«ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
консультация (младшая группа) на тему

Ильясова Гузель  Сайфулловна

  трудовая деятельность в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ilyasovoy_g.s._na_bp_2.odt16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 р.п. Магнитка Кусинский район»

Выступление на заседании базовой площадки на тему:

«ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

                               

Воспитатель: ИЛЬЯСОВА ГУЗЕЛЬ САЙФУЛЛОВНА

2017 ГОД

 Свой доклад я хочу начать со слов В.А. Сухомлинского, который  придавал важное значение трудовому воспитанию: «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» ( СЛАЙД №2)                                                          

У меня в данный момент 2 младшая группа. Свою работу я строю, опираясь на комплексную образовательную программу детского сада  « Детство», в соответствии с ФГОС. Задача  формирования трудолюбия детей дошкольного возраста является одной из актуальных для современной науки. Целью работы я определила -  социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности.

Заинтересовавшись данной проблемой, я изучила методическую литературу: 

 « Образовательная область - труд» под редакцией М.В.Крулехта, А.А.Крулехта, где очень чётко прописаны задачи:

1. Помочь ребёнку освоить первые представления и соответствующий словарь о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях ( мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и т. п.).

2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта ( « Что это? Кто это?») к простейшему сенсорному анализу, выделению ярко выраженных в предметах качеств и свойств ( назначение предмета; его части и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер).

3. Способствовать осознанию и принятию правил безопасного поведения на основе представлений о предметах и материалах, которые дети широко используют в разных видах деятельности ( предметная деятельность, игра, самообслуживание).

4. Воспитывать ценностное, бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.

5. Приобщать детей к самообслуживанию ( одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, волевых усилий, положительной самооценки.

Работу по выполнению выше поставленных задач я начала с создания необходимых условий в группе. Разнообразила предметно- развивающую среду настольно-печатными играми ( слайд №3) , атрибутами для сюжетно-ролевых игр: набор парикмахера ( слайд №4), продавца ( слайд №5),  доктора ( №6). Совместно с родителями  сшили халаты для игры в « Больницу»  ( слайд №6), форму для дежурных ( слайд №7). Также для ухода за растениями в группе и в огороде имеются фартуки, лейки,  опрыскиватели, лопатки, грабли, ящики с землёй ( слайд №8).

Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка  является воспитание у него трудолюбия. Детей нужно подвести к пониманию необходимости, нужности и полезности их труда. Например: посадка лука  ( слайд №9), перед детьми нужно поставить задачу (создать проблемную ситуацию), показать способы выполнения и конечный  результат.

Я стараюсь так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

В процессе трудовой деятельности идёт социально-коммуникативное развитие. Содержание этой деятельности направлено на реализацию цели развития любознательности к трудовой деятельности взрослых, поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании.

Основными методами воспитания являются следующие компоненты:

1. Наблюдения. Наблюдение фрагментов конкретных видов труда.

 Наблюдение за хозяйственно-бытовым трудом взрослых в детском саду. (например: смена постельного белья, мытья посуды) ( слайд  №10).

2. Рассматривание предметов и иллюстраций (картинок) о предметном мире и трудовой деятельности взрослых.

3.Художественное слово. Чтение стихов и потешек, побуждающих детей к самообслуживанию

« Знаем, знаем, да, да, да,

Где тут прячется вода!

Выходи водица,

Мы пришли умыться! ( слайд №11).

4. Сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям, отражать представления о труде взрослых и использовать в играх предметы-заместители ( слайд №12- дети-шофёры; ремонт машин, строительство из модулей ( СЛАЙД №13)

Трудовая деятельность очень тесно интегрируется с социально-коммуникативным развитием. Это достигается за счёт накопления сенсорного опыта и расширения детских представлений о мире материалов и предметов, созданных трудом взрослых; неразрывной связи познания с развитием детской речи, включения детей в систему социальных отношений через представление возможности отражения мира взрослых в игре. Всё это отражается в сюжетно-ролевых играх (слайд №14 —  купание куклы, глажка белья, мытьё игрушек).

В сюжетно-ролевых играх трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд.

В группе имеется уголок дежурства. ( слайд №15) Дети помогают помощнику воспитателя накрывать столы ( слайд №16), также помогают и в подготовке к занятиям ( слайд №17).

Поручения и дежурства стали постоянными формами организации в группе и дети достигли определённых успехов.

Также большое внимание я уделяю самообслуживанию. Дети осваивают первоначальные представления о содержании, способах выполнения отдельных действий, затем- процессов самообслуживания, связанных с одевание( СЛАЙД №18), умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приёма пищи. Я стараюсь организовывать игровые ситуации, позволяющие детям радоваться чистой, красивой одежде, аккуратной причёске, испытывать отрицательные эмоции от вида грязных рук, непричёсанных волос. Использую дидактические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие мелкой моторики, необходимой для самостоятельного выполнения действий самообслуживания. Создаю условия и побуждаю детей отражать процессы самообслуживания в играх на бытовую тематику, когда ребёнок в роли мамы учит « своих детей» умываться, есть, причёсываться, следить за своим внешним видом. Неоценимую пользу в приобщении детей к труду играют и художественные средства, как художественная литература, музыка, изобразительное искусство. В нашей группе имеется магнитофон,  который используется в образовательной деятельности, как в совместной, так и самостоятельной  деятельности детей, в режимных моментах. Дети слушают аудиосказки, воспитывающие трудолюбие, а также танцуют и поют под музыку( СЛАЙД №19). В самостоятельной деятельности рисуют и используют в своём творчестве трафареты.( слайд №20). Все названные средства используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Родители также принимают активное участие в педагогическом процессе: ремонтируют игровое оборудование, участвуют с детьми в совместных творческих выставках рисунков и поделок; также знакомятся с консультациями, которые я выставляю в приёмной.

Социально-коммуникативное развитие в трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста- это на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно трудовых качеств. Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в детях активно развиваются такие качества, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда; кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность.

И хочу закончить свой доклад словами А.С. Макаренко « Труд-это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания»( слайд №21). Спасибо за внимание! ( слайд №22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Гендерное воспитание детей младшего возраста через игровую деятельность

Гендерное воспитание детей младшего возраста через игровую деятельность...

"Воспитание детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности"

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-...

Методические рекомендации по воспитанию детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию прида...

Методические рекомендации по воспитанию детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности

Детский труд не создаёт общественно значимых материальных ценностей;Труд детей носит воспитательный характер;Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможност...

Методические рекомендации по воспитанию детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию прида...