Рабочая программа первой младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая программа первой младшей группы "Пчелки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад №9 комбинированного вида» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Принято: на педагогическом совете Структурного подразделения «Детский сад №9 комбинированного вида Протокол №2 от 17.12.2015г. | Утверждено: заведующий структурным подразделением «Детский сад №9 комбинированного вида» ______________________ Н.И. Фоменкова Приказ № __ от ___.______.201__г. |
Рабочая программа
совместной деятельности педагога с детьми
в соответствии с ФГОС ДО
Сарсынгалиевой Е.Н.
первая младшая группа
2016–2017 учебный год
Рузаевка, 2016 г.
Оглавление
1.2. Цели и задачи реализации основной образовательной программы ДОУ. 4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 8
1.4. Характеристика особенностей развития детей раннего возраста 9
1.5. Планируемые результаты усвоения программы. 12
1.6. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: 12
1.7. Педагогическая диагностика (см. папку) 13
2.1. Учебный план ООП ДО в 1 младшей группе МБДОУ «Детский сад №9». 14
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. 17
2.3. Формы, способы и средства реализации программы. 19
2.4 Взаимодействие с семьей и социумом. 21
2.5.Планирование работы с детьми в группе. 22
1.Годовое планирование (см. папку) 22
2.Календарно-тематическое планирование. 22
2.6. Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом национально - культурных и региональных условий. 23
III.Организационный раздел. 28
3.1. Оформление предметно - пространственной среды. 28
3.3. Дополнительное образование. 36
3.4. Перечень методических пособий. 37
- Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы структурного подразделения «Детский сад №9» комбинированного вида» и основной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13).
- Закон «Об образовании Республики Мордовия» (принят Госсобранием 01.08.2013 г.)
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка раннего дошкольного возраста; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию и направлена на достижения стандарта образования как системы требований и его содержанию, которая обеспечивает высокий уровень развития детей каждого психологического возраста. Реализация стандарта – это выполнение государством обязательств перед ребенком, семьей, обществом в целом, связанных с обеспечением равного стандарта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
1.2. Цели и задачи реализации основной образовательной программы ДОУ.
Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основные задачи образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
- Владение речью как средством общения.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
- Развитие физических качеств.
- Правильное формирование опорно– двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
- Правильное выполнение основных движений.
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
- Овладение подвижными играми с правилами.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)
детского развития.
2. Принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
дошкольного образования.
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Принцип сотрудничества с семьей.
6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности.
8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
Вышеперечисленные принципы
- предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках НОД и проведении режимных моментов.
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работу с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
1.4. Характеристика особенностей развития детей раннего возраста
Возрастная характеристика детей 2-3 лет
Физическое развитие
Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.
Социально-личностное развитие
У 2 летних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам». Для детей 3-х летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этом возрасте начинает складываться и произвольность поведения. У детей к 3 годам появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, нарушение общения со взрослыми и др.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с предметами - заместителями. Для детей 3х летнего возраста игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.
Познавательно-речевое развитие
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками, дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на каком-либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту. Направить на что-либо внимание ребенка путем словесного указания - очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка очень невелик - один предмет. Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Художественно-эстетическое развитие
В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование, лепка и аппликация. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - и отходящих от нее линий.
В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.
1.5. Планируемые результаты усвоения программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
1.6. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
1.7. Педагогическая диагностика (см. папку)
- Содержательный раздел.
- Учебный план ООП ДО в 1 младшей группе МБДОУ «Детский сад №9».
