"Нетрадиционные символы России"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме

Воронова Наталья Николаевна

Конспект мероприятия по воспитанию гражданственности и патриотизма в ДОУ, старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma_v_dou.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданственности и патриотизма в детском саду.

Конспект мероприятия «Неофициальные символы России»

Цели и задачи:

• познакомить детей с основными неофициальными символами РФ;

• воспитывать любовь и уважение к Родине, ее истории и культуре;

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству;

• развивать творческие способности детей, воображение;

• развивать речь, внимание, память.

Оборудование: картинки с изображением солнца, березы, ромашки, колокольчика, Царь-колокола; колокольчик; игрушки-матрёшки; карточки со слогами для выкладывания слова Родина; тексты загадок, стихов, легенды о Царь-Солнце; предметы декоративно-прикладного искусства с образом солнца; принадлежности для рисования; запись песни «Уголок России».

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дидактическое упражнение «Сложи слово из слогов».

 

Какое слово получилось?

Как еще можно сказать? (Составление синонимического ряда.)

- Вспомните, какие три символа - три отличительных знака есть у любой страны, в том числе у России.

II. Сообщение темы занятия.

1. Воспитатель (после того, как назовет тему занятия):

- Но любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Оказалось, представления у многих людей совпадают.

2. Чтение стихотворения «Родина» З. Александровой

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор ...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь: от маков красная,

Золотая целина ...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

- Что же вспоминает автор, когда произнося т слово Родина?

III. Работа по теме.

1. Русская белоствольная березка.

А) Воспитатель:

- Для многих людей символом России является белоствольная березонька (демонстрация картинок, символы вывешиваются на доску), потому что таких берез, таких березовых рощ нет больше нигде в мире. Недаром этому дереву многие русские поэты посвящали стихи. Вот послушайте.

Б) Прослушивание отрывков из стихотворений.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит береза

В сонной тишине,

 И горят снежинки

В золотом огне.

С. Есенин

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым ...

Ф. Тютчев

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

А.Прокофьев.

В) Хоровод «Березка».

Береза моя, березонька,                 Дети идут хороводом, взявшись за руки.

Береза моя белая,                           Меняют направление движения.

Береза кудрявая,

Стоишь ты, березонька,                Встали. Руки вверх – вдох.

Посередь долинушки.                   Опустили руки - выдох.

На тебе, березонька,                      Руки вверх – вдох.

Листья зеленые,                             Опустили руки - выдох.

Под тобой, березонька,                 Руки вверх - вдох.

Трава шелковая.                            Опустили руки - выдох.

Г) Дидактическое упражнение «Скажи, какая?').

- Березка какая? (Подбор слов-признаков.)

2. Желтоокая ромашка.

А) Отгадывание загадки о ромашке.

- Еще одним символом России является цветок. Отгадайте, какой?

Стоит в лесу кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Демонстрация - вывешивание на доску слова-отгадки.)

Б) Дидактическое упражнение «Скажи, какая?».

- Ромашка какая? (Подбор прилагательных.)

3. Царь-Солнце.

А) Отгадывание загадки о солнце.

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает, взглядом согревает.

(Демонстрация слова-отгадки.)

Б) Рассказывание славянской легенды о Царе-Солнце с опорой на воображение и иллюстративный материал.

                Далеко-далеко, за синим морем, на Востоке есть волшебное царство. Там посреди шелковой травы и цветов-жемчужинок, золотых и серебряных деревьев высится ослепительный переливающийся дворец. Во дворце том восседает могущественный Царь-Солнце на златотканом пурпурном престоле.

                И есть у Царя-Солнца чудесная колесница, в которой разъезжает он по небу. Запряжена она двумя золотыми орлами, несущими колесницу по белу свету. И есть у Царя-Солнца две родных сестрицы: Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Утренняя Заря выводит солнечную колесницу и провожает брата странствовать по небу. А как наступает вечер, другая сестрица - Заря Вечерняя уже поджидает братца у ворот дворца и принимает колесницу.

                Издревле повелось, что орел - солнечная птица, помощник самого Солнца. Поэтому очень часто на Руси орлов вышивали золотой нитью. Да и крылья орлов вышивали так, чтобы походили они на солнечные лучи.

                Птиц, запряженных в колесницу Царя-Солнца, было две. Одна смотрит в одну сторону, другая - в другую. В вышивке часто изображалась одна птица с двумя головами, повернутыми в разные стороны.

В) Подвижная игра «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко».

г) Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства. Воспитатель говорит о том, что без солнца не прожить ни людям, ни животным, ни птицам, ни растениям, поэтому наши предки изображали солнце и в вышивке, и в росписи и слагали о нем легенды.

4. Матрешка.

А) Отгадывание загадки.

Кого мы сначала ломаем,

А потом играем?

(Вывешивание слова-отгадки.)

