"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
статья

Шарипова Наталья Анатольевна

Консультация для воспитателей о формировании у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Тема: «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность»

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, дети неплохо знают растения и животные других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов…а этого не случиться, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, цветы, насекомые, травы. Изучать их лучше в процессе проектной деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

- Что такое экологический проект?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру. Проекты могут краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.

Примерная структура проекта.

  1. Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует.
  2. Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить проблему, и я попробую пойти вот таким путем…»
  3. Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
  4. Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
  5. Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.

Этапы исследовательских проектов

(по Н.А. Рыжовой)

  1. Подготовительный: постановка цели и задачи, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.
  2. Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
  3. Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в ДОУ.

  • Экологические занятия.
  • Экологические экскурсии.
  • Уроки доброты.
  • Уроки мышления.
  • Экологические кружки.
  • Экологические конкурсы.
  • Экологические акции.
  • Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций.
  • Трудовой десант.
  • «Зеленый патруль».
  • Клуб исследователей природы.
  • Лаборатория юного эколога.
  • Ведение календарей природы.
  • Коллекционирование природных объектов.
  • Экологические выставки и экспозиции.
  • Экологические праздники и фестивали.
  • Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т.д.).
  • Экологические сказки.
  • Экологические тренинги.
  • Инсценировки. Театрализации и т.д. на экологические темы.

Схема экологического паспорта участка детского сада.

  1. План участка детского сада (вид сверху) с условными обозначениями.
  2. Растительный мир:
  • Деревья (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
  • Кустарники (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
  • Травянистые растения: первоцветы, луговые, лекарственные, полевые, садовые, злаки (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
  1. Животный мир:
  • Животные (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
  • Птицы (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
  • Насекомые (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
  1. Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе.
  2. Отражение результатов работы в продуктивной деятельности.
  3. Фотосессия
  4. Анализ реализации экологических проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"

Сегодняшний день выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Изучать и рассматривать эти задачи лучше вс...

Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность.

«Воспитание экологической культуры детей старшего  дошкольного возраста через игровую деятельность....

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГОИ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность

quot;Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"Цель:-формирование у детей знаний о   природе родного...

«Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность».

Консультация для педагогов  "Формирование у детей представления о  необходимости березного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"...