Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников.
статья

Титова Анна Вячеславовна

М. Монтессори отмечала: "Если понадлюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным , он творит из себя Человека. Таинственная могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладеет ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника.

      С самого рождения ребенок является исследователем того мира, который его окружает, особенно ребенок-дошкольник. Ребенок усваивает все прочно
и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Основатель детской психологии Л.С. Выготский писал
«Чел больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». А Юлий Цезарь утверждал «Опыт всему учитель».

     Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира.

Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

     Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

- формирование диалектического мышления, то есть способность видеть разнообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде
с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условий заместителей, моделей).

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

    Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И поэтому важную роль в жизни ребенка играю взрослые, которые помогут и создадут условия для познания мира.

   Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта экспериментирования - это эмоционально насыщенная развивающая среда, которая привлекала, заинтересовывала и пробуждала к действию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.Для того, чтобы ребенок лучше познал мир в...

Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Мастер-класс:  «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....

Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....