Б) Рассказ воспитателя:

             - Делают матрешек из липы. Мастерят матрешек мужчины.  Сначала точат самую маленькую, а затем все больше и больше. Иногда их бывает больше 50 штук. Потом эти фигурки попадают в руки к женщинам. Их обмазывают крахмалом и сушат, и становятся они белее снега. И уже затем перышками и кисточками начинают разрисовывать. А расписывают их по-разному. У матрешек города Семенова многоцветная роспись и богатый узор с изогнутыми веточками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне. (Демонстрация.)

               Матрешки эти вытянутые, тонкий верх переходит в утолщенный низ.

Давайте их посчитаем:

Шли подружки по дорожке.

Было их совсем немножко:

Две Матрешки,

Три Матрешки

И одна Матрешечка.

Сколько же у нас матрешек?

г) Продолжение рассказа воспитателя:

Воспитатель:

- Матрешка, наверное, самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. А о самой матрешке написано много загадок, частушек, стихов. Вот послушайте наших девочек.

д) Чтение стихов девочками.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

Шла по ягодку Матрешка,

Позабыла взять лукошко.

- И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть?

Пыль клубится по дорожке.

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех Матрешками зовут.

Как у нашей у хохлатки

Нынче вы велись цыплятки,

Из одной скорлупочки

Матрешки вышли в юбочке.

А. Алехин

(Если позволяет время, можно поговорить с детьми о колокольчике, колокольном звоне, Царь-колоколе.)

5. Отчий дом.

А) Воспитатель:

- Ребята, а еще, я думаю, что, уезжая куда-то далеко-далеко, вы вспоминаете не только яркое солнышко, красавицу матрешку, белоствольную кудрявую березоньку, желтоокую ромашку, но и свой родной, отчий дом.

Давайте споем песню «Уголок России».

Б) Исполнение песни «Уголок России». - О чем эта песня? (Уточнить.)

- Что значит слово отчий?

IV. Закрепление пройденного.

Дидактическое упражнение «О каких символах нашей Родины сказано в стихах?».

  • Наш любимый край Россия,

     Где в озерах синева,

          Где березки молодые

          Нарядились в кружева.

  • Города старинные

Мастерами славные.

Улицы кузнечные,

Улицы гончарные.

Площади торговые,

Праздничные ярмарки

Из Ельца - матрешки,

А из Тулы - пряники.

  • Здесь теплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в просторах лугов...

И нет у нас Родины, кроме России, -

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

  • У реки березка-скромница

     И ромашковый бугор ...

          А другим, наверно, вспомнится

          Свой родной московский двор.

2. Отгадывание кроссворда (с помощью взрослого).

  • Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашка.)

  • В дверь стучать оно не будет,

А взойдет и всех разбудит. (Солнце.)

  • О чем можно сказать: родной, отчий, отеческий, старый; кирпичный? (Дом.)
  • Отгадайте, что звенит? Младший брат Царь-колокола. (Колокольчик.)
  • Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка.)

3. Дидактическое упражнение «Разрезные картинки». Выполняется индивидуально.

Сложить картинки с изображением неофициальных символов России.

4. Рисование на тему «Если скажут слово Родина». Воспитатель:

- А что вы представляете, когда слышите слово Родина?

Нарисуйте.

V. Подведение итогов.

Закрепление материала на других занятиях и в свободной деятельности:

1. Продолжение беседы и рассказ о неофициальных символах России.

2. Отгадывание кроссвордов.

3. Роспись плоскостных матрешек.

4. Выставка рисунков на тему «Если скажут слово Родина».

5. Экскурсия в художественный музей, выставочный зал.

6. Экскурсия в русскую избу.

7. Разрезные картинки.

8. Выполнение задания «Дорисуй недостающие части».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные символы России»

Работая с детьми в направлении нравственно-патриотического воспитания, педагог ставит перед собой задачу – воспитать патриотов своей страны, но прежде всего он сам должен являться таковым. Именн...

«Нетрадиционные символы России»

Цель:- расширить представления детей о символах России;- познакомить детей с неофициальными символами нашей страны;- способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к Родине;- развивать исследо...

Аппликация "Нетрадиционные символы России"

Занятие к проекту по патриотическому воспитанию "Нетрадиционные симврлы России"...

Нетрадиционные символы России

Воспитывать любовь и трепетное отношение к Родине, развивать интерес к традициям, знакомить неофициальной символикой Российского государства.Воспитание стремления у ребенка активно вступать во в...

Нетрадиционные символы России

Воспитывать любовь и трепетное отношение к Родине, развивать интерес к традициям, знакомить неофициальной символикой Российского государства.Воспитание стремления у ребенка активно вступать во в...

НОД по ознакомлению с окружающим миром "Береза - нетрадиционный символ России"

Данное мероприятие было проведено для детей старшей группы в музыкальном зале.Цель занятия: Формирование у детей представления о Русской березе, о красоте окружающего мира....

Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"

Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....