Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"
проект (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Павлова Наталья Сергеевна

Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

В этих сложных условиях особую актуальность приобретает изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», введенного в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Курс этого предмета направлен на «формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим».

Связанные в единую образовательную область, начиная с дошкольного возраста, курс «Основы безопасности жизнедеятельности», отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую «ключевую компетенцию» воспитанников ДОУ, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке.

Таким образом, актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки детей к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных ситуациях, а наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном возрасте, ведь детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx64.79 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

для детей младшего, среднего и старшего

дошкольного возраста

«Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного  возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

Актуальность.

Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

В этих сложных условиях особую актуальность приобретает изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», введенного в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Курс этого предмета направлен на «формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим».

Связанные в единую образовательную область, начиная с дошкольного возраста, курс «Основы безопасности жизнедеятельности», отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую «ключевую компетенцию» воспитанников ДОУ, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке.

Таким образом, актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки детей к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных ситуациях, а наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном возрасте, ведь детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.

Проблема.

Наш динамично развивающийся мир стал предъявлять к людям все больше требований в плане социальной адаптации, безопасного поведения в быту, на улице и производстве. Взрослые люди вынуждены пополнять свои знания и навыки в области безопасности жизнедеятельности. В связи с этим появилась необходимость подготовки детей к безопасному поведению в повседневной жизни и к рациональным действиям в опасных ситуациях. Это послужило причиной появления данного проекта.

Проблема педагогического проекта – как осуществить формирование у детей осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих в условиях дошкольного учреждения с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий.

Объект - процесс формирования здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.

Предмет – комплекс здоровьесберегающих педагогических технологий, стимулирующих формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.

Гипотеза. Гипотиза состоит в предположении того, что деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста здорового и безопасного образа жизни будет более эффективна, если в ходе педагогической деятельности будут использованы здоровьесберегающие педагогические технологии.

Новизна. Новизна данного проекта заключается в реализации задач по формированию здорового и безопасного образа жизни через использование здоровьесберегающих педагогических технологий. Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н.К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Вид проекта: педагогический.

Срок реализации: долгосрочный (с 2014-2015 учебного года до 2017-2018 учебного года. Процесс реализации  данного проекта осуществляется с детьми непрерывно в течение четырех лет, начиная с младшего дошкольного возраста и заканчивая старшим дошкольным возрастом).

Цель проекта. Разработать, обосновать и реализовать содержание педагогической работы, направленной на формирование у детей здорового и безопасного образа жизни.

Задачи проекта:

  1. Создать в группе содержательно-насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную развивающую предметно-пространственную среду.
  2. Изучить и внедрить в образовательный процесс здоровьесберегающие педагогические технологии, способствующие формированию здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.
  3. Формировать у детей дошкольного возраста осознанного отношения к собственной безопасности, к необходимости соблюдения мер предосторожности, к своему здоровью.
  4. Повысить компетентность родителей в вопросах здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.

Принципы:

  • принцип наглядности имеет важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление ребенка носит наглядно-образный характер;
  • принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные, т.е. планирование изучаемого материала должно быть последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • принцип доступности. Обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям, поэтому данный принцип учитывает возрастные особенности детей, адаптированность материала к возрасту;
  • принцип научности. Подкрепление всех мероприятий научно обоснованными и практическими апробированными методиками;
  • принцип индивидуального и дифференцированного  подхода. Учёт личностных и возрастных особенностей детей;
  • принцип целостности и непрерывности педагогического процесса. Обучение детей от младшего дошкольного возраста до поступления в школу;
  • принцип взаимодействия детского сада и семьи. Создание условий для успешной работы по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни;
  • принцип концентричности. Возврат к раннее пройденному на более высоком уровне;
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнить предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов;
  • принцип интеграции образовательных областей. Соответствие возрастных особенностей воспитанников, специфика образовательных областей.

Участники проекта: 

  • воспитатель;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физическому развитию;
  • дети 4-го, 5-го, 6-го и 7-го года жизни БУ ДОУ ДСОВ № 12 «Буратино» города Радужный;
  • родители (законные представители) воспитанников;
  • педагогическое сообщество;
  • городская библиотека БУК «БМЦ» муниципального образования ХМАО-Югры городской округ город Радужный;
  • ГИБДД;
  • пожарная часть.