Направление развития (образовательные области) | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и кол-во в неделю |
Физическое развитие | Двигательная, коммуникативная | п/игры,игровые упражнения,физминутки | 10 мин, 3 раза в неделю |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная ,трудовая. | ||
1.Сенсорика, математика | познавательно-исследовательская, коммуникативная | Моделирование, беседа, | 10 мин, 1 раз в неделю |
2.Окружающий мир | познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая | Наблюдения, экскурсии, опыты, совместные действия, беседа | 10 мин, 0,5 раз в неделю |
3.Конструирование | Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная | Моделирование,сюжетные игры, ситуативный разговор | 10 мин, 0,5 раз в неделю |
Речевое развитие | Коммуникативная, двигательная,игровая | ||
1.Развитие речи | Коммуникативная, чтение художественной литературы | Беседа, п/игра, д/игра,слушание худ.произведений, сюжетные игры | 10 мин, 1 раз в неделю |
2.Чтение художественной литературы | Коммуникативная, чтение художественной литературы | слушание худ.произведений, сюжетные игры. | 10 мин, 0,5 раз в неделю |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная, познавательно-иследовательская, игровая, двигательная. | ||
1.Музыка | Музыкально-художественная | Слушание, исполнение, импровизация,п/игры, муз-ритмич.движения. | 10 мин, 2 раза в неделю |
2.Рисование | Продуктивная, коммуникативная. | Объяснение, показ, беседа, инд.работа, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. | 10 мин, 0,5 раз в неделю |
3.Лепка | Продуктивная, коммуникативная | Объяснение, показ, беседа, инд.работа, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. | 10 мин, 0,5 раз в неделю |
4.Аппликация | Продуктивная, коммуникативная | Объяснение, показ, беседа, инд.работа, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. | 10 мин, 0,5 раз в неделю |
Социально-коммуникативное развитие | Игровая, двигательная, трудовая, коммуникативная. |
Виды детской деятельности детей дошкольного возраста
Виды детской деятельности | Формы работы с детьми |
Двигательная | П/игры с правилами, игровые упражнения, подвижные дидактические игры, игровая беседа с элементами движений. |
Игровая | Сюжетные игры, игры с правилами, театрализованные игры, пальчиковый театр, настольный театр. |
Трудовая | Трудовые поручения, совместная деятельность по уходу за цветами, поручения. |
Коммуникативная | Беседа, ситуативный разговор, сюжетные игры с правилами. |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, экскурсии, моделирование, экспериментирование, сюжетные игры с правилами. |
Чтение художественной литературы | Чтение, разучивание, ситуативный разговор с детьми. |
Музыкально-художественная | Слушание, исполнение, импровизация, музыкально-ритмические движения , музыкально-дидактические игры |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. |
Режим двигательной активности
Формы работы | Виды занятий | Количество и длительность занятий |
Физкультурные занятия | В помещении На прогулке | 2 раза в неделю 10 минут 1 раз в неделю 10 минут |
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | Утренняя гимнастика | Ежедневно утром, 3-5 минут |
Подвижные игры | Ежедневно (утром, вечером), 10-15 минут | |
Физкультминутки | 1-2 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий | |
Гимнастика после сна | Ежедневно 1 раз после сна, 3-5 минут | |
Самостоятельная двигательная деятельность | Самостоятельно использование физического и спортивно-игрового оборудования | Ежедневно |
Самостоятельные спортивные игры | Ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур
Комплексы закаливающих процедур | Количество и сроки | |
Дыхательная гимнастика | Ежедневно | В течении года |
Хождение по массажной ребристой дорожке | Ежедневно | В течении года |
Гимнастика после сна с элементами дыхательной гимнастики | Ежедневно | В течении года |
Профилактика респираторных заболеваний фитонцидами | Ежедневно | В течении года |
Люстра Чижевского | Ежедневно | В течении года |
- Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.
Направление развития | Методическое пособие (название, автор) | Наглядно-дидактическое пособие | Рабочие тетради |
Физическое развитие | 1.Занятия с детьми 2-3 лет: развитие движений. Г.И.Винникова | ||
Художественно-эстетическое развитие | |||
1.Музыка | По плану музыкального руководителя | ||
2.Рисование | 1.Занятия с детьми 2-3 лет. Г.И.Винникова 2.Изобразительная деятельность в д/с.Ранний возраст. И.А.Лыкова 3. Изобразительная деятельность в д/с.Младший возраст. И.А.Лыкова 4.Планирование, конспекты занятий по ИЗО для детей раннего возраста О.Г.Жукова. 5.Художественное творчество: планирование, конспекты 1мл.гр. Н.Н.Леонова. | ||
3.Лепка | 1.Занятия с детьми 2-3 лет. Г.И.Винникова 2.Изобразительная деятельность в д/с.Ранний возраст. И.А.Лыкова 3. Изобразительная деятельность в д/с.Младший возраст. И.А.Лыкова 4.Планирование, конспекты занятий по ИЗО для детей раннего возрастаО.Г.Жукова. 5.Художественное творчество: планирование, конспекты 1мл.гр. Н.Н.Леонова. | ||
4.Аппликация | 1. Художественное творчество: планирование, конспекты 1мл.гр. Н.Н.Леонова | ||
Речевое развитие | |||
1.Развитие речи | 1.Развитие речи у детей 2-3лет. Л.И.Смирнова 2.Занятия с детьми 2-3лет. Г.И.Винникова 3.Комплексные занятия с детьми в 1мл.гр. Т.М.Бондаренко. | ||
Познавательное развитие | |||
1.Сенсорика | 1.Занятия с детьми 2-3лет. Первые шаги в математику Г.И.Винникова. | ||
2.Окружающий мир | 1.Занятия с детьми 2-3лет.Социальное развитие,окружающий мир. Г.И.Винникова. | ||
3.Конструирование | 1.Занятия с детьми2-3лет .Г.И.Винникова | ||
Социально-коммуникативное развитие | 1.Занятия с детьми 2-3лет.Социальное развитие,окружающий мир. Г.И.Винникова. |
- Формы, способы и средства реализации программы.
