Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по музыке по теме

Арыкова Ольга Николаевна

 

В практической деятельности для развития ритмических навыков детей  необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятии с детьми просто не придумаешь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_arykova_yugorsk_snegurochka.docx22.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коммуникативные методы и приемы формирующие

эмоционально-личностное  и музыкальное развитие детей

дошкольного возраста

В практической деятельности для развития ритмических навыков детей  необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятии с детьми просто не придумаешь.

Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?

Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности не вербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности: уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной  самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.

Несмотря на то, что предложенный нами материал адресован детям, мы полагаем, что его с успехом можно использовать для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях.

Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и акцизные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Кроме того, предлагаемый материал можно использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов (дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов).

Еще одно важнейшее направление использования подобного материала — это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у пего неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении.

В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получаемся, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).

Итак, предлагаемый материал является универсальным в педагогической работе, и мы надеемся, что он будет эффективно использоваться в повседневных занятиях и развлечениях с детьми.

Коммуникативные танцы для детей старшего дошкольного возраста.

У МЕНЯ И У ТЕБЯ  

«РАЗ, ЛАДОШКА»  муз. Зарицкой

Цель: Установление контакта между детьми,  воспитание доброжелательности

Все в парах лицом друг к другу

.  

1фр. - правую ладошку прижимают к своей груди и к партнеру;  «фонарики» сжатыми в кулачки пальцами

2фр. – то же и  шлепки по коленям

Повторить 2раза

Припев:

                Хлопки по ладоням друг друга

                Притопы, взявшись за руки

                Прыжки

                Пружинки

.

1фр. – то же и качать головой

2фр. – то же и стучать пальчиками по щечкам

ТАНЕЦ-ИГРА «СЕМЬ ПРЫЖКОВ»

(ДАНИЯ)

Дети стоят врассыпную по залу. Ведущий – взрослый.

1-4т. –  подскоки врассыпную

5т. –     3хлопка в ладоши

6т. –     кружатся подскоками

7 -8т. – 3 хлопка и кружатся  

9т. -      на первый аккорд ведущий показывает любую фигуру, на второй – другую (например, «цапля» и «нос»). Дети повторяют то, что им показывают.

 Танец повторяется сначала.  Движения все время добавляются, т.е «цапля», «нос», «сесть по-турецки» … (7разных поз)

ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛЕНТОЧКИ»

АЛЕВАНДЕР (ШВЕЙЦАРИЯ)

Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы и доверия.

У каждого из детей в правой руке разноцветная ленточка.

А - под весёлую музыку дети  легко двигаются по кругу.  В центре – ведущий, у которого в руке несколько лент разного цвета.

Б- ведущий поднимает ленту определенного цвета (например, синюю), выбегают дети,  у которых в руках такие же ленточки; они  произвольно танцуют.  В следующий раз ведущий поднимает ленту другого цвета. Последний раз – все  разноцветные ленточки.

Вариант: «Танцуют те, у кого в одежде есть синее!» (или белые банты, зеленые шорты и др.

СМОТРИ

ПОЛЬКА «ТРИК-ТРАК»  МУЗ. И. ШТРАУСА

Цель:  Установление контакта между детьми, ориентирование в пространстве.

Дети стоят парами друг к другу. В руках держат небольшую мягкую или резиновую игрушку (любой  другой предмет).  Дети произносят текст в ритме  музыки, наклоняя голову вправо-влево:

  А 1фр.  Смотри. Гляжу (показывая друг другу)  Тебе не покажу (прячут за спину)

           2-4фр.  То же

   Б  1-4фр.        Двигаются поскоками по залу.

      5 -8фр. (можно по сигналу) находят нового партнера, меняются предметом;  слова произносить по слогам:  ПО-МЕ-НЯ-ЛИСЬ!  РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕ-ТЫ-РЕ, ПЯТЬ! ПРО-ДОЛ-ЖА-ЕМ   МЫ  ИГ- РАТЬ.

       Повторить  А и Б и А

ИГРА  «ШЛЯПЫ»  

КАРНЕВАЛИТО (Мексика)

Цель:                Импровизационно – коммуникативная игра на взаимодействие.

