Использование приёмов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Хакимова Диана Вадимовна

Опыт работы педагогов коррекционной группы по использованию приёмов наглядного моделирования.                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование приёмов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Современная школа предъявляет детям высокие требования, а непременным условием успешного обучения является полноценная речь.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс. И он многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи и задержка психического развития.

У детей с ОНР и ЗПР нарушения речи носят структурный характер, т.е. нарушаются все компоненты языка (звукопроизношение, фонематический слух, лексика, грамматика). Это затрудняет формирование у них связной речи. Все эти трудности усугубляются рядом других недостатков: нарушением эмоционально-волевой сферы, задержками в развитии всех психических процессов. Очень часто такие дети оказываются пассивными в общении. Объясняя причины такой речевой пассивности, В. Г. Петрова указывает, что их следует искать не столько в недоразвитии речи, « … сколько в недостаточности волевой сферы». Снижение волевых усилий приводит к ослаблению побудительных мотивов речи, к нарушению тех внутренних устремлений, которые заставляют ребенка поддерживать общение, вызывают желание поделиться своими впечатлениями.

В коррекционной логопедической работе с детьми с ЗПР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в наисложнейшую задачу, становится одной из главных конечных целей всего коррекционного процесса, целью, требующей длительной работы всех педагогов, родителей и самого ребенка.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционного развивающего обучения с детьми, имеющими ЗПР, является, на наш взгляд, использование моделирования.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как применение наглядных моделей. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывает взрослый, предвидеть возможные результаты собственных действий.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы), звукового состава слова.

Мы в своей работе используем модели при развитии различных сторон речи. Они содействуют закреплению и пониманию значений частей речи и грамматических  категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы  для обозначения основных признаков описываемого предмета и выполняемых действий с целью обследования, а также стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.

Рассмотрим примеры.

В процессе коррекционного обучения мы уделяем большое внимание воспитанию словообразовательных навыков. Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций (игры «Вкусный сок», «Что сегодня на обед?» - усвоение способов образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания. Игра «Чьи уши, лапы, хвост?» - усвоение образования притяжательных прилагательных).

Продуктивным является и использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов.

На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения на одной модели. В процессе последующих занятий можно предложить детям составить предложения по 2-3 моделям. В структуру предложений входят как беспредложные, так и предложные конструкции (игр «Кто какую пользу приносит?», «Где лежит мяч?» - схемы предлогов Ткаченко).

Применяя наглядные модели, логопед может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного речевого высказывания. Дети с ОНР испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи. Особую сложность для них при составлении рассказа представляет определение последовательности (плана) воспроизведения ранее полученных представлений. В этом случае можно использовать модели предметные, предметно-схематические или схематические.

На первом этапе более применима модель предметная – набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа.

Чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве,  мышка, собака, аквариум с рыбками, человек. Педагог предлагает отобрать соответствующие картинки на эту тему. Каждый ребенок выбирает картинки по собственной инициативе, тем самым предоставляется большая возможность для творчества. Так при помощи предметных моделей формируется умение воспроизвести представления об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь.

Далее задача усложняется. В качестве модели используется схематичное изображение, имеющее обобщенное значение (эта предметно-схематичная модель).

Скажем, по картинке, на которой  нарисована тарелка с молоком, можно рассказать о том, чем питается кошка, как она ест, где находит еду; картинка, изображающая человека с кошкой, может означать, что кошка живет в доме у человека, человек заботится о кошке, любит ее, ухаживает за ней, а кошка помогает человеку – ловит мышей… В отличие от предметной, предметно-схематичная модель включает меньшее количество изображений. И предметная, и предметно-схематичная модели помогают детям определить последовательность изложения.  

Также в своей работе по составлению описательных рассказов о предметах, временах года, по пересказу знакомых сказок и составлению новых мы используем модели и мнемотаблицы Ткаченко, Большовой, разрабатываем на их основе свои.

Модели и мнемотаблицы можно использовать многопланово: для иллюстрирования текста при чтении и разборе произведения, при пересказе, самостоятельном составлении рассказа в качестве основного плана, при анализе детских рассказов, при заучивании  стихотворений.

Также мы используем модели при ознакомлении детей со структурными компонентами рассказа. Логопед напоминает детям, что в любом произведении должно быть четко определено его начало, и оговаривается несколько вариантов вступления; есть основная часть и заключение.

Демонстрируется круг, разделенный на 3 неравные части (подвижные). Основная часть всегда самая большая, вступление и заключение могут быть небольшими,  но всегда присутствуют. Эта модель выступает в качестве ориентира для самостоятельного составления рассказа и для анализа произведений и детских рассказов (модель предложена Смольниковой).

Использование наглядных моделей на занятиях оказывает огромное влияние на развитие детей: способствует активизации зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания и памяти, таких важных компонентов учебной деятельности, как контроль и самоконтроль (ребенок должен удерживать в памяти полученную информацию и следить за тем, что он уже рассказал и что ему еще предстоит рассказать).

Большое значение придается обучению детей самостоятельно составлять мнемотаблицы и мнемодорожки. Читая или рассказывая сказку, можно предложить детям  «записать» ее так, как «записал» бы древний человек, который не знал букв. Учась записывать сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую. Тем самым ребенок осваивает один из приемов мнемотехеники. Умение составлять модели позволит ребенку в будущем составлять план устного ответа, писать изложение, сочинение.

Венгер подчеркивает, что дети, умеющие пользоваться моделями, быстрее осваивают азы компьютерной грамотности, что в настоящее время приобретает все большую значимость.

В работе педагогов коррекционных д/с использование моделей пробрело широкое распространение. Учителя-дефектологи используют их на занятиях по ознакомлению с окружающим, для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, при знакомстве с математическими понятиями,  при развитии психических процессов.

Воспитатели применяют моделирование в продуктивных видах деятельности, на занятиях по

изодеятельности, конструированию, ручному труду, а также в бытовой деятельности: при формировании культурно-гигиенических навыков (умывание, дежурства, одевание на прогулку).

Инструктор по физвоспитанию использует мнемотаблицы как схемы-описания комплекса упражнений на занятиях, при закаливании, а также в физкультурном зале для символического обозначения мест, где ставят определенное оборудование.  

В заключении хотелось бы отметить следующее. Эмоционально-волевая сфера у детей с ЗПР находится в ядре дефекта. Первично страдает именно эта сфера, вторично – все психические процессы и речь.

Применяя моделирование, мы ставим ребенка в условия необходимости применения воли (ведь ему нужно следить за планом, довести рассказ до конца, не упустив ничего). Мы, педагоги, стараемся, чтобы каждое наше занятие было эмоционально окрашено для ребенка, и предварительно создаем ситуацию успеха. Реализуется принцип первичности дефекта, воздействуя на ядро, мы подтягиваем и остальные западающие звенья: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Следовательно, прослеживается принцип развивающего обучения, выдвинутый Л. С. Выгодским в качестве определяющего в коррекционном воздействии.

Результаты проводимой нами работы свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в работе с детьми, имеющими задержку психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Метод наглядного моделирования  довольно широко применякется в работе с детьми дошкольного возраста. Помогает познакомить ребенка с миром символов и схем, которые сопровождают нас на протяжении в...

Мастер-класс для воспитателей "Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии наглядного моделирования.Задачи: познакомить педагогов с технологией наг...