Формы, методы, приемы и средства работы с детьми: 

  • НОД;
  • комплексные и интегрированные занятия, игровые занятия;
  • беседы;
  • экскурсии;
  • дискуссии;
  • наблюдения;
  • конкурсы;
  • развлечения;
  • конструктивная деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • строительные игры;
  • подвижные игры;
  • рассматривание тематических альбомов, картин и плакатов, иллюстраций;
  • создание игровых ситуаций;
  • решение проблемных ситуаций;
  • просмотр презентаций, мультфильмов, видеофрагментов, сказок по теме проекта;
  • работа с интерактивной доской;
  • заучивание стихов;
  • загадывание загадок;
  • чтение художественных произведений;
  • экспериментальная деятельность и др.

Формы и методы работы с родителями: 

  • групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме;
  • участие в работе родительского клуба «Мамина школа»;
  • показ открытых занятий в День открытых дверей, проведение развлечений и досугов с участием родителей, семейных стартов, Дней здоровья;
  • индивидуальные беседы;
  • привлечение родителей к участию в выставках совместных работ с детьми;
  • участие родителей в круглых столах с показом презентаций достижений детей, фотоэкспозици ;
  • оформление стенда по безопасности жизнедеятельности, папки – передвижки;
  • консультации;
  • рекомендации;
  • памятки;
  • буклеты и др.

Этапы реализации проекта: 

1 этап. Подготовительный.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы по формированию у детей дошкольного возраста здорового и безопасного образа жизни:

  • изучение и обновление нормативно-правовой базы;
  • анализ нормативно-правовых, программно-методических, материально-технических условий реализации проекта;
  • подбор и апробирование методик и технологий для организации работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
  • определение темы проекта;
  • формулировка цели и задач;
  • составление плана реализации проекта.

2 этап. Реализация проекта.

Цель: внедрение системы работы по формированию у детей дошкольного возраста здорового и безопасного образа жизни:

  • мониторинг знаний детей по формированию здорового и безопасного образа жизни;
  • разработка методических рекомендаций по формированию здорового и безопасного образа жизни;
  • выстраивание системы работы, которая позволяет сформировать систему знаний, умений и навыков по формированию здорового и безопасного образа жизни;
  • отбор и использование технологий, методов и приемов, способствующих формированию у детей знаний о здоровом и безопасном образе жизни;
  • участие в городских, окружных, федеральных конкурсах;
  • повышение квалификации педагога;
  • проведение мероприятий с детьми, направленных на реализацию проекта;
  • проведение совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями группы.

3 этап. Заключительный.

Цель: анализ проделанной работы по реализации проекта и корректировка ее содержания с учетом результатов:

  • анализ итогов реализации проекта;
  • коррекция затруднений в реализации проекта;
  • обобщение результатов работы;
  • проведение итоговых мероприятий совместно с детьми (и родителями);
  • проведение мониторинга знаний и умений детей по формированию здорового и безопасного образа жизни.

Ресурсное обеспечение проекта:

Направление

деятельности

Содержание

Нормативно-правовое

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования.

3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, реализуемая в ДОУ.

Программно-методическое

1. Комплекс  методических и дидактических материалов.

2. Освоение  технологии разработки проектов.

3. Планирование деятельности по самообразованию.

Информационное

1. Издание методических материалов, публикация.

2. Информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах проекта.

3. Создание банка презентаций, подбор материалов, плакатов, иллюстраций, мультфильмов по данному направлению.

4. Ведение Портфолио педагогической деятельности.

Кадровое

1. Повышение квалификации через систему курсов, семинаров,  самообразование и т.д.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов по данному направлению.

Материально-техническое

Оснащенность группы удовлетворяет требованиям проекта и находится в доступном для ребенка месте: макет перекрестка, дорожные знаки, макет пожарного щита, тематические  альбомы с иллюстрациями, демонстрационные сюжетные и предметные картинки, библиотека детской художественной литературы, картотека подвижных, дидактических игр и материалов, машины специального назначения в детском уголке, наборы строительного материала «Развитие», «Петербургский», конструкторы типа «Лего» и др. Медиатека – как источник необходимой информации, ноутбук, мультимедийный проектор  с экраном, слайд проектор, интерактивная доска, магнитофон, видеофильмы, коллекции мультимедийных презентаций.

