Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию современных образовательных технологий".
    консультация на тему

    Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Введение

    Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна,

    своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье

    наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

    Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических

    навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в

    систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с

    детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно

    наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

    Формирование навыков здорового образа жизни у детей

    дошкольного возраста через внедрение современных

    здоровьесберегающих технологий

    Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание

    здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой

    главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и

    обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и

    обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья

    воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для

    формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как

    собственных, так и других людей.

    Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на

    оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа

    жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

    и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга

    профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике.

    Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком

    смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в срежиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

    В более узком смысле слова - это специально организованное,

    развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной

    системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

    Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога,

    соответственно характеризующаяся качественным прилагательным

    педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность ичеткость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

    Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее

    воспроизводимость.

    Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

    применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,

    знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валео-логической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

    Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в

    дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-

    оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического

    благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

    Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

    технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные

    моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического

    взаимодействия взрослого с ребенком и др.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или

    культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление

    осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и

    безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной

    медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной

    педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

    Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей

    ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и

    предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и

    обучения.

    Технологии обеспечения социально-психологического благополучия

    ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

    Реализацией данных технологий занимается психолог посредством

    специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и

    специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

    Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

    дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессиональногоздоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

    ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:

    сохранить здоровье детей;

    создать условия для их своевременного и полноценного

    психического развития;

    обеспечить каждому ребенку возможность радостно и

    содержательно прожить период дошкольного детства.

    направленностью воспитательно-образовательного процесса на

    физическое развитие дошкольникови их валеологическое образование;

    комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в

    зависимости от времени года;

    созданными оптимальными педагогическими условиями

    пребывания детей в ДУУ;

    формированием подходов к взаимодействию с семьей и

    развитием социального партнерства.

    Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание

    здоровых физически и психологически детей. Причем, физическому и

    психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа

    предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья

    ребенка.

    Сегодня же в каждом детском учреждении обязательно есть детский

    психолог, который занимается с детьми как в коллективе, так и

    индивидуально. Заметив негативные изменения в поведении ребенка,

    воспитатели обязаны поставить в известность родителей и начать активную работу по поддержанию психического здоровья воспитанника.

    Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье,

    физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти

    способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

    Направления профилактической и коррекционной работы по

    оздоровлению дошкольников

    1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек и

    отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом

    оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

    2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

    (психологически комфортная организация режимных моментов,

    оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и

    интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с

    детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение

    необходимых средств и методов).

    3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного

    процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей

    дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий

    для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного

    пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка:

    учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление

    свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации;

    ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

    4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ

    валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать,

    поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к

    здоровью и жизни).

    Этапы работы

    1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и

    физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и

    навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

    2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

    Использование в режиме дня:

    отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья

    для разных категорий детей;

    различных оздоровительных режимов (на время каникул; в

    летний период);

    комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание,

    хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия;

    хождение босиком, "топтание” в тазах, полоскание горла и рта,

    максимальное пребывание детей на свежем воздухе);

    физкультурных занятий всех типов;

    оптимального двигательного режима. Кроме традиционной

    двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные

    занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические

    занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс

    технологии оздоровления и профилактики:

    а) пятиминутки здоровья;

    б) двигательные переменки между занятиями;

    в) проведение дней здоровья;

    г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

    3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления

    здоровья детей.

    На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе

    должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств.

    Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики

    нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития

    общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

    Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых

    мероприятиях дошкольного учреждения.

    4. Конечные результаты:

    формирование нормативно-правовой базы по вопросам

    оздоровления дошкольников;

    внедрение научно-методических подходовк организации работы

    по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего

    образовательного пространства в ДОУ и семье;

    формирование у дошкольников основ валеологического сознания,

    потребности заботиться о своем здоровье;

    обеспечение программного уровня развития движений и

    двигательных способностей детей;

    улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

    Заключение

    Формирование здоровой личности дошкольника возможно при

    обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с

    целенаправленным развитием его личности в специально созданной и

    гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию

    самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

    На протяжении дошкольного возраста при соответствующей

    воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения

    ребенка к своему здоровью.

    Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом

    формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и

    физическим возможностям.

    Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции

    созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него

    потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении

    ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия

    ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием

    здоровья.

    Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье,

    физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти

    способы укрепления и сохранения здоровья.Приобретенные навыки помогут

    осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит

    избежать несчастных случаев.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

    Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр»

    Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их ...

    Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"

    Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам...

    Консультация для родителей: «Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в современном мире».

    Консультация для родителей: «Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в современном мире»....

    Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

    Доклад музыкального руководителя "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий" на основе своег...