Главные вкладки

    Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Основные методы и приемы в обучении дошкольников рисованию"
    методическая разработка по теме

    Калиянц Людмила Сабировна

    Материал полезен начинающим старшим воспитателям для пополнения картотеки консультаций, а также молодым воспитателям, которые проводят занятия по ИЗО-деятельности самостоятельно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osnovnye_metody_i_priemy_v_risovanii.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Л.С.Калиянц Консультация для воспитателей

    2014г.

    Основные методы и приемы в обучении дошкольников рисованию

    1 младшая группа 

    Закладывается основа рисования.

    Основные задачи воспитателя:

    1. Привить детям интерес к рисованию.
    2. Научить быть внимательными на занятиях.
    3. Ознакомить с материалами и принадлежностями для рисования.
    4. Научить правильно  держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге.
    5. Научить правильно держать кисточку, водить кистью по бумаге без нажима.
    6. Научить набирать краску только на ворс кисти, лишнюю краску отжимать о краешек посуды, промывать кисточку в воде.
    7. Научить распознавать  и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
    8. Узнавать и называть изображения предмета по окраске.
    9. Узнавать и называть нарисованные предметы.
    10. Рассказывать о том, что нарисовал сам.
    11. Научить рисовать предметы по показу воспитателя и самостоятельно.

     Основные приемы обучения рисованию:

    1. Поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого
    2. Объяснение в целом
    3. Демонстрация изображения – частичная или полная
    4. Словесные указания
    5. Дорисовывание  предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают, например, к воздушным шарикам дорисовывают ниточки)
    6. Работа вместе (чтобы ребенок бесцельно не манипулировал карандашом, нужно взять руку ребенка в свою и работать вместе)

    Рисуют мягкими кисточками № 5-6 и красками - гуашь.

    Осваивают навыки рисования.

    1. Прямые линии – горизонтальные, вертикальные, наклонные.

          Темы: «Травка для зайчат», «Дождик-дождик, кап-кап-кап», «Дорожки», «Ниточки для шариков», «Платочек», «Лесенка», «Железная дорога»

    1. Волнистые и изогнутые линии 

          Темы: «Ручеек», «Ленточки короткие и длинные», «Клубочки для котят»

    1. Прием примакивания (прижимать ворс кисти к бумаге и сразу отрывать его)

    Темы: «Листопад», «Снег идет», «Следы собачки на дорожке», «Наши ножки идут по дорожке»

    1. Округлые линии (учим замыкать линию круга) (приложение 3)

    Темы: «Колечки», «Солнышко», «Шарики на  ниточках», «Мячи большой и маленький», «Ягодки на веточке», «Мыльные пузыри»

    2 младшая группа

    Имеет много общего с 1 младшей группой

    Основные задачи воспитателя:

    1. Воспитывать внимание и наблюдательность на занятиях по ИЗО
    2. Учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки
    3. Учить пользоваться карандашом и кисточкой.
    4. Аккуратно набирать краску, отжимая о краешек посуды лишнюю краску.
    5. Вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой.
    6. Ознакомить со свойствами красок, использовать в работе 2-3 цвета красок (используя разные кисти)
    7. Учить различать и называть основные цвета и знать их оттенки (розовый, голубой, серый)
    8. Учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке.
    9. Различать и называть форму предметов (круглый, треугольный, квадратный), их размеры (большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий)
    10. Учить композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги (в центре)
    11. Ознакомить с конструктивным построением несложных предметов

    (продемонстрировать, что некоторые предметы состоят из нескольких частей одинаковой формы, но разного размера, например, неваляшка или снеговик)

    Основные приемы обучения рисованию

    1. Последовательный показ способов изображения
    2. Частичный показ способов изображения
    3. Словесные приемы обучения – объяснения, указания, поощрения
    4. Обследование формы предмета

    Навыки рисования

    1. Прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и предметы из них состоящие.

    Темы: «Окошко», «Ленточки короткие и длинные», «Дерево», «Елочка», «Домик с окошком»

    1. Даем округлую форму и предметы на ее основе.

