Главные вкладки

    Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"
    проект (младшая, средняя, старшая группа) на тему

    Павлова Наталья Сергеевна

    Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

    В этих сложных условиях особую актуальность приобретает изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», введенного в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Курс этого предмета направлен на «формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим».

    Связанные в единую образовательную область, начиная с дошкольного возраста, курс «Основы безопасности жизнедеятельности», отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую «ключевую компетенцию» воспитанников ДОУ, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке.

    Таким образом, актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки детей к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных ситуациях, а наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном возрасте, ведь детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pasport_proekta.docx64.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект

    для детей младшего, среднего и старшего

    дошкольного возраста

    «Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного  возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

    Актуальность.

    Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

    В этих сложных условиях особую актуальность приобретает изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», введенного в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Курс этого предмета направлен на «формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим».

    Связанные в единую образовательную область, начиная с дошкольного возраста, курс «Основы безопасности жизнедеятельности», отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую «ключевую компетенцию» воспитанников ДОУ, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке.

    Таким образом, актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки детей к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных ситуациях, а наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном возрасте, ведь детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.

    Проблема.

    Наш динамично развивающийся мир стал предъявлять к людям все больше требований в плане социальной адаптации, безопасного поведения в быту, на улице и производстве. Взрослые люди вынуждены пополнять свои знания и навыки в области безопасности жизнедеятельности. В связи с этим появилась необходимость подготовки детей к безопасному поведению в повседневной жизни и к рациональным действиям в опасных ситуациях. Это послужило причиной появления данного проекта.

    Проблема педагогического проекта – как осуществить формирование у детей осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих в условиях дошкольного учреждения с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий.

    Объект - процесс формирования здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.

    Предмет – комплекс здоровьесберегающих педагогических технологий, стимулирующих формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.

    Гипотеза. Гипотиза состоит в предположении того, что деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста здорового и безопасного образа жизни будет более эффективна, если в ходе педагогической деятельности будут использованы здоровьесберегающие педагогические технологии.

    Новизна. Новизна данного проекта заключается в реализации задач по формированию здорового и безопасного образа жизни через использование здоровьесберегающих педагогических технологий. Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н.К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    Вид проекта: педагогический.

    Срок реализации: долгосрочный (с 2014-2015 учебного года до 2017-2018 учебного года. Процесс реализации  данного проекта осуществляется с детьми непрерывно в течение четырех лет, начиная с младшего дошкольного возраста и заканчивая старшим дошкольным возрастом).

    Цель проекта. Разработать, обосновать и реализовать содержание педагогической работы, направленной на формирование у детей здорового и безопасного образа жизни.

    Задачи проекта:

    1. Создать в группе содержательно-насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную развивающую предметно-пространственную среду.
    2. Изучить и внедрить в образовательный процесс здоровьесберегающие педагогические технологии, способствующие формированию здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.
    3. Формировать у детей дошкольного возраста осознанного отношения к собственной безопасности, к необходимости соблюдения мер предосторожности, к своему здоровью.
    4. Повысить компетентность родителей в вопросах здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.

    Принципы:

    • принцип наглядности имеет важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление ребенка носит наглядно-образный характер;
    • принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные, т.е. планирование изучаемого материала должно быть последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
    • принцип доступности. Обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям, поэтому данный принцип учитывает возрастные особенности детей, адаптированность материала к возрасту;
    • принцип научности. Подкрепление всех мероприятий научно обоснованными и практическими апробированными методиками;
    • принцип индивидуального и дифференцированного  подхода. Учёт личностных и возрастных особенностей детей;
    • принцип целостности и непрерывности педагогического процесса. Обучение детей от младшего дошкольного возраста до поступления в школу;
    • принцип взаимодействия детского сада и семьи. Создание условий для успешной работы по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни;
    • принцип концентричности. Возврат к раннее пройденному на более высоком уровне;
    • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнить предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов;
    • принцип интеграции образовательных областей. Соответствие возрастных особенностей воспитанников, специфика образовательных областей.

    Участники проекта: 

    • воспитатель;
    • музыкальный руководитель;
    • инструктор по физическому развитию;
    • дети 4-го, 5-го, 6-го и 7-го года жизни БУ ДОУ ДСОВ № 12 «Буратино» города Радужный;
    • родители (законные представители) воспитанников;
    • педагогическое сообщество;
    • городская библиотека БУК «БМЦ» муниципального образования ХМАО-Югры городской округ город Радужный;
    • ГИБДД;
    • пожарная часть.

