"Воспитание детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности"
презентация к уроку (старшая группа)

Бикулова Яна Александровна

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

         В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bikulova_ya.a._sayt.pptx2.27 МБ
Файл tekst_k_prezentatsii.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности МКДОУ № 24, воспитатель – Бикулова Я.А.

Слайд 2

« Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания ». А.С. Макаренко.

Слайд 3

Цель : объединение усилий педагога и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения и интереса к профессиям взрослых . Задачи: развивать трудовые навыки у детей; воспитывать интерес и положительное отношение к труду; способствовать всестороннему развитию детей в труде.

Слайд 4

Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал. С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично .

Слайд 5

ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКА ДЕЖУРСТВ

Слайд 6

Дидактическая игра « Накроем стол для кукол »

Слайд 7

ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ : « УБОРКА НА УЧАСТКЕ » (осень)

Слайд 8

ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ : « УБОРКА НА УЧАСТКЕ » (зима)

Слайд 9

ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ ЖИВОТНОВОДА

Слайд 11

РАЗРАБОТКА ЛЭПБУКА « КИБИТКА »

Слайд 13

Познавательное занятие: « Кибитка – жилище калмыков »

Слайд 15

ЛЭПБУК « ПРОФЕССИИ »

Слайд 17

Лэпбуп можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и в подгруппе

Слайд 18

Мнемотаблицы по теме « Профессии » Настольная игра - лото « Профессии »

Слайд 19

Дидактическая игра « Собери картинку » Тема: ПРОФЕССИИ Дидактическая игра « Зачем (для чего, почему) нужно это делать? »

Слайд 20

« Профессии наших родителей » « Мой папа-следователь. Каждый день без выходных, папа расследует дела » « Моя мама работает в школе, учит детей математике. Проверяет тетради и ставит оценки. И даже я знаю , что такое трапеция)…. » Арманова Карина

Слайд 21

… Мой папа работает бойцом пожарной команды в МЧС. Он участвует в тушении пожаров, спасает людей и природу от огня. Это очень нужная и ответственная профессия. Мой папа очень СМЕЛЫЙ… Ходжаев Олег

Слайд 22

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ « КТО ЛЮБИТ ТРУД, ТОГО ЛЮДИ ЧТУТ »

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

" ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "

2 слайд

" Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания "

А.С.Макаренко

3 слайд

Цель: объединение усилий педагога и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения и интереса к профессиям взрослых.

Задачи: 

  • развивать трудовые навыки у детей;
  • воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
  • способствовать всестороннему развитию детей в труде.

4 слайд

Актуальность темы

        Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

        В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

        С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

5 слайд

Оформление уголка дежурств

        Знакомя детей с трудом повара проводились беседы о этой профессии, рассматривание картинок «Посуда», беседы во время приема пищи о еде, кто её готовит, сюжетно-ролевая игра «Готовим обед», загадки и стихи о поваре, о посуде, рассматривание иллюстраций о профессиях, схемы сервировки стола, рассматривание предметов помощников и действий с ними для профессиональной деятельности, чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино-горе», сказки «Колосок», «Крылатый, мохнатый да масляный».

        Для закрепления мы оформили наш уголок дежурства.

        Дежурство - это одна из форм организации труда детей. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

ЗАДАЧИ: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.

На дежурство по столовой назначается по 2 ребенка. Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.

Частично дети убирают каждый сам за собой. Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать. В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю. Воспитатель обращается к ним, как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономичными приемами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

        

6 слайд

        Игра " Накроем стол для кукол "

Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы. Знакомить с правилами этикета ( встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом).

        Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением необходимых предметов для этой игры и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

7 слайд

уборка участка

        Перед уборкой у нас проходила беседа с детьми о труде дворника, о важности его работы, рассматривание картинок " Инвентарь дворника ", проводилась беседа о городском зелёном хозяйстве, было дано основное понятие работника зеленого хозяйства- это рабочий, который выполняет работы при устройстве скверов и газонов и содержании зеленых насаждений, просматривали картинки на данную тему, какие насаждения могут быть высажены.  И для закрепления профессии дворника и работника зелёного хозяйства мы провели уборку на участке.