А - Дети свободно гуляют по залу, у всех в руке деревянная палочка, у некоторых на палочке висит шляпа.  Под музыку дети произвольно снимают шляпы друг у друга, с одной палочки на другую.

Б  те, у кого шляпа надевают себе на голову и произвольно в ритме музыки танцуют. Другая половина детей присаживается и стучит ритм.

ИГРА  «СМЕНИ  ПАРУ»

 «ИНДАЭУ» (Португалия)        

Цель:          Коммуникативная игра на взаимодействие, ориентирование в пространстве.

А  Дети свободно гуляют врассыпную, в конце музыки находят себе пару.

Б   Выполняют хлопки: 3 хл. правыми ладошками, 3 хл. левыми, 3 хл. двумя навстречу.  Глядя, друг другу в глаза прощаются, помахав рукой.

ИГРА С БУБНАМИ – ОДИН И ВСЕ

Цель:         Развитие  памяти, музыкальных способностей.

А - Все дети стоят в кругу, бубен в правой руке, левой рукой держат бубен соседа. Лёгкий бег под музыку.

Б – 1-2ф.  ведущий задаёт ритм, ударяя себя бубном по различным частям тела  (или разные ритмические рисунки)

        3-4фр. весь круг повторяет.

Игра повторяется с другим солистом

ИГРА  - ПРИВЕТСТВИЕ 

(Мексиканский вальс)

Цель:         Ориентирование в пространстве, воспитание доброжелательности.

Дети делятся на две половины, у половины детей в руках бубны или колокольчики.

А  -Под музыку выполняют лёгкий бег, в конце фразы находят себе пару, говорят друг другу: « привет», передают инструмент.

Б Далее свободный танец. Игра повторяется.

ТАНЕЦ С ПРЫЖКАМИ

(ПОЛЬША)

Цель:                Импровизационно – коммуникативная игра на взаимодействие.

Дети разделены на две группы

Вступление - слушают

А 1такт -   на «раз» делают один шаг вперед; на счет «два» - шаг другой ногой;  на счет «три» прыжком становятся на обе ноги;

Повторяют несколько раз движения 1т.

Б  1-2фр. часть детей хлопают в ладоши, другие – произвольно танцуют.

 3-4фр. Дети, которые хлопали – танцуют, а другие хлопают.

 ТЫ ШАГАЙ                               муз.  Коротаевой

Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.

              Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

1к.         Поздоровайся ладошкой,

        Поздоровайся и ножкой.

        Плечиком и локотком

        И, конечно, язычком.

        - Здравствуй! (говорят)

Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.

              Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

2к.        Поздоровайся головкой,

        Как ты делаешь все ловко.

        Пальчиком и кулачком

        И, конечно, язычком.

        - Добрый день!

Припев: Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.

              Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

3к.        Поздоровайся макушкой

        И своим красивым ушком.

        Спинкой, тепленьким бочком.

        И, конечно, язычком.

        - Привет! (кричат)

 МЫ ИДЕМ С ТОБОЙ ПО КРУГУ

1.Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Улыбнемся мы с тобой. 
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.


2. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И помашем всем рукой.

 Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.


3. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Хлопнем по плечам рукой.

Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.


4. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И обнимемся с тобой.

Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.


5. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Расцелуемся с тобой.
Рады-рады все друг-другу

И опять пойдем по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Основные методы и приемы в обучении дошкольников рисованию"

Материал полезен начинающим старшим воспитателям для пополнения картотеки консультаций, а также молодым воспитателям, которые проводят занятия по ИЗО-деятельности самостоятельно....

Методы и приемы здоровьесбережения в музыкальной деятельности

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы  с использованием современных методов здоровьесбере...

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия, методы и приемы речевого развития детей в ДОУ"

АктуальностьДетсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В эт...

Методы и приемы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ

       Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадо...

Семинар-практикум для молодых педагогов: Кейс-метод технология как форма работы с детьми дошкольного возраста

Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках НОД. Кейсы - это интеракт...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ"

Семинар- практикум для педагогов «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»Цель: об...