Главные вкладки

    Статья по теме:
    Статья"ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ВЫШИВАНИЯ."

    Барская Светлана Николаевна

    В настоящее время актуальным является вопрос о художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях детского сада. Процесс вышивания комплексно решает основные задачи данного направления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_na_mezhd._forum.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Барская С. Н.,

     МБДОУ д/с комбинированного вида № 399, г.о. Самара (Россия)

    Barskaia S .N.

    MBDOU d/s combined type № 399 g.o.Samara (Russia)

    Аннотация: В настоящее время актуальным является вопрос о художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях детского сада. Процесс вышивания комплексно решает основные задачи данного направления.

    Ключевые слова: художественно-нравственное развитие, общее недоразвитие речи.

    Annotation: At present, the important question is about the artistic and aesthetic development of preschool children with the general underdevelopment of speech in a kindergarten. The embroidery process complex solves the main problem of this area.

    Keywords: artistic and moral development, general underdevelopment of speech.

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ВЫШИВАНИЯ.

     (ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN 5-6 YERS WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPECH IN THEEMBROIDERY PROCESS)

    В настоящее время в России происходят значительные изменения в области дошкольного образования. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования необходимо проведение комплексной психолого-педагогической работы по развитию детей дошкольного возраста. Проблема художественно-эстетического развития детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальной. Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Мы работаем с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.  В нашей группе находятся дети с клиническими заключениями: дизартрия - 5 человек, моторная алалия - 7 человек. Всего в группе 12 человек, из них 3 девочки и 9 мальчиков. Возраст детей 5-6 лет. С детьми, имеющими общее недоразвитие речи я работаю третий год, хотя общий стаж моей работы в дошкольном образовании  составляет 30 лет.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности : первые слова проявляются к 3-4 годам или ещё позже.

    Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные конструкции, отдельные элементы и последовательность при выполнении задания.

     Вместе с общим  соматическим  ослаблением организма  им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, это выражено в плохой координации движений, неуверенности при выполнении дозированных заданий, снижении скорости и ловкости, у некоторых детей наблюдается гиперактивное поведение, неусидчивость, трудность выполнения заданий по словесной инструкции.

       Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении заданий в большом и малом пространстве. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его на небольшое расстояние, удары об пол с чередованием рук, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку.  

       Отмечается недостаточная координация  кистей и пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается и замедленность и остановка на одной позе или  движении при выполнении заданий, предложенных педагогом.

       Чтобы начать разрабатывать индивидуальную коррекционно – развивающую программу, необходимо тщательное изучение анамнеза и анализа речевых навыков ребёнка. Очень важны беседы с родителями, для выяснения в каком возрасте появились первые слова, предложения, не прерывалось ли речевое развитие по каким либо причинам, какова речевая активность ребёнка («нравится ли ему владеть своим языком»?), его общительность, стремление установить контакт с окружающими, его интересы.

      Ребёнку предлагаются вопросы, помогающие выявить его кругозор, знания о предметах и явлениях окружающей действительности, ориентирование в пространстве и времени и т.д.

       В процессе взаимодействия с детьми я пришла к выводу, что детям с ОНР необходимо прививать художественный вкус, развивать навыки мелкой моторики в процессе вышивания.

    Почему меня заинтересовал процесс вышивки, а не другая творческая деятельность? Первой мыслью было детям показать и рассказать как много в мире прекрасного, и мы сами можем творить  чудеса. Поэтому  и решила направить свою работу  в русло художественно – эстетического развития, обучая своих воспитанников вышивке.

      Начав свою работу с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи,  мною было замечено, что многие из них страдают гиперактивностью и расторможенностью мелкой и крупной моторики.

    Так, идея увлечь детей таким  творческим процессом, как вышивание, помогла целенаправленно поставить и планомерно реализовывать сразу несколько задач. Комплексность решения задач осуществляется в рамках работы кружка, «Волшебные ниточки». Данный кружок начал свое существование под моим руководством в сентябре 2014 года.

    В работе кружка «Волшебные ниточки» мы осуществляем художественно-эстетическое развитие детей с общим недоразвитием речи и последовательно решаем следующие задачи:

    - эстетическое восприятие мира природы ( развитие интереса, желания наблюдать за живой и неживой природой; воспитание эмоционального отклика на красоту природы);

    - эстетическое восприятие социального мира ( знакомим и учим детей любоваться красотой окружающих предметов, воспитываем предметное отношение к предметам рукотворного мира);

    - художественное восприятие произведений искусства ( формируем чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы);

    - художественно-изобразительная деятельность( развиваем эстетические чувства, учим отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать; развиваем художественно-творческую деятельность).

