«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
статья по окружающему миру на тему

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.

Для того, чтобы ребенок лучше познал мир ведется совместная работа (воспитатель – дети - родители) по технологии экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx261.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Подготовила: воспитатель МДОБУ № 7 «Ласточка» станицы Прочноокопской муниципального образования Новокубанский район Хачатурян Каринэ Владимировна.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.

Для того, чтобы ребенок лучше познал мир ведется совместная работа (воспитатель – дети - родители) по технологии экспериментальной деятельности.

Основная цель педагогической идеи: 

Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путём совершенствования его исследовательских способностей.

Для достижения поставленной цели я определила ряд ЗАДАЧ:

  1. Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
  2. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

  1. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию в групповой комнате при активном участии родителей нами создан уголок экспериментирования, оборудованный всем необходимым материалом для исследований:  

Разные измерительные приборы: сантиметр, линейка, мерная ложка, стаканы и разные емкости для измерения.

Приборы – помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки, акварельные краски;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки.  

Ежемесячно уголок наполняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес детей. Там нас встречает его хозяйка - тётушка Совунья. Она знакомит детей с правилами поведения и оборудованием.

Основными формами детской экспериментальной деятельности, которые я активно использую, являются: проведение опытов (постановка проблемы, выдвижение предложений, проверка гипотез, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод.);  беседы; наблюдения; игры  с водой; экскурсии; экспериментирование  с тонущими и плавающими предметами; исследование  -  игры с красками; рассказ воспитателя;  тайна, сюрприз.

В ходе проведения общих экспериментов с детьми, я наблюдала за их желанием самостоятельно экспериментировать. С помощью наводящих вопросов формировала умение выделять главное, сравнивать два объекта (например, глину и пластилин), два состояния одного и того же объекта (снег и вода, снег и лёд), находить между ними разницу.

Совместно с детьми проводила с детьми такие эксперименты, как «Свойства воды», «Как увидеть воздух, как услышать воздух», «Свойства соли», «Свойства бумаги», «Превращение воды в лед», «Как снег становится водой» и т. д. На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности.

Мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию использую игровую деятельность. Даю задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, памятки. Родители принимают активное участие в уголках экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Результат. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. При беседах с ребятами и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования уголков экспериментирования, намечаются пути коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Перспективы развития:
- продолжить работу по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;
- продолжать развивать предметно-развивающую среду с учетом ФГОС;
- активно привлекать родителей к участию в развитии познавательной активности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...

План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...

Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Мастер-класс:  «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....