Нравственный урок сказки
статья

Павлишина Наталья Васильевна

Статья " Нравственный урок сказки".  Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сказок - наших первых помощников в формировании нравственных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нравственный урок сказки22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственный урок сказки

А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

Креативная функция сказки - выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Голографическая функция проявляется в трех основных формах:

-способность сказки в малом являть большое;

-способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);

-способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Развивающе - терапевтическая функция - воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

Культурно-этническая функция сказки - приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

Лексико-образная функция - формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", романтической окраске событий.

Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».  В чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его сознание, его душу?

Нет необходимости убеждать в важности поставленного вопроса: всем понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно ёмкое. Каким мы представляем себе доброго человека – любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несёт в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то – на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» - в этом латинском призыве сохранена именно обще человечность чувства доброты. Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств».

Возвращаясь к сказке, отметим, что в каждом конкретном случае её сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то, что сказка:

- учит детей сравнивать, сопоставлять;

- формирует привычку доказывать, что это так, или иначе;

- ставит ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

К примеру:

- «Докажи, что Алёнка лучше всех»;

- «Кого тебе жалко в этой сказке»;

- «Как ты поступил на месте…»;

- «Как движениями похвалить петушка».

Взрослый должен показывать ребёнку своё отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу.

То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать взрослым и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

1. Прочитав сказку, обсудите с ребенком, что в сказке хорошо, а что плохо. Создайте новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.

2. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.  

3. Используйте ТРИЗовскую игру «Хорошо – плохо». Разведите в стороны хорошие и плохие поступки, явления – вы сделаете ещё один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

И еще - не бойтесь чувствовать сами и учите этому ребенка. Чувства разные нужны, чувства разные важны:

  • Радость – свидетельство удовлетворенной потребности.
  • Чувство гордости говорит о том, что вы что-то делаете хорошо. Оно помогает укрепить чувство собственного достоинства.
  • Чувство одиночества подсказывает: вам не хватает человеческого общения, человеческой близости.
  • Злость служит сигналом, что ваши или чьи-то права нарушены. Она, как некий предохранительный клапан, который помогает ослабить эмоциональное напряжение, дает нам силы для того, чтобы найти выход из создавшейся ситуации.
  • Страх предупреждает нас об опасности, подсказывает, что нужно искать защиты и поддержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Родительское собрание "Нравственные уроки моей семьи"

МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский районМетодическая разработкаПедагог-психолог   Сергеева М.ВСобрание для родителей подготовительной группы"Нравственные уроки моей семьи"  Нравстве...

Уроки сказки или как работать со сказкой.

Уроки сказки или как работать со сказкой. “Сказка –  ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”       А.С.Пушкин...

Планирование нравственных уроков.

Представлен авторский материал....

«Нравственные уроки в народных сказках, драматизациях» (старшая группа) по теме: «В гостях у сказки «Кот, петух и лиса»

Цель: формирование у детей нравственных качеств через восприятие русской народной сказки «Кот, петух и лиса».Задачи:Образовательные:- учить  детей  эмоционально  воспринимат...

Сказка и нравственный урок

Имеет значение, в чем состоит нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе. Не зря существует поговор...

Презентация к конспекту занятия по духовно-нравственному воспитанию "Сказка-ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок"

Презентация к конспекту занятия. Духовно-нравственному воспитанию "Сказка-ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок"...

Конспект педагогического мероприятия по духовно-нравственному воспитанию «Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».

Образовательная область: социально- коммуникативное развитие.Цель: дать понятие о дружбе, доброте, вежливости.Материал: презентация с иллюстрациями сказок, разноцветные полоски бумаги, мяч....