Адаптация
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Федосеева Мария Игоревна

Рекомендации для родителей .

•          Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит водить его в гости в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, не следует еще больше перегружать его нервную систему.

•          В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.

•          В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять осыпаться слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется выспаться, значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, ваш ребенок слишком поздно ложится вечером.

•          Не отучайте ребенка от вредных привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему ребенка. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

•          Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, больше хвалите, чем ругайте. Сейчас ему нужна ваша поддержка!

•          Будьте терпимее к капризам. Они возникают из за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в детский садик.

•          Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую; также это может быть любой безопасный предмет, принадлежащий маме, и т. д.). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенок гораздо быстрее успокоится.

•          Призовите на помощь сказку или игру. В сказке ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент.!

•          Организуйте утро так, чтобы день и у вас, и у малыша прошел спокойно. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» Вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

•           Дома и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребенок берет с собой в садик.

•           Пусть ребенка в детский сад отводит тот родитель или родственник (по возможности), с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

•           Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что за ним придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, даже если малышу, например, предстоит оставаться в детском саду полдня.

•           Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Адаптация657 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО “...ТВЁРДО УБЕЖДЁН, ЧТО ЕСТЬ КАЧЕСТВА ДУШИ, БЕЗ КОТОРЫХ ЧЕЛОВЕК – НЕ МОЖЕТ СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ВОСПИТАТЕЛЕМ, И СРЕД ЭТИХ КАЧЕСТВ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ УМЕНИЕ ПРОНИКНУТЬ В ДУХОВНЫЙ МИР РЕБЁНКА.” СУХОМЛИНСКИЙ В.А. Акутина Светлана Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы, сервиса и туризма

Слайд 2

Легкая адаптация (благоприятная): в течение месяца у ребенка нормализуется поведение, он спокойно или радостно начинает относиться к детскому коллективу. Аппетит снижается, но не на много, и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, интерес к окружающему миру, возвращается желание играть. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу 2-3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

Слайд 3

Психологическая адаптация – перестройка динамического стереотипа в соответствии с новыми требованиями окружающей обстановки. Социальная адаптация – установление оптимального взаимодействия личности и коллектива, усвоение норм и традиций группы, овладение новыми средствами и новым образом действия; вхождение в ролевую структуру группы

Слайд 4

Адаптация средней тяжести (условно благоприятной) нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются через 20 – 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки, могут усиливаться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.

Слайд 5

Тяжелая адаптация (неблагоприятная). Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Другой вариант течения тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго , у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодроствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, отсутствует интерес к игре и общению .

Слайд 6

Факторы, определяющие успешность быстрой адаптации ребенка к детскому саду: 1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. 2.Возраст , в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень форма его привязанности к постоянному взрослому. 3.Степень сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими. 4. Взаимоотношения с ровесниками .

Слайд 7

Задачи по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ: анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ); выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка; оценка психоэмоционального ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.

Слайд 8

ЭТАПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ 1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям: - характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей; анкеты 1,2); - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; анкета 3); - оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, анкета 4)

Слайд 9

2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу , направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

Слайд 10

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (анкета 5)

Слайд 11

МЕДИКО - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ С РАСШИРЕННЫМ СОСТАВОМ: заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Слайд 12

Основные направления деятельности консилиумов: Выявление проблем развития и здоровья. Разработка стратегии сопровождения ребёнка.

Слайд 13

Роль воспитателя: Изучение всех материалов, характеризующих особенности детей: характеристики; медицинские карты, заключения и рекомендации врачей; Проведения плановых целевых наблюдений; Экспертная оценка организации образовательного процесса в период адаптации; Реализация рекомендаций в построении образовательного процесса; Внесение предложений по коррекции рекомендаций; Оценка рекомендаций и их эффективности.

Слайд 14

Определение типа темперамента. авторы: Б. С. Волков и Н. В. Волкова 1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать? а) Легко включается в работу. б) Активно действует. в) Действует спокойно, без лишних слов .г) Действует робко, неуверенно. 2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя? а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое. б) Не слушает и поступает по-свое­му, бурно реагирует на замечания. в) Выслушивает молча. г) Молчит, обижен, переживает. 3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для нею ситуациях? а) Быстро, с жаром, но прислуши­вается к высказываниям других. б) Быстро, со страстью, других не слушает. в) Медленно, спокойно, но уверен­но. г) С большой неуверенностью. 4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинке врача, заведующего)? а) Легко ориентируется, проявляет активность. б) Активен, проявляет повышенную возбудимость. в) Спокойно, рассматривает окру­жающее. г) Робок, растерян. Выводы. Если преобладают ответы «а», вы имеете дело с сангвиничес­ким типом ; если «б» — с холеричес­ким; если «в» — с флегматическим ; если «г» — с меланхолическим типом темперамента .