Направление развития | Формы реализации программы | Способы | Методы | Приемы | ||
Совместная деят-ть | Самостоятельная деят-ть | Взаимодействие с семьей | ||||
Физическое развитие | Физические упр-я, п/игра. | п/игра | Зарядка, закаливание, физминутки. | Соревнования, игров.упр-я. | Показ, беседа | |
Художественно-эстетическое развитие | п/игра, создание композиции, игры драматизации. | Рассматривание иллюстраций, рисование, лепка, аппликация | Чтение художественной литературы, изготовление поделок. | Выполнение поручений, объяснение. | Показ, слушание,моделирование | Рассматривание, беседа, чтение |
Познавательное развитие | д/игра, физминутка,п/игра,экскурсии, эксперимент | Наблюдения, | Изготовление развивающих игрушек | Показ, упр-я, объяснения,д/игра | моделирование | Рассматривание иллюстраций, наблюдения |
Речевое развитие | д/игра,чтение, заучивание | Рассматривание иллюстраций. | Повтолрение речевых игр, чтение сказок, потешек | Разучивание чистоговорок, речевые игры. | Беседа, рассматривание картин, | Чтение, разучивание. |
Социально-коммуникативное развитие | Чтение, д/игры, с/р игра | Сюжетные игры,рассматривание, моделирование | Чтение сказок потешек | Показ, рассматривание картинок по темам | Беседа, наблюдения, худ.слово | Объяснение, слушание, |
2.4 Взаимодействие с семьей и социумом.
Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1.Организационное родительское собрание «Задачи воспитания и содержания работы с детьми 1 младшей группы» 2.Беседа «Что должно быть в шкафчике» 3.Консультация «Адаптация ребенка к детскому саду. | Сентябрь | Лапштаева О.В. Сарсынгалиева Е.Н. Лапштаева О.В. |
1.Консультация «Воспитание КГН у детей младшего возраста» 2.Консультация «Формирование культуры трапезы». 3.Фотовыставка на тему «КГН в детском саду» | Октябрь | Лапштаева О.В. Сарсынгалиева Е.Н. Сарсынгалиева Е.Н. |
1.Консультация «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка». 2.Папка-передвижка «День матери». 3.Фотоваысавка «Мама-солнышко мое». | Ноябрь | Лапштаева О.В. Сарсынгалиева Е.Н. Сарсынгалиева Е.Н. |
1.Папка-передвижка «Зимушка-зима». 2.Конкурс поделок «Здравствуй, Новый год!» 3.Фотоотчет «Новогодний праздник в детском саду». | Декабрь | Лапштаева О.В. Сарсынгалиева Е.Н. |
1.Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику» 2.Консультация «Сенсорное развитие детей 2-3лет» 3.Конкурс игрушек и игр по сенсорике. | Январь | Сарсынгалиева Е.Н. Лапштаева О.В. |
1.Папка-передвижка «Витаминная корзина» 2.Консультация «Здоровье всему голова» | Февраль | Сарсынгалиева Е.Н. Лапштаева О.В. |
1.Консультация «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста» 2.Папка-передвижка «С праздником, дорогие женщины!» | Март | Лапштаева О.В Сарсынгалиева Е.Н. |
1.Консультация «Играйте вместе с детьми» 2.Консультация «Какие игрушки необходимы детям» | Апрель | Сарсынгалиева Е.Н. Лапштаева О.В. |
1.Консультация «Летний отдых и оздоровление детей» 2.Итоговое родительское собрание «Чему научились наши дети за год». | Май | Сарсынгалиева Е.Н. Лапштаева О.В. Сарсынгалиева Е.Н. |
1.Консультация «Как обеспечить безопасность дома ребенка 3-х лет». | Июнь | Лапштаева О.В |
1.Консультация «Солнце, воздух и вода-наши верные друзья» | Июль | Сарсынгалиева Е.Н. |
1.Привлечение родителей к приобретению канцтоваров | Август | Сарсынгалиева Е.Н. Лапштаева О.В. |
2.5.Планирование работы с детьми в группе.
