Главные вкладки

    Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
    консультация по окружающему миру (средняя группа)

    Съедина Людмила Ивановна

    Мастер-класс:  «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx28 КБ
    Файл master-klass.pptx528.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Алёнка»

    Мастер-класс.

    Тема: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

    Подготовил воспитатель:

     Съедина Л.И.

    2018 год

    КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    Тема: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

    Подготовил воспитатель: Съедина Л.И.

    Опираясь на общие требования к содержанию образования (закон «Об образовании в РФ»), педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Саморазвитие личности ребенка возможно в деятельности, которая включает в себя не только его внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Поэтому на современном этапе большое внимание в дошкольных учреждениях необходимо уделять поисково-исследовательской деятельности.

    Многие ученые высказывают мнение, что развитие ребенка происходит именно в познавательной деятельности, где формируется его познавательная активность, с помощью которой ребенок познает окружающий мир. Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.

    Учителя начальных классов обозначают проблему, что дети, приходя в школу, имеют недостаточные знания об окружающем мире, исчезли «почемучки» которые могли бы задавать вопросы, самостоятельно или с небольшой помощью взрослого находить на них ответы. В связи с этим было принято решение углубленно работать над темой «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

    В ходе проведения совместной деятельности по детскому экспериментированию происходит интеграция всех пяти областей.

    Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию в групповой комнате при активном участии родителей необходимо оборудовать уголок экспериментирования.

    Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте - это манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля). Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке, совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей.

    В старшем дошкольном возрасте - это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование – весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др. Старший дошкольный возраст - это период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога.

    Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

    Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например: опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид - наблюдение за изменением и преобразованием объектов (например: опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно; педагог должен учитывать возрастные возможности детей и способствовать проявлению их активности и самостоятельности.

    Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (например: игры «Ветер и зайка», «Искатели сокровищ», «На что похожи осадочные породы»). Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. (например: «Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).

    Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Педагог должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это дает педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования (например «Пустыня», «Воздух вокруг нас» и др.).

    Широко применяются в данном опыте работы беседы для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда педагог знакомит детей с новой для них информацией. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания (например: беседа «Можно ли вырастить камень?», «Что такое солнце?», «Что такое воздух?»).

    В ходе работы необходимо научить детей задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, такое задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?», «Кто больше задаст вопросов?», «Вопросы по кругу?», «Кто задаст самый интересный вопрос?». Педагогу необходимо развивать наблюдательность детей, в этом помогут игры-задания: «Рассмотри предмет», «Разложи образцы», «Найди больше отличий», «Кто заметит сходство». Эти упражнения необходимо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

    Структура совместной деятельности состоит из пяти частей:

    1.        Вводная беседа - постановка исследовательской задачи, прогнозирование результата, повторение правил безопасности при проведении опытов. Для реализации первой части занятия необходимо использовать совместную деятельность педагога и детей – рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций. Педагогу необходимо развивать умение детей выдвигать гипотезы, предположения о свойствах исследуемого объекта. «Как вы думайте, почему течет вода? почему дует ветер? почему песок сыплется?» При формулировке гипотезы педагог учит детей использовать следующие слова: я считаю что, по моему мнению, может быть, предположим, допустим, возможно, что, и др. Рекомендуется использовать задания для тренировки умений по выработке гипотез и предположений: «Волшебник может исполнить ваше желание. В какой предмет вы бы превратились и что о нем можете рассказать?», «Если бы вы стали ученым, какой опыт вы бы провели? С каким предметом? Что бы о нем узнали?» Детям необходимо придумать как можно больше гипотез (предположений), объясняющих, их желания и что бы случилось в результате.

    2.        Во второй части происходит выполнение запланированного эксперимента (опыта) и фиксирование результата (устное, практическое). Например, опыт «Какую форму примет вода?»: необходимо взять банку с водой и тазик. Предложить детям налить воду в чашку, тарелку, стакан. Спросить какой формы вода, выслушать все предположения детей - какой формы вода. Затем все предложенные детьми гипотезы необходимо проверить. В конце сделать вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

    3.        Третья часть включает в себя игру - дидактическую, малоподвижную или игру-забаву.

    4.        Четвертая часть: итог - рефлексия, обращение педагога к детям с целью выявить, какие новые знания были получены, какие трудности возникли в ходе занятия, и о чем дети хотели бы еще узнать, с какими материалами провести эксперименты (что понравилось больше всего?).

    5.        Пятая часть предусматривает творческое задание, выполняемое детьми в свободное время с педагогом или родителями, индивидуально или группой. В старшем дошкольном возрасте опыты могут получить интересное продолжение дома. Например, детям предлагается провести эксперимент с родителями («Вода испаряется», «Покажи родителям фокус»).

    Эксперименты дома и продукты творческой деятельности детей способствуют созданию условий для закрепления детьми полученных знаний и умений, поддерживают их инициативу, самостоятельность и познавательную активность.

    Для популяризации детского экспериментирования составляется план взаимодействия с родителями. Подбираются консультации для информационного родительского уголка. Составляются памятки по проведению опытов и творческих заданий в домашних условиях. Кроме этого родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашаются на открытые показы.

    Таким образом, поощряя детскую любознательности, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.

