сказала Маша. «Покажи!»- попросил Миша. И Маша ему показала зубную щётку.  «Да это просто зубная щётка! У меня точь-в-точь такая есть. Только я с ней не вожусь. Что тут интересного!»  - засмеялся Миша.   «А тебе потому неинтересно, что ты, наверно, не умеешь чистить зубы. Хочешь научу?  Твоя мама, когда пол моет, начинает откуда – с середины или с угла?»- спросила она.  «Ну, с угла, ну и что?» - проворчал Миша. «А то, что с угла удобнее. И ты тоже начинай с угла, с боковых зубов. Сначала изнутри их почисть, а потом снаружи. Вверх-вниз, вверх-вниз щёточкой…. Это ты стеночки зубов почистил. А надо ещё верхушки. По ним щёткой води кругами или петельками, вот так». И Маша нарисовала смешную закорючку.  «А теперь смотри, как чистить передние зубы: между ними вечно застревает то кожура от яблока, то волоконце мяса, то крупица каши. Чтобы всё это выгрести, щёточку води вниз-вверх.  «Зачем?»,- спросил Миша. «Сейчас увидишь», -сказала Маша. Она взяла расчёску, продела между её зубчиками кусочки ваты и стала водить по ней щёткой слева направо. Вата клонилась вслед за  щёточкой то влево, то вправо, но оставалась между зубчиками. Тогда Маша повела щёточку вверх-вниз,  вверх-вниз - и от ваты следа не осталось. «А чтобы ещё и изнутри всё выгрести, поверни щёточку стоймя. По верхним зубам веди снизу вверх, по нижним -  сверху - вниз. А когда почистишь зубы, не забудь щёточку помыть, а потом намыль и поставь её в стаканчик, вот так: пусть стоит прямо, как санитар на посту, и ждёт, когда ты её позовёшь прогонять изо рта всяких микробов, от которых зубы портятся и болят»,- сказала Маша. С тех пор Миша чистит зубы каждое утро после завтрака и каждый вечер после ужина. А ты?

    Как Маша и Миша учились мыть руки.

    Вы, ребята, уже познакомились с Машей и Мишей. А теперь послушайте, как они учились мыть руки. Привела их мама первый раз в детский сад.

    - Вы умеете умываться?- спросили их.

    -Конечно, умеем!- закричали Маша и Миша, побежали к умывальникам и стали крутить краны.

    -Не спешите,- сказала воспитательница. -Посмотрите-ка на других ребят…

    Маша и Миша оглянулись направо, налево и увидели, что все мальчики и девочки расстёгивают пуговицы на манжетах и аккуратно заворачивают рукава выше локтей.

    Они сделали то же самое. Миша, правда, немного повозился с пуговицами и , чтобы не отстать, быстро схватился за мыло.

    -Мальчик, - сказала ему девочка, стоявшая рядом.-  Ты разве не знаешь, что в сухие руки мыло не берут? Надо намочить их сначала. А струйку ты делай не очень тоненькую, а то воды будет мало, и не очень толстую, а то забрызгаешься. Понял?

    Миша кивнул головой, а Маша засмеялась и сказала:

    - Дома он вечно открывает кран до конца и обливается…

    Когда пены получилось много, Маша и Миша положили мыло в мыльницы и сунули руки под кран.

    -А помыть забыли!- засмеялась та же девочка.

    - Ничего, - сказала воспитательница. – Сейчас мы их научим. И показала, как моют намыленные руки. –Надо, чтобы они перекатывались друг по дружке, как санки по снежной горке: то правая съезжает с левой, то левая с правой. А потом надо сложить ладошку с ладошкой и потереть. А уж после этого ополоснуть, отряхнуть  и  вытирать.