    Темы: «Мяч красный большой, мяч синий маленький»,  «Баранки и сушки», «Бусы для мамы», «Снеговик». На основе снеговика рисуем предметы, состоящие из круглых форм: «Неваляшка», «Зайчик», «Медвежонок»

    1. Учим закрашивать кистью плашмя все время в одну сторону.
    2. Даем прямоугольную форму: воспитатель рисует линию-основу, чтобы помочь ребенку изобразить угол (прием отдельного рисования)

          Учим рисовать прямоугольную форму неотрывно: рисуем линию, остановились, теперь уголок, и линия пошла вниз, остановились, уголок, линия влево, остановились, уголок, линия вверх.

    Темы: «Сушатся платочки», «Кубики рассыпались».

    5. Рисуем деревья: ствол без утолщения, веточки тянутся к солнышку вверх.

        Рисуем елочку: ствол без утолщения, веточки вниз без прогиба.

    6.  Рисуем дом: даем линию земли внизу листа. Ребенок рисует стены по принципу прямоугольника, соединяя стены, рисует потолок, от середины потолка делаем линию наверх и от нее отходят наклонные линии к углам дома – получается треугольная крыша. Посредине дома рисуем квадрат – окно. Закрашиваем крышу и окно.

    7.  Рисуем транспорт:  тележка прямоугольная с двумя колесами и ручкой.

    Темы для рисования по замыслу: «Дерево и снеговик», «Снежная баба у елочки», «Елочка зимой», «Неваляшки вышли погулять», «Тележка везет кубики», «Одуванчики на лугу».

    Средняя группа

    Основные задачи воспитателя

    1. Знакомить детей с видами изобразительного искусства (иллюстрациями в книгах, репродукциями картин художников, народными игрушками – свистульками, матрешками).
    2. Развивать у детей наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, формы.
    3. Учить детей передавать в рисунке простые  по форме предметы, выделяя их основные части.
    4. Учить детей вести линии рисунка плавно, изменять направление линий, соответственно поворачивая руку.
    5. Научить различать, называть  и применять  разные цвета и оттенки, учить рисовать 3-4-мя красками  в одном рисунке.
    6. Учить рисовать по памяти.
    7. Учить размещать изображение на листе бумаги.
    8. Совершенствовать умение рисовать предметы с использованием прямых, наклонных, дугообразных и волнистых линий.
    9. Совершенствовать умение рисовать  предметы округлой, прямоугольной, треугольной и овальной формы.
    10.  Учить передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой – маленький, высокий – низкий)
    11. Учить детей аккуратно закрашивать рисунок (карандаш не отрывается от листа бумаги, кисть следует за ворсом все время в одном направлении)

    Основные приемы обучения рисованию:

    1. Словесный прием – вопросы, объяснения, указания.
    2. Ознакомление с предметом, его формой, обведение по контуру пальцем.
    3. Частичный или полный показ

    Навыки рисования:

    1. Даем новую форму – овал  (называем -  похож на огурчик)

    Темы для рисования: «Огурец», «Лимон», «Кабачок»

    2. Даем понятие в различении круглой и овальной формы

    Темы для рисования: «Помидор и огурец», «Апельсин и лимон», «Огурец и кабачок»

    1. Даем  штриховку при закрашивании предметов
    2. Рисуем цветы, используя прием примакивания. Для рисования лучше брать

          четырехлепестковые цветы, простые по форме и строению. Обращаем внимание на

          стебель – прямой или изогнутый. В дальнейшем количество лепестков можно

          увеличить.

    1. Рисуем деревья: ствол утолщенный книзу, веточки большие, от них идут  маленькие.
      Темы: «Сад осенью», «Деревья в парке»
    2. Рисуем елочку: веточки с прогибом, ствол, утолщенный книзу

          Темы:  «Елочка и дерево», «В лесу родилась елочка»

    1. Рисуем дом: крыша плоская, в центре дверь, окна в верхней части двери,

           расположены на одном уровне. Закрашиваем только крышу, окна,

           дверь.

    1. Рисуем человека: голова + каркас без детализации ног и туловища; рисуем красками, закрашиваем кистью плашмя. Когда высохнет, карандашами  или фломастерами прорисовываем глаза, рот и нос.

            Темы: «Кукла в длинном платье», «Девочка в сарафане», «Подружки в хороводе»

    1. Рисуем птиц  и животных,  используя знакомые формы -  круг, овал, треугольник

            Темы: «Зайчик беленький сидит», «Зайчик встретил колобка», «Уточка плывет»,  

          «Цыплята на лугу», «Птички клюют зернышки», «Красивые рыбки».