Слайд 15

Тест на определение биоритмологического профиля ( автор Венкова З.Л.) Ответьте на вопросы теста, выбрав тот вариант ответа, который является наиболее подходящим для вашего ребенка. Оценивайте ситуацию не одного дня, а стабильные проявления. 1. Легко ли утром вставать вашему ребенку в обычных условиях? Очень трудно – 1 Легко, при условии, что приходится будить – 2 Легко просыпается сам – 3 2. Какое настроение у вашего ребенка при пробуждении? Плаксивое, ребенок высказывает недовольство – 1 Зависит от ситуации при пробуждении – 2 Ровное, хорошее, спокойное – 3 3.Каков аппетит у ребенка в первые полчаса после утреннего подъема? Очень хороший аппетит – 1 Аппетит снижен - 2 Совершенно нет аппетита – 3

Слайд 16

4.Проявляет ли ребенок физическую вялость в первые полчаса после утреннего подъема? Очень большая вялость, сонливость, заторможенность – 1 Чередование периодов вялости и бодрости – 2 Состояние бодрости и повышенной активности –3 5.Легко ли ребенок засыпает в обычных условиях? Очень трудно и медленно – 1 Чередование периодов легкого и тяжелого засыпания, но преобладает легкое засыпание – 2 Очень легко и быстро – 3 6. Период наибольшей двигательной активности вашего ребенка Вторая половина дня – 1 Распределяется равномерно в течение дня – 2 Первая половина дня – 3

Слайд 17

7. Как велика усталость вашего ребенка вечером? Совершенно не устает, наоборот, наиболее активен - 1 Слегка устает к этому времени - 2 Очень устает к вечеру - 3 8. При самостоятельном пробуждении в выходной день ребенок Предпочитает еще поваляться в постели – 1 Начинает играть в постели – 2 Сразу же встает с постели – 3 9. Период наибольшей умственной активности вашего ребенка Вторая половина дня – 1 Распределяется равномерно в течение дня – 2 Первая половина дня – 3

Слайд 18

10. Когда ваш ребенок предпочитает ложиться спать? До двенадцати - 1 К десяти часам - 2 Сразу после ужина (8 – 9 часов) - 3 Если в ответах на тест преобладает вариант 1 – это характеризует ребенка - «сову». Если в ответах на тест преобладает вариант 2 – это характеризует ребенка - «аритмика» - «голубя». Если в ответах на тест преобладает вариант 3 – это характеризует ребенка - «жаворонка».

Слайд 19

Реакции Типы высшей нервной деятельности сильный уравновешенный сильный неуравновешенный слабый Настроение Хорошее, ровное Неустойчивое, вспыльчивы Неустойчивое, плаксивы и обидчивы Подвижность Умеренная Ярко выраженная Низкая Работоспособность Выраженная, устойчивая, высокая Хорошая, но менее устойчивая Сниженная, быстро утомляются Темп выполнения заданий и качество результата Умеренный, качество выполнения зависит от личной заинтересованности Высокий темп выполнения, но из-за неуравновешенности низкое качество. Отказ от монотонной работы. Низкий, медленное усвоение, ребенок нуждается в большом количестве повторов. При условии «поторапливания» - качество низкое. При соблюдении индивидуального темпа - достаточное. Участие в подвижных играх Охотно выступает организатором Охотно, любит командные роли Пассивен, отказывается от участия, соглашается на общие (групповые) роли Участие в спокойных играх Охотно, выступает инициатором Охотно, но не долго Предпочитает в одиночку или маленькими группами Сон Легкое и быстрое засыпание и пробуждение Трудное и длительное засыпание, чуткий сон, быстрое пробуждение Быстрое засыпание и трудное и медленное пробуждение Переключение деятельности Легкое Быстрое, частые отвлечения, скорость сосредоточения низкая. Медленное, долго сосредотачиваются и осмысливают . Характер поведенческих реакций в связи с типологическими особенностями высшей нервной деятельности детей 3 - 7 лет. автор-составитель Венкова З.Л .

Слайд 20

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит водить его в гости в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, не следует еще больше перегружать его нервную систему. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять осыпаться слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется выспаться, значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, ваш ребенок слишком поздно ложится вечером. Не отучайте ребенка от вредных привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему ребенка. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

Слайд 21

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, больше хвалите, чем ругайте. Сейчас ему нужна ваша поддержка! Будьте терпимее к капризам. Они возникают из за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в детский садик. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую; также это может быть любой безопасный предмет, принадлежащий маме, и т. д.). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенок гораздо быстрее успокоится. Призовите на помощь сказку или игру. В сказке ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент.!

Слайд 22

Организуйте утро так, чтобы день и у вас, и у малыша прошел спокойно. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» Вашу неуверенность и еще больше расстраивается. Дома и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребенок берет с собой в садик. Пусть ребенка в детский сад отводит тот родитель или родственник (по возможности), с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода. Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что за ним придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, даже если малышу, например, предстоит оставаться в детском саду полдня. Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает.

Слайд 23

СОВЕТЫ МАМЕ. Будьте уверенной в том, что посещение детского сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в детский сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения детского сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И ребенок, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее. Поверьте, что ребенок на самом деле вовсе не « слабое » создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать. Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с Вами! Он пока не знает, что Вы обязательно придете, еще не установился режим. Но ВЫ-то знаете! Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за « нытье » . Воспользуйтесь помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько Вам, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации. Заручитесь поддержкой. Вокруг Вас есть другие мамы, переживающие те же чувства в этот период, что и вы. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие « ноу-хау » есть у каждой из вас. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя!

Слайд 24

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...