    С полотенцами у наших друзей тоже сначала вышла маленькая неприятность: они хотели, было схватить, какое под руку попало, но им объяснили, что полотенце у каждого должно быть своё. А чтобы не путать, на них нашиты меточки.  Маше досталась  красная метка –вишенка, а Мише – зелёная – огурец. Они полюбовались на метки, покомкали в руках свои полотенца и стали вешать их на крючки. Полотенца сделались мятыми, некрасивыми, а руки остались мокрыми. Маша собралась было обтереть их о  платье, но вовремя вспомнила, что этого делать совсем уж нельзя.

    А как другие ребята вытирали руки? Оказывается, вот так: брали расправленное полотенце в одну руку и вытирали другую, каждый пальчик отдельно. По всем десяти пальчикам прошлось полотенце! А ты умеешь мыть руки, как ребята в детском саду? Обязательно научись!

     О мыльной пене и расчёске.

     Вы, ребята, вместе с Машей и Мишей  научились мыть руки и теперь можете умываться сами. Конечно, вы догадались, что лицо моют чистыми руками. Но надо помнить ещё кое о чём. Вот послушайте, что было с Машей и Мишей.

    Миша, набрав воды в ладошки, забыл наклониться над умывальником и облил свою майку, а Маша просто провела мокрыми руками по щекам и уже хотела вытираться.

    - Так не годится,- сказала воспитательница. –Посмотри, как другие ребята делают!

    Маша посмотрела и увидела, что девочка, стоящая рядом, моет лицо и шею мылом, намыленными пальчиками уши и за ушами.

    -Я боюсь мыла, оно глаза щиплет,- захныкала Маша.

    -А ты зажмурься,- шепнула девочка.

    Маша послушалась.  И правда, мыльная пена совсем не щипалась, она была такая мягкая, ласковая, что хотелось с ней поиграть.

    Но воспитательница предупредила: если долго тереть лицо мылом, кожа станет шелушиться. Пора смывать пену! И не снизу вверх, а сверху вниз, со лба к подбородку. Так, чтобы нигде её не оставалось, и особенно в ушах. Маша так и сделала; лицо  было совсем чистое, а она всё ещё боялась открыть глаза.

    -Посмотри на меня!- сказал ей Миша. Он сложил ладони лодочкой, набрал полную лодочку воды и опустил в неё лицо.

    -Это я учусь нырять!- похвалился Миша. –Ведь пловцы всегда ныряют с открытыми глазами. Иначе как бы они увидели, что делается на дне?

    Маша, расхрабрившись, тоже промыла прохладной водой глаза. И сразу почувствовала, как это приятно!

    Пока Маша и Миша разговаривали, другие ребята повесили полотенца на место и стали причёсываться. У Маши не было расчёски, и она попросила ту самую девочку: «Дай мне  свою на  минутку!»  Но  девочка сжала губы и покачала головой.

    Маша подумала: «Вот жадина!» Но воспитательница сказала: «Расчёску никогда ни у кого не проси! Чужими расчёсками причёсываться нельзя, ведь на волосах могут быть микробы.»

    Воспитательница подарила Маше совсем новенькую расчёску. Девочка не забыла сказать «спасибо». И посмотреться в зеркало тоже не забыла. А Миша сразу убежал к ребятам.

    -Эй, ты, человек рассеянный с улицы Бассейной!- крикнул ему один мальчик.

    -Какой ты смешной!- сказал другой.

    Миша не понял, в чём дело, обиделся и чуть не заплакал. А воспитательница подошла к нему и спросила:

    -Как тебе кажется, для чего люди придумали зеркало? Наверно, для того, чтобы посмотреться и проверить, всё ли у тебя в порядке. Ну-ка посмотрись…

    Миша подошёл к зеркалу и увидел, что волосы у него стоят торчком, а верхняя пуговица рубашки застёгнута на нижнюю петлю. Он быстро всё поправил, и настроение у него тоже исправилось.

    А вы, ребята, умывшись и причесавшись, не забываете посмотреться в зеркало?

    Твой носовой платок.

    Однажды утром, когда Маша и Миша пришли в детский сад, воспитательница попросила: «Ну-ка, ребятки, покажите свои носовые платки.»