    Формы, методы, приемы и средства работы с детьми: 

    • НОД;
    • комплексные и интегрированные занятия, игровые занятия;
    • беседы;
    • экскурсии;
    • дискуссии;
    • наблюдения;
    • конкурсы;
    • развлечения;
    • конструктивная деятельность;
    • продуктивная деятельность;
    • сюжетно-ролевые игры;
    • дидактические игры;
    • строительные игры;
    • подвижные игры;
    • рассматривание тематических альбомов, картин и плакатов, иллюстраций;
    • создание игровых ситуаций;
    • решение проблемных ситуаций;
    • просмотр презентаций, мультфильмов, видеофрагментов, сказок по теме проекта;
    • работа с интерактивной доской;
    • заучивание стихов;
    • загадывание загадок;
    • чтение художественных произведений;
    • экспериментальная деятельность и др.

    Формы и методы работы с родителями: 

    • групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме;
    • участие в работе родительского клуба «Мамина школа»;
    • показ открытых занятий в День открытых дверей, проведение развлечений и досугов с участием родителей, семейных стартов, Дней здоровья;
    • индивидуальные беседы;
    • привлечение родителей к участию в выставках совместных работ с детьми;
    • участие родителей в круглых столах с показом презентаций достижений детей, фотоэкспозици ;
    • оформление стенда по безопасности жизнедеятельности, папки – передвижки;
    • консультации;
    • рекомендации;
    • памятки;
    • буклеты и др.

    Этапы реализации проекта: 

    1 этап. Подготовительный.

    Цель: подготовить условия для формирования системы работы по формированию у детей дошкольного возраста здорового и безопасного образа жизни:

    • изучение и обновление нормативно-правовой базы;
    • анализ нормативно-правовых, программно-методических, материально-технических условий реализации проекта;
    • подбор и апробирование методик и технологий для организации работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
    • определение темы проекта;
    • формулировка цели и задач;
    • составление плана реализации проекта.

    2 этап. Реализация проекта.

    Цель: внедрение системы работы по формированию у детей дошкольного возраста здорового и безопасного образа жизни:

    • мониторинг знаний детей по формированию здорового и безопасного образа жизни;
    • разработка методических рекомендаций по формированию здорового и безопасного образа жизни;
    • выстраивание системы работы, которая позволяет сформировать систему знаний, умений и навыков по формированию здорового и безопасного образа жизни;
    • отбор и использование технологий, методов и приемов, способствующих формированию у детей знаний о здоровом и безопасном образе жизни;
    • участие в городских, окружных, федеральных конкурсах;
    • повышение квалификации педагога;
    • проведение мероприятий с детьми, направленных на реализацию проекта;
    • проведение совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями группы.

    3 этап. Заключительный.

    Цель: анализ проделанной работы по реализации проекта и корректировка ее содержания с учетом результатов:

    • анализ итогов реализации проекта;
    • коррекция затруднений в реализации проекта;
    • обобщение результатов работы;
    • проведение итоговых мероприятий совместно с детьми (и родителями);
    • проведение мониторинга знаний и умений детей по формированию здорового и безопасного образа жизни.

    Ресурсное обеспечение проекта:

    Направление

    деятельности

    Содержание

    Нормативно-правовое

    1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования.

    3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, реализуемая в ДОУ.

    Программно-методическое

    1. Комплекс  методических и дидактических материалов.

    2. Освоение  технологии разработки проектов.

    3. Планирование деятельности по самообразованию.

    Информационное

    1. Издание методических материалов, публикация.

    2. Информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах проекта.

    3. Создание банка презентаций, подбор материалов, плакатов, иллюстраций, мультфильмов по данному направлению.

    4. Ведение Портфолио педагогической деятельности.

    Кадровое

    1. Повышение квалификации через систему курсов, семинаров,  самообразование и т.д.

    2. Изучение обобщения опыта работы педагогов по данному направлению.

    Материально-техническое

    Оснащенность группы удовлетворяет требованиям проекта и находится в доступном для ребенка месте: макет перекрестка, дорожные знаки, макет пожарного щита, тематические  альбомы с иллюстрациями, демонстрационные сюжетные и предметные картинки, библиотека детской художественной литературы, картотека подвижных, дидактических игр и материалов, машины специального назначения в детском уголке, наборы строительного материала «Развитие», «Петербургский», конструкторы типа «Лего» и др. Медиатека – как источник необходимой информации, ноутбук, мультимедийный проектор  с экраном, слайд проектор, интерактивная доска, магнитофон, видеофильмы, коллекции мультимедийных презентаций.