1.Годовое планирование (см. папку)
2.Календарно-тематическое планирование.
Месяцы | Недели | Темы |
Сентябрь | 1-2 3-4 | Адаптационный период. Детский сад. Осень. |
Октябрь | 1-2 3-4 | Я в мире человек. Моя семья. Овощи. Фрукты. |
Ноябрь | 1-2 3-4 | Игрушки. Домашние животные. Птицы. |
Декабрь | 1-2 3-4 | Зима. Новогодний праздник. |
Январь | 1-2 3-4 | Каникулы. В гостях у сказки. Дикие животные. |
Февраль | 1-2 3-4 | Мебель. Одежда. Обувь. |
Март | 1-2 3-4 | Мамин день. Весна. |
Апрель | 1-2 3-4 | Народная игрушка. Посуда. |
Май | 1-2 3-4 | Транспорт. Правила дорожного движения. Лето. |
2.6. Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом национально - культурных и региональных условий.
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории. Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их использования в работе дошкольных учреждений. С этой целью используем региональную программу « Валдоня» (Светлячок), и примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем», которые учитывают современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений и пути ее реализации в педагогическом процессе в условиях Республики Мордовия.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры мордовского края.
Задачи:
- формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;
- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, сорта;
- воспитание гражданско-патриотических чувств.
Развивая ребенка в многонациональной среде, особое внимание уделяется приобщение его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.
Региональное содержание дошкольного образования реализуется во всех образовательных областях, при этом учитывается как интеграция самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы.
В основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей.
Образовательная область | Задачи |
«Социально-коммуникативное развитие» | Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Мордовского края, стремление сохранять национальные ценности. |
«Познавательное развитие» | Приобщать детей к истории Мордовии. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой. |
«Речевое развитие» | Развивать речь, мышление. Знакомить с языками, на которых говорят жители Мордовии; с названиями частей тела, одежды и предметов обихода древней и современной мордвы. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Мордовского края. Формировать практические умения по приобщению детей дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности. |
«Физическое развитие» | Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные мордовские игры и забавы. |
Организация образовательной работы в группе раннего возраста.
Детская деятельность | Формы работы |
Двигательная | Игровая беседа с элементами движения П/и с правилами Подвижно-дидактические игры Игровые упражнения |
Игровая | Сюжетные игры Игры с правилами Театрализованные игры Пальчиковый театр Настольный театр |
Элементарная трудовая деятельность | Трудовые поручения Совместная деятельность по уходу за растениями |
Коммуникативная | Беседа Ситуативный разговор Речевые ситуации Сюжетные игры |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения Экскурсии Экспериментирование Решение проблемных ситуаций Сюжетные игры |
Восприятие художественной литературы | Чтение Разучивание Ситуативный разговор |
Музыкально-художественное | Слушание Исполнение музыкальных произведений Музыкально-дидактические игры |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества |
III.Организационный раздел.
3.1. Оформление предметно - пространственной среды.
Материально-технические условия группы № 1 «Пчелки» обеспечивает успешную реализацию ФГОС ДО.
Помещения группы № 1 «Пчелки» расположены на втором этаже .
В помещения группы входит:
- раздевалка
- групповое помещение
- веранда
- туалетная комната
- спальная комната
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группового помещения и материалов, оборудования и инвентаря для развития воспитанников, охраны и укрепления их здоровья, учёта психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.
В соответствии с критериями, зафиксированными ФГОС дошкольного образования, РППС в группе содержательно насыщенна;
- трансформируема;
- полифункциональна;
- вариативна;
- доступна;
- безопасна.
Насыщенность РППС соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы для первой младшей группы (от 2 до 3 лет.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в группе) обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость образовательного пространства обеспечено возможностью изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов обеспечивается:
- возможностью разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, и т. д.;
- наличием в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды обеспечена:
- наличием в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодической сменяемостью игрового материала, появлением новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды обеспечена:
- доступностью для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
- свободным доступом воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность РППС обеспечивается соответствием всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Организация образовательного пространства в групповом помещении дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование группового помещения. Зонирование помещения помогает ребёнку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
В групповом помещении группы имеются материалы и игрушки:
- для социально-коммуникативного развития детей (наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разнообразные занятия детей и взрослых; картинки и фотографии, отражающие разные эмоциональные состояния людей (весёлый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивлённый, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации).
