Педагогические условия способствующие воспитанию у детей любви бережного и заботливого отношения и к природе.
консультация на тему

Голяк  Светлана  Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад

общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  художественно – эстетического

направления  развития воспитанников № 13

с. Арзгир  Арзгирского  района  Ставропольского  края

Педагогические  условия способствующие  воспитанию у детей любви бережного и заботливого  отношения и к природе.

(  выступление  на  педсовете)

Воспитатель: Голяк  С.В.

Март,2017г.

Педагогические  условия способствующие  воспитанию у детей любви бережного и заботливого  отношения и к природе.

Педагогические условия воспитания любви, бережного и заботливого отношения дошкольников к природе. Анализ имеющихся исследований и обобщенного опыта дошкольных работников показывает, что основное внимание уделяется отдельным средствам и способам формирования отношения к природе (например: организации опытничества и поисковой деятельности – Н.К.Постникова и Л.М.Маневцова; формированию интереса к природе, роли труда и наблюдения – Э.И.Залкинд и В.Г.Фокина, А.К.Матвеева; роли знаний – И.А.Хайдурова и Е.Ф.Терентьева; роли детской природоведческой книжки – А.К.Матвеева и т.д.), воспитанию любви к ней. Возникает необходимость на этой основе разработать общие педагогические условия воспитания у детей дошкольного возраста заботливого отношения к природе. В условиях современного мира правильное экологическое воспитание подрастающего поколения – настоятельная необходимость. Это социальный заказ современного общества. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе является одной из задач нравственного воспитания, одной из сторон формирования гуманистической направленности личности ребенка.

В начале 21 века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем-экологическая.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-самом начальном звене непрерывного образования. Именно дошкольный период-это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к природе, знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живому, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живых существах, создавать условия, необходимые для жизни.

Для формирования бережного отношения к природе необходимо соблюдать решение следующих задач:

-развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

-формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;

-накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

-готовность педагога к осуществлению экологического воспитания детей( формирование у детей элементарной системы знаний о живом организме, НОД)

-личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения задач;

-постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

-построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

-активном участии родителей в воспитательном процессе.

Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Поэтому любовь к природе должна прививаться с детства. С ранних лет необходимо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного, бережного отношения ко всему живому, учить видеть красоту природы, думать о ней. И чем раньше маленький человек познакомится с миром природы, тем быстрее пробудиться в нём чувство прекрасного.

Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, зависящий от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.

Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах. Все эти знания мы черпаем из художественной литературы, рисунков с изображением животных, но самое главное-из непосредственного общения с животными.

Общаясь с животными, малыши учатся понимать животных. Любовь к животным, ответственность за них лучше воспитывается на наглядном примере, когда сам ребёнок непосредственно участвует в уходе за животным.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, поэтому дошкольники должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания воспитателя. Педагог, воспитывая у ребёнка чувство любви к природе должен стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе также зависит от способности воспринимать её эстетически, то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Это обеспечивается непосредственным общением детей с живой природой.

Формируется умение видеть в них признаки живого организма: способность к питанию, дыханию, движению, росту, развитию и размножению. Живой организм нуждается в воздухе, свете, оптимальной температуре, наличии пищи и пространстве для обитания. Необходимо научить видеть своеобразие потребностей и способов их удовлетворения у представителей разных групп растений и животных. На основании этих знаний дети осваивают представления о том, что удовлетворять свои потребности, а,следовательно, существовать растения и животные могут только в определенных условиях среды – каждый вид живого организма приспособлен к той или иной среде. Нарушение условий среды приводить его к гибели. Необходимо сформировать знания и о том, что жить, расти и развиваться организмы могут только при условии своей целостности. При нарушении ее растения и животные гибнут. Следует научить детей видеть индивидуальную неповторимость живого существа – каждое растение и животное живет только раз, восстановить живой организм нельзя . Таковы основные направления в формировании природоохранительных знаний у дошкольников. Они определяют и конкретное содержание знаний о конкретных растениях и животных, и доступные детям обобщения. Система знаний о живом организме при условии достаточной степени их осознания может стать одной из ведущих основ формирования у дошкольников бережного и заботливого отношения к природе. Однако детей следует знакомить не только с особенностями живого организма, но и со способами охраны животных и растений, с правилами поведения человека в природе с учетом требований её сохранения.