    Материал периодически меняется в зависимости от изучаемых тем.

    Ожидаемые результаты: педагогическая деятельность по формированию здорового и безопасного образа жизни способствует тому, что:

    Дети младшего дошкольного возраста (дети 4-го года жизни):

    1. Имеют представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признак здоровья человека.
    2. Интересуются изучением себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья).
    3. У детей развит интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
    4. Имеются представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования.
    5. Осознают и принимают правила безопасного поведения на основе представлений о предметах и материалах, которые дети широко используют в разных видах деятельности.
    6. Дети осторожно и осмотрительно относятся к потенциально опасным для человека ситуациям.
    7. У детей имеются яркие впечатления о природе, представления о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.

    Дети среднего дошкольного возраста (дети 5-го года жизни):

    1. У детей имеется интерес к правилам здоровьесберегающего поведения и развиты  умения самостоятельно переносить  их в игру.

    2. Развиты представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим, закаливание, физкультура и пр.

    3.  Дети имеют представления об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

    4. Дети знают правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

    5. Развиты  у детей умения и навыки безопасного поведения и им знакомы   простейшие способы безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.

    6. Выполняют основные правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми осознанно и произвольно.

    7. У детей сформировано осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям.

    8. Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с ним.

    Дети старшего дошкольного возраста (дети 6-го года жизни):

    1. У детей устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.
    2. Сформированы представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
    3. Дети умеют избегать опасные для здоровья ситуации, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения.
    4. Сформированы представления об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения.
    5. У детей сформировано умение самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.
    6. Дети знают  правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
    7. У детей развито осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
    8. У детей имеются представления о многообразии признаков животных и растений и развита самостоятельность в уходе за животными и растениями.

    Дети старшего дошкольного возраста (дети 7-го года жизни):

    1. Дети приобщены к ценностям здорового образа жизни.

    2. У детей воспитано ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развита мотивация к сбережения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

    3. У детей имеются представления о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

    4. Имеются предпосылки экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них.

    5. Дети знают правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

    6. У детей сформировано  осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

    7. Имеют привычку культурного поведения и общения с людьми, освоили правила поведения в общественных местах и правила уличного движения.

    Критерии к проведению мониторинга для определения знаний детей по формированию у детей дошкольного возраста здорового и безопасного образа жизни.

    Дети младшего дошкольного возраста (4-го года жизни):

    Высокий уровень

    • ребенок гармонично физически развивается, с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен;
    • ребенок проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Стремится соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Имеет элементарные представления о том, что такое здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми;
    • с интересом изучает себя, наблюдает за своим здоровьем, слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания и т. п.;
    • любознателен, задает много вопросов о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) - как в реальной жизни, так и на иллюстрациях;
    • ребенок интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует (присматривается, улыбается, старается приблизиться, потрогать);
    • любопытен, многократно задает вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как называется?», использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы;
    • различает и называет некоторых животных разных групп, деревья, кустарники, травы;
    • включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными;
    • различает и верно называет основные цвета и некоторые оттенки, 3-4 формы, проявления величины, пространственные отношения.

    Средний уровень

    • ребенок гармонично физически развивается, его двигательный опыт многообразен;
    • ребенок проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Стремится, хотя и не всегда соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Имеет элементарные представления о том, что такое здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми;
    • наблюдает за своим здоровьем, слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания и т. п.;
    • ребенок интересуется животными ближайшего природного окружжения;
    • любопытен, многократно задает вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как называется?»;
    • называет пару животных разных групп, деревья, кустарники, травы;
    • включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными;
    • различает и верно называет основные цвета и некоторые оттенки, 3-4 формы, проявления величины, пространственные отношения (или допускает одну ошибку).

    Низкий уровень

    • ребенок малоподвижен, его двигательный опыт беден;
    • неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании);
    • ребенок не проявляет интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
    • не знаком или имеет крайне скромные представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни;
    • осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;
    • положительные эмоциональные реакции ребенка в общении с природой выражены слабо;
    • ребенок равнодушен к природным объектам;
    • эпизодически, без интереса принимает участие в наблюдении и уходе за растениями и животными;
    • часто проявляет стремление сорвать и выбросить растение, наступив, раздавить мелкое животное (насекомое, улитку, паука);
    • недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия;
    • речевая активность снижена.