- для процессуальных и сюжетных игр (игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные (очеловеченные) животные из разных материалов (мишки, собачки, кошечки и т. д.); стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.); стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.); игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца; лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки), уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веник, салфетки); игры в парикмахерскую (зеркало, расчёска, ленточки, флаконы),) строительные наборы для изготовления мебели, домов, дорожек и пр.; машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые и гоночные машины, подъёмный кран, самолёты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.); детские телефоны, предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, жёлуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.); крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.; большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно делать поезда, туннели, дома и пр.
- для познавательного и речевого развития детей (бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности, выполненные из различных материалов, разных размеров, цветов, фактур, наличие одинаковых наборов игрушек; пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; большая напольная пирамида для совместных игр детей; матрёшки; наборы кубиков и объёмных тел (цилиндры, бруски, шары, диски); игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.); наборы разнообразных объёмных вкладышей; мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, пазлы; конструкторы; игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, пищалки, колокольчики, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.); заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.).
- для развития познавательной активности, экспериментирования: стол с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.); разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, неработающая кофемолка, телефон и пр.); пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания; игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками; наборы предметных картинок и сюжетных картин по разным темам (например, «Домашние и дикие животные», «Деревья. Кустарники. Травы», «Насекомые», «Птицы», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Сезонные изменения в природе» и т. д.); книги, открытки, альбомы, аудиоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.
- для развития речи: книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.).
- для художественно-эстетического развития детей: книги с красочными иллюстрациями, репродукции; альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства; альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;; стенд для демонстрации детских рисунков и поделок; ёмкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.
- для изобразительной деятельности: наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель, пищевые красители); кисти для рисования, клея; палитра, ёмкости для воды, красок, клея; салфетки для вытирания рук и красок; бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликации; глина, пластилин (не липнущий к рукам); печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания; доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; мольберты;
- для музыкального развития детей: игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, треугольники, , ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, шумовые инструменты, в том числе самодельные аудиосредства (магнитофон; аудиоматериалы с записями музыкальных произведений).
- для театрализованной деятельности: оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, маски, театральные атрибуты и др.); карнавальные костюмы, маски; фланелеграф (магнитная доска) с набором персонажей и декораций, различные виды театров (настольный плоскостной);
- для физического развития детей: различные приспособления, способствующие развитию двигательной активности детей (ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки),; массажные дорожки и коврики с разным покрытием; игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику, в том числе: мячи разных размеров, в том числе массажные; кегли; обручи, кольца; игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания.
- В группе организованы Центры:
- Центр «Маленькие строители»
- Центр «Здравствуй, книга!»
- Центр «Играем в театр»
- Центр «Маленькие Музыканты»
- Центр «Маленькие художники»
- Центр «Мы познаем мир»
- Центр двигательной активности
- Центр сенсорики
- Центр «Мы играем»
3.2.Режим дня.
Холодный период (сентябрь-май).