    Все быстро вынули из карманов сложенные вчетверо белые, розовые, клетчатые платочки. А Миша долго копался в своём кармане, потом даже вывернул его, и на пол посыпались камешки, бумажки от конфет, колёсики от игрушечной машины, и, наконец, последним выпал скомканный шариком носовой платок. Выпал, покатился и закатился за шкаф.

    -Смотрите,- сказала одна девочка,- платочек обиделся на Мишу и убежал.

    -Да,- улыбнулась воспитательница,- Мишиному платочку плохо живётся в кармане рядом со всяким мусором. И тебе, Миша, от этого плохо! Грязным, скомканным платком нос вытирать нельзя.

    -И рот грязным, скомканным платком закрывать нельзя,- добавила Маша.

    -А почему надо закрывать рот платком?- удивился Миша.

    -Потому, что когда ты кашляешь или чихаешь, у тебя изо рта вылетают микробы. Если  не закроешь им путь, они разлетятся по комнате, попадут в рот и нос другим детям, и все начнут чихать и кашлять,- сказала  воспитательница.

    -А я кашляю и никаких микробов не вижу,- заупрямился Миша.

    -Это потому, что микробы маленькие-премаленькие, - объяснила воспитательница. – Но я вам сейчас покажу их.-  И показала картинку, на которой огромный великан стоял и кашлял, и из его открытого рта вылетали тысячи крохотных злых зверушек-микробов.

    Миша очень внимательно  рассмотрел их. А придя домой, попросил у мамы чистый носовой платок. И с тех пор у него платок всегда чистый и аккуратно сложенный. А у тебя?

    Как вести себя за столом.

    Дорогие ребята! Сядьте поудобней и послушайте вместе с Машей и Мишей сказку, которую однажды вечером рассказала им мама.

    …Жила- была девочка Даша. Пошла оно одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из её открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живёт? Можно войти?»

    -Входи!- ответила старушка, выглянувшая в окно. – Я здесь живу с моими внуками.

    Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. А когда встала, увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на  горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить её насквозь. Наконец, наколол на вилку котлету и стал её обкусывать, измазал при этом  нос и щёки и вытер их рукавом.

    «Фу, как противно!- подумала Даша. – Лучше сяду с девочкой, которая пьёт компот». И тут вскрикнула, потому что девочка стала выплёвывать вишнёвые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб…

    -Как вам не стыдно так некрасиво есть!- в слезах крикнула Даша.   Все разом стали что-то  отвечать ей, но понять  ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.

    -Извините,- вздохнула Даша, - но за столом сидеть с вами очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

    -Плохой конец у сказки!- сказал Миша. – Надо было не уходить, а научить их, как вести себя за столом.

    -Правильно!- улыбнулась мама. – Вот ты бы, например, что им сказал?

    -На горячий суп дуть нельзя, а надо помешать ложкой, чтобы скорее остыл. И локти на стол класть нельзя!

    -А от котлеты надо отламывать кусочки вилкой,- добавила Маша. – И косточки от компота класть на блюдечко.

    -Молодцы! – похвалила мама.

    И вы, ребята, подумайте: что ещё эти дети делали неправильно?

    Как Витю учили есть ложкой.

    С Машей и Мишей вы уже знакомы. А теперь познакомьтесь с их маленьким братишкой Витей.

    Однажды все трое сидели за столом и завтракали. Витя держал ложку в кулачке, стучал ею по тарелке, проводил в каше дорожки, а в ложку каша не набиралась….

    -Вчера Вите исполнилось два года,- напомнила мама. –Пора учиться правильно держать ложку. Ну-ка, старшие, покажите ему, как вы едите ложкой!

    Миша и Маша задумались: как лучше научить малыша?

    -У тебя ложка стоймя стоит, а надо, чтобы она лежала,- объяснил Миша.

    Витя послушал и положил ложку на стол.

    -Ах, какой непонятливый!- огорчился Миша. –Ложка должна лежать в руке. Смотри! Положи её этим пальцем и этим, а этим придерживай…

    -Что ты «этим» да «этим»,- покачала головой Маша. – Давай объясним  Вите, как пальчики называются.