    1. Рисуем  транспорт, на примере грузовика, используя знакомые формы – квадрат, прямоугольник, круг  

            Темы: «Грузовик едет по дороге», «Машина везет на стройку кирпичи (или песок)»

    Темы для сюжетного рисования: «Цветы на лугу», «Осень в парке», «Сад зимой», «Сад весной», «Яблони в цвету», «Рыбки в аквариуме», «Машина везет на стройку кирпичи», «Подружки в хороводе», «Колобок встретил зайчика» и др.

    Старшая  и подготовительная к школе группа.

    Основные задачи воспитателя:

    1. Развивать эстетическое отношение к окружающему
    2. Развивать наблюдательность, воображение, внимание, самостоятельность в выполнении работы.
    3. Учить выделять существенные признаки и форму предметов, их сходства и отличия.
    4. Учить выразительному решению композиции рисунка.
    5. Знакомим с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами.
    6. Учим различать, называть  и подбирать цвета и оттенки, создавая оттенки путем  постепенного прибавления цветной гуаши к белой (а не наоборот!).
    7. Учим пропорциональному соотношению двух-трех предметов на рисунке.
    8. Учим рисовать по замыслу, по памяти и с натуры.
    9. Учим правильно пользоваться  акварельными красками, разводить их водой, аккуратно набирать краску на ворс кисти, держа его наклонно, поворачивая на плоскости.
    10. Учим изображать человека, птиц и животных статично и в движении.
    11. Совершенствуются навыки рисования и закрашивания карандашом.

    Основные приемы обучения рисованию:

    1. Полный показ (если новая тема, например «человек в движении» или «портрет» или «животное» и т.д.)
    2. Частичный показ
    3. Обследование предмета руками
    4. Подробное рассматривание и анализ предмета (например, при рисование с натуры)
    5. Объяснение, указание, вопросы
    6. Наблюдение (особенно важно при рисовании природы)

    Навыки рисования:

    1. Вводим использование наброска простым карандашом для более точной передачи предметов. Делается набросок, а потом раскрашивается.

    2. Учим выводить линию горизонта, когда:

    - узкая полоска неба, широкая земли. Тема: « Сад осенью»

    - узкая полоска земли, широкая неба. Тема: «Птицы улетают в теплые края»

    - весь лист – земля. Тема: «Цветущий луг»

    - весь лист – небо. Тема: «Летят самолеты»

    3. Вводим рисование с натуры – один из самых сложных видов рисования, где отсутствует  показ работы воспитателем.

    Рисуем фрукты, овощи, цветы, ветки, листья. Композицию составляет воспитатель. Желательно натуру располагать на уровне глаз перед каждым рядом столов, где сидят дети.

    Сзади натуры ставится фон такого же цвета,  как и лист  у детей (белый, голубой, зеленоватый, розовый). Объясняют расположение предметов на листе бумаги без показа. В конце занятия  рисунок сравниваем с натурой – «похож - не похож».

    Учим рисовать цветы в вазе. Делим вертикальный лист на 3 равные части (ваза, стебель, цветы), нижняя одна часть – ваза, 2 верхних части  - цветы или ветки. Вазы рисуются простой формы.

    Учим рисовать предметы на столе. Даем понятие «натюрморт»

    Старшая группа

    Подготовительная группа

    1 квартал

    Предметы круглой и овальной формы («Помидор и огурец», «Яблоко и слива») на линии стола

    1 квартал

    Предметы круглой и овальной формы («Помидор и огурец», «Яблоко, слива и груша») на блюде или в тарелке

    2 квартал

    Комнатное растение с листьями простой формы в горшке («Традесканция», «Сансевьера»)

    2 квартал

    Комнатное растение с листьями сложной формы в горшке («Кротон», «Фикус», «Фиалка»)

    Комбинированный натюрморт («Ветка с листьями и яблоко») на линии стола

    Вводим прием загораживания на примере рисования арбуза и арбузной дольки.

    3 квартал

    Рисуем цветушие ветки плодовых деревьев одним цветом (алыча, груша, персик).

    Рисуем букеты из однородных цветов простой формы (только нарциссы или только тюльпаны)

    Не забываем про фон!