    Дети  среднего дошкольного возраста (5-го года жизни):

    Высокий уровень

    • ребенок с интересом узнает новое о человеке, стремится как можно больше узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы;
    • осуществляет перенос опыта здоровьесберегающей деятельности в игру, соблюдает правила здоровьесберегающего и безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками;
    • умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого;
    • ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, узнает как можно больше об опасных и безопасных ситуациях, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, разгадывает загадки;
    • в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения;
    • осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру (объясняет кукле основные источники и виды опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; обучает ее способам безопасного поведения, предупреждает), самостоятельно соблюдает данные правила во взаимодействии со сверстниками;
    • поведение ребенка свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых. Характерен осознанный способ безопасного поведения в быту;
    • проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями со взрослыми, сверстниками;
    • с удовольствием включается в поисково-исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослым, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия;
    • различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных, может рассказать о них, характеризуя как живые существа;
    • откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями, животными в уголке природы, охотно, вместе с воспитателем, оказывает им посильную помощь.

    Средний уровень

    • ребенок узнает новое о человеке, о факторах, обеспечивающих здоровье, слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы;
    • осуществляет перенос опыта здоровьесберегающей деятельности в игру, соблюдает правила здоровьесберегающего и безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками;
    • умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций;
    •  ребенок познает правила безопасного поведения, узнает как можно больше об опасных и безопасных ситуациях;
    •  в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения;
    • осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру (объясняет кукле основные источники и виды опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; обучает ее способам безопасного поведения, предупреждает);
    • проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения;
    • с удовольствием включается в поисково-исследовательскую деятельность познания природы вместе со взрослым;
    • различает и правильно называет (или допускает одну ошибку) большое количество растений и животных, может рассказать о них, характеризуя как живые существа;
    • откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями, животными в уголке природы, вместе с воспитателем, оказывает им посильную помощь.

    Низкий уровень

    • у ребенка наблюдается ситуативный интерес к здоровьесберегающей деятельности, изучению человека и факторов, обеспечивающих здоровье, правилам здорового образа жизни. Не готов ответить на вопрос взрослого, как он себя чувствует, болит ли у него что-то, не заболел ли он;
    • не стремится к самостоятельному осуществлению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения;
    • не готов выполнять инструкции взрослого в обстоятельствах, угрожающих здоровью;
    • у ребенка не проявляется интерес к освоению правил безопасного поведения;
    • ребенок сам становится источником возникновения опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками, часто травмируется;
    • несмотря на предупреждение взрослого, не проявляет осторожность при контактах с потенциально опасными предметами (ножницы, электроприборы);
    • не всегда пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами; безопасный способ детского поведения в предметном мире требует разъяснений и указаний, постоянного контроля со стороны взрослого;
    • интерес ребенка к животным и растениям неустойчивый, ситуативный, эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены;
    • ребенок не задает вопросов, не делится впечатлениями о природе, представления о ней просты и примитивны;
    • стремление участвовать в опытах неустойчиво, ситуативно, самостоятельные наблюдения за растениями и животными редки, в основном по предложению взрослого;
    • в поведении ребенка часто повторяются негативные действия по отношению к животным, растениям, он игнорирует предупреждения взрослого.

    Дети старшего дошкольного возраста (6-го года жизни):

    Высокий уровень

    • ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей;
    • имеет представления о своем здоровье, знает, как можно поддержать, укрепить и сохранить его;
    • ребенок умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
    • умеет определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), высказаться о своем самочувствии, назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;
    • владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т. д.); различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их;
    • умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз, физические упражнения, укрепляющие осанку, опорно-двигательный аппарат, утреннюю гимнастику;
    • проявляет интерес к закаливающим процедурам и спортивным упражнениям;
    • умеет различать некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя ведет в лесу;
    • готов оказать элементарную помощь себе и другому (промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью);
    • проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому, умеет пожалеть расстроенного ребенка, старается отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой;
    • ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Его представления о безопасном поведении достаточно осмысленны. Он может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья. Ребенок умеет:
    • соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;
    • пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и т.п.);
    • пользоваться под присмотром или с помощью взрослого некоторыми бытовыми электроприборами (чайник, магнитофон, телевизор, пылесос);
    • различать отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно вести себя в лесу;
    • быть осторожным при общении с незнакомыми животными;
    • соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте;
    • правильно вести себя на воде, на солнце.
    • в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения сам и помогает сверстникам и младшим детям в выборе безопасного поведения;
    • ребенок умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций;
    • избегает контактов с незнакомыми людьми на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей;
    • ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям;
    • ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми;
    • интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления;
    • у ребенка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде, старается придерживаться их в своей деятельности;
    • имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

