Программа дошкольного образования по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности кружок «Веселый Петрушка» в подготовительной к школе группе
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги- практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С познавательным развитием тесно связано и речевое. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Новизна и отличительные особенности программы.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6—7 лет (подготовительная группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания и систематизации материала описанного в литературе.
Новизна заключается в том, что в работе кружка могут принимать участие и родители.
Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.
Цель: развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Развивать умение сочинять этюды по сказкам.
• Развивать умение импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
• Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Развивать умение строить диалог.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
Срок реализации программы.
Реализация программы рассчитана на 8 месяцев (с 1 октября по 31 мая).
Количество занятий в год - 64.
Продолжительность занятий.
Дни проведения: каждый вторник Время проведения: 15.30
Длительность: 30 минут.
Форма организации: групповая.
Список детей:
- Аветисян Эрик
- Аникина Вероника
- Аникина Дарья
- Донченко Руслан
- Дронова Дария
- Дунай Владислав
- Жарикова Яна
- Иорин Иван
- Козлов Роман
- Кузнецова Екатерина
- Мищенко София
- Мусатов Владислав
- Петрова Виктория
- Толстых Владислав
- Терентьева Виктория
- Фоминичев Антон
- Цвигун Иван
- Шатров Кирилл
- Коровина Серафима
Предполагаемые умения и навыки детей:
• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминают заданные позы.
• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
• Знают 5–8 артикуляционных упражнений.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
• Умеют сочинять этюды по сказкам.
• Умеют строить простейший диалог.
Формы подведения итогов:
- драматизации сказок, стихов;
- выступления перед детьми других групп, родителями, сотрудниками детского сада;
- участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Педагогические условия для реализации программы:
- создание предметно пространственной развивающей среды;
- единство социально – эмоционального и когнитивного развития;
-насыщение театрализованной деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием;
-последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
-наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
-совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Методы и приемы обучения:
Методы:
- беседа;
- разыгрывание сказок, сценок;
- драматизации сказок;
- ролевые диалоги по иллюстрациям;
- имитационные этюды;
- этюды на выразительность передачи образа;
- этюды на выражение основных эмоций;
- пантомимические этюды и игры;
- упражнения на выразительность движений и мимики;
- упражнения на интонационную выразительность;
- игровые упражнения;
- отгадывание загадок;
- рассматривание картинок по сказкам;
- проблемные ситуации;
- подвижные игры;
- танцы;
- слушание музыкальных фрагментов;
- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
-театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, кода каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
-распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
2. Содержание рабочей программы.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. Музыка, где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. Художественное творчество, где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию к сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. Коммуникация, на которых у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. Чтение художественной литературы, где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей театрализованной деятельности.
5. Познание, где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Тематический план кружка «Веселый Петрушка»
Сентябрь
Занятие 1. Игровая программа «Пока занавес закрыт».
Цель: развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.
Сказку ты, дружок, послушай и сыграй.
Цель: развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.
Занятие 2. Сказка «Зайчик и Ежик».
Цель: развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
Занятие 3. Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».
Цель: познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка».
Театральные игры.
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Занятие 4. Репетиция сказки «Красная Шапочка».
Цель: объяснить детям значение слова «событие», продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных.
Игра на действие с воображаемыми предметами
Цель: способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.
Занятие 5. Репетиция сказки «Красная Шапочка».
Цель: совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.
Игра на действие с воображаемыми предметами.
Цель: способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.
Занятие 6. Репетиция сказки «Красная Шапочка».
Цель: совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом.
Разыгрывание этюдов.
Цель: познакомить детей с понятием "этюд"; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Занятие 7. Репетиция сказки «Красная Шапочка».
Цель: продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.
Разыгрывание этюдов.
Цель: развивать умение детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.
Занятие 8. Репетиция сказки «Красная Шапочка».
Цель: продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.
Разыгрывание этюдов.
Цель: развивать умение детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.
