Главные вкладки

    Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей раннего возраста через интеграцию образовательных областей
    учебно-методический материал по теме


    Предварительный просмотр:

      Формирование      привычки к здоровому образу жизни у детей  

                                      раннего возраста

                                  Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.  Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения.  Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения и укрепления здоровья с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Особенно значимо воспитание здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера.  Климат, в котором мы живем,  сложный. Потепления зимой сопровождаются усилением ветра, буранами, метелями, резкие перепады давления, температуры, недостаток кислорода, полярная ночь, низкие температуры воздуха в течении года провоцируют частые переохлаждения у детей, что способствует простудным заболеваниям.  

     Крайне неблагоприятно действуют на детей ограничения подвижности из-за малого пребывания на свежем воздухе.          

     Особого внимания требует период «Полярной ночи», когда отмечается резкое снижение физической и умственной работоспособности и практически всех физических качеств, снижается объем двигательной активности и наблюдается естественная гиподинамия.

      Наша основная задача – сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей на основе интеграции образовательного процесса. Система интеграции образовательных областей представляет собой совокупность разнообразных форм работы с детьми, способствующих формированию у них основ культуры здоровья. Подобное объединение видов деятельности позволяет добиться повышения у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, обеспечивает познание своего организма, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни.        

    Здоровый образ жизни становится во главе всей деятельности: профилактика болезней, применение здоровьесберегающих технологий, укрепление физического и нравственного здоровья каждого ребенка.  Понятие ЗОЖ включает:  режим дня, сформированные культурно – гигиенические навыки, закаливание, рациональное питание, двигательную активность, психоэмоциональную регуляцию.                        

    В своей работе мы выделили несколько задач:

    • охранять и укреплять  здоровья детей;
    • формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развивать физические качества;
    • помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков;
    • обеспечить физическое  и психическое благополучие;

    Эти задачи решаем благодаря целостной системе по сохранению физического, психического и социального благополучия детей при условии комплексного использования всех средств физического воспитания:

        1.Организация рационального режима дня.

    2.Осуществление закаливающих процедур.

    3.Полноценное питание.

    4.Культурно-гигеническое воспитание детей.

    5.Физическое воспитание.        

    Проблема оздоровления детей – действие не одного дня и  одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего педагогического коллектива, специалистов, медицинских работников ДОУ.

    Так на музыкальных занятиях руководитель использует песенки – распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день; использует элементы дыхательной гимнастики. Вместе с педагогом – психологом разрабатываем и проводим адаптационные мероприятия. Слаженность в работе - залог хорошего результата.

    Для реализации поставленных задач, продумана организация режима с чередованием умственной и физической нагрузки. Прогулка – непременная составная часть режима дня. Погодные условия не всегда благоприятные, поэтому разработано перспективное  планирование прогулок в группе (зале) на случай плохой погоды.

    В нашем детском саду создана здоровьесберегающая среда: имеется физкультурный зал с  многофункциональным оборудованием, музыкальный зал,  в группах оборудованы физкультурные уголоки  со всем необходимым - мячи, обручи, веревочки, воротики, подушечки для метания, кегли. Много различных двигательных игрушек - каталки, машинки, коляски, лошадки.

    Для увеличения двигательной активности малышей подобрана   картотека  подвижных игр, пальчиковых игр, динамических пауз для детей раннего дошкольного возраста. Разработан цикл оздоровительно – познавательных занятий, направленных на воспитание основ культуры и безопасности, формировании представлений о себе и здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья.

    Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей обеспечиваем на основе совместной деятельности в течении всего дня.

    В своей работе педагоги используют  нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика на основе сюжетов сказок, с использованием потешек, ритмическая гимнастика, миогимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, элементы ритмопластики.

    Особое внимание уделяем закаливающим и оздоровительным процедурам: сон без маечек, босохождение, дорожки здоровья, сухое растирание ,самомассаж, обширное умывание. Закаливание проводится с учетом принципа постепенности и индивидуальности.

    Разработан и осуществляется график двигательной активности. Один раз в месяц провожу оздоровительно - спортивные досуги. Для этого  подобрали большое разнообразие адаптированных для детей раннего возраста конспектов оздоровительных и физкультурных досугов (в том числе с родителями).                                                        

    Используем мелкие атрибуты, которые являются хорошим стимулом к движениям  малышей. Это -  шапочки зверей, рули, флажки, ленточки  и др.