    Средний уровень

    • ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей;
    • имеет представления о своем здоровье, знает, как можно поддержать, укрепить и сохранить его;
    • ребенок умеет, но не всегда практически решает некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения:
    • умеет определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), высказаться о своем самочувствии, назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;
    • владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т. д.); различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их;
    • умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз, физические упражнения, укрепляющие осанку, опорно-двигательный аппарат, утреннюю гимнастику;
    • проявляет интерес к закаливающим процедурам и спортивным упражнениям;
    • умеет различать некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя ведет в лесу;
    • проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому.
    • ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Его представления о безопасном поведении достаточно осмысленны. Он может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, но ошибается при установлении связей между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья. Ребенок умеет:
    • соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;
    • пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и т.п.);
    • пользоваться под присмотром или с помощью взрослого некоторыми бытовыми электроприборами (чайник, магнитофон, телевизор, пылесос);
    • различать отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно вести себя в лесу;
    • быть осторожным при общении с незнакомыми животными;
    • соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте;
    • правильно вести себя на воде, на солнце.
    • в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения;
    • избегает контактов с незнакомыми людьми на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей, умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций;  
    • интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, «что хорошо и что плохо»;
    • у ребенка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде, но не всегда их придерживается в своей деятельности;
    • имеет представления о многообразии растений и животных, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

    Низкий уровень

    • ребенок не проявляет интереса к проблемам здоровья и здоровье- сберегающей деятельности, нет направленности на соблюдение в своем поведении основ здорового образа жизни;
    • представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни, о правилах безопасного поведения носят поверхностный, формальный характер;
    • не проявляет внимания к заболевшему близкому взрослому или ребенку, неохотно откликается на просьбы о помощи и заботе;
    • ребенок не проявляет интереса к освоению правил безопасного поведения, установлению причинно-следственных связей между опасностью и характером поведения в данной ситуации, возможной угрозой жизни и здоровью;
    • действует неосторожно, сам становится источником возникновения типичных опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками, часто травмируется;
    • обращает внимание на правила безопасного поведения только по указанию взрослого. Не готов выполнять инструкции воспитателя;
    • ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого;
    • для ребенка характерно отсутствие интереса и выраженной положительной направленности отношения к природным объектам;
    • ребенок действует в природе неосознанно, часто присоединяется к неправильным поступкам других, не реагирует на негативную оценку его действий со стороны взрослого, не обращает внимания на замечания;
    • представления о природе поверхностны, часто ошибочны;
    • не проявляет готовности и желания ухаживать за растениями и животными.

    Дети старшего дошкольного возраста (7-го года жизни):

    Высокий уровень

    • ребенок имеет представление о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
    • знает о некоторых внешних и внутренних особенностях строения тела человека и необходимости охраны своего здоровья;
    • знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание);
    • обладает представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, выполнения рекомендаций врача и пр.);
    • может определить способы состояние своего здоровья (здоров или болен), назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, орган;
    • различает полезные и вредные для здоровья продукты питания;
    • умеет делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз; выполняет физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, делает зарядку;
    • оказывает элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому);
    • ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе;
    • соблюдает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;
    • правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого;
    • ребенок владеет основами безопасного поведения: знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; может объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными; соблюдет правила дорожного движения; поведения в транспорте;
    • ребенок старается самостоятельно придерживаться правил поведения в природе не только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной природной среде;
    • интересуется изучением природного мира, высказывает догадки, размышляет о причинах природных явлений, организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.

    Средний уровень

    • ребенок имеет представление о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
    • знает о необходимости охраны своего здоровья;
    • знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание);
    • обладает представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, выполнения рекомендаций врача и пр.);
    • может определить способы состояние своего здоровья (здоров или болен), назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, орган;
    • различает полезные и вредные для здоровья продукты питания;
    • умеет делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз; выполняет физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, делает зарядку;
    • ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе;
    • соблюдает, хотя и не всегда правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;
    • правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого;
    • ребенок владеет основами безопасного поведения: знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; может объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; знает (что-то одно) свой адрес, имена родителей, их контактную информацию; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными; соблюдет (хотя и не всегда) правила дорожного движения; поведения в транспорте;
    • ребенок старается самостоятельно придерживаться правил поведения в природе только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним питомцам;
    • интересуется изучением природного мира.