Октябрь.
Занятие 9. Репетиция сказки «Красная Шапочка».
Цель: продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей.
Ритмопластика
Цель: развивать умение детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Занятие 10. Репетиция спектакля «Красная Шапочка».
Цель: добиваться сведения всех эпизодов сказки «Красная Шапочка» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел.
Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»
Цель: развивать память, воображение детей.
Занятие 11. Спектакль «Красная Шапочка».
Цель: творческий отчет по театральной деятельности.
Занятие 12. Театральная игра.
Цель: развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.
Театральная игра «Любитель-рыболов».
Цель: развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.
Театральная игра «Одно и то же по-разному».
Цель: развивать воображение, фантазию детей.
Занятие 13. Игра «Кругосветное путешествие».
Цель: дать детям возможность проявить себя в предлагаемых обстоятельствах; развивать чувства правды, веры в вымысел и смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ритмопластика.
Цель: развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
Занятие 14. Культура и техника речи.
Цель: развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.
Занятие 15. Сказка «Снежный колобок».
Цель: познакомить детей со сказкой «Снежный колобок». Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.
Ноябрь.
Занятие 16 -20. Репетиция сказки «Снежный колобок».
Цель: совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телосложением. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.
Занятие 21. Драматизация сказки «Снежный колобок».
Цель: совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Занятие 22. Театральные игры «Король», «День рождения».
Цель: способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Развивать умение детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.
Занятие 23. Культура и техника речи.
Цель: совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).
Ритмопластика.
Цель: развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом.
Занятие 24. Театральная игра «Метелица».
Цель: развивать умение детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.
Декабрь.
Занятие 25. Сказка «Заюшкина избушка».
Цель: познакомить со сказкой «Заюшкина избушка».
Занятие 26. Репетиция сказки «Заюшкина избушка».
Цель: развивать умение детей узнавать героев по характерным признакам. Развивать интонационную выразительность.
Занятие 27. Репетиция сказки «Заюшкина избушка».
Цель: совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Формировать дружеские взаимоотношения
Занятие 28. Репетиция сказки «Заюшкина избушка».
Цель: совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки. Развивать у детей память.
Занятие 29. Репетиция сказки «Заюшкина избушка».
Цель: совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.
Занятие 30. Репетиция сказки «Заюшкина избушка».
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова.
Занятие 31. Работа над эпизодами сказки «Заюшкина избушка».
Цель: воспитывать коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. Развивать воображение, память, фантазию.
Занятие 32. Репетиция эпизодов сказки «Заюшкина избушка».
Цель: продолжать работу над сценическим воплощением сказки «Заюшкина избушка»; развивать воображение, фантазию, память детей.
Январь.
Занятие 33. Культура и техника речи.
Цель: продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
Ритмопластика
Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.
Занятие 34. Репетиция сказки «Заюшкина избушка».
Цель: развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение.
Занятие 35. Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Цель: совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.
Занятие 36. Культура и техника речи.
Цель: пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей.
Ритмопластика
Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.
Занятие 37. Театральная игра «Морское путешествие».
Цель: дать детям возможность представить себя в образе матросов. Развивать фантазию и воображение, внимание, память, общение.
Занятие 38. Культура и техника речи.
Цель: развивать четкое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией.
Ритмопластика.
Цель: развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.
Занятие 39. Ритмопластика. Музыкально-пластические импровизации.
Цель: учить детей передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
Культура и техника речи. Скороговорки
Цель: формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Занятие 40. Театральная игра «Карусель».
Цель: воспитывать музыкальность, внимание, умение соизмерять свои действия с действиями товарищей. Работать над дикцией и голосом.
Февраль.
Занятие 41. Театральная игра «Это вы можете».
Цель: развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам.
Занятие 42. Сказка «Три медведя».
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя». Вызвать у детей эмоциональный отклик на русскую народную сказку.
