Педагогический совет "Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
методическая разработка на тему

Сегодняшний день выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Изучать и рассматривать эти задачи лучше всего в процессе проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
  2. Повышать методический уровень;
  3. Способствовать творческому поиску.

Форма проведения: «круглый стол»

Ход педагогического совета.

  1. Вступительное слово заведующего ДОУ (примерные тезисы).

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, дети неплохо знают растения и животные других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов…а этого не случиться, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, цветы, насекомые, травы. Изучать их лучше в процессе проектной деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

- Что такое экологический проект?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру. Проекты могут краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.

  1. Блицтурнир.

Педагоги делятся на 2 команды.

Задание. Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях. (Приложение 1).

  1. Домашнее задание.
  1. Экологический паспорт участков детского сада (представляют воспитатели).
  1. Экологическая карусель.
  1. Презентация экологического проекта по всем возрастным группам (представляют воспитатели).
  1. Справка по тематической проверке  «Состоянию опытно-экспериментальной работы в возрастных группах ДОУ».

       Мы с вами провели  работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей. А теперь закрепим наши знания через деловую игру.

Вопросы – ответы (на обдумывание 30 сек)

Синие билеты

Зелёные билеты

Что является объектом познания детей раннего возраста?

(Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы)

Что первично, причина или следствие?

(Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины)

Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

(Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов).

Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

(Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации).

Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.

(Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры).

Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

(Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание).

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

(Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками)

Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

(Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)

Почему дети 4-5 лет в познавательной  деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения?

(Понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых  предметах и явлениях)

Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

(Самостоятельность в  познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания)

Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

(Вижу - действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями)

Новая форма познания у детей 4-5 лет.

(Способны понимать слово воспитателя без наглядности).

Объяснялки:

  1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
  2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
  3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах. (Океанолог)
  4. Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям, когда там опасно жить. (Вулканолог)

Подводится итог.

  1. Рефлексия. Оценка участия в педсовете.
  1. Этот педсовет принес пользу;
  2. Получили удовлетворение от такого рода деятельности;
  3. Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
  4. Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести ее с деятельностью коллег;
  5. Появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;
  6. Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.
  1. Обсуждение и принятие проекта решения.
  1. Совершенствовать использование проектировочных умений, способствующих разработке программы, ланов, подбору средств решения проектировочных задач в воспитательно-образовательной работе с детьми и родителями.
  2. Продолжать преобразование природной среды детского сада:

- подобрать и посадить рядом растения близких видов (для внутри-и межвидового сравнения);

- создать эколого-педагогическую среду с учетом возрастных особенностей детей (оборудование для исследовательски - экспериментальной и трудовой деятельности в природе: дидактический, модельный и т.д.)

3.  Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

  1. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НОД, ОД в РМ, Самостоятельной деятельности.

Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года

  1. Включить отобранные материалы картотеки в комплексно-тематическое планирование

Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года

Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели. Дата: август

  1. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, в младших группах предусмотреть Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды), обеспечить свободный доступ детей к материалам.

Ответственные: воспитатели. Дата: в течение лета

  1. Педагогам оформить центр экспериментирования, разработать картотеку опытов и экспериментов, учитывая рекомендации и требования программы, устранить все недоработки.

Ответственные: воспитатели. Дата: до 31 мая

4. Активизировать деятельность педагогов по оптимизации детско-родительских отношений:

- создать библиотеку познавательной и художественной литературы для детей дошкольного возраста;

- подобрать практические материалы для родителей по проблеме «Подготовка самостоятельных творческих работ родителей и детей» (тематический журнал для родителей, папки-передвижки, листовки и т.п.);

- в годовой план включить проведение презентаций семейных проектов: «Мой любимый уголок в детском саду», «Каким я вижу свой участок» и т.д.).

5. Провести мониторинг результатов использования эколого-развивающего комплекса в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерная структура проекта

  1. Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует.
  2. Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить проблему, и я попробую пойти вот таким путем…»
  3. Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
  4. Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
  5. Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

(по Н.А. Рыжовой)

  1. Подготовительный: постановка цели и задачи, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.
  2. Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
  3. Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в ДОУ

  1. Экологические занятия;
  2. Экологические экскурсии;
  3. Уроки доброты;
  4. Уроки мышления;
  5. Экологические кружки;
  6. Экологические конкурсы;
  7. КВНы, аукционы, марафоны, викторины;
  8. Экологические акции;
  9. Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;
  10. Трудовой десант;
  11. «Зеленый патруль»;
  12. Клуб исследователей природы;
  13. Лаборатория юного эколога;
  14. Ведение календарей природы;
  15. Коллекционирование природных объектов;
  16. Экологические выставки и экспозиции;
  17. Экологические праздники и фестивали;
  18. Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т.д.)
  19. Экологические сказки;
  20. Экологические тренинги;
  21. Инсценировки. Театрализации и т.д. на экологические темы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Схема экологического паспорта участка детского сада.

  1. План участка детского сада (вид сверху) с условными обозначениями.
  2. Растительный мир:
  1. Деревья (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
  2. Кустарники (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
  3. Травянистые растения: первоцветы, луговые, лекарственные, полевые, садовые, злаки (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
  1. Животный мир:
  1. Животные (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
  2. Птицы (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
  3. Насекомые (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
  1. Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе.
  2. Отражение результатов работы в продуктивной деятельности.
  3. Фотосессия
  4. Анализ реализации экологических проектов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность.

«Воспитание экологической культуры детей старшего  дошкольного возраста через игровую деятельность....

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГОИ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"

Консультация для воспитателей о формировании у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность....

Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность

quot;Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"Цель:-формирование у детей знаний о   природе родного...

«Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность».

Консультация для педагогов  "Формирование у детей представления о  необходимости березного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"...