    По показаниям, в период увеличения заболеваемости проводятся лечебно - профилактические мероприятия:

    • Поливитамины
    • Фиточай
    • Полоскание рта и промывание носа «морской водой»
    • Фитонциды - лук, чеснок
    • Витаминный напиток
    • Арамотерапия, аромоподушки
    • Ионизация воздуха в сочетании с проветриванием
    • Витаминные, зеленые салаты
    • Оксолиновая мазь

    Реализация процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива. Именно поэтому образовательный  процесс в нашем дошкольном учреждении основан на  комплексно – тематическом планировании, которое помогает решать задачи  интеграции.

    Формирование и закрепление привычек здорового образа жизни происходит через разные виды детской деятельности.

    Чтение потешек  является своеобразным методом телесной терапии, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребенком,  а также закреплению полезных привычек.

    Пение колыбельных песен создают для ребенка чувство психологического комфорта, расслабления.

    Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формированию нравственности и познавательное развитие.

    Правильная организация питания дает ребенку ответы на вопросы: Что есть? Как есть? Когда есть?

    Ритуалы приготовления к приему пищи, знания о пользе и вреде продуктов - все это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых  лет.

    Комплекс мероприятий современных здоровье - сберегающих технологий, которые проводят в ДОУ, позволяют создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни и улучшают качество здоровья каждого ребенка.

    Утренняя гимнастика-это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников, снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.                 Пальчиковая гимнастика. Развитие ребенка связано с развитием движений пальцев  рук.

    Артикуляционная гимнастика - это система упражнений для развития речевых органов.

    Использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей,

    Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока и для профилактики близорукости.

    Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие  речевого дыхания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, улучшить самочувствие ребенка.

    Обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона, лицо) является эффективным закаливающим мероприятием при постоянстве и системности проведения.

    Корригирующая гимнастика проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является  хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

    Формирование культурно-гигиенических навыков. Воспитание у детей привычки к чистоте, аккуратности, порядку, навыков культуры еды.  

    Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом: « К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Для этого использую различные формы и методы:

    >        Групповые родительские собрания.

    >        Анкетирование.

    >        Консультации, рекомендации.

    Анализ работы  по данной  теме в течение 3 лет показа, что достигнуты  следующие результаты:

    •        Снижение уровня заболеваемости, положительная динамика состояния здоровья детей.

    •        Повышение уровня физического развития детей.

    •        Развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).

    Таким образом, интеграция образовательных областей в работе по здоровьесбережению как ведущий принцип организации деятельности в ДОУ направлена на достижение одной цели – формирование здорового образа  жизни. Подобное объединение видов деятельности позволяет добиться повышения у детей уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирования общей культуры, развитие качеств, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

       Используемая литература

    1.Л.В.Гаврючина « Здоровье-сберегающие  технологии в ДОУ», Москва,2007г.

    2.Т.И.Осокина В. А. Чунтонова  «Физическое воспитание детей на Севере» Москва.

    3.В.Г.Алямовская» Как воспитать здорового ребенка» , Москва,1993 г, «Ясли –это серьезно».

    4.Т.Л.Богина «Охрана здоровья детей в ДОУ», Москва,2000 г.

    5.С.Н.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами», Москва-синтез»,2005 г.

    6.В.М.Кузнецова «В поиске ради здоровья», Мурманск 1996г.

    7.В.М. Кузнецова «Минуты здоровья», Мурманск 2000г.

    Примерные виды интеграции образовательной области

    «Физическая культура»

    Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей

    «Познание»

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека

    «Коммуникация»

    Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека (ЗОЖ)

    «Социализация»

    Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ

    «Безопасность»

    Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья

    По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

    «Художественное творчество»

    Использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»

    «Труд»

    Накопление опыта здоровье - сберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда

    «Чтение художественной литературы»

    Использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»

    Примерные виды интеграции образовательной области

     «Физическая культура»

    По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

    «Здоровье»

    Решение общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья

    «Музыка»

    Развитие музыкально- ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств

    «Познание»

    В части двигательной активности, как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности

    «Коммуникация»

    Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение

    «Социализация»

    Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности

    «Труд»

    Накопление опыта двигательной активности

    По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

    «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»

    Развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

    Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...

    «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы

    Описание  опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

    Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

    Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...

    Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию современных образовательных технологий".

    Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном во...

    Консультация для родителей «Формирование привычки к здоровому образу жизни» (для детей раннего возраста)

    Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых с...