    3 квартал

    Рисуем цветушие ветки плодовых деревьев с наложением цвета на цвет

    (яблоня, абрикос, айва).

    Рисуем смешанные букеты из однородных цветов простой формы (нарциссы и  тюльпаны вместе)

    Не забываем про фон!

    4. Учим рисовать человека. Обязательно даем простой карандаш для наброска. Объясняем для чего это нужно.

    Старшая группа

    Подготовительная группа

    Рисуем человека во весь рост

    Делим вертикальный лист на 5 частей. За основу берется 1 часть (голова). Далее  - 1 часть -  шея и туловище до пояса (рисуем т.н. «маечку»).  Далее  - 1 часть от пояса до середины бедра (рисуем трапециевидную «юбочку»). Далее – 2 части  - ноги. Сбоку от плеча и до конца «юбочки»  -  руки (2 прямые параллельные линии). Рука заканчивается в виде «кружочка». Ноги в виде «треугольничка».

    Если мальчик -  то от пояса идут вниз «брючки».

    Рисуем человека во весь рост

    Все то же. Рука заканчивается в виде «варежки»

    Рисуем портрет человека

    Рисуем овал во весь вертикальный  лист. Это -  лицо

    Делим на 2 части и рисуем челку (волосы) в верхней части. Под челкой глаза и брови в виде точек и дугообразных линий.

    Далее – делим нижнюю часть овала опять на 2 части. Это уровень носа (ставим 2 точки).

    Далее  - делим нижнюю часть опять на 2 части. Это -  уровень губ, рисуем их в виде дугообразной линии и полукругов.

    Рисуем портрет человека

    Все то же. Прорисовываются ресницы и дорисовываются уши в виде полукругов.

    Рисуем человека в профиль

    Принцип тот же, что и во весь рост

    Показываем на примере ребенка.

    Рисуем человека в движении на примере «палочных человечков»

    Принцип тот же, только показываем изменения положения рук и ног. Объясняем, что руки и ноги сгибаются в суставах.

    Темы: «Спортсмены», «Мы делаем зарядку»

    Рисуем человека в движении на примере «палочных человечков»

    Учим рисовать человека в одежде и за работой, правильно передавая пропорции и движения.

    5. Учим рисовать птиц и животных на основе овала и круга. В качестве образца используются пластмассовые и деревянные игрушки. Делается набросок простым карандашом.

    6. Учим рисовать транспорт на основе прямоугольных и квадратных форм. Делается набросок простым карандашом.

    7. Учим рисовать здания : в старшей группе -  двухэтажные, в подготовительной – многоэтажные. Основное внимание уделяем правильному и симметричному расположению окон (одно над другим!), и чтобы верхняя и нижняя часть окон была на одном уровне (делаем вспомогательные тонкие линии простым карандашом). Можно рисовать многоэтажные дома по типу «клетки» широкой кистью. Крыша плоская, как в средней группе. В подготовительной группе рисуем сказочные дома, магазины, театры, школы.

    Рисуем ночной город. Если фон рисунка черный – дома и силуэты серые. Если фон синий – дома и силуэты – черные. В окнах свет -  желтой краской.

    8. Рисуем деревья. Даем понятие – крона дерева. Обращаем внимание, что каждое дерево имеет свою крону, свой цвет листвы  и форму ствола, наблюдаем на улице деревья. Применяем способы закрашивания – «тычком», хаотичными линиями, чтобы был виден просвет.

    На елях добавляем хвою, используя разные приемы рисования.

    9.  Сюжетное рисование усложняется по мере приобретения навыков. Учим располагать композицию пропорционально: машины меньше домов, люди меньше деревьев и домов, дальние предметы мельче, ближние – крупнее. Учим располагать предметы в пространстве листа в соответствие с тем, как они расположены в жизни: ближе –дальше или частично загораживая друг друга.

    Темы занятий подбираются в соответствии с темой недели, сезона и учитывая достаточные навыки детей в изображении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование эффективных методов и приемов обучения дошкольников рисованию»

    Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом разви...

    Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста"

    В практической деятельности для развития ритмических навыков детей  необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого много...

    Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»

    Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...

    Консультация для воспитателя "Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста" часть 2

    Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста...

    Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

    Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

    Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

    В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...