        Цель: закрепить представления детей о труде взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых, ценностное отношение, формировать желание приходить на помощь окружающим, помочь осознать значимость труда сотрудников детского сада, увидеть их личностные качества; формировать коммуникативные навыки.

Цель: приучать детей к чистоте и порядку, вызывая желания трудиться в коллективе, получать удовольствие от проделанной работы.

Задачи:

  1. в процессе трудовой деятельности (уборка участка) учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для себя и окружающих, учить создавать радостное настроение от результатов выполненной работы.
  2. расширить знания детей о характерных признаках изменения природы, подчеркнуть красоту осенней природы, разнообразие красок, уточнить приметы осени.
  3. воспитывать чувство ответственности, старательного отношения к выполнению работы на закрепленном участке. В ходе совместного труда дети помогали друг другу, отгадывали загадки на осеннюю, зхимнюю темы, проговаривали сезонные приметы. Так же была проведена Д/И"Назови по другому" и др.

8-9 слайд

Знакомство с трудом животновода

        Была проведена с детьми беседа о труде животновода, в игровой форме.

        Цель: Познакомить детей с профессией животновода, с его трудовыми действиями.

        Задачи: 

  • совершенствовать диалоговую речь, правильно отвечать на вопросы;
  • пополнить словарь детей словами гурт отара, животновод;
  • воспитывать интерес и уважение к труду животновода.

10-11 слайд

        Главная цель лэпбука - это познакомить детей с культурой родного края через жилище калмыков. Лэпбук является универсальным способом знакомства с жизнью калмыцкого народа, их бытом, их трудом.

        Производство промышленных изделий у калмыков сохраняло преимущественно характер домашней промышленности, с ее традиционными отраслями. Калмыки обрабатывали кожу для изготовления одежды, обуви и кожаной посуды, валяли кошмы (войлоки), шили одежду и обувь. Все это область женского труда, занятия калмычек. Мужчины изготовляли деревянную посуду, курительные трубки, седла, оружие и др. На рынок эти изделия почти не поступали.

        Демонстрируя лэпбук я рассказываю детям о предметах быта или могу предложить им самим подумать и сказать  для чего могли использоваться те или иные предметы.

12 слайд

        Было проведено познавательное занятие : " Кибитка - жилище калмыков"

Цель:  

  1. познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаями, традициями калмыцкого народа;
  2. обогатить и уточнить знания детей, воспитывать интерес к духовной культуре народа;
  3. развивать речь, память, логическое мышление детей.

К каждому разделу, к каждому предмету есть беседы:

  • " Быт калмыков "
  • " Кибитка "
  • " Калмыцкие чаши "
  • " Бортха "
  • " Домбра "
  • " Альчики "
  • " Калмыцкий головной убор "

13 слайд

        Игра- лото " Жизнь и быт калмыцкого народа "

Цель игры: Знакомство детей с жизнью и бытом калмыцкого народа.

        Игра-лото " Жизнь и быт калмыцкого народа " поможет детям приоткрыть завесу прошлого нашего народа и может стать хорошим помощником в расширении кругозора детей.

Игра-лото состоит из 12-ти больших карт, это:

  • " Семья "
  • " Праздник Зул "
  • " Праздник Цаhан Сар "
  • " Народные игры "
  • " Бытовые предметы в кибитке "
  • " Посуда "
  • " Одежда "
  • " Национальные блюда "
  • " Борцоги "
  • " Домашние животные "
  • " Домашние птицы "
  • " Степные животные "
  • " Достопримечательности города Элисты "

В центре больших карт находится картинка с изображением сцен калмыцкой жизни, предметов быта и т.д, вокруг большой картинки дети должны разложить подходящие картинки поменьше.

Прежде, как сесть за игру в первый раз, я беседую с детьми, рассказываю им об истории жизни и быта калмыцкого народа. При рассказе можно активно использовать картинки данной игры.

14-15-16 слайд

Лэпбук Профессии

Цель: расширение, закрепление знаний детей о профессиях.

