Мастер-класс для педагогов «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста»
материал

мастер-класс для педагогов "Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_poslovitsy.docx33.08 КБ
Файл poslovitsy.pptx210.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ ДС КВ №15 «Березка»,

города Родники Ивановской области

Гусева Татьяна Германовна.

Сколько лет, сколько зим. Всем гостям по сто лет, хозяину двести, да всем бы вместе. На добрый привет добрый и ответ. Мир вам, и я к вам! Жить сто годов, нажить сто коров, меринов стаю, овец хлев, свиней подмостье, кошек шесток, собак подстолье. Будьте здоровы, как вода, плодовиты, как земля.
Наверное, вы догадались, о чем сегодня будет наш мастер-класс.

Правильно, речь пойдет о малом  жанре устного народного творчества – поговорках и пословицах. Пословицы, как на крыльях перелетают из века в век, от одного поколения к другому.

Я считаю, что именно эта связь поколений, как никогда важна сейчас. Я хочу, чтобы мои воспитанники знали пословицы и поговорки, понимали их смысл, значение, как появилась та или иная народная мудрость. Поэтому этой теме я уделяю много внимания.

Вначале предлагаю вспомнить что такое «пословица» (короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл),  и «поговорка» (устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль).

Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль.

•        применяются к различным жизненным явлениям;

•        имеют две части, рифмующиеся между собой;

•        содержит нравоучение или предостережение;

•        является предложением.

Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений. Они могут быть заменены любыми другими словами по смыслу. Поговорка, в большинстве своем, лишь часть суждения.

А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть в роли детей и приглашаю поиграть.  Для начала небольшая разминка.

Игровое упражнение «Слова – приятели»

Я называю слово, а вы отдаете мяч обратно, называя синоним:

 здание – дом; конь – скакун; приятель - друг; идти – шагать;

думать – размышлять;  открыть –  отворить;  молчаливый – неразговорчивый; теплый – жаркий;  веселый – радостный; быстрый – стремительный;  красивый – нарядный.

По аналогии можно использовать  также игровое упражнение «Говори наоборот».

Ну вот, уважаемые коллеги,  мы немного поупражнялись в подборе слов, пополнили словарный запас. Теперь я предлагаю перейти к главному – к пословицам и поговоркам. Самое важное – это научить  детей,  улавливать суть пословиц и поговорок. Понять смысл высказывания – это для ребенка самый сложный момент. Поэтому с этого мы и начинаем работу.  Внимательно читаем с детьми пословицу и выясняем лексическое значение непонятных и устаревших слов, затем подбираем слова, используемое в настоящее время. «Что посеешь, то и пожнешь»  и на помощь опять приходит игра «Слова приятели» (подберите к словам  «Сеять», «Жать» слова-приятели).

Спасибо, вы помогли мне разобрать незнакомые слова, и теперь мы  переходим к смысловому содержанию изречения. Нам нужно выяснить  смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит. 

Берем все ту же пословицу «Что посеешь, то и пожнешь» другими словами можно сказать «Как поработаешь, такой и результат получишь». Сначала мы отрабатываем прямой смысл.  Если бросить в землю семя, оно прорастёт, станет колосом, даст зерно. Если посадить дерево, оно со временем порадует плодами. Если ты отдаешь человеку добро, то получаешь взамен хорошее отношение к себе. Или, наоборот… У всего на свете есть последствия – как добрые, так и дурные.  Именно поэтому каждое наше действие должно быть обдуманным.

Предлагаю еще раз послушать  пословицу  «Что посеешь, то и пожнешь» и найти картинки, которые можно с ней  соотнести.

 Для знакомства с пословицами и поговорками я часто использую прием мнемотехники. Использование опорных рисунков для запоминания пословиц и поговорок увлекает детей, позволяет лучше понять смысл народной мудрости и  превращает занятие в интересную игру («любишь кататься, люби и саночки возить»).

Когда дети накопят определенный багаж знаний, предлагаю  поиграть  в игру «Продолжи пословицу» 

- В гостях хорошо, -  а дома лучше;

- Старый друг  - лучше новых двух.

- Не имей сто рублей,  - а имей сто друзей.

- Вся семья вместе,  - так и душа на месте.

