«Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности».
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.  Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_k_seminaru.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

    «Развитие познавательной активности дошкольников

            посредством дидактических игр

                                        экологической направленности».

   В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания.

  По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра.

  Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

  Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.  Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста.  

  Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена,

 а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

  При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

 Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их труду, деятельности в природе, а также в проектной и  экспериментальной деятельности.

Задачи использования игр экологической направленности

  • Создавать развивающую предметно-пространственную среду способствующую развитию экологического воспитания у дошкольников
  • Развивать уровень экологической культуры детей дошкольного возраста, используя игровую деятельность
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней

  Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

  Экологические дидактические игры условно можно разделить на группы:

  • Игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира.
  • Игры на ознакомление с явлениями природы.
  • Игры на формирование нравственного отношения к природе.

  Сейчас мы остановимся на некоторых играх из каждой группы, которые мы используем в работе, и которые способствуют развитию познавательной активности.

1.Игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира

  Очень нравится ребятам играть в словесные дидактические игры.  Это такие игры как:  «Съедобное - несъедобное», «Назови приметы…»,  «Назови одним словом», «Кто как кричит», «Скажи ласково»,  «Дерево, цветок, кустарник».

  В игре «Птицы, рыбы, звери» бросаю мяч ребенку и произношу слово «птица», в ответ он должен подобрать видовое понятие, например «снегирь», и бросить обратно мяч. Или наоборот, в игре «Воздух, земля, вода» я бросаю мяч ребенку и называю обьект природы «сом» например, а он должен ответить мне, что это «воздух», «вода», «земля».

  Игра «Чьи семена?» тоже пользуется у детей популярностью.

  Методика проведения:  Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

 

  Следующая игра, на которой хотелось бы остановиться это игра «Вершки – корешки». Вариантов проведения этой игры большое количество. Я остановлюсь на некоторых.

Цель: Учить детей составлять целое из частей.

Дидактический материал: два кольца, картинки овощей.

Методика проведения.

 Вариант 1. Берется два кольца (можно вырезать из картона).  В кольцо красного цвета положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в кольцо синего цвета – те, у которых используются вершки.

 Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужное кольцо, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда (в области пересечения колец должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.)

  Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу дети находят свою пару.

2.Игры на ознакомление с явлениями природы

  Такие игры как «Разноцветная вода», «Разноцветный песок» давно полюбились детям. В них они знакомятся с процессом соединения воды с красками, песка и цветного мела – здесь у них стимулируется огромное развитие любознательности от конечного результата, так как спектр цветов может быть максимальным.

  Д/и «Что напутал художник», «Времена года», «Когда это бывает» - закрепляем признаки времен года, климатических поясов

  Более подробно остановлюсь на следующих играх.

Игра «Найди свой камень». Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются вместе и перемешиваем. Задание – найти свой камень.

  Игра «Где снежинки?»                                                                                      

  Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

  Мы раздаем детям карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.  На столе лежат карточки  с изображением четырех времен года. Дети должны разложить свои карточки по соответствующим временам года, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

  Игра «Ходят капельки по кругу».

  Цель: Закреплять знания о круговороте воды в природе.

  Методика проведения.

  Предлагаем детям превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

  Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать.

Cобрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.)

  Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).

  Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.

  Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

  3.Игры на формирование нравственного отношения к природе.

  Игра «Береги природу»

  Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.

  Используем карточки с объектами живой и неживой природы: растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

  Игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

  Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.

  Дидактический материал: Карточки с объектами живой  природы.

  Методика проведения:  Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Вывод: оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

  Игра «Живое – неживое»

  Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.

  Методика проведения: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

 

   Хотелось бы отметить, что дидактические игры экологической направленности мы используем с учетом принципа интеграции различных видов детской деятельности. Например, игра  «Собери шишки в корзину», способствует формированию математического мышления детей – ребенок отсчитывал необходимое количество предметов, сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени и пространстве («Что сначала, что потом?»). Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать.

  Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что игры, экологической направленности,  помогают решить многие задачи воспитания и развития. Они  оказывают неоценимую помощь в формировании познавательной активности личностных качеств дошкольников, расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности»

Раскрывается теоретическое обоснование необходимости воспитания экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного повежения, бережного отношения и любви к природе с помощью дида...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологических акций

Представление опыта работы по организации экологической акции "Сохраним природу" с широким привлечением родителей и социальных институтов. Этот материл занял 1 место на областном конкурсе "Летопись до...

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»

Статья "Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО"...

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»

laquo;Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе/

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе  Аннотация. В данной статье отражен...