    Она подняла ладонь и начала перечислять: мизинчик, потому  что он самый маленький, безымянный, потому  что ему имя не придумали, средний, потому  что он стоит посерединке, указательный, потому  что маленькие дети, если спросить у них: где? – указывают этим пальчиком: там. Ну, а этот большой, потому что он самый толстый и самый рабочий: без него ни карандаш не удержишь, ни кисточку, ни ложку. Вот и клади её на средний, а указательным и большим придерживай…

    Маша помогла Вите взять правильно ложку и повернула её чуть боком, чтобы удобнее было набирать кашу. Витя набрал полную ложку и так же, боком, стал засовывать в рот. Ложка не влезала, каша размазалась по щекам и даже прилипла к носу.

    - Поверни наоборот, только узким краем в рот!- сказала Маша. И сама удивилась, что у неё получился стишок.

    Есть всем вместе было весело, и скоро тарелки стали пустыми. И тогда каждый увидел, что нарисовано на донышке: на Мишиной тарелке – слон, на Машиной – цветок, а на Витиной - котёнок.  А у тебя? Съешь свою кашу до конца и посмотри, какая на тарелке картинка.

         

     Пять дел перед сном.

    Однажды вечером мама сказала Маше и Мише: если вы сегодня быстро уснёте и хорошо выспитесь, мы завтра с вами встанем пораньше и поедем в зоопарк.

    -Я сейчас же лягу спать! – закричал Миша.

    -Ну, нет,- сказала мама. –До сна надо сделать пять дел. Вспомните, какие!

    - Надо убрать на место игрушки – это раз! –догадался Миша.

    -Надо умыться!- добавила Маша.

    -Я утром умывался,- возразил Миша. –Я ещё чистый.

    Но Маша подошла к нему пропела известный всем стишок:

    Надо, надо умываться

    По утрам и вечерам!

    - Правильно!- похвалила мама. – Неумытыми нельзя ложиться в постель. Уберите игрушки и пошли в ванную.

    А когда они вернулись в комнату, мама сказала:

    -Ну, четыре дела сделали. Игрушки убрали, лицо умыли, зубы почистили, ноги вымыли. Осталось последнее. Что?

    -Я лягу и подумаю,- схитрил Миша. Он швырнул правый ботинок направо, левый – налево, стянул рубашку и бросил через голову, да так, что она отлетела далеко в угол, а сам быстро забрался под одеяло и закрыл глаза.

    В комнату вошла мама, увидела всё это и грустно покачала головой- ведь мамы всегда огорчаются, когда дети плохо себя ведут.

    -А я поеду завтра в зоопарк?- шёпотом спросила Маша. –Ведь я и пятое дело сделала – сложила свою одежду.

    И правда – две её туфельки стояли возле кровати, платье висело на спинке стула, а на сиденье лежали аккуратно сложенные трусики, колготки и рубашка.

    - Ладно, не будем Мишу огорчать, поедем все вместе, - сказала мама. –Только нам, наверно, придётся долго ждать, пока он оденется. Пусть ему тогда будет стыдно…

    Назавтра утром Маша оделась очень быстро, а Миша полчаса ползал по полу, собирая свои одёжки. Чувствовал он себя в этот момент не очень хорошо. И хотя вслух ничего не сказал, но про себя решил:сегодня не лягу спать, пока не сделаю все пять дел! И даже шестое сделаю- скажу всем спокойной ночи! А вы, ребята, умываетесь перед сном? Раздеваетесь сами? Аккуратно складываете свои вещи? Не забываете сказать всем «спокойной ночи»?

     Не бойтесь уколов, ребята!

    Однажды за завтраком Миша поперхнулся кусочком сухаря и закашлялся.

    - Уж не простудился ли ты? – встревожилась мама. – Ведь нам надо идти в поликлинику, делать прививку, чтобы ты не болел. А если ребёнок кашляет, прививку не делают.