Время | Режимные моменты |
6.30-8.30 | Утренний прием и осмотр детей, игры, общение, утренняя гимнастика. |
8.30-8.50 | Подготовка к завтраку, завтрак. |
8.50-9.00 | Игры, подготовка к образовательной деятельности. |
9.00-9.35 | Образовательная деятельность, развивающие подгрупповые образовательные ситуации на игровой основе (НОД) |
9.35-10.00 | 2 завтрак |
10.00-11.40 | Игры, подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки. |
11.40-12.10 | Подготовка к обеду, обед. |
12.50-15.00 | Подготовка ко сну, дневной сон. |
15.00-15.30 | Постепенный подъем, воздушные процедуры, игровой массаж. |
15.30-15.45 | Полдник. |
15.45-16.30 | Игры, досуги, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность по интересам. |
16.30-17.10 | Подготовка к ужину, ужин. |
17.10-18.30 | Подготовка к прогулке, прогулка. Уход домой. |
Теплый период года (июнь-август)
Время | Режимные моменты |
6.30-8.00 | Утренний прием и осмотр детей, игры, общение, утренняя гимнастика. |
8.00-8.30 | Подготовка к завтраку, завтрак. |
8.30-9.00 | Игры, подготовка к образовательной деятельности. |
9.00-9.35 | Образовательная деятельность, развивающие подгрупповые образовательные ситуации на игровой основе (НОД) |
9.35-9.40 | 2 завтрак |
9.40-11.30 | Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдения) |
11.30-11.50 | Возвращение с прогулки, водные процедуры. |
11.50-12.30 | Подготовка к обеду, обед. |
12.30-15.00 | Подготовка ко сну, дневной сон |
15.00-15.20 | Постепенный подъем, гимнастика после сна. |
15.20-15.45 | Полдник. |
15.45-16.40 | Игры, прогулка, возвращение с прогулки. |
16.40-17.10 | Подготовка к ужину, ужин. |
17.10-18.30 | Подготовка к прогулке, прогулка. Уход домой. |
Сетка занятий
День недели | ООД |
Понедельник | 1.Физическая культура 2.Аппликация/Конструирование |
Вторник | 1.Музыка 2.Развитие речи |
Среда | 1.Физическая культура 2.Математика, сенсорика |
Четверг | 1.Окружающий мир/Чтение художественной литературы 2.Физическая культура |
Пятница | 1.Рисование/Лепка 2.Музыка |
Режим двигательной активности.
Формы работы | Виды занятий | Кол-во и длительность занятий |
Физкультурные занятия | В помещении На прогулке | 2 раза в неделю, 10мин. 1 раза в неделю, 10мин. |
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | Утренняя гимнастика | Ежедневно утром, 3-5 мин. |
П/игры | Ежедневно (утром, вечером) 2раза , 10-15 мин. | |
Физминутки | Ежедневно, 1-2 раза в зависимости от вида и содержания занятий. | |
Гимнастика после сна | Ежедневно 1 раз, после сна, 3-5 мин. | |
Самостоятельная двигательная деятельность | Самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования | Ежедневно |
Самостоятельные и спортивные игры | Ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур
Комплексы закаливающих процедур | Количество | Сроки |
Дыхательная гимнастика | Ежедневно | В течении года |
Хождение по массажным ребристым дорожкам | Ежедневно | В течении года |
Гимнастика после сна с элементами дыхательной гимнастики | Ежедневно | В течении года |
Профилактика респираторных заболеваний фитонцидами | Ежедневно | Ноябрь-март |
Лампа Чижевского | Ежедневно | В течении года |
3.3. Дополнительное образование.
Дополнительное образование «Чудесный пластилин» в 1 младшей группе на 2016-2017уч.год.
Дополнительное образование проводится 1 раз в неделю по четвергам в 16.00 с 10-12 детьми, длительность занятия 10 минут.
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
3.4. Перечень методических пособий.
Программно-методическое обеспечение
Направление развития | Программы | Технологии и методики |
Физическое развитие | Программа «Детство» МО РФ | Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет, развитие движений |
Художественно-эстетическое развитие | Программа «Детство» МО РФ. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» | Жукова О.Г.Планирование, конспекты занятий по ИЗО для детей раннего возраста. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет Леонова Н.Н. Художественное творчество…планирование, конспекты. |
Познавательное развитие | Программа «Детство» МО РФ | Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в 1 мл.группе Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет, социальное развитие, окружающий мир. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Первые шаги в математику. |
Речевое развитие | Программа «Детство» МО РФ | Смирнова Л.И. Развитие речи у детей 2-3 лет. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в 1 мл.группе |
Социально-коммуникативное развитие | Программа «Детство» МО РФ | Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Социальное развитие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа первой младшей группы
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу для ясельной группы ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/28/picture-458309-1403921695.png)
Рабочая программа Первая младшая группа Возрастной диапазон освоение программы 2-3 года
Рабочая программа ориентирована по многим направлениям опираясь на возрастные особенности детей. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная дея...
Рабочая программа первой младшей группы на 2014-2015 учебный год
Составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-402345-1392043598.jpg)
Рабочая программа первой младшей группы на 2014-2015г.
Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования.Приказом Министерства образования и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418182-1394610892.jpg)
Рабочая программа первой младшей группы на основе программы "Детство"
Рабочая программа первая младшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-621168-1428513940.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА первой младшей группы (от 2 до 3 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой
Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателями МАДОУ «Золушка».Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, ре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-595129-1424115524.jpg)
Рабочая программа первой младшей группы «Капельки» срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.
Содержание программы: I. Целевой раздел ……………………………………1.1....