Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Усваивает все прочно и надолго, когда ребенок слышит. Видит, и делает сам.

“ Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов.

Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников. 

Коллеги посмотрите на то, что у меня в руках: губка(круглая), пипетка, ситечко, шприц, ложечки, резиновая груша, трубочки. Стаканчики, салфетки, детский дуршлаг, вилочка. Посмотрите на эти предметы, расскажите, как бы вы их использовали в исследовании опытно-экспериментальной деятельности ребенка. 

 (Ответы педагогов). Молодцы. Сколько игр вы уже придумали и перечислили. Здорово. И вот эти бы, казалось бы, обычные на первый взгляд предметы, превращаются в необыкновенные, волшебные игрушки для проведения опытов и экспериментов, для исследовательской деятельности. То есть обычные предметы и игрушки, можно с легкостью превратить в интересные и увлекательные игры, эксперименты и опыты, игрушки- эксперименты, немножко лишь их приукрасить, чтобы это было похоже на сказочных героев-персонажей. 

Я работаю воспитателем на 2-ой младшей группе, в занятиях с детьми основное внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия у детей. Исследование выстраивает педагог, а воспитанники открыты поиску и новой информации. Следует помнить, что детки этого возраста стремятся подражать действиям взрослых. Поэтому их очень привлекают занятия в исследовательском уголке- здесь хранятся инструменты и оборудование, с которым умеют обращаться взрослые. Для поддержания постоянного интереса воспитатель знакомит ребят поочередно с инструментами-помощниками. Во 2 младшей группе дети проводят опыты со стаканчиками, ложками, трубочками, ситечками, лупами. Стоит вначале экспериментирования показать новый инструмент и сообщить что он предназначен для сегодняшнего опыта- детям моментально захочется испытать его возможности.  

Дети по природе своей исследователи. Воспитатель всегда учитывает непроизвольность внимания младших дошкольников. Начало занятия по познавательной деятельности, посвящается созданию ситуаций, которая мотивирует детей к исследованию (экспериментирования). Малыши, знакомясь с окружающим миром, стремятся рассмотреть предметы. Потрогать их,  (руками или языком), понюхать, постучать им. Для занятий воспитатель подготавливает материал в достаточном количестве, чтобы каждый ребенок смог ознакомиться, потрогать и т.д. Или педагог обеспечивает доступ, к обьекту исследования одновременно для всех деток. Заведомая недоступность предмета резко снижает интерес и активность детей. 

В начале занятия воспитатель включает детей в игровую ситуацию тогда опыты и эксперименты будут восприниматься как часть волшебной истории. К малышам в гости могут приходить герои-животные или сказочные персонажи: воспитатель надевает костюм или маску, использует перчаточную куклу или озвучивает плюшевую игрушку. Как вариант, в уголке экспериментирования может жить постоянный хозяин (мудрый филин веселый профессор Незнаика или любой другой вымышленный герой. Дети здороваются с ним, и играют, а он предлагает им новые интересные опыты. 

 

Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Усваивает все прочно и надолго, когда ребенок слышит. Видит, и делает сам. 

“ Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.” 

Цель моей работы в данном направлении, это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению. 

Немного из моей работы с младшими дошкольниками, поделюсь с вами опытом работы. 

Хочу показать вам несколько, опытов-экспериментов из занятий с детками в нашей группе. 

1. Как вода гулять отправилась 

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. 

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой, детская ложечка, дуршлачок, ситечко. 

Ход игры – эксперимента 

Художественное слово.  

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!» 
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом. Устала водичка гулять и очень ей захотелось домой, спросите ребенка как помочь всей водичке вернуться в тазичек. (какие предметы могут помочь водичке вернуться домой, а какие нет) 

Детям была предложена небольшая история о путешествии воды и в конце детям была дана небольшая проблемная ситуация, как всю водичку вернуть обратно в тазик. 

2.Еще одна интересная игра-эксперимент: “Разноцветные тучки” 

Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной. 

Материал: четыре прозрачных стаканчиков с приклеиными  капельками(красная, желтая, синяя, зеленая,) в каждом стаканчике краска, белые листы бумаги (4 шт),облачка ( красное, желтое, синее, зеленое). 

Художественное слово. 

Ребята посмотрите какие красивые тучки ( назовите их цвета), они очень любят играть в разные игры. У них есть друзья разноцветные капельки, посмотрите вот они. И вот тучки решили поиграть с капельками в игру разноцветный дождик, тучка   и опускается в стаканчик, с капелькой со своим цветом и поднимается, идет дождик, посмотрите тучка пустила красный дождик, а другая желтый, посмотрите, что получилось? И дальше предложить детям самим поиграть с тучками и капельками. 

3. Времена года 

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять. 

Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда. 

Ход игры – эксперимента 

Художественное слово              

Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима. 

Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует. 

Я вам рассказала о  трех небольших эксперимента с детьми в нашей группе, чем можно перенести воду, что происходит при смешивании красок и о свойствах воды. Здесь везде присутствуют сказочные необычные герои, увлекательная игра, сказка и игра. 

Детские возможности в познании больше, чем у взрослых. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Мастер-класс:  «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (консультация для педагогов)

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго....

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Охи Сахалинской обл.

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка"  г. Ох...

Курсовая работа по теме: «Организация экспериментальной деятельности как средства развития познавательной активности у детей раннего возраста.»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Мастер класс "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей"

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Мастер – класс для педагогов ДОУТема: «Экспериментал...