    -Точно не делают?- переспросил Миша.

    -Конечно,- ответила мама. – Но у тебя ведь уже всё прошло…

    -- Ничего не прошло! – захныкал Миша и стал изо всех сил кашлять так, что даже щёки покраснели и из глаз потекли слёзы.

    Миша как будто не был трусишкой. Он мог прыгнуть с высокой скамеечки, не боялся собак, потому что знал- если собаку не трогать, она не укусит, он спокойно оставался один в тёмной комнате, а вот уколов очень боялся. Потому и притворился больным.

    Мама уложила Мишу в постель, измерила ему температуру.

    - Странно, - сказала она. – Температура нормальная и горло не красное, а ты кашляешь. Ладно, я пойду в поликлинику с Машей.

    Как только они ушли, Миша мгновенно выздоровел и стал играть со своими любимыми солдатиками.

    Вернулась Маша очень скоро.

    - Ну как, больно было? – спросил её Миша.

    -Только чуть-чуть, ответила Маша, -одну секундочку. Комар и то больнее кусает…

    - А я боюсь, -признался Миша. – Потому и кашляю…

    -Эх ты! – покачала головой Маша. – Помнишь, мама рассказывала нам про дедушку, как он на фронте был ранен? У него кровь текла по руке, а он подавал снаряды. Как ты думаешь, ему было больно?

    Миша  слушал её, опустив голову. Ему стало очень  стыдно. А Маша продолжала:

    -Теперь мне сделали укол, и я не заболею, а вот ты заболеешь, и, чтобы тебя вылечить, придётся сто уколов  делать! Я буду гулять, а ты в постели лежать!

    Этого Миша уже совсем не мог вынести. Он пошёл к маме и сказал:

    -Я уже не болен. Пойдём  делать прививку.

    - Я так и думала, - улыбнулась мама. – Но сегодня уже поздно, придётся с тобой завтра идти.

    Мише сделали прививку, и он сам увидел, что укол ничуть не больнее комариного укуса. И, возвратившись домой, сказал всем ребятам во дворе: не бойтесь уколов!                                    Дина Орлова.

    Материал взят из старых журналов «Здоровье» .

    Волшебные колечки.

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были братик и сестрёнка, Ванечка и Олечка. Мать и отец в них души не чаяли, бабушка их ласкала, да и дедушка баловал.

    Вот пришла пора ребятишкам  в школу собираться. Сшила матушка сумки за плечи, положила в сумки карандаши, ручки, тетрадки, да книжки умные. Пирожки испекла румяные, яблочки положила наливные.

    Радуются Ванечка и Олечка, ждут- не дождутся дня завтрашнего.

    Вот сели все вместе вечером чай пить. Вдруг завыл ветер, шум, стук раздался, прилетела Баба-Яга. Сама страшная, да горбатая, в ступе сидит, помелом машет и говорит:

    -Не пущу я вас, дети, в школу!

    -А мы тебя, Баба-Яга, Костяная Нога не боимся, - отвечают Ванечка и Олечка.

    - Ну, тогда заколдую я вас. Чем умнее да учёнее вы станете, чем больше писать будете, тем сильнее спина у вас сгорбится, совсем как у меня.

    Сказала это Баба –Яга и улетела.

    Заплакали Ванечка и Олечка: -Не хотим мы быть такими же кривыми да горбатыми, как   Баба –Яга!

    Призадумался их отец, пригорюнились бабушка с дедушкой, только матушка одна не растерялась. Взяла она иголку с ниткой, ножницы и лоскутки и сшила два колечка тряпичных. Подарила она эти колечки Ванечке и Олечке и говорит им:

    - Колечки эти волшебные: они снимут злое заклятие Бабы –Яги. Как будете вы, дети писать или рисовать, кладите эти колечки на свои головки русые. Да смотрите, чтобы колечки не падали! Вот тогда будете  вы сидеть ровно, спина у вас будет прямая, не будет одно плечо выше другого подниматься. А как уроки сделаете, то и поиграть можно. Положите колечко на голову, в колечко положите мячик и бегите вокруг дома. Кто обежит и мяч не уронит- тот и победил.

    Повеселели Ванечка и Олечка, взяли колечки волшебные и мячи и пошли играть. Только и слышно:

    -А ты можешь проскакать на одной ноге с колечком на голове, да колечко не уронить?

    -А ты можешь в пистолетик присесть с колечком?

    Про Бабу –Ягу, про её злые слова и забыли вовсе, да и правильно: ведь доброе волшебство всегда сильнее злого.

                                                                                                                              Наталья Луцкая (из старого журнала)

    Мирная считалка.

     Мирит нас мирилочка-вместеговорилочка:

    -Это – ты,

    -А это – я.

    -  Вместе мы с тобой- друзья!

    -Будем крепко мы дружить!

    -Дружбой будем дорожить!

    Злой мальчик.

    Подошла сестрёнка Света:

    -На, возьми, Андрей, конфету!

    -Я сегодня очень злой-

    Не хочу играть с тобой!

    Хочется мне драться,

    Плакать и кричать,

    Нагрубить кому- нибудь,

    Сердито поворчать.

    И сказала тогда Света:

    - Не люблю тебя за это!

    Злишься, ссоришься всегда.

    И от этого – беда:

    Никто с тобою не играет,

    Никто тебя не понимает.

    Будь немного подобрей,

    Братии мой родной, Андрей!

     

    Петушок и птичка.

     Жили-были Петушок да Птичка. Дружно жили. Но однажды поссорились:

    - У меня перышки красивые!- сказал Петушок.

    - А у меня ещё красивее! – ответила Птичка.

    - Я умею красиво петь! - сказал Петушок.

    - А я -  ещё красивее!- ответила Птичка.

    - Я умею летать высоко! – сказал Петушок и взлетел на высокий забор.

    - А я ещё выше!- ответила Птичка, вспорхнула и улетела.

    С тех пор у них и дружба врозь!

    Капризка. (Т.Карминский, С.Преображенский)

                   Действующие лица:  Матрёшка, Пёс Бублик, Кот Ксюк.

    (Входит Матрёшка, останавливается. Капризничает, вертится, изредка закрывает лицо руками.)

    -Не хочу я руки мыть!

    Не хочу я кушать!

    Целый день я буду ныть,

    Никого не слушать!

    А-а-а-а……………

    (Кот и Пёс в стороне смотрят на Матрёшку и тихо переговариваются)

    Пёс: Что случилось с нашей Матрёшкой? Она плачет, кричит, ничего не хочет делать!

    Кот: Подойдём к ней! Поговорим, утешим!

     (подходят)

    Пёс: Матрёшка, пойдём погуляем! Смотри, какая хорошая погода!

    Матрёшка: А я хочу плохую! Пусть идёт дождь!

    Кот: Тогда ты промокнешь!

    Матрёшка: А я хочу промокнуть!

    Пёс: Может быть, ты кушать хочешь? Я принесу тебе….

    Матрёшка: (перебивает) Ничего не хочу: ни котлет, ни конфет, ни чаю, ни молока, ни какао!

    Кот: И мороженого не хочешь? Сливочного… Шоколадного… Клубничного… Брусничного?

    Матрёшка: Ни мороженого, ни пирожного!

    Пёс: Может быть, тебе холодно? Принести тебе платок?

    Матрёшка: Мне не холодно и не жарко! И мне ничего не надо!

    Кот: А почему ты плачешь и кричишь?

    Матрёшка: Почему я всё кричу?

                        Вам какое дело!

                        Ничего я не хочу,

                        Всё мне надоело!

                        У-у-у…………..

    Пёс: Может ты больна? Скажи «а-а-а»….

    Матрёшка: Б-е-е!

    Кот: Дыши!

    Матрёшка: Сами дышите!

    Пёс: Сейчас мы тебя выслушаем! (прижимаются ухом к Матрёшке с разных сторон)

    Кот: Ага!

