Роль экспериментирования в познавательной активности у дошкольников
учебно-методический материал на тему
Консультация для воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль экспериментирования в познавательной активности у дошкольников
Самое лучшее открытие –
то, которое ребёнок делает сам.
Ральф У. Эмерсон, философ
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе ДОО;
– использование проектирования.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Экспериментирование, как основной ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно – практической деятельности и познания, «активный деятель», источник осознанной, целенаправленной активности. Ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой
В экспериментальной деятельности представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
Целью детского экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. При организации самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, педагог должен стать реальным участником совместного поиска, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Постановка цели, задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия – три составляющие личностно-развивающего обучения. Именно такое познание способствует обретению ребенком творческо-парадоксального видения мира, творческого, созидательного отношения к нему. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами – позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа ее разрешения формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, а, соответственно и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и объектами.
Список литературы:
- Микерина А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №12
- О.А.Шемаханова, «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром», Дошкольная педагогика №4 (69)/апрель/2011
- Куликовская И.Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.
- Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/11/picture-907.jpg)
Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....
Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674142-1443239155.jpg)
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы
Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-713018-1448047412.jpg)
Система работы по экспериментированию, обеспечивающая формирование познавательной активности старших дошкольников
Система работы по экспериментированию, обеспечивающая формирование познавательной активности старших дошкольников Шаг 1.Фрагмент занятия 1 «Знакомство с увеличительным стеклом». В гости к детям п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-1379504-1642655962.jpg)
Методическое пособие «Экспериментирование как средство развития познавательного интереса и познавательной активности у дошкольников» Для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Данное методическое пособие представляет собой разработку, содержащую теоретический и практический материал по организации экспериментальной деятельности в ДОУ. Пособие предназначено воспитателям и ро...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-1326065-1617196738.jpg)
Буклет для родителей «Роль экспериментирование в познавательно-исследовательскойдеятельности старших дошкольников»
Познавательно – исследовательская деятельность скудно развита у детей в современном мире, дети не проявляют познавательного интереса к экcпериментированию, предпочитая другие виды деятельноcти, ...
Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.
Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...