Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.
статья на тему

Штанько Ирина Вениаминовна

В статье дан обзор современному состоянию и основным подходам к содержанию и организации работы в дошкольной образовательной организации по внедрению методов музейной педагогики. Раскрываются основные задачи и технологии приобщения дошкольников к музейной культуре. Предлагаются разработки занятий по ознакомлению детей с народной культурой и произведениями изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_muzeyke_doshk.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.  

Штанько И.В., к.п.н., доцент кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВПО АСОУ МО, Почетный работник общего образования РФ

Уважаемые коллеги!

При использовании данного материала, делайте, пожалуйста ссылки на автора.

Данная статья была опубликована в журнале «Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения» №2 2014 г. стр.113

Одним из направлений  в приобщении дошкольников к искусству – является музей изобразительного искусства. Эстетическое развитие детей младшего возраста, в том числе через потенциал художественного музея, становится необходимым залогом сохранения целостности личности на следующих возрастных этапах, залогом ее полноценного формирования в контексте будущего «жизненного пути» (С.Л.Рубинштейн).

       Анализ современных программ по эстетическому воспитанию дошкольников, в которых предложены методы их приобщения к произведениям изобразительного искусства из музейных коллекций, показал, что они не предусматривают  систематического общения с художественными подлинниками. Музейная составляющая программ сосредоточена в образовательном пространстве детского сада и осуществляется, главным образом, через репродукции и медийные заместители произведений живописи  и скульптуры.  

В дошкольных образовательных учреждениях появляются картинные галереи, музеи-сказки, музеи-мастерские. Все это является подготовительным этапом к встрече с настоящим искусством. Общение с подлинными образцами произведений   искусства, хранящимися в музеях  изобразительных искусств,   не смогут  заменить репродукции и слайдфильмы.

В последние годы музейной педагогикой занимаются ведущие научные центры дошкольного образования и музеи нашей страны. Разработаны программы «Музей и культура», «Здравствуй, музей» (Русский музей,  Санкт-Петербург), «Я поведу тебя в музей» М.Ю. Юхневич, «Здравствуй, музей» Б.А Столярова  (Сакт-Петербург), Л.В. Пантелеевой «Музей и дети» (Москва) и.т.д.

В данных программах определены задачи приобщения дошкольников к музейной культуре:

  1. Формировать интерес к музею как к хранилищу духовных и материальных ценностей
  2. Формировать навыки поведения в музее у детей дошкольного возраста.
  3. Развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, образное мышление.
  4. Развивать умение отражать в речи впечатления, полученные в ходе подготовки и проведения музейной экскурсии.
  5. Воспитывать бережное отношение к образцам духовной и материальной   культуры.

В Москве, при Третьяковской Галерее много лет работает методический отдел, который разрабатывает программы взаимодействия образовательных учреждений и музея. Ведущий искусствовед, старший научный сотрудник  к.п.н. М.В. Мацкевич, является автором разработчиком программы для дошкольников  «Путешествие в мир Русской живописи». В данной программе   научно обоснована методика эстетического развития детей 5-7 лет в системе «художественный музей - детский сад». Предлагаются   технологии педагогического руководства, формирующие у ребенка установку на эстетическое восприятие произведений искусства  и активизирующие его в условиях музейной среды с ориентацией на  дальнейшее развитие.

Впервые в музейной педагогике игра в пространстве художественного музея рассмотрена как самостоятельная форма его образовательной деятельности по эстетическому развитию дошкольников. Разработана методика, способствующая развитию эмпатии и продуктивности творческого воображения, под названием «Встреча в пространстве картины».

  Предложенные  в программе вариативные формы работы по эстетическому развитию старших дошкольников в детском саду и в музее предусматривает:

  • культурно-средовое погружение (русская народная, западно-европейская и восточная культуры) на основе диалога, интерактивности, игры и продуктивной творческой деятельности в образовательном пространстве детского сада;
  • тематические экскурсии-сказки и интеграционные игры в музейной среде, занятия в детском саду с использованием слайдов, изобразительных подлинников, а также настольных развивающих музейных игр, сказок о музее и художниках;  
  • изобразительную деятельность детей в музее и в детском саду.

В программе выделены формы работы с детьми в музее:

– равноправный ценностный диалог, в котором ребенок «переживает ценности», близкие его малому личностному опыту;

 –  «интерактивность по представлению» при помощи сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов;

–  введение персонажа-проводника, роль которого исполняет кукла или ведущий занятие педагог, выступающий в соответствующем образе;

–  использование символического атрибута и предмета-заместителя, концентрирующего восприятие детей на определенном этапе занятия;

–  обращение к «художественному слову» и изобразительной деятельности в экспозиции  в поле воздействия музейного подлинника  (декламация, рисование сухими графическими средствами, пантомима, пластические этюды).

В данной программе определяется   суть педагогического руководства  на занятиях в музее и в детском саду. Она заключается в следующем: музейный педагог подготавливает и настраивает ребенка на эстетическое восприятие. Он организовывает условия для этого процесса, облегчает, активизирует, продвигает его, служит для детей проводником в чувственном и духовном освоении мира искусства. Стимулируя восприятие художественного образа, он способствует выявлению у детей их творческого ресурса.

Его партнером в  творческом педагогическом руководстве становится педагог или воспитатель детского сада.

В пространстве музея в этом  тандеме ведущая роль принадлежит музейному педагогу-искусствоведу, обладающему необходимыми знаниями, опытом и свободно ориентирующемуся в пространстве музея.

На игровых занятиях в детском саду ведущую роль берет на себя педагог дошкольного образования, знакомый с индивидуальными особенностями своих воспитанников, и тогда искусствовед выступает его ассистентом и  консультантом.

Таким образом, рамки метода диалога в музейной игре расширяются за счет введения новой коммуникации: между педагогами, ведущими занятие, между самими дошкольниками.

На сегодняшний  день в дошкольных учреждениях организованы мини-музеи,  в частности разновидности музея «Народного искусства», «Народных промыслов», а также «Картинные галереи», «Вернисажи». Именно в данной среде организуются первые занятия по приобщению к прекрасному.

Беседы и игры, организованные в музейной среде и целенаправленно формирующие эмпатию, благодаря наглядности, чувственному наполнению художественного образа, особой энергоемкости подлинников, способствуют  долговременному и глубокому духовно-нравственному резонансу  в формирующейся личности ребенка   на занятиях в детском саду и в семье. Их эффективность именно в этом возрасте делает музей необходимым пространством для развития  эстетических чувств дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Общество, в котором живет современное дошкольное образовательное учреждение – это общество социальных перемен. Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим ...

Особенности использования познавательноисследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, к...

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование приемов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста. Мастер-класс «Соленое тесто — это красиво, интересно, необычно»

АРТПЕДАГОГИКА-(художественная педагогика) — это синтез двух областей научного знания — искусства и педагогики, изучающая закономерности воспитания и развития человека посредство...

Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста....

Презентация «Использование музейной педагогики для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности»

Презентация. Выступление на научно-практической конференции.Тема: «Использование музейной педагогики для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности»...