    Пёс: Ого!

    Матрёшка: Что «ага» и что «ого»?

    Пёс: Определённо!

    Кот: Это самое!

    Матрёшка: Что вы говорите?

    (Пёс и Кот отходят от Матрёшки и шепчутся, потом подходят к ней)

    Пёс: Хорошо! Так и быть, скажем тебе по секрету.

    Кот: Только никому не говори!

    Матрёшка: Никому не скажу! Но что?

    Пёс: Ты проглотила Капризку!

    Кот: Он летал тут и залетел тебе в рот, когда ты плакала!

    Матрёшка: (смотрит на Пса и Кота) Я проглотила Капризку? А какой он?

    Пёс: Он сердитый, неумытый,

             Бука-злюка, страшный зверь!

    Кот: Бука-злюка,

            Любит скуку.

            Он в тебе сидит теперь!

    Пёс: (указывает на живот, потом на спину Матрёшки)

            Тут он, тут он,

             Рядом, близко!

             И зовётся он-Капризка!

    Кот: Он влетел к тебе, и ты стала сама Капризкой!

    Матрёшка: Не хочу я быть Капризкой!

    Пёс: Тогда скажи весело и хорошо: - Я не хочу быть Капризкой и не буду больше капризничать! Капризка, уходи вон!

    Матрёшка: (улыбаясь) Не хочу   быть Капризкой!  

                                            Капризка, уходи вон!

    Пёс и Кот: Вылетел! Вон, вон полетел Капризка! Гоните его! (бегают, машут руками)

    Матрёшка: А куда он полетел теперь?

    Пёс: Искать ребят, которые стоят с открытыми ртами, плачут и кричат. Залетит он к ним в рот, и станут они Капризками!

    Матрёшка: Я больше не буду плакать и открывать рот!

    Все вместе поют: Лучше съешьте вы ириску

                                   Или сладких сухарей,

                                   А Капризку, А Капризку,

                                   Прочь гоните поскорей!

                                   А Капризку, А Капризку,

                                   Прочь гоните поскорей!

     Крошечка-Нехорошечка.

    Давным-давно в одном городе жила-была  девочка, и звали её Крошечка-Нехорошечка. Всё-то она делала по-своему, никого не слушала. Однажды её пригласили на день рождения. Её подруге исполнилось десять лет.  А имя у подруги было очень интересное: Девочка-Припевочка.

    Когда Крошечка-Нехорошечка вошла в дом, она ни с кем не поздоровалась. После того, как все гости сели за стол, она начала чавкать, громко разговаривать и смеяться. Изо рта у неё сыпалась еда.

    Когда все  дети перешли в гостиную, там начались танцы, конкурсы. Крошечка-Нехорошечка мешала ребятам, шумела. Гости попросили именинницу спеть песню про день рождения. А Крошечка-Нехорошечка перебила хозяйку и стала петь сама. Все гости и хозяева остались разочарованы таким поведением  Крошечки-Нехорошечки.

                                         

                                                                                                                             С. Письменная, 3 «А» класс, г. Жуковский.(из старого журнала)

                                           

    Мальчик – пополам.

    Мальчик был ни плохой, ни хороший. И такой, и сякой, как все мальчики. Но однажды его показывали по телевизору. И там он был просто замечательным. Правда, вторая его половина, та, что похуже, осталась дома. И дома в это время он был просто невыносим.

    Но его мама не особенно расстраивалась – ей было приятно, что хоть где-то он замечательный. Ей так и говорили те, кто видел её сына по телевизору:

    - Какой у вас замечательный мальчик!

    И мальчик сообразил, что вовсе не обязательно быть таким и сяким одновременно. Лучше быть хорошим там, где НУЖНО, а плохим-там, где МОЖНО. И он раздвоился.

    Так и живёт. Одна половина хорошая, другая - плохая. Встречая его хорошую половинку, люди говорят:

    -Ах, какой хороший человек!