Поэтому, следующим условием экологического воспитания дошкольника является обучение детей навыкам ухода за растениями и животными и организация систематического труда детей в природе. Надо особо подчеркнуть, что формирование трудовых навыков и умения ухода за живыми существами должно основываться на понимании того, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных. Заботиться о растениях и животных – значит создавать и улучшать условия их существования. Забота о живом должна стать привычкой ребенка. Только в этом случае труд станет средством формирования бережного и заботливого отношения детей к растениям и животным. Для того чтобы эта забота ребенка распространялась на широкий круг животных существ, в содержании труда следует предусматривать заботу о растениях и животных за пределами групповой комнаты и участка (подкормка птиц, уход за декоративными насаждениями вокруг памятников и др.) Труд становится подлинным средством воспитания бережного и заботливого отношения детей к природе и при условии его самостоятельности: дети должны сами определять и понимать необходимость того или иного труда, отбирать средства и т.д. Самостоятельность детей, в первую очередь, опирается на степень сформированности навыков, что обеспечивается обучением навыкам и постоянством повседневного труда. Самостоятельная постановка цели, определение необходимости того или иного трудового действия требуют умения видеть состояние животного или растения. Это умение определяется не только знаниями, но и степенью развития наблюдательности : способностью видеть предметы во всем разнообразии свойств и качеств, особенностей и проявлений. Развитие этой способности обеспечивается использованием наглядных методов в процессе образовательной работы с детьми, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Следует отметить, что в силу того, что деятельность наблюдения имеет широкие сенсорные основы, дошкольные возраст является наиболее сензетивным периодом для развития наблюдательности. Умение видеть состояние других – это одно из нравственных качеств. Одним из мотивов бережного и заботливого отношения к природе является её красота. Поэтому формирование у детей эстетического восприятия природы является и одним из педагогических условий воспитания любви и бережного отношения к ней. Красота природы, представленная и бесконечным разнообразием её свойств, форм, цвета, запаха, звуков и т.д., в гармоническом сочетании самых разнообразных ей объектов, в их неповторимости, в бесконечном изменении и развитии, близка детям в силу из природной (возрастной) эмоциональной отзывчивости, сензетивности к развитию сенсорики.

Многочисленные исследования показали, что развитие сенсорики у детей дошкольного возраста осуществляется через разнообразные виды продуктивной и познавательнойдеятельности. Обследовательские действия и сенсорные эталоны, которыми дети овладевают в ходе обучения и самостоятельной деятельности, они используют в процессе восприятия, наблюдения природы. Сами предметы и явления природы – неиссякае5мый материал, обеспечивающий сенсорное развитие дошкольников. На основе развивающейся сенсорики происходит и формирование восприятия красоты природы, способности любоваться ею.

Эстетическое восприятие отличается своей образностью, иногда метафоричностью. Использование в процессе наблюдения природных явлений художественного и в первую очередь поэтического слова, рассматривание живописных произведений помогает детям в восприятии красоты природы. Исследования Э.И.Залкинд, Э.В.Никитиной показали высокую степень развития эстетического восприятия детьми природы при этих условиях. Оно характеризуется стремлением детей отразить свои впечатления от встреч с природой в образной речи, в своей изобразительной деятельности. Наивысшим показателем становления у детей эстетического отношения к природе является их собственный труд, направленный на выращивание растений, создание и поддержание оптимальных условий для жизни своих питомцев в уголке природы, на участке и в ближайшем природном окружении – труд, создающий и оберегающий красоту природы.

Все это станет возможным, если будет соблюдено еще одно, очень важное условие – непрерывное общение детей с природой, близость к ней. Общение с природой должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями. Непосредственное общение с природой не может быть подменено ничем другим. Непрерывность общения с природой реализуется, прежде всего, в правильно организованной экологической средой: уголок природы, который необходимо использовать как место постоянного и систематического труда и наблюдений, Во многих городских детских учреждениях организованы кабинеты природы, обеспечивающие непрерывное пополнение групповых уголков природы.

Хорошо спланированный, разнообразно озелененный и оборудованный участок значительно расширяет возможности общения детей с природой: наблюдения, труд, игры с природным материалом проходят на таком участке ежедневно. Необходимо систематически совершать целевые прогулки в ближайшие скверы, парки, посещать (привлекая родителей) выставки, зоопарк, оранжерею, ботанический сад, особенно в весенний и летний периоды. Понимание воспитателями основных условий воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе должно делать эту работу более целенаправленной и результативной. Вместе с тем взаимодействие условий, динамика формирования у детей бережного и заботливого отношения к природе требуют самостоятельного экспериментального исследования

Особенность  экологического  воспитания  состоит  в  большом  значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только должны  учитывать  это  сами,  но  и  значительное  внимание  уделять  работе  с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Родители  должны  осознать,  что  нельзя  требовать  от  ребенка  выполнения какого-либо  правила  поведения,  если  взрослые  сами  не  всегда  ему  следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. Родители  воспитанников,  как  и  педагоги,  не  отрицают  важности  и необходимости формирования у детей заботливости, однако часто не знают, где ребёнок может проявить её в семье, и не создают соответствующих условий.

Лишь  немногие  родители  учат  детей  ухаживать  и  заботиться  о  животных, имеющихся дома. Ещё реже привлекают детей к уходу за растениями. Это приводит к тому, что ребёнок не осознаёт собственную ответственность за всё живое, что его окружает.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во  многом  обусловлен  тем,  насколько  экологические  ценности  воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, должное внимание нужно уделить и работе с родителями.Таким образом,  понимание  воспитателями  основных  условий  воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе должно делать эту работу более целенаправленной и результативной.

Общение с природой должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного

обогащения их новыми впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"

Сегодняшний день выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Изучать и рассматривать эти задачи лучше вс...

Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность.

«Воспитание экологической культуры детей старшего  дошкольного возраста через игровую деятельность....

Протокол педсовета по экологии "Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе".

Одним из   важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологи­зация развивающей предметной среды.По мнению С. Н. Николае...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГОИ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...