- Волков бояться – в лес не ходить.

- Делу время – потехе час;

- Глаза боятся,  -  а руки делают;

- Кто рано встает,  - тому Бог подает.

- Посеешь привычку — вырастишь характер.

Работа с пословицами и поговорками относится к области речевого развития, но очень хорошо интегрируется с другими образовательными областями, например, с познавательной областью. Знакомя детей с пословицами и поговорками, мы закрепляем знания чисел.

Предлагаю поиграть в игру «Подумай и назови». Назови пословицы и поговорки, в которых есть числа: «1»,  «2», «2».»3», «4», «5», «7», «10», «100».  

Число «1» - «Один поле не воин», «Одна пчела много меда не наносит», «Один за всех, и все за одного», «Одна голова хорошо, а две лучше», «Одна нога тут, другая — там» 

Число «2» - «Старый друг лучше новых двух», «Два друга – мороз да вьюга», «Скупой платит дважды», « Как две капли воды», « Два сапога — пара», « Палка о двух концах», « От горшка два вершка», «Между двух огней»,  «Два лета в году не бывает», «Два медведя в одной берлоге не уживутся».

Число «3»  - «Обещанного три года ждут», « Наговорил с три короба»,           «Заблудиться в трёх соснах», «Третий – лишний»,  «Согнуться в три погибели», « Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года», « Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – три дня».

Число «4»  - «Как дважды два – четыре», « На все четыре стороны»,  «Жить в четырех стенах».

Число «5»  - «Знать, как свои пять пальцев», « Пятое колесо в телеге», « Дерево погубить в пять минут, а вырастить его - года пройдут», «На пятак дружбы не купишь».

Число «7» - «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Один пашет, а семеро - руками машут».

Число «10» - «Не из робкого десятка»,  «Дело десятое»,  «Мудрый услышит раз, а догадается десять раз»,  «У медведя 10 песен и все про мёд».

Число «100» - «Трусливый сто раз умирает»,  «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Одна мудрая голова ста голов стоит».

Пословицы и поговорки – это возможность обогащения словарного запаса детей. Предлагаю новую игру. Послушайте пословицы и найдите в них слова с противоположным значением

«Добро помни, а зло забывай» - (добро – зло)

«Старый друг лучше новых двух»;

«Лето собирает, а зима съедает»;

«Ученье – свет, а не ученье – тьма»;

«И месяц светит, коль солнца нет»;

«Не хвались началом, а хвались концом»;

«Умеешь взять – умей и дать»

«Делу время – потехе час»;

«Как аукнется, так и откликнется»;

«Что посеешь, то и пожнешь» и другие.

Пословицы и поговорки это народное творчество и их тематика очень разнообразна.  Структурировать их нам поможет  игра «Бусы». Предлагаю вам выбрать бусинки, которые задают тематику пословиц и поговорок. Ваша задача подобрать к тематике пословицу.

(бусинки раздаются участникам, затем собираются бусы. Бусинка «дружба» - вспомните пословицу о дружбе и наденьте бусинку на ленту)  

«Дружба»:

- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

- Старый друг лучше новых двух.

«Ум»:

- Красна птица пером, а человек умом.

- Встречают по одежке, провожают по уму.

«Семья»:

- В дружной семье и в холод тепло;

- За общим семейным столом еда вкуснее;

- В своем доме и стены помогают.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

«Родина»:

- Своя земля и в горсти мила;

- Нет в мире краше Родины нашей;

- Родина – мать, чужбина – мачеха.

«Дом»:

- В гостях хорошо, а дома лучше;

- Коли изба крива – хозяйка плоха;

- Мой дом – моя крепость.

- В каждой избушке свои погремушки.

«Труд»

- Делу время – потехе час;

- Глаза боятся, а руки делают;

- Кто рано встает, тому Бог подает.

Пословицы и поговорки помогают прививать  детям  нравственные нормы поведения, показывать им моральные эталоны. Когда я беседую с детьми о правилах поведения, я часто вставляю в речь подходящую пословицу о вежливости, уважении к окружающим, о том, почему нельзя злословить и браниться, а слова нужно обязательно доказывать делом. Давайте попробуем поимпровизировать. Я зачитываю правило. А вы подбираете подходящую пословицу.