    А встретившись с плохой половинкой, огорчаются:

    - Ну и плохой же он человек!

    Мальчику бы соединить обе свои половинки и стать целым человеком.

                                                                                                              Леонид Яхнин (из старого журнала)

    Волчок – Серый бочок.

    В гости к детям приходит волк –кукла для пальчикового театра.

    Волчок:  Здравствуйте, ребята!

    Воспитатель:  Здравствуй, Волчок – Серый бочок. Ты почему такой грустный?

    Волчок:  Я со своей подружкой Белочкой поссорился.

    Воспитатель: Расскажи нам, что случилось?

    Волчок: Я хотел поиграть и взял у неё шишку, а она обиделась. Теперь я не знаю, что делать.

    Воспитатель: Ребята, давайте поможем Волчку.  Расскажите, как нужно было поступить.(дети рассказывают)

    Воспитатель: Вот видишь, Волчок, оказывается всё просто – нужно было только сказать слово «пожалуйста», а не брать без разрешения!

    Волчок: Спасибо, ребята! Я теперь знаю, что нужно делать! А сейчас я побегу и попрошу прощения у Белочки. До свидания!

    В гостях в Лесной школе.

    Воспитатель:Принесли сороки весть-

                           На лесной поляне школа есть.

                           А учитель там- Сова

                           Умнейшая голова.

    Ребята, давайте отправимся в гости к Сове и узнаем, чему учат в школе.

    (продолжает рассказ)

    Прибежал туда Зайчишка:

    - Научите читать книжки!

    И пришёл  туда Волчонок:

    - Научите прыгать, как Зайчонок!

    Пришёл косолапый Медведь,

    И начал сильно реветь.

    Но, сказала Сова:

     - Я прошу Вас,  Медведь,

    Перестаньте так реветь!

    Вам не мешает, без сомненья,

    Выучить правила поведения.

    Нужно их учить стараться-

    В жизни правила пригодятся!

    Воспитатель: Ребята, о каких правилах говорит Сова- умная голова? (ответы детей).

    Сова:  Молодцы, ребята! Запомните, пожалуйста:

    - Если только не лениться-

    Можно многому научиться!

    Подвижная игра «Светофор»

    Мы качаем, мы качаем, воздух в шины запускаем (имитируют накачивание шин),

    Проверяем каждый раз- и аварий нет у нас! (стучат кулачками по коленям)

    -Пассажиры, торопитесь, по два рядышком садитесь!( машут рукой)

    За рулем сидит шофёр- смотрит он на светофор (имитируют повороты руля).

    Красный светит светофор – хода нет , стой, шофёр!

    Жёлтый светит – значит жди свет зелёный впереди1

    Вот зелёный светофор – поезжай вперёд, шофёр!

    (дети, имитируя движение машин, «едут», обращая внимание на знаки светофора:

    -красный – останавливаются, жёлтый – «заводят» моторы, зелёный – «едут».

    Правила: не толкать друг друга, внимательно следить за сигналами светофора (флажки трёх цветов у ведущего). Нарушил –выходишь из игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Родительское собрание "Нравственные уроки моей семьи"

    МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский районМетодическая разработкаПедагог-психолог   Сергеева М.ВСобрание для родителей подготовительной группы"Нравственные уроки моей семьи"  Нравстве...

    планирование нравственно-патриотического направления в старшей группе

    нравственно-патриотическое напрваление работы, с региональным компонентом...

    Планирование Олимпийских уроков.

    Представлен авторский материал....

    Планирование гражданских уроков.

    Представлен авторский  материал....

    «Нравственные уроки в народных сказках, драматизациях» (старшая группа) по теме: «В гостях у сказки «Кот, петух и лиса»

    Цель: формирование у детей нравственных качеств через восприятие русской народной сказки «Кот, петух и лиса».Задачи:Образовательные:- учить  детей  эмоционально  воспринимат...

    Нравственный урок сказки

    Статья " Нравственный урок сказки".  Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сказок - наших первых помощников в формировании нравственных навыков....