    Мастер-класс: «Экспериментирование в детском саду» .

     Подготовил воспитатель: Съедина Л.И.

    Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми среднего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

        Задачи:

    - Повысить уровень профессиональной  компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

    - Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;

    - Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности ,способствующей познавательной активности дошкольников;

    - Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

    Ход мастер – класса

    Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности,а начнем со словесной игры «ДА-нет»

     Крикните громко и хором, друзья,

    Деток вы любите? Нет или да?

    Пришли на занятие, сил совсем нет,

    Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

    Я вас понимаю. Как быть господа?

    Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

    Дайте мне тогда ответ:

    Помочь откажетесь мне? (Нет.)

    Последнее спрошу вас я:

    Активными все будем? (Да.)

    Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

    (Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование ,наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

    Например, я свои занятия провожу в форме игры – «Научная лаборатория», где дети и я вместе с ними играем в ученых, у нас есть младшие и старшие научные сотрудники. Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, попробовать на вкус (если не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.

    Сегодня в мастер – классе я подскажу вам некоторые приемы. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься.

      «Лучше один раз увидеть-чем сто раз услышать»,-гласит народная мудрость

    Я хочу сегодня, в форме сказки, показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили в группе.

    Сказка называется : «Путешествие любопытного цыпленка»

    На одном птичьем дворе  у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный.Устав отвечать на постоянные вопросы цыпленка: когда ,зачем,где, почему? мама-курица просто перестала обращать на него внимание .Обидевшись,цыпленок решил узнать, что же там за забором птичьего двора и  пошел открывать мир.

    Выйдя за забор, он увидел небольшой водоём.Припекало солнце, ему захотелось пить и он подошел к берегу.

    Он заметил ,что в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки.

    Цыпленок захотел увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы,но так как он не умел плавать ,ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам ,он увидел кусок коры дерева ,металлическую пластинку и кусочек пенопласта .

    ОПЫТ 1С трудом опустив металлическую  пластинку в воду ,он с ужасом заметил ,что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и пенопластом, и с удовлетворением отметил, что они плавают.

    Вывод: Предметы которые не тонут, легче воды, которые тонут тяжелее воды.

    Но цыпленок знал, что поступает плохо, оставляя мусор в пруду и он начал, думать как можно достать металлический предмет не намочив свои крылышки и лапки?

    ОПЫТ 2« Сквозь преграды».

    Возьмите стакан с водой, опустите в стакан скрепку.

    - Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки?

    Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло? Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

    ОПЫТ 3 Плывя на пенопласте  по водоему он  увидел,  одни цветы были еще в бутонах, другие уже полностью раскрылись.

    «Цветы лотоса» Для этого опыта нам понадобится бумага, карандаши, ножницы и таз с водой. Я вам приготовила для каждого бумажные цветы, и вы с помощью карандаша закрутите лепестки к центру, как это сделала я, а теперь опустите цветы в воду. Что происходит с цветами? (цветы распускаются).

    - Почему это происходит? Бумажные волокна поглощают воду, они набухают и стремятся выпрямится,  при этом  лепестки открываются.

    ОПЫТ 4 «Соломинка-пипетка». Переплыв на другой берег водоема, цыпленок сошел на берег. Идя вдоль берега, он увидел, что на берегу  погибает рыбка без воды.  И он задумался как можно ей помочь?

    Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь стакана руками?

    Для проведения опыта вам понадобятся: трубочки для коктейля, стаканы с водой и один стакан без воды. Поставим пустой стакан посередине стола, а из стаканов с водой будем переносить воду с помощью трубочки для коктейля. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с трубочки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. Где мы используем такой прием? По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

    Цыпленок ,нагулявшись, решил вернуться домой. Тут он увидел, что перед ним большой ров, а моста по близости нет. Как же через него перебраться? Он посмотрел по сторонами увидел воду и волшебный порошок. Мы приготовим неньютоновская жидкость.

    ОПЫТ 5 Неньютоновская жидкость - это  жидкость, которая ведет себя не по правилам! Нам понадобиться 1,5 части крахмала и 1 часть воды!Высыпаем

    Выливаем. Размешиваем!  Обратите внимание на то, что размешивать в начале будет нелегко. Все! Неньютовская жидкость готова - можно играть!

    Она пластична, двигается как живая!энергично катаем комок - жидкость становится твердой; на долю секунды расслабили пальцы - жидкость тут же растекается!При быстром и резком взаимодействии она становится похожей на твердое тело, а при медленном воздействии становится жидкостью. То есть, при течении её вязкость зависит от градиента скорости.

    Вывод: Если на эту жидкость с силой воздействовать,то она приобретает свойства твердого вещества. По этой жидкости можно даже бегать, но если замедлить действие, то человек сразу же погружается в жидкость.

    Цыпленок заполнил ей ров и быстро перебежал на другую сторону. Когда он вернулся к маме-курице он рассказал о своих приключениях. И с тех пор все удивительные открытия они делали вместе.

    Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

        Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

    При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, и только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям. Поэтому заканчиваем описание своего опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

    МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

    Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

    «Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

    Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

    Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...

    Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

    Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

    «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

    На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.Для того, чтобы ребенок лучше познал мир в...