Материал периодически меняется в зависимости от изучаемых тем.

Ожидаемые результаты: педагогическая деятельность по формированию здорового и безопасного образа жизни способствует тому, что:

Дети младшего дошкольного возраста (дети 4-го года жизни):

  1. Имеют представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признак здоровья человека.
  2. Интересуются изучением себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья).
  3. У детей развит интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
  4. Имеются представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования.
  5. Осознают и принимают правила безопасного поведения на основе представлений о предметах и материалах, которые дети широко используют в разных видах деятельности.
  6. Дети осторожно и осмотрительно относятся к потенциально опасным для человека ситуациям.
  7. У детей имеются яркие впечатления о природе, представления о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.

Дети среднего дошкольного возраста (дети 5-го года жизни):

1. У детей имеется интерес к правилам здоровьесберегающего поведения и развиты  умения самостоятельно переносить  их в игру.

2. Развиты представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим, закаливание, физкультура и пр.

3.  Дети имеют представления об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

4. Дети знают правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

5. Развиты  у детей умения и навыки безопасного поведения и им знакомы   простейшие способы безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.

6. Выполняют основные правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми осознанно и произвольно.

7. У детей сформировано осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям.

8. Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с ним.

Дети старшего дошкольного возраста (дети 6-го года жизни):

  1. У детей устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.
  2. Сформированы представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
  3. Дети умеют избегать опасные для здоровья ситуации, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения.
  4. Сформированы представления об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения.
  5. У детей сформировано умение самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.
  6. Дети знают  правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  7. У детей развито осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
  8. У детей имеются представления о многообразии признаков животных и растений и развита самостоятельность в уходе за животными и растениями.

Дети старшего дошкольного возраста (дети 7-го года жизни):

1. Дети приобщены к ценностям здорового образа жизни.

2. У детей воспитано ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развита мотивация к сбережения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

3. У детей имеются представления о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

4. Имеются предпосылки экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них.

5. Дети знают правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

6. У детей сформировано  осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

7. Имеют привычку культурного поведения и общения с людьми, освоили правила поведения в общественных местах и правила уличного движения.

Критерии к проведению мониторинга для определения знаний детей по формированию у детей дошкольного возраста здорового и безопасного образа жизни.

Дети младшего дошкольного возраста (4-го года жизни):

Высокий уровень

  • ребенок гармонично физически развивается, с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен;
  • ребенок проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Стремится соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Имеет элементарные представления о том, что такое здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми;
  • с интересом изучает себя, наблюдает за своим здоровьем, слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания и т. п.;
  • любознателен, задает много вопросов о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) - как в реальной жизни, так и на иллюстрациях;
  • ребенок интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует (присматривается, улыбается, старается приблизиться, потрогать);
  • любопытен, многократно задает вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как называется?», использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы;
  • различает и называет некоторых животных разных групп, деревья, кустарники, травы;
  • включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными;
  • различает и верно называет основные цвета и некоторые оттенки, 3-4 формы, проявления величины, пространственные отношения.

Средний уровень

  • ребенок гармонично физически развивается, его двигательный опыт многообразен;
  • ребенок проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Стремится, хотя и не всегда соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Имеет элементарные представления о том, что такое здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми;
  • наблюдает за своим здоровьем, слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания и т. п.;
  • ребенок интересуется животными ближайшего природного окружжения;
  • любопытен, многократно задает вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как называется?»;
  • называет пару животных разных групп, деревья, кустарники, травы;
  • включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными;
  • различает и верно называет основные цвета и некоторые оттенки, 3-4 формы, проявления величины, пространственные отношения (или допускает одну ошибку).

Низкий уровень

  • ребенок малоподвижен, его двигательный опыт беден;
  • неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании);
  • ребенок не проявляет интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
  • не знаком или имеет крайне скромные представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни;
  • осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;
  • положительные эмоциональные реакции ребенка в общении с природой выражены слабо;
  • ребенок равнодушен к природным объектам;
  • эпизодически, без интереса принимает участие в наблюдении и уходе за растениями и животными;
  • часто проявляет стремление сорвать и выбросить растение, наступив, раздавить мелкое животное (насекомое, улитку, паука);
  • недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия;
  • речевая активность снижена.

