Эмоционально-личностная сфера развития детей с нарушением речи
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Степаненко Ольга Ильинична

У детей с недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается, недоразвитой связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalno-lichnostnoy_sfery_detey.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 15»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема: «Эмоционально-личностная сфера развития детей с нарушением речи»

(5 – 7 лет)

Подготовил:

воспитатель,

Степаненко Ольга Ильинична

г. Энгельс 2017г.

У детей с недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается, недоразвитой связная речь.

Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь, бедная, малословная, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной. Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается с большим трудом и характеризуется качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем недоразвития речи является отставание экспрессивной речи при относительном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.

Для преодоления недоразвития речи необходимы специальные коррекционные мероприятия, направленные на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Эта задача реализуется различно, в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи. Одним из вариантов реализации данной задачи, это проведения с детьми игр и упражнений для развития эмоционально-личностной сферы.

А сейчас я перечислю задачи данных игр и упражнений для развития эмоционально-личностной сферы:

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- развитие паралингвистических средств общения;

- формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

- регуляция социальных отношений;

- коррекция страхов и негативных черт характера;

- развитие психических процессов.

Для примера разберём на практике несколько игр для развития эмоционально-личностной сферы детей.

Условия для проведения игр: необходимо обеспечить свободное размещение и передвижение детей, и дать каждому ребёнку возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Игра №1. Изобрази животное

Содержание. Дети образуют большой круг.

Поочередно пересекая круг, они с помощью выразительных движений изображают животных.

Остальные участники пытаются угадать, кого изображает ребенок.

Примечание: Принимается любое изображение. Педагог поддерживает проявление активности.

Игра №2. Изобрази движение без предмета

Содержание. Дети образуют большой круг.

Поочередно входя в центр круга, они показывают (без предметов) следующие движения:

- подбрасывают и ловят мяч;

- причёсывают волосы;

- умываются и вытирают полотенцем;

- нюхают апельсин, розу, лук;

- разрезают лимон и пробуют одну из его долек;

- вдевают нитку в иголку;

-пришивают пуговицу;

- застегивает пуговицу;

- перелистывают страницы книги;

- насыпают в стакан с чаем несколько ложек сахара, размешивают и пробуют чай и т.п.

Примечание: Принимается любое изображение. Педагог поддерживает проявление активности.

Игра №3. Пантомимические сценки

Содержание. Педагог обрисовывает ситуацию, а дети (поочередно или вместе, распределив между собой роли) изображают ее с помощью пантомимики.

Примеры ситуаций:

- Садовник подстригает деревья. Вдруг видит на одном кусте божью коровку. Он осторожно сажает ее на ладошку, рассматривает, затем жучок улетает.

- Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что следует быть мужественным. Мальчик пытается улыбнуться. Ему это удается, хотя и с трудом.

Итог: Проводя игры и упражнения с детьми для развития эмоционально-личностной сферы в течении года и наблюдая за детьми было отмечено, что дети стали более сплочёнными, дружелюбными, эмоционально отзывчивыми, выразительными, способными общаться и играть в коллективе, находиться в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.

            Описание инновационного проектаТема:  Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у  детей с нарушениями речи.Автор пр...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

методические рекомендации «Основные методы психотерапии при коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи»

В методических рекомендаөиях представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по коррекционно-педагогическому воздействию на детей с ...

Методические рекомендации «Основные методы психотерапии при коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи»

В методических рекомендаөиях представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по коррекционно-педагогическому воздействию на детей с ...

Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста"

В практической деятельности для развития ритмических навыков детей  необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого много...

Развитие коммуникативной сферы у детей с нарушением речи в сотрудничестве с родителями

Развитие коммуникативной сферы у детей с нарушением речи в сотрудничестве с родителями...

«Приемы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи»

Нарушения поведения и эмоционально-волевые нарушения и у детей с нарушением речи в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно...