Статья"ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ВЫШИВАНИЯ."
статья по теме

Барская Светлана Николаевна

В настоящее время актуальным является вопрос о художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях детского сада. Процесс вышивания комплексно решает основные задачи данного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_mezhd._forum.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Барская С. Н.,

 МБДОУ д/с комбинированного вида № 399, г.о. Самара (Россия)

Barskaia S .N.

MBDOU d/s combined type № 399 g.o.Samara (Russia)

Аннотация: В настоящее время актуальным является вопрос о художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях детского сада. Процесс вышивания комплексно решает основные задачи данного направления.

Ключевые слова: художественно-нравственное развитие, общее недоразвитие речи.

Annotation: At present, the important question is about the artistic and aesthetic development of preschool children with the general underdevelopment of speech in a kindergarten. The embroidery process complex solves the main problem of this area.

Keywords: artistic and moral development, general underdevelopment of speech.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ВЫШИВАНИЯ.

 (ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN 5-6 YERS WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPECH IN THEEMBROIDERY PROCESS)

В настоящее время в России происходят значительные изменения в области дошкольного образования. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования необходимо проведение комплексной психолого-педагогической работы по развитию детей дошкольного возраста. Проблема художественно-эстетического развития детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальной. Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Мы работаем с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.  В нашей группе находятся дети с клиническими заключениями: дизартрия - 5 человек, моторная алалия - 7 человек. Всего в группе 12 человек, из них 3 девочки и 9 мальчиков. Возраст детей 5-6 лет. С детьми, имеющими общее недоразвитие речи я работаю третий год, хотя общий стаж моей работы в дошкольном образовании  составляет 30 лет.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности : первые слова проявляются к 3-4 годам или ещё позже.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные конструкции, отдельные элементы и последовательность при выполнении задания.

 Вместе с общим  соматическим  ослаблением организма  им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, это выражено в плохой координации движений, неуверенности при выполнении дозированных заданий, снижении скорости и ловкости, у некоторых детей наблюдается гиперактивное поведение, неусидчивость, трудность выполнения заданий по словесной инструкции.

   Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении заданий в большом и малом пространстве. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его на небольшое расстояние, удары об пол с чередованием рук, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку.  

   Отмечается недостаточная координация  кистей и пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается и замедленность и остановка на одной позе или  движении при выполнении заданий, предложенных педагогом.

   Чтобы начать разрабатывать индивидуальную коррекционно – развивающую программу, необходимо тщательное изучение анамнеза и анализа речевых навыков ребёнка. Очень важны беседы с родителями, для выяснения в каком возрасте появились первые слова, предложения, не прерывалось ли речевое развитие по каким либо причинам, какова речевая активность ребёнка («нравится ли ему владеть своим языком»?), его общительность, стремление установить контакт с окружающими, его интересы.

  Ребёнку предлагаются вопросы, помогающие выявить его кругозор, знания о предметах и явлениях окружающей действительности, ориентирование в пространстве и времени и т.д.

   В процессе взаимодействия с детьми я пришла к выводу, что детям с ОНР необходимо прививать художественный вкус, развивать навыки мелкой моторики в процессе вышивания.

Почему меня заинтересовал процесс вышивки, а не другая творческая деятельность? Первой мыслью было детям показать и рассказать как много в мире прекрасного, и мы сами можем творить  чудеса. Поэтому  и решила направить свою работу  в русло художественно – эстетического развития, обучая своих воспитанников вышивке.

  Начав свою работу с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи,  мною было замечено, что многие из них страдают гиперактивностью и расторможенностью мелкой и крупной моторики.

Так, идея увлечь детей таким  творческим процессом, как вышивание, помогла целенаправленно поставить и планомерно реализовывать сразу несколько задач. Комплексность решения задач осуществляется в рамках работы кружка, «Волшебные ниточки». Данный кружок начал свое существование под моим руководством в сентябре 2014 года.

В работе кружка «Волшебные ниточки» мы осуществляем художественно-эстетическое развитие детей с общим недоразвитием речи и последовательно решаем следующие задачи:

- эстетическое восприятие мира природы ( развитие интереса, желания наблюдать за живой и неживой природой; воспитание эмоционального отклика на красоту природы);

- эстетическое восприятие социального мира ( знакомим и учим детей любоваться красотой окружающих предметов, воспитываем предметное отношение к предметам рукотворного мира);

- художественное восприятие произведений искусства ( формируем чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы);

- художественно-изобразительная деятельность( развиваем эстетические чувства, учим отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать; развиваем художественно-творческую деятельность).

Навыки вышивания для детей не только увлекательны, но и полезны для развития мелкой моторики рук. Процесс овладения точными движениями рук, необходимыми для вышивания активизирует:

* развитие речи;

* координацию в пространстве;

* воображение;

* зрительную и двигательную память.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.  Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

  Вышивание в силу специфики самого процесса способствует развитию в ребенке таких качеств, как усидчивость, ориентировка в пространстве, воля, сосредоточенность и аккуратность, которые  несомненно пригодятся воспитаннику в его дальнейшей, в том числе школьной, жизни.

  Все вышеперечисленные показатели приобретают особенно актуальное значение для детей с общим недоразвитием речи.

     Древневосточные мудрецы считали, что руки прочно связаны с чувствами, сердцем. Мы полностью разделяем данную точку зрения. Мы  планируем художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет в процессе вышивания. Для реализации поставленных задач мы приступили к практической деятельности.

На начало работы  в кружке мои воспитанники не умели вдевать нитку в иголку, не имели представлений о самых «простейших» швах:

                       - Шов "Вперёд иголку";  - Шов "вперёд иголку в два приёма";

                      - Шов "Перелив’’("Змейка”);  - Шов "Через край".

  На занятиях с детьми  развивается интерес к вышивке, которой могут быть украшены самые различные изделия, а так же  желание ребёнка самому научиться вышивать.

Возрастные особенности дошкольников требуют эмоционального настроя детей, поэтому на своих занятиях я  использую изображения сказочных персонажей: Марьи - искусницы, Золотошвейки, художественное слово, дидактические игры, игровые приёмы. Много занятий мы посвящаем наблюдениям за природой, рассматриваем растения, анализируем изменения, происходящие в природе. Размышляем в процессе работы, как цвета в природе сочетаются, как  влияют изменения в природе на  настроение человека. Учимся выбирать и сочетать цвета.  

 В декабре мы приступили к выполнению новогоднего сапожка, дети не только упражняются в вышивании и сшивании деталей швом "Вперёд иголку в два приёма", но и расширяют свои знания об этом празднике. Используя в вышивке различных аксессуаров, сделает поделку более красочной и позволит координировать объём вышивки для детей, работающих в разном темпе. С начала работы прошло  три месяца, но уже есть первые результаты. Некоторые дети  стали проявлять к вышиванию неподдельный интерес. Все дети овладели выше перечисленными швами. В дальнейших планах -  вышивание  салфеток.   Работая с нитками и тканью, дети лучше усваивают цвета и фактуру. Начиная с копирования различных узоров переходя к созданию собственных, ребенок открывает свое творческое начало, учится творить своими руками.  

Таким образом, художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет с общими нарушениями речи в процