СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

ПЛОХОВА  АНАСТАСИЯ ЛЕОНИДОВНА

Семинар- практикум для педагогов «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»

Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации работы по данной теме.

 Задачи:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2.Повышать методический уровень педагогов по организации работы с родителями. 3.Способствовать творческому поиску

4. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для педагогов «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»

Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации работы по данной теме.

 Задачи:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2.Повышать методический уровень педагогов по организации работы с родителями. 3.Способствовать творческому поиску

4. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Оборудование:

Ход мероприятия.

(Семинар проводится в форме брейн-ринга. Все педагоги делятся на 4 команды, выбирается жюри. После каждого раунда подводятся итоги и выдаются очки в форме лучей солнца, на которых написаны составляющие здорового образа жизни)

Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашем семинаре-практикуме «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов», который пройдет в форме игры «Брейн-ринг». В нашей игре учувствует 4 команды. Вам сейчас необходимо придумать название команды и выбрать капитана. Ведущий представляет команды.

 Одному древнему философу задали вопрос: «Что является ценным для человека – богатство или слава?» И он ответил так: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.»

Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. А теперь предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.

Упражнения "Я работаю над своим здоровьем". (Педагоги выходят и строятся в линию)

Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.

  1. Я каждое утро выполняю гимнастику.
  2. Я каждый вечер гуляю на свежем воздухе перед сном.
  3. Я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом.
  4. Я регулярно провожу разгрузочные дни.
  5. У меня нет вредных привычек.
  6. Я соблюдаю режим дня.
  7. Я правильно питаюсь.
  8. Я эмоционально уравновешен.
  9. Я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни. Ведь наши родители отдают нам своих детей в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим здоровье их детей.

И на нашем семинар-практикуме мы с вами поговорим о здоровье, как его сохранить и укрепить. Как сформировать главную, основную, жизненно важную привычку у дошкольников-привычку к здоровому образу жизни? Найти ответ на этот вопрос мы с вами попытаемся сегодня на нашем семинаре.

А вот, что говорят дети на тему здоровья.  Видеофильм с размышлениями детей о здоровье.

Вопросы детям: что такое здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

 (Звучит музыка, обозначающая начало игры)

Раунд №1. Разминка.

Закончи пословицу. (Вопросы задаются каждой команде по очереди, очко получает та команда, которая ответила на все пословицы)

1.В здоровом теле...(здоровый дух)

2.Пешком ходить...(долго жить)

3.Физкультурой заниматься будешь...(про болезни забудешь)

4.Береги платье снову, а … (здоровье смолоду).

5.Смолоду закалишься - на весь век … (сгодишься).

6.Чистота-залог … (здоровья).

7.Чеснок да лук от …(семи недуг).

8.Движение - спутник …(здоровья).

9.Держи голову в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле — проживешь сто лет …(на земле).

10.Здоровья за деньги …(не купишь).

11.Тот здоровья не знает, кто болен … (не бывает).

12.Здоровьем начинаешь дорожить тогда, когда его … (потеряешь).

Пословицы и поговорки — это наши верные помощники в формировании ЗОЖ и не только.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему - то поучают

И от беды нас берегут.

Раунд №2. Битва команд.

(Команды поднимают флажок и отвечают. Кто больше ответит, тот и получает очко. Время ответов 3 минуты)

Какие приемы сохранения и стимулирования здоровья дошкольников мы используем в нашем детском саду?

Раунд №3. Конкурс капитанов.

(Вызываются капитаны команд. Каждому капитану задается вопрос. За правильный ответ дается 1 балл. Если капитан не знает ответ на вопрос, то право ответа передается другому. Очко получает капитан, набравший больше всего очков).

1.Сколько раз в неделю организуются занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет? (Не менее 3 раз в неделю).

2. Длительность занятий по физическому развитию зависит от …. (возраста).

3. Длительность занятий по физическому развитию во второй младшей группе составляет … (15 мин)

4. Длительность занятий по физическому развитию в средней группе составляет … (20 мин).