Важным направлением в расширении представлений ребенка о мире и знакомстве его с окружающей действительностью — является знакомство с профессиями. Дети не только осваивают знания о профессиях, игровых действиях в сюжетно-ролевых играх, но и учатся по иллюстрации определять ее, называть и соотносить необходимые атрибуты каждой профессии, рассказывать и описывать деятельность взрослых и родителей. Такая работа помогает ребенку легче социализироваться.

Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой. Лэпбук включает в себя задания на развитие психических процессов и восприятия окружающего мира. Помогает систематизировать имеющиеся знания о профессиях.

В лэпбук входят такие разделы как:

  • загадки
  • стихи
  • пословицы и поговорки
  • вспомогательные вопросы
  • раскраски

Так же развивающие игры:

  • " Кому что нужно для работы"
  • " Кто что делает ( в помощь картинки) "
  • " Для человека какой профессии это нужно? "
  • " Кто что делает? "
  • " Найди тень "
  • " Наряди куклу (бумажные) "
  • " Накроем стол для кукол "

17 слайд

  • " Лото ПРОФЕССИИ "

        Игра развивает внимание, восприятие, память и логическое мышление.

 Цель: Познакомить детей с названиями профессий, их значениями, развивать интерес к труду той или иной профессии. Формировать представление о профессиях людей.

               Развивать зрительное восприятие, память, а также мелкую моторику рук.

        Правила игры: В пособии представлены 8 профессий и карточки к каждой профессии. В игре участвуют от одного до восьми участников. Задача каждого игрока – подобрать карточки (атрибуты) соответствующие определенной профессии.

Большие карточки раздаются игрокам. Маленькие карточки складываются в мешочек. Один из игроков вытаскивает одну карточку. Выигрывает тот, у кого быстрее всех заполнилась вся большая карточка. 

        Усложнение:

  1. Попросить ребенка подобрать из карточек форму одежду характерную для определенной профессии.
  2. Предложить ребенку рассказать про профессии своих родителей и какую значимость их профессия несет для общества.
  3. Предложить ребенку рассказать, кем бы он хотел стать, когда вырастет и почему.

  • Мнемотаблицы по всем профессиям: полицейский, пожарный, врач, повар, строитель, продавец, фермер, учитель и две мнемотаблицы общие, подходящие для любой профессии.

18 слайд

  • " Зачем (для чего, почему) нужно это делать? "

Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Ход игры:

        Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети называют действие.

- Зачем нужно растение?(лейка)

- что нужно стирать? (платье) и т.д.

  • " Собери картинку "

        Игра в увлекательной форме познакомит с профессиями. Ребёнок должен из отдельных фрагментов собрать целостное изображение. Это можно сделать по образцу или по памяти.

Цель: - расширить, закрепить и уточнить представление о разных профессиях

Задачи: - учить собирать целое из частей;

                 - развивать познавательный интерес, зрительное восприятие, внимание.

19-20 слайд

Работа с родителями

        Профессии наших родителей - фото и мини рассказы от детей про их родителей и кем они работают.

21-22 слайд

        Выставка рисунков на тему " Кто любит труд, того люди чтут ". Выставка проводится в целях формирования у подрастающего поколения понимания значимости труда, развития творческих способностей и любознательности у детей.

        Так же с детьми была проведена беседа : " Все профессии мы знаем и их труд уважаем ", " Труд взрослых в детском саду ".

Дидактические игры: " Кому что нужно?(предметные картинки) ",

" Доскажи словечко "

( Цель: развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игрыДети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож). Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Красить комнаты пора. Пригласили. (маляра).

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц. (дрессировать).

Каждый день газету в дом нам приносит. (почтальон).

На глазах у детворы крышу красят. (маляры).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня. (медсестра).

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел).

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает. (столяр)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья. (плотник)

 )..

Знакомство с пословицами и поговорками о труде, такими как:

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Всякая работа мастера хвалит.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Какие труды, такие и плоды. и т.д. и много другое

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

«Значение игровой деятельности в воспитаний детей дошкольного воспитания в контексте в ФГОС ДО.»

У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь. (А.С.Макаренко) Игра – это не только имитация жизни, это ещ...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...