Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Холмова Юлия Владимировна

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx501.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов:

«Использование приёмов арт-педагогики

        в работе с детьми дошкольного возраста»

Холмова Юлия Владимировна,

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Родничок»

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества

(В. А. Сухомлинский)

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по-средством использования арт-педагогики для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

• познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-педагогики в образовательном процессе;

• создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-педагогики (изотерапию, музыкотерапию, игротерапию) как одну из форм организации мастер-класса;

• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Слайд 1

Прежде чем назвать тему моего мастер класса, ответьте пожалуйста, кто в своей практике использует:

Слайд 2

  • Сказкотерапия
  • Изотворчество (нетрадиционные техники рисования)

  • Музыкотерапия
  • Игротерапия
  • Куклотерапия
  • Мнемотехника
  • Бумагопластика
  • Пластилинография
  • Психогимнастика
  • Песочная терапия
  • Коллаж

Все это виды арт-педагогики.

Слайд 3

И темой моего мастер-класса будет «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»

Слайд 4 Что же такое  Арт-педагогика?

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого- педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого- педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-педагогику. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.

Арт-педагогика -относительно  новое направление в российской научной и педагогической практике, эффективный способ создания образовательной среды, основанной на  индивидуальном и совместном творческом поиске и решении поставленных задач путѐм чувственного восприятия, социокультурной адаптации, способствующей  развитию  личностных компетентностей  обучающихся в педагогическом процессе.

Арт-педагогика (искусство + педагогика) –технология развития и обучения детей с целью формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую и другую).

Слайд 5

Какие же инновационные арт-практики мы используем?

Что такое арт? Это искусство

Что такое практика?-это то. что мы делаем

Что такое инновационные? Это то,  что мы никогда не делали

Кинетический песок все мы применяем

Пластическая масса (слайм). С ней легко и просто работать:

-Что мы с ней делаем? Мы развиваем речь ребёнка с помощью этой массы.

-Что она делает? (тянется, рвётся, мнётся, гнётся) смотрите, сколько глаголов мы уже узнали.

Фольга

-Что она делает? (шуршит) какая она? (лёгкая)

-Но мы её используем в моделировании, тем самым развиваем пространственное мышление ребёнка. Из нее можно сделать жгут, мы её скручиваем, всё что угодно.

Слайд 6

Прежде всего, при проведении занятия необходимо создать для ребенка максимально комфортные условия, чтобы позволить ему творить, не отвлекаясь на посторонние вещи. Важно выбрать, в какой форме будет проходить занятие, а также понять, какой именно вид художественной деятельности интереснее всего для ребенка на данный момент. Прежде всего, при проведении образовательной деятельности необходимо создать для ребенка максимально комфортные условия, чтобы позволить ему творить, не отвлекаясь на посторонние вещи. Важно выбрать, в какой форме будет проходить занятие, а также понять, какой именно вид художественной деятельности интереснее всего для ребенка на данный момент.

Фронтальная форма - коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы собираются в единое целое. (Коллаж «Космические дали», Арт-проект «Братья наши меньшие» итоговый продукт тематических занятий по окружающему миру)

Комплексная форма - выполнение единой коллективной работы (на плоскости, в объеме, создание книги) когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие (Арт-проект «Спасибо бабушке и деду за их великую победу)

Коллективная форма, при которой деятельность учащихся строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия, но это для детей более старшего возраста

Слайд 7

Математика. Распределительный закон.

При изучении распределительного закона а*(в+с)=а*в+а*с, предлагаю детям поиграть в сказку (инсценировать).

а- солдат, в- бабушка, с – дедушка, скобки – домик. Детям раздаю роли.

Итак, шел солдат со службы домой. Он очень устал. Увидел красивый дом, в котором жили бабушка и дедушка. Он постучался в домик. Дверь открылась и солдат зашел в дом.

Солдат был вежливый? – да(ответы детей)

Что он сделал, когда вошел в дом? – поздоровался(ответы детей)

Поздоровался с кем-то одним? – нет, и с бабушкой и дедушкой (ответы детей

Сказкотерапия «Сказки наоборот»

Такие сказки очень просто сочинить, достаточно лишь всё или частично перевернуть, например, положительных героев сделать отрицательными, поменять местами последовательность событий, изменить пол и т.д.

Угадайте, о каких сказках идёт речь?

«Жил-был маленький волчонок со своим папой. Однажды папа послал волчонка в город, навестить дедушку, который не заболел, а решил в очередной, девятый раз жениться. Папа положил в баночку клубнику, отдал Волчонку и отправил его в дорогу…» (Красная шапочка)

«Три медведя заблудились в лесу и попали к девочке домой...»

- а сейчас сами попробуем сами сочинить сказку - наоборот «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Примерный вариант: «Жили-были коза и козёл. Были у них доченька-козочка и сыночек-козлик. Вот однажды не стало родителей и доченьке-козочке пришлось работать идти, взяла она с собой и братца. Идут они по лесу, а братец пить захотел…..и превратился козлик в человека »

Сказка ложь - да в ней намёк! Вот так среди нас и появились мужчины-козлы.

Вывод:

Задачи и функции арт-педагогики отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что в процессе воспитания и обучения  не ставится цель-научить ребёнка рисовать (правильно, похоже). Главный принцип здесь-одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы, качества. Наиболее важен сам процесс творчества – особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие задачи, сохранение ее на протяжении творческой деятельности, спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с другими детьми.

Методы и приёмы арт-педагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают ребёнку приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление, моторику рук, связную речь

Рефлексия

Предлагаю вам оценить работу мастер-класса по следующим критериям: (поставить +)

1. Красный цвет – понравилось, буду использовать материал в работе;

2. Оранжевый – понравилось, уже использую материал в работе;

3. Желтый – понравилось, узнала новые приемы.


D:\РАБОТА в САДУ\АТТЕСТАЦИЯ\АО Холмова\артпедагогика\мастер класс\Слайд8.JPGD:\РАБОТА в САДУ\АТТЕСТАЦИЯ\АО Холмова\артпедагогика\мастер класс\Слайд7.JPG

D:\РАБОТА в САДУ\АТТЕСТАЦИЯ\АО Холмова\артпедагогика\мастер класс\Слайд9.JPG


D:\РАБОТА в САДУ\АТТЕСТАЦИЯ\АО Холмова\артпедагогика\мастер класс\Слайд10.JPG

D:\РАБОТА в САДУ\АТТЕСТАЦИЯ\АО Холмова\артпедагогика\мастер класс\Слайд12.JPG

D:\РАБОТА в САДУ\АТТЕСТАЦИЯ\АО Холмова\артпедагогика\мастер класс\Слайд15.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».

Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».Разработали: Воспитатели: Сидорова Яна Николаевна...

Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...

Мастер-класс "Су-Джок-терапия как один из методов оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс знакомит со здоровьесберегающей технологией, основанной на использовании шариков и пружинок Су-Джок в работе с дошкольниками....

Использование приемов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста. Мастер-класс «Соленое тесто — это красиво, интересно, необычно»

АРТПЕДАГОГИКА-(художественная педагогика) — это синтез двух областей научного знания — искусства и педагогики, изучающая закономерности воспитания и развития человека посредство...

Использование приёмов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Опыт работы педагогов коррекционной группы по использованию приёмов наглядного моделирования.                ...

Мастер-класс для педагогов «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста»

мастер-класс для педагогов "Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста"...

"Использование приёмов миофункциональной коррекции в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР"

В логопедической практике все чаще встречаются дети со стойкими нарушениями звукопроизношения, связанными с дефектами в строении периферических органов речи. Различные виды сигматизмов (призубный, бок...