    Навыки вышивания для детей не только увлекательны, но и полезны для развития мелкой моторики рук. Процесс овладения точными движениями рук, необходимыми для вышивания активизирует:

    * развитие речи;

    * координацию в пространстве;

    * воображение;

    * зрительную и двигательную память.

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.  Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

      Вышивание в силу специфики самого процесса способствует развитию в ребенке таких качеств, как усидчивость, ориентировка в пространстве, воля, сосредоточенность и аккуратность, которые  несомненно пригодятся воспитаннику в его дальнейшей, в том числе школьной, жизни.

      Все вышеперечисленные показатели приобретают особенно актуальное значение для детей с общим недоразвитием речи.

         Древневосточные мудрецы считали, что руки прочно связаны с чувствами, сердцем. Мы полностью разделяем данную точку зрения. Мы  планируем художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет в процессе вышивания. Для реализации поставленных задач мы приступили к практической деятельности.

    На начало работы  в кружке мои воспитанники не умели вдевать нитку в иголку, не имели представлений о самых «простейших» швах:

                           - Шов "Вперёд иголку";  - Шов "вперёд иголку в два приёма";

                          - Шов "Перелив’’("Змейка”);  - Шов "Через край".

      На занятиях с детьми  развивается интерес к вышивке, которой могут быть украшены самые различные изделия, а так же  желание ребёнка самому научиться вышивать.

    Возрастные особенности дошкольников требуют эмоционального настроя детей, поэтому на своих занятиях я  использую изображения сказочных персонажей: Марьи - искусницы, Золотошвейки, художественное слово, дидактические игры, игровые приёмы. Много занятий мы посвящаем наблюдениям за природой, рассматриваем растения, анализируем изменения, происходящие в природе. Размышляем в процессе работы, как цвета в природе сочетаются, как  влияют изменения в природе на  настроение человека. Учимся выбирать и сочетать цвета.  

     В декабре мы приступили к выполнению новогоднего сапожка, дети не только упражняются в вышивании и сшивании деталей швом "Вперёд иголку в два приёма", но и расширяют свои знания об этом празднике. Используя в вышивке различных аксессуаров, сделает поделку более красочной и позволит координировать объём вышивки для детей, работающих в разном темпе. С начала работы прошло  три месяца, но уже есть первые результаты. Некоторые дети  стали проявлять к вышиванию неподдельный интерес. Все дети овладели выше перечисленными швами. В дальнейших планах -  вышивание  салфеток.   Работая с нитками и тканью, дети лучше усваивают цвета и фактуру. Начиная с копирования различных узоров переходя к созданию собственных, ребенок открывает свое творческое начало, учится творить своими руками.  

    Таким образом, художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет с общими нарушениями речи в процессе вышивания является актуальным. Нами пока не решены все поставленные задачи, но это лишь вопрос времени.

    Список литературы:

    1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. «Логопедия» -  Центр Владос, Москва, 2009.

    2. Новикова И.В.  «Обучение вышивке в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2010.

    3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. . [Электронный ресурс] – Режим доступа:

    http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf 

    4. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» - издательство Лань, 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поисково-исследовательская деятельность детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекции и развития средств родного языка

    В статье раскрыто значение организации поисково- исследовательской деятельности дошкольников при проведении коррекционной работы с детьми с логозаключением ОНР, показаны особенности поиска и исследова...

    статья: "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности".

    В статье рассматриваются аспекты развития познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности....

    Рабочая программа коррекционно-образовательного процесса в группе детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи 3 – 4 уровней и фонетико-фонематическим нарушением речи (1 и 2 год обучения).

    Данный материал представляет собой рабочую программу коррекционно-образовательного процесса в группе детей 5-7 лет с ОНР 3 - 4 уровней и ФФНР....

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 – 6 лет) С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «В гостях у Лунтика»

    Цель:  Обобщение знания детей по лексической теме «Игрушки» Задачи:Коррекционно-образовательные:1.     Расширение активного словаря по лексической теме: «Игрушки».2....

    Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

    С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...

    Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»

    Задача и цели профессионального развития  Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...