5. Длительность занятий по физическому развитию в старшей группе составляет … (25 мин).

6. Длительность занятий по физическому развитию в подготовительной группе составляет … (30 мин).

7. Длительность занятий по физическому развитию во первой младшей группе составляет … (10 мин)

8. Рекомендуемая длительность ежедневных прогулок в ДОУ составляет … (3-4 часа).

9. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от … (климатических условий).

10. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется …(сокращать)

11.  Без чего, по вашему мнению, не может жить человек? (без воды, пищи, сна)

12. Метод физиотерапии по воздействию на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела) и пониженным атмосферным давлением, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов называется … (закаливанием)

13. Назовите 3 важных природных фактора для закаливания (солнце, воздух, вода)

14. В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом)

15. Образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья называется … (здоровый образ жизни)

16. Назовите формы закаливания, которые мы применяем в нашем учреждении. (утренний прием на свежем воздухе, гимнастика, оздоровительная прогулка, воздушные ванны с упражнениями, сон с доступом свежего воздуха, умывание в течение дня прохладной водой, полоскание рта, хождение босиком по «дорожке здоровья» (массажные коврики) после дневного сна)

Раунд №4. «Мозговая атака»

Вам предлагается следующее задание, на обсуждение дается 3 минуты.

 1 команде: объясните важность для формирования ЗОЖ режима дня ребенка.

(Ответ: Соблюдение режима дня способствует: нормальному росту и развитию детей; повышению иммунитета; здоровому сну; правильному пищеварению; восстановлению нервной системы; высокой работоспособности; бодрое состояние в течение длительного времени; помогает выработать полезные привычки и навыки; способствует укреплению воли.

Несоблюдение режима дня приводит к: чрезмерным нагрузкам; отставанию в физическом и умственном развитии; неврозам; заболеваниям сердечно-сосудистой системы; быстрому переутомлению.

От соблюдения режима дня зависит состояние физического, психического, эмоционального здоровья дошкольника. А это возможно только при совместной, целенаправленной работе педагогов и родителей. Важно, чтобы все режимные моменты соблюдались и дома. Тогда формируется устойчивая привычка к ведению здорового образа жизни.)

2 команде: объясните важность для формирования ЗОЖ культурно – гигиенических навыков.

(Культурно-гигиенические навыки-важная составная часть культуры поведения. Необходимость в опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Обучение культурно-гигиеническим навыкам нужно начинать с раннего возраста, в игровой форме, со знакомства с полотенцем для лица и рук, зубной щеткой, носовым платком, мочалкой для тела.

Гигиеническое воспитание должно проводится в системе и направлено на приобщение ребенка к следующим навыкам: мыть руки пред едой и после каждого загрязнения; умывание после каждого ночного сна и после каждого загрязнения; принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном; полоскать рот после еды; чистить зубы утром и вечером; пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке; пользоваться индивидуальной расческой; ухаживать за ногтями; не брать пищу грязными руками.

Таким образомвоспитание у детей личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Привычка к здоровому образу жизни обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей ребенка, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармоничной личности.)

3 команде: объясните важность для формирования ЗОЖ правильного питания.

 (Ответ: обеспечив правильно организованное, полноценное и сбалансированное питание, мы в значительной мере можем гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, создать оптимальные условия для нервно-психического и умственного развития ребёнка.      Ежедневное приобщение ребенка к правильному питанию должно стать для семьи образом жизни. Активно общаясь со своим ребенком, подавая ему пример, мы прививаем хорошие привычки в еде.)

4 команде: объясните важность для формирования ЗОЖ двигательной активности.

(Ответ: Двигательная активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.)

На обсуждение 3 минуты.

Вывод: Из ваших ответов видно, что для формирования ЗОЖ важен каждый компонент.

Кинезиологическая разминка.

1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

2. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

3. Делайте движения челюстью в разных направлениях.

4. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным

пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в

сторону и вверх.

5. Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней

партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

6.Ползущий карандаш. Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажим

настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз.

7. Обезьяна хватает персик. С силой сжимать в руке шар, который располагается

прямо в середине ладони.

Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, способствуют развитию физических качеств.

Раунд №5. «Как Вы поступите?»

Уважаемые коллеги, работая по формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста мы работаем не только с детьми, но и с родителями. Придумать и показать фрагмент педагогического подхода к следующим жизненным ситуациям. Каждой команде предлагается ситуация, для обсуждения 5 минут.

1-ой команде. Как Вы поступите, если ребенок отказывается от предложенного блюда или напитка? (Какую работу вы проведете с детьми, а какую - с родителями?)

2-ой команде. Как Вы поступите, если ребенка привели в детский сад небрежно одетого, с грязными ногтями? (Какую работу вы проведете с детьми, а какую - с родителями

3-ей команде. Как Вы поступите, если ребенка приводят утром в сад сонного, засыпающего на ходу? (Какую работу вы проведете с детьми, а какую - с родителями)

4-ой команде. Каждое утро воспитатель встречает детей на улице. Привели ребенка и завели в группу и оставили с помощником воспитателя в группе. Как Вы поступите? (Какую работу вы проведете с детьми, а какую - с родителями)

Раунд № 6. «Обозначь свою точку зрения»

  1. Напишите самые эффективные формы работы с дошкольниками по укреплению и сохранению здорового образа жизни.
  2.  Подумайте, какие новшества вы бы внедрили в систему работы ДОУ по укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
  3.  Напишите самые эффективные формы работы с родителями по укреплению и сохранению здорового образа жизни.
  4.  Какие новые формы работы вы бы внедрили в работу с родителями?

Раунд №7   Волшебный ящик.

Каждой команде дается волшебный ящик, в котором лежит предмет, обозначающий какую-то определенную коррекционную технологию по укреплению здоровья детей. Педагоги должны догадаться, как можно использовать данное оборудование в оздоровлении детей, а могут придумать свои игры.

1 команда. В ящике лежит оборудование для дыхательной рыбалки.

Дыхательная рыбалка.

Цель: Тренировка органов дыхания, активизация губных мышц, формирование умения управлять процессом вдоха и выдоха, развитие дыхательной мускулатуры и легких.

Ход игры:

Приготовить разноцветные квадраты из цветной бумаги, выложить их на стол. Предложить ребёнку распределить цвета с помощью удочки-трубочки. Ребёнку нужно прислонить конец трубочки к квадрату нужного цвета, втянуть воздух (квадрат прилипнет), задержать дыхание и переложить таким образом квадрат нужного цвета со стола в тарелочку нужного цвета. Такая игра учит задерживать дыхание, а также тренирует силу вдоха. Чтобы квадрат прилип к трубочке, нужно делать сильный и быстрый вдох.

2 команда. В ящике лежат мелкие предметы (камешки и т.д.)

Упражнение для профилактики плоскостопия.

Для уменьшения степени плоскостопия рекомендуется выполнять упражнения, связанные с захватом пальцами ног мелких предметов и их перекладыванием. Перекатывание предметов помогает снять нагрузку со стопы, уменьшить болевой синдром и устранить другие симптомы патологии.

И.п. – упор сидя. Захватываем пальцами стопы мелких предметов и перекладывание их в сторону другой стопы. Проделываем то же самое в обратную сторону.

3 команда. В ящике лежит оборудование для игры «Веселый карандаш»

«Весёлый карандаш».

Цель: Совершенствовать двигательные умения и навыки в манипуляции различными предметами, развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Можно применять как:

1. Самомассаж подушечек пальцев рук.

2. Самомассаж ладошек.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук (дошкольники накручивают атласную ленту на стержень карандаша).

4. Для профилактики плоскостопия (Упражнение: «Подними карандаш с помощью пальцев ног».)

5. «Массаж спины соседу».

6. Развитие сенсорных чувств дошкольника (Д/И: «Найди весёлые карандаши с холодным оттенком волос», или Д/И: «Найди карандаши с тёплым оттенком волос»).

4 команда. В ящике лежит оборудование для технологии «Аромотерапия»

Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс вдыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы.  Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника служат для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух). Испарения нарезанных чесночных и луковых долек полезно как больному человеку, так и здоровому в целях профилактики, к тому же летучие соединения этих овощей обеззараживают воздух в комнате, убивая болезнетворные микробы, бактерии и вирусы, которые вызывают заболевания.

«Релаксация»

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация. Уважаемые коллеги и сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и получить удовольствие.

Включается звуки релаксации.

Устраивайтесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя... (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию... (пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть... (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать...Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака - такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (пауза). Оно поглаживает вас... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Рефлексия "Здоровье- самая большая ценность". Возьмите зеркало и посмотрите в него, и вы увидите самое большое сокровище. Что вы увидели? Вы увидели свое отражение. Вы сами для себя, ваше здоровье и есть ваш клад, ваше сокровище. Берегите его. А наш семинар подошел к концу. Вы все сегодня получили лучики солнца, на которых написаны составляющие здорового образа жизни. Прошу выйти к доске и прикрепить лучи к нашему солнцу. Вот и получилось у нас с вами “Солнце здорового образа жизни”. Если мы с детьми и родителями будем выполнять все рекомендации, написанные на лучах, то болеющих людей будет гораздо меньше. Спасибо за внимание.

Памятка.

10 правил здорового образа жизни

1. Каждое утро делайте зарядку.

 2. Обязательно завтракайте, чтобы насытить организм и набраться сил на целый день.

3. Следите за осанкой в течение дня. Плечи расправлены, живот подтянут, — это не только улучшает тонус мышц, но и поможет достойно встречать любые события дня.

 4. Не откладывайте обед на потом, если вы почувствовали голод. Потому что к вечеру ваш аппетит будет уже не контролируемым. Ешьте по мере потребности вашего тела. Порции должны быть небольшими, еда сбалансированная и полезная. Всегда прежде, чем что-то съесть, подумайте- принесёт это пользу, или же уйдёт в никуда, откладываясь на бедрах и животе.

5. Следите за сочетанием продуктов. Белок хорошо сочетается с овощами, каши тоже с овощами, а вот фрукты лучше есть отдельным блюдом.

 6. Делайте все осознанно! А не на автомате. Тогда ваш мозг и тело всегда будут в гармонии. Ведь так часто мы делаем что-то одно, думаем о другом, а результат имеем третий. Наш мозг — это руководитель для тела, а если руководитель халатно, невнимательно выполняет свою работу, через какое-то время происходят сбои и это приводит к разрушению.

 7. Если в течении дня вы много работали, особенно умственно, обязательно после работы сделайте физические упражнения для тела: проработайте мышцы, сделайте кардио, растяжку-это разгрузит мозг, сбалансирует тело. Только после полноценной нагрузки всего организма наступает хороший отдых.

8. В течении дня пейте до 2 литров воды.

9. Ужинайте минимум за 4 часа до сна. Не ешьте на ночь свежие фрукты, а также жирное и сладкое!

10. Ложитесь спать вовремя (до 23:00). Сон - залог здоровья. Во время сна организм очищается. Набирается новых сил и энергии.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Воспитание культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через оптимизацию их двигательной активности в течение дня»

Цель:  Воспитание здорового образа жизни через обеспечение рационального режима двигательной активности у детей   дошкольного возраста. Задачи:1. Разработать оптимальный...

Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"

Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам...

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методик оздоровления

Дошкольное детство  является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является о...

Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей дошкольного возраста

Задача приобщения дошкольников к здоровому и безопасному образу жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом спос...

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»...

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействия с родителями»,

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не смо...

Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»

Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»...