Отчёт о самообразовании за 2016-2017 учебный год.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Москвина Елена Алексеевна

Для меня самообразование- это способ получения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                    «Спасский детский сад №1».

Индивидуальный план по самообразованию.

          Воспитатель 1 квалификационной категории    Москвина Е.А.  

Тема: « Традиции семейного воспитания».

2016-2017 учебный год.

 

 

 

                                                                                     

                                                                                                         Когда мы вместе – 

ты и я

                                                                                                     Печали нет: душа 

в покое

Как хорошо, что есть 

семья – 

На свете самое родное.

    Тема: Традиции семейного  воспитания.

             Период работы: 01.09.2016г. – 31.05.2017г.

                 Итоги: составление проекта, май.

Цель: Создание условий  при работе с родителями для формирования  и возрождения традиций семейного воспитания.

Задачи: 

                    1.Повысить собственный уровень знаний  (изучение необходимой литературы).

       2.Разработать подборку диагностических методик для   изучения семьи.

       3.Создание условий по взаимодействию родителей и педагогов  в воспитании детей.

                  4.Продолжить работу с родителями по  распространение лучшего семейного воспитания.

Предполагаемые результаты:

  •  определение основных направлений в работе по взаимодействию  с родителями;
  •  проведение диагностики, тестирование, анкетирование;
  •  определение проблем по взаимодействию родителей и педагогов, в   воспитании детей;
  •  участие родителей и детей в  конкурсах  и семейных праздниках  ДОУ;
  •  обмен опытом по традициям семейного воспитания;           
  •   постановка цели и задачи на новый учебный год.

              Актуальность. Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

          Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.

Мы согласны с мнением Т.А. Марковой, которая считает, что «в семье существуют возможности для включения ребёнка в бытовую, хозяйственную, досуговую, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к труду родителей».

      Семья формирует нормы и традиции.  Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

     Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

     Динамичная и порой непредсказуемая социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации - «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи и дошкольного учреждения.

    Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства.

        Проблема исследования состоит в том, какие средства являются наиболее эффективными для формирования личности дошкольников.  В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для формирования личности ребёнка.

     В своей работе я буду  исследовать, как понятие семейные традиции, так и их влияние в формировании личности дошкольника.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

  • теоретический анализ психолого – педагогической литературы;
  • диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, консультации).

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

         без культуры - нет воспитания,

         без воспитания - нет духовности,

        без духовности - нет личности,

         без личности - нет народа как  исторической личности.

                                                                                                                       Г. Н. Волков.

      

Раздел плана. Сроки. Форма работы. Практические выходы.

1. этап - теоретический.

Сентябрь-октябрь.

1. Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС, Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

2. Изучение методической литературы.

3. Интернет – ресурсы.

- Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru

- Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http:// nsportal.ru

2. этап - практический .

Ноябрь-май.

 1. Консультация для родителей «Семейные традиции в воспитании дошкольников».

2.Проект «Семейные традиции».

3. Выставка книг по данной теме.

4. Оформление папки-передвижки.

3. этап – заключительный.

 (Отчёт).

  Май.

Литература:

1.Программа «От рождения до школы».

2.Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня 1 младшая группа.

3.А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет».

4.С.В.Глебова Детский сад-семья: аспекты взаимодействия.

5.Е.Н.Чубченко Детско-родительские отношения в современных семьях.

6. Т. М. Афанасьева  Семья. Мир за твоим окном.

7. Управление ДОУ №4 2006г. Приоритет семьи  в воспитании ребенка. Единое пространство развития ребенка в семь и ДОУ.

8.Интернет - ресурсы.

   Сложившаяся система детско - родительских отношений являлась предметом исследования таких авторов, как Дружинин В. Н., Карабанова О. А., Лидерс А. Г., Овчарова Р. В., Сатир В. и др.

    Проблемой формирования личности ребёнка на протяжении многих лет занимались такие известные психологи и педагоги, как  Л.С.Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин и другие. В многочисленных теоретических и прикладных исследованиях сферы личности А.С.Спиваковской и Н.Я.Безбородовой показана важность и значимость изучения сферы личности.  

 

             

                  Самоанализ по  теме самообразования.

                                 «Образованный человек тем и отличается от необразованного,

                                   что продолжает считать своё образование незаконченным ».

                                                                                                                  (К. Симонов).

        Одной из значимых особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Благодаря новым требованиям обновляется содержание образования и воспитания детей. Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, Комментарии к ФГОС ДО Минобрнауки России от 28 февраля 2014г., Конвенцию о правах ребенка, Программа «От рождения до школы» Васильевой и др. закрепляли за дошкольным учреждением право выбора программы из комплекса вариативных, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также право разработки собственных (авторских) программ. Это означало пересмотр содержания образования, его обновление и изменение: инновационность педагогических технологий, оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах.

            Наибольший интерес для меня представляет раздел «Социально –личностное развитие, который затрагивает тему традиций в воспитании дошкольников. Набрав группу новых детей, и проведя анкетирование родителей, я поняла, что данное направление вызвало явный интерес и поддержку в углубленном изучении.

           В настоящее время, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о том, как жили наши предки, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции. Кроме того, давно забыты и не употребляются в речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Именно сейчас, в век стремительного научно – технического прогресса, народная педагогикатрадиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед.

            Наше дошкольное учреждение посещают дети с разной национальной культурой, поэтому в практической деятельности стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники не были «Иванами», не помнящими родства, не утратили духовную связь с родным краем, с его культурой, судьбой и могли найти свое место и осознать себя личностью.

           Свою работу я начала с составления перспективного плана, затем разработала серию конспектов занятий, диагностические задания, папки с консультациями для педагогов и родителей.

          Одним из важных условий реализации системы моей работы в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды. Для работы по данной теме была изучена  литература, подобран наглядно-демонстрационный материал. По серии конспектов проведены пробные занятия, позволяющие отследить их развивающий эффект.

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

      Вывод:  Проанализировав проделанную работу, пришла к выводу, что работу по изучению данной темы необходимо продолжить: делится опытом работы в интернете, участвовать на городских методических объединениях, на педсоветах, в интернет конкурсах.

Работая по теме самообразования,  пыталась самостоятельно добывать знания из разных источников, использую эти знания в профессиональной деятельности.

Каковы же эти источники знаний, и где их нахожу?

• Семинары и конференции.

• Курсы повышения квалификации.

• Газеты, журналы.

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

• Мастер-классы.

• Мероприятия по обмену опытом.

• Телевидение.

• Интернет.

• Видео, аудио информация на различных носителях.

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

• Путешествия.

               Результат самообразования.

        Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создаётся некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в моём личном плане самообразования уже есть список результатов, которые были достигнуты за определённый срок. Вот некоторые из них:

1.Проект «Семейные традиции».

2.Свидетельство  о публикации консультации «Роль бабушки в воспитании ребёнка»  в Социальной сети работников образования «Наша сеть» - http:// nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2016\2017 учебный год.

Экспериментальная деятельность детей, как средство экологического воспитания дошкольников...

План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год

Тема работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»....

Мой отчёт о самообразовании за 2016/2017 год.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Реферат на тему : развитие речи детей с общим нарушением речи в театральной деятельности ....

Аналитический отчёт "Педагогические достижения за 2016-2017 учебный год"

Педагогический аналитический отчёт, предусматривающий анализ внутренней информации - один из важнейших элементов отчётной документации дошкольного учреждения....