Дети  среднего дошкольного возраста (5-го года жизни):

Высокий уровень

  • ребенок с интересом узнает новое о человеке, стремится как можно больше узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы;
  • осуществляет перенос опыта здоровьесберегающей деятельности в игру, соблюдает правила здоровьесберегающего и безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками;
  • умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого;
  • ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, узнает как можно больше об опасных и безопасных ситуациях, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, разгадывает загадки;
  • в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения;
  • осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру (объясняет кукле основные источники и виды опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; обучает ее способам безопасного поведения, предупреждает), самостоятельно соблюдает данные правила во взаимодействии со сверстниками;
  • поведение ребенка свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых. Характерен осознанный способ безопасного поведения в быту;
  • проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями со взрослыми, сверстниками;
  • с удовольствием включается в поисково-исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослым, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия;
  • различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных, может рассказать о них, характеризуя как живые существа;
  • откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями, животными в уголке природы, охотно, вместе с воспитателем, оказывает им посильную помощь.

Средний уровень

  • ребенок узнает новое о человеке, о факторах, обеспечивающих здоровье, слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы;
  • осуществляет перенос опыта здоровьесберегающей деятельности в игру, соблюдает правила здоровьесберегающего и безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками;
  • умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций;
  •  ребенок познает правила безопасного поведения, узнает как можно больше об опасных и безопасных ситуациях;
  •  в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения;
  • осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру (объясняет кукле основные источники и виды опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; обучает ее способам безопасного поведения, предупреждает);
  • проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения;
  • с удовольствием включается в поисково-исследовательскую деятельность познания природы вместе со взрослым;
  • различает и правильно называет (или допускает одну ошибку) большое количество растений и животных, может рассказать о них, характеризуя как живые существа;
  • откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями, животными в уголке природы, вместе с воспитателем, оказывает им посильную помощь.

Низкий уровень

  • у ребенка наблюдается ситуативный интерес к здоровьесберегающей деятельности, изучению человека и факторов, обеспечивающих здоровье, правилам здорового образа жизни. Не готов ответить на вопрос взрослого, как он себя чувствует, болит ли у него что-то, не заболел ли он;
  • не стремится к самостоятельному осуществлению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения;
  • не готов выполнять инструкции взрослого в обстоятельствах, угрожающих здоровью;
  • у ребенка не проявляется интерес к освоению правил безопасного поведения;
  • ребенок сам становится источником возникновения опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками, часто травмируется;
  • несмотря на предупреждение взрослого, не проявляет осторожность при контактах с потенциально опасными предметами (ножницы, электроприборы);
  • не всегда пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами; безопасный способ детского поведения в предметном мире требует разъяснений и указаний, постоянного контроля со стороны взрослого;
  • интерес ребенка к животным и растениям неустойчивый, ситуативный, эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены;
  • ребенок не задает вопросов, не делится впечатлениями о природе, представления о ней просты и примитивны;
  • стремление участвовать в опытах неустойчиво, ситуативно, самостоятельные наблюдения за растениями и животными редки, в основном по предложению взрослого;
  • в поведении ребенка часто повторяются негативные действия по отношению к животным, растениям, он игнорирует предупреждения взрослого.

Дети старшего дошкольного возраста (6-го года жизни):

Высокий уровень

  • ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • имеет представления о своем здоровье, знает, как можно поддержать, укрепить и сохранить его;
  • ребенок умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
  • умеет определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), высказаться о своем самочувствии, назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;
  • владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т. д.); различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их;
  • умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз, физические упражнения, укрепляющие осанку, опорно-двигательный аппарат, утреннюю гимнастику;
  • проявляет интерес к закаливающим процедурам и спортивным упражнениям;
  • умеет различать некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя ведет в лесу;
  • готов оказать элементарную помощь себе и другому (промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью);
  • проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому, умеет пожалеть расстроенного ребенка, старается отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой;
  • ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Его представления о безопасном поведении достаточно осмысленны. Он может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья. Ребенок умеет:
  • соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;
  • пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и т.п.);
  • пользоваться под присмотром или с помощью взрослого некоторыми бытовыми электроприборами (чайник, магнитофон, телевизор, пылесос);
  • различать отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно вести себя в лесу;
  • быть осторожным при общении с незнакомыми животными;
  • соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте;
  • правильно вести себя на воде, на солнце.
  • в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения сам и помогает сверстникам и младшим детям в выборе безопасного поведения;
  • ребенок умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций;
  • избегает контактов с незнакомыми людьми на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей;
  • ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям;
  • ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми;
  • интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления;
  • у ребенка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде, старается придерживаться их в своей деятельности;
  • имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Средний уровень

  • ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • имеет представления о своем здоровье, знает, как можно поддержать, укрепить и сохранить его;
  • ребенок умеет, но не всегда практически решает некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения:
  • умеет определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), высказаться о своем самочувствии, назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;
  • владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т. д.); различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их;
  • умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз, физические упражнения, укрепляющие осанку, опорно-двигательный аппарат, утреннюю гимнастику;
  • проявляет интерес к закаливающим процедурам и спортивным упражнениям;
  • умеет различать некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя ведет в лесу;
  • проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому.
  • ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Его представления о безопасном поведении достаточно осмысленны. Он может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, но ошибается при установлении связей между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья. Ребенок умеет:
  • соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;
  • пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и т.п.);
  • пользоваться под присмотром или с помощью взрослого некоторыми бытовыми электроприборами (чайник, магнитофон, телевизор, пылесос);
  • различать отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно вести себя в лесу;
  • быть осторожным при общении с незнакомыми животными;
  • соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте;
  • правильно вести себя на воде, на солнце.
  • в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения;
  • избегает контактов с незнакомыми людьми на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей, умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций;  
  • интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, «что хорошо и что плохо»;
  • у ребенка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде, но не всегда их придерживается в своей деятельности;
  • имеет представления о многообразии растений и животных, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Низкий уровень

  • ребенок не проявляет интереса к проблемам здоровья и здоровье- сберегающей деятельности, нет направленности на соблюдение в своем поведении основ здорового образа жизни;
  • представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни, о правилах безопасного поведения носят поверхностный, формальный характер;
  • не проявляет внимания к заболевшему близкому взрослому или ребенку, неохотно откликается на просьбы о помощи и заботе;
  • ребенок не проявляет интереса к освоению правил безопасного поведения, установлению причинно-следственных связей между опасностью и характером поведения в данной ситуации, возможной угрозой жизни и здоровью;
  • действует неосторожно, сам становится источником возникновения типичных опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками, часто травмируется;
  • обращает внимание на правила безопасного поведения только по указанию взрослого. Не готов выполнять инструкции воспитателя;
  • ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого;
  • для ребенка характерно отсутствие интереса и выраженной положительной направленности отношения к природным объектам;
  • ребенок действует в природе неосознанно, часто присоединяется к неправильным поступкам других, не реагирует на негативную оценку его действий со стороны взрослого, не обращает внимания на замечания;
  • представления о природе поверхностны, часто ошибочны;
  • не проявляет готовности и желания ухаживать за растениями и животными.

Дети старшего дошкольного возраста (7-го года жизни):

Высокий уровень

  • ребенок имеет представление о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
  • знает о некоторых внешних и внутренних особенностях строения тела человека и необходимости охраны своего здоровья;
  • знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание);
  • обладает представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, выполнения рекомендаций врача и пр.);
  • может определить способы состояние своего здоровья (здоров или болен), назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, орган;
  • различает полезные и вредные для здоровья продукты питания;
  • умеет делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз; выполняет физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, делает зарядку;
  • оказывает элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому);
  • ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе;
  • соблюдает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;
  • правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого;
  • ребенок владеет основами безопасного поведения: знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; может объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными; соблюдет правила дорожного движения; поведения в транспорте;
  • ребенок старается самостоятельно придерживаться правил поведения в природе не только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной природной среде;
  • интересуется изучением природного мира, высказывает догадки, размышляет о причинах природных явлений, организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.

Средний уровень

  • ребенок имеет представление о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
  • знает о необходимости охраны своего здоровья;
  • знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание);
  • обладает представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, выполнения рекомендаций врача и пр.);
  • может определить способы состояние своего здоровья (здоров или болен), назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, орган;
  • различает полезные и вредные для здоровья продукты питания;
  • умеет делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз; выполняет физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, делает зарядку;
  • ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе;
  • соблюдает, хотя и не всегда правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;
  • правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого;
  • ребенок владеет основами безопасного поведения: знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; может объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; знает (что-то одно) свой адрес, имена родителей, их контактную информацию; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными; соблюдет (хотя и не всегда) правила дорожного движения; поведения в транспорте;
  • ребенок старается самостоятельно придерживаться правил поведения в природе только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним питомцам;
  • интересуется изучением природного мира.

Низкий уровень

  • не имеет привычки к постоянному выполнению культурно-гигиенических навыков. Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарные правила здорового образа жизни только при напоминании взрослого;
  • проявляет равнодушие по отношению к больному члену семьи, к заболевшему сверстнику;
  • ребенок не соблюдает правила безопасного поведения в быту, на улице (дорожные правила), в природе, в общественных местах (транспорте, магазине, на улице, в метро);
  • часто ведет себя неосторожно по отношению к сверстникам (толкается, замахивается палкой, бросается песком, камнями), проявляет неосмотрительность при общении с животными;
  • охотно вступает в контакт с незнакомыми взрослыми, проявляет готовность прогуливаться с незнакомыми людьми, откликается на предложение пойти посмотреть вместе что-то интересное и прочее;
  • поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения и общения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями;
  • у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе;
  • ребенок действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей;
  • его кругозор ограничен, представления о природе бедны, рассказы о растениях и животных однообразны, примитивны, ошибочны (например, путает реальные объекты природы со сказочными);
  •  интерес к изучению природы поверхностный, неустойчивый;
  • не проявляет желания ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать.

Перспективы дальнейшего развития:

  • продолжать формировать у дошкольников основы здорового и безопасного образа жизни;
  • расширить работу с детьми по формированию у них здорового и безопасного образа жизни, добавив еще один раздел «Эмоциональное благополучие ребенка»;
  • трансляция опыта в сети Интернет;
  • участие в региональных, федеральных конкурсах;
  • разработка программы «Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста»;
  • оказание результативной помощи педагогам и родителям в работе с детьми по формированию здорового и безопасного образа жизни.

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева O.JL, Стёркина Р.Б. Безопасность. - М.: Просвещение, 1998г.

2. Авдеева Н.Н., Князева О.Д., Стёркина Р.Б. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1-4: Для детей старшего дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 2006г.

3. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности //Основы безопасности жизни. - 1997г. - № 5. - С. 34-37.

4. Артёмова J1.B. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.: Просвещение, 1992г.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

6. Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольника. - М., 1998г.

7. Волкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. - Воронеж, 2008г.

8. Кириллов Г.Н., заместитель Министра РФ по чрезвычайным ситуациям. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // «Право и безопасность», № 1 (10) Март 2004 г.

9. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? – СПб.:  Детство-Пресс, 2013.

10. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»). - Волгоград: Учитель, 2007г.

11. Занятия по правилам дорожного движения. Под ред. Романовой Е.А. - М.: ТЦ Сфера, 2008г.

12. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. -М., 2009г.

13. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности // Основы безопасности жизни. - 2005г. - № 7.

14. План программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. - СПб.: Детство - пресс, 2000г.

15. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» - СПб.: Детство - пресс, 2000г.

16. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Средняя группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009г.

17. Полынова В.К. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» - СПб.: ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2009.

18. Постановление  Правительства РФ от 24.07.95 № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

19. Саулина  Т.Ф. Три сигнала светофора. - М., 2009г.

20. Саулина  Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. - М. Издательство «Мозайка-Синтез», 2013г.

21. Старцева  О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ТЦ Сфера, 2008г.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования.

23. Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

24. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: Детство - пресс, 2011г.

25. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту.

26. Хромцова  Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. - М., 2007г.

27. Черемшанцева О.В. Основы безопасности поведения дошкольников. - Волгоград, 2008г.

28. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М., 2009г.      

29. ШипицынаJI.M. Азбука общения. - Санкт-Петербург, 2000.

30. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения для детей 5-8 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию современных образовательных технологий".

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном во...

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методик оздоровления

Дошкольное детство  является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является о...

Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей дошкольного возраста

Задача приобщения дошкольников к здоровому и безопасному образу жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом спос...

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Доклад музыкального руководителя "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий" на основе своег...

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»...

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействия с родителями»,

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не смо...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ"

Семинар- практикум для педагогов «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»Цель: об...