Занятие 43. Сказка «Три медведя».
Цель: познакомить со сказкой «Три медведя» на новый лад (в стихах). Развивать умение давать характеристики персонажам сказки.
Занятие 44. Обсуждение сказки «Три медведя».
Цель: развивать умение детей грамотно высказывать своё мнение о прочитанной сказке; грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Занятие 45. Работа над эпизодами сказки «Три медведя».
Цель: работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Три медведя»; развивать воображение, память, фантазию.
Занятие 46. Репетиция эпизодов сказки «Три медведя».
Цель: продолжать работу над сценическим воплощением сказки «Три медведя»; развивать воображение, фантазию, память детей.
Март.
Занятие 47 - 54. Репетиция сказки «Три медведя».
Цель: воспитывать умение детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев.
Апрель.
Занятие 55. Драматизация сказки «Три медведя».
Цель: совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.
Занятие 56. Театральная игра «Сам себе режиссер».
Цель: создавать условия для импровизации мини-спектакля.
Занятие 57. Театральная игра «Сам себе режиссер».
Цель: создавать условия для импровизации мини-спектакля.
Занятие 58. Театральная игра «Цирковое представление».
Цель: создать условия для организации цирковых номеров.
Занятие 59. Театральная игра «Цирковое представление».
Цель: создать условия для организации цирковых номеров.
Занятие 60. Экологическая сказка «Колобок».
Цель: познакомить детей с экологической сказкой «Колобок». Воспитывать любовь к природе.
Май.
Занятие 61 - 63. Репетиция экологической сказки «Колобок».
Цель: закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.
Занятие 64. Драматизация экологической сказки «Колобок».
Цель: совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
Список используемой литературы
1. Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Просвещение»,1991г.
2. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова «Театрализованные игры в д/с», Москва, «Школьная пресса»,2000г.
3. М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в д/с», Москва,Творческий центр «Сфера»,2003г.
4. Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Милаванович «Программа Театр-творчество-дети», Москва,1995г.
5.Л.С.Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение».1991г.
6. Т.Н.Караманенко «Кукольный театр-дошкольникам», Москва, «Просвещение»,1982г.
7. В.И.Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс»,1999г.
8. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко «Кукольный театр-дошкольникам», Москва, «Провещение», 1982г.
9. Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», Москва, Творческий центр «Сфера», 2009г.
10. Н.Ф.Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва, «ВАКО»,2007г.
11. Журнал «Секреты кукольного театра». №1/2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного рисования (свеча и акварель). Подготовительная к школе группа Тема: «Мы волшебники».
Цели занятия:ü Познакомить со смешанной нетрадиционной техникой рисования – свеча и акварель.ü Развивать навыки работы с воском и акварелью.ü Закреплять умение тонировать лист в цвета зимы; развивать ...
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного рисования (оттиск смятой бумагой). Подготовительная к школе группа Тема: «Подушечка с иголками».
Цели: Ø Развивать у детей умение пересказывать текст точно, последовательно, выразительно. Учить детей пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную.Ø Совершен...
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ОНР на тему: «Березы весной».
Конспект занятия по рисованию методом тычка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ОНР по теме "Березы весной"....
«В стране веселых песен» Театрализованное представление с участием детей подготовительной к школе группы и сотрудников детского сада.
Центральная стена зала украшена силуэтами нот, поющих птиц и зверей.Около нее – макет замка, окруженного деревьями. У боковой стены стоит большой скрипичный ключ. Звучит песня...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» (лепка из жгутиков) на тему: «Осеннее дерево» (подготовительная к школе группа)
Вниманию коллег предлагается конспект нод в подготовительной группе по образовательной области "художественно-эстетическое развитие" лепка "жгутиками"....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование в нетрадиционной технике «восковая вытяжка») в подготовительной к школе группе по теме: «Новогодние звёздочки»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование в нетрадиционной технике «восковая вытяжка») в подготовительной к школе группе по теме: «Новог...