Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников".
материал (старшая группа) по теме

Сулейманова Нурият Юсуповна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл camoobrazovanie15-16g.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Cамообразование «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»


Сулейманова Нурият Юсуповна

2015–2016 г. г.

Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Пояснительная записка.

«Я чувствую себя вправе сказать:

Да здравствует самообразование во всех областях.

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

К. И. Чуковский

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе, и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) .

Одним из показателей профессиональной компетенции воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремление к росту, самосовершенствованию.

Воспитатель 21 века – это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получить разными способами. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование.

Моя самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе ситуаций.

В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Актуальность:

Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими) .

Метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.

Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.

.

Задачи:

1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития;

2. Провести анализ научно-методической литературы по проектной деятельности;

3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе;

4. Разработать перспективный план работы с детьми;

5. Разработать проекты по познавательному развитию детей:»Родные люди», «Моя малая Родина», «Овощи и фрукты», , «Книжкина  неделя».

6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу.

Предполагаемый результат:

- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей (проектная деятельность) ;

- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества;

- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания.

- предметно-пространственная среда отвечает требования ФГОС ДО.

- родители активно взаимодействуют с педагогом, творчески относятся к проблемно-поисковой деятельности, участвуют в разработке способов поисковой деятельности и интеллектуальных операций.

Этап подготовительный.

Содержание деятельности

Изучение методической литературы:

1. Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

2. Маханева, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г.

4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.                                                                

5.Гусарова Л.ф.Проектная деятельность в детском саду.Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.-Махачкала:ДИПКПК,2013г.

6. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.

* Регулярный просмотр интернет ресурсов

- www.nsportal.ru

- www. maam.ru.

- www.detskysad.ru

- www.doskolnik.ru

- www.planetadetstva.net

Курсы повышения квалификации, семинары, круглые столы.

Предполагаемый результат: Формирование теоретической базы

Сроки и формы отчета: Обзор методической литературы по теме самообразования на педчасах, семинарах-практикумах, 2015-16 г.

Этап практический.

Содержание деятельности

Анкетирование родителей по темам: «Знаете ли вы своего ребенка? », «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Ваши пожелания и ожидания».

Организация предметно-пространственной среды: создание уголка по экспериментированию, пополнение необходимыми материалами и оборудованием.

Оформление стенда детских творческих работ .

Разработка и реализация проекта « Родные люди»,

Цель проекта:

Вовлечение жизненного опыта бабушек и дедушек воспитанников в образовательный процесс открытого образовательного пространства «Детский сад – Семья».

Задачи:

  • развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость,
  • формировать коммуникативную компетентность путем развития навыков общения детей со взрослыми,
  • адекватно вести себя в обществе детей и взрослых,
  • воспитывать любовь и уважение к старшему поколению,
  • учить вежливости и доброте к окружающим.

 Разработка и реализация проекта «Моя малая Родина».

Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

1. Формировать первичные представления о своей стране, о своем городе.

2. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн

3. Познакомить с историей родного села.

4. Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному городу, к родному дому;

5. Воспитывать интерес к посещению культурных объектов города.

6. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,

культурным ценностям, природе.

7. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему селу.

8. Побудить желание узнать большее о родном селе.

9. Пробуждать желания сделать для своего села, что-нибудь полезное.

10. Заучивание с детьми домашних адресов.

11. Формировать элементарные исследовательские навыки.

12. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.

Разработка и реализация проекта «Овощи и фрукты».

Цели проекта: Расширение представления детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах; развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи.

Подбор дидактических игр «Угадай по описанию», «Что лишнее», «Назови одним словом»

Подбор художественной литературы

Разработка и организация проекта «Книжкина неделя».

Проведение бесед «Какие книжки читают дома», «Какие бывают книги», драматизация сказки «Колобок», организация выставки «Книга мой лучший друг», подборка дидактических игр «Назови сказку», «Сложи картинку», «Дорисуй героя», продуктивная деятельность «Дорожка для колобка»- рисование, «Снесла курочка яичко»- лепка, «Домок-теремок».

Этап аналитический.

Содержание деятельности.

Систематизировать накопленный опыт по теме самообразования

-Проект «Родные люди»

- Проект «Моя малая Родина»;

- Проект «Овощи и фрукты».                                                                                                                               –Проект «Книжкина неделя»

Предполагаемый результат:

Выступление на педсовете ДОУ с использованием презентации.

  • Распространение опыта работы на педсообществе.
  • Накопление материала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...

План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.Для того, чтобы ребенок лучше познал мир в...

Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Мастер-класс:  «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....