- Помоги, если у товарища что-то не получается. (Друг познается в беде.)

- Не делай зла другому. (Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.)

- Будь всегда вежливым. (Вежливость на базаре не купишь.)

Дети очень любят отгадывать загадки. Я решила, почему бы в игре не совместить отгадывание загадок и знакомство с пословицами. Давайте попробуем.

 «Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками»

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Сколько его не корми,  а он все в лес смотрит.

Его ноги кормят.

(Волк)

Лапки мягки, да когти остры.

Чует она, чье мясо съела.

Доброе слово и ей приятно.  

(Кошка)

И она помнит, кто ее кормит.

Не бойся брехливой,  а бойся молчаливой.

Она на сене, сама не ест и другим не дает.  

(Собака)

Он неуклюж,  да дюж.

С ним дружись, да за топор держись.

Они вдвоем в одной берлоге не уживутся.  

(Медведь)

Близ норы на промысел не ходит.

Она семерых волков проведет.

Ей хвост не для красы нужен.

Она и во сне кур считает.  

(Лиса)

Не гони его кнутом, гони овсом.

Дареному ему в зубы не смотрят.  

(Конь)

Его ноги носят, волка зубы кормят,  лису хвост бережет.

За двумя погонишься,  ни одного не поймаешь.    

(Заяц)

Много его – не губи. Мало его – береги. Нет его – посади.

Волков бояться – в него не ходить.

Чем дальше в него, тем больше дров.  

(Лес)

На слайд

Мудрость и польза поговорок и пословиц для детей:

•        приобщают к красоте и богатству родного языка;

•        прививают нравственно-эстетические взгляды;

•        формируют жизненный опыт;

•        учат четко и кратко формулировать мысль;

•        развивают творческое мышление;

•        помогают вырабатывать четкую дикцию;

•        помогают усваивать разнообразную интонацию высказываний: ласку, огорчение, удивление и т.д.;

•        развивают звуковую культуру речи;

•        развивают память;

•        вырабатывают чувство ритма, рифмы.

И закончить мастер-класс хочу стихотворением Михаила Пястолова

О РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Порой жилось в России горько,

Порою весело жилось.

Повсюду с нами поговорка

Так прижилась – так повелось.

И бьёт не просто, а с прицелом! –

Не в бровь, а, скажем, прямо в глаз!

По делу, да и между делом

На путь настраивая нас.

В ней сгусток мысли так отточен.

В том есть и смысл, и есть секрет.

На все сомненья прямо, точно

Одною фразой даст ответ.

А с поговоркой – как сестра –

Идёт пословица-краса.

Не менее умна, остра

И спутнице под стать она.

И тот, кто их не понимает,

Считай, России тот не знает!

И в заключении:

Дружно хлопнули в ладоши

Вместе топнули ногой

Все во что мы здесь играли

Забираем мы с собой

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Палех 2022год Ивановская область, г ород Родники МКДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Березка» Воспитатель Гусева Т.Г . Региональный Фестиваль педагогических идей «Вдохновение» Мастер - класс «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста»

Слайд 2

Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений.

Слайд 4

передают народную мудрость; приобщают к красоте и богатству родного языка; прививают нравственно-эстетические нормы поведения; побуждают к действию; учат четко и кратко формулировать мысль; развивают творческое мышление; помогают вырабатывать четкую дикцию; помогают усваивать разнообразную интонацию высказываний: ласку, огорчение, удивление и т.д.; развивают звуковую культуру речи; развивают память; вырабатывают чувство ритма, рифмы. Пословицы и поговорки:

Слайд 5

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».

Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».Разработали: Воспитатели: Сидорова Яна Николаевна...

Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...

Мастер-класс "Су-Джок-терапия как один из методов оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс знакомит со здоровьесберегающей технологией, основанной на использовании шариков и пружинок Су-Джок в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: знакомство родителей с технологией «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.Задачи:познакомить родителей с развивающими играми ...

Мастер- класс "Мандала, как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Суть арт-терапии состоит в использовании различных видов искусства и творчества для психологического анализа и коррекции. Методы арт-терапии отлично помогают в преодолении последствий стресса, в выявл...