    Низкий уровень

    • не имеет привычки к постоянному выполнению культурно-гигиенических навыков. Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарные правила здорового образа жизни только при напоминании взрослого;
    • проявляет равнодушие по отношению к больному члену семьи, к заболевшему сверстнику;
    • ребенок не соблюдает правила безопасного поведения в быту, на улице (дорожные правила), в природе, в общественных местах (транспорте, магазине, на улице, в метро);
    • часто ведет себя неосторожно по отношению к сверстникам (толкается, замахивается палкой, бросается песком, камнями), проявляет неосмотрительность при общении с животными;
    • охотно вступает в контакт с незнакомыми взрослыми, проявляет готовность прогуливаться с незнакомыми людьми, откликается на предложение пойти посмотреть вместе что-то интересное и прочее;
    • поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения и общения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями;
    • у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе;
    • ребенок действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей;
    • его кругозор ограничен, представления о природе бедны, рассказы о растениях и животных однообразны, примитивны, ошибочны (например, путает реальные объекты природы со сказочными);
    •  интерес к изучению природы поверхностный, неустойчивый;
    • не проявляет желания ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать.

    Перспективы дальнейшего развития:

    • продолжать формировать у дошкольников основы здорового и безопасного образа жизни;
    • расширить работу с детьми по формированию у них здорового и безопасного образа жизни, добавив еще один раздел «Эмоциональное благополучие ребенка»;
    • трансляция опыта в сети Интернет;
    • участие в региональных, федеральных конкурсах;
    • разработка программы «Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста»;
    • оказание результативной помощи педагогам и родителям в работе с детьми по формированию здорового и безопасного образа жизни.

    Литература:

    1. Авдеева Н.Н., Князева O.JL, Стёркина Р.Б. Безопасность. - М.: Просвещение, 1998г.

    2. Авдеева Н.Н., Князева О.Д., Стёркина Р.Б. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1-4: Для детей старшего дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 2006г.

    3. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности //Основы безопасности жизни. - 1997г. - № 5. - С. 34-37.

    4. Артёмова J1.B. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.: Просвещение, 1992г.

    5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

    6. Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольника. - М., 1998г.

    7. Волкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. - Воронеж, 2008г.

    8. Кириллов Г.Н., заместитель Министра РФ по чрезвычайным ситуациям. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // «Право и безопасность», № 1 (10) Март 2004 г.

    9. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? – СПб.:  Детство-Пресс, 2013.

    10. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»). - Волгоград: Учитель, 2007г.

    11. Занятия по правилам дорожного движения. Под ред. Романовой Е.А. - М.: ТЦ Сфера, 2008г.

    12. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. -М., 2009г.

    13. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности // Основы безопасности жизни. - 2005г. - № 7.

    14. План программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. - СПб.: Детство - пресс, 2000г.

    15. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» - СПб.: Детство - пресс, 2000г.

    16. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Средняя группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009г.

    17. Полынова В.К. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» - СПб.: ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2009.

    18. Постановление  Правительства РФ от 24.07.95 № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

    19. Саулина  Т.Ф. Три сигнала светофора. - М., 2009г.

    20. Саулина  Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. - М. Издательство «Мозайка-Синтез», 2013г.

    21. Старцева  О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ТЦ Сфера, 2008г.

    22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования.

    23. Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    24. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: Детство - пресс, 2011г.

    25. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту.

    26. Хромцова  Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. - М., 2007г.

    27. Черемшанцева О.В. Основы безопасности поведения дошкольников. - Волгоград, 2008г.

    28. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М., 2009г.      

    29. ШипицынаJI.M. Азбука общения. - Санкт-Петербург, 2000.

    30. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения для детей 5-8 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2014.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

    В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год  и итоги....

    Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”

    Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...

    Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

    Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...

    «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды детского сада»

    Семинар-практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды  детского сада» ...

    Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию современных образовательных технологий".

    Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном во...

    Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методик оздоровления

    Дошкольное детство  является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является о...

    Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей дошкольного возраста

    Задача приобщения дошкольников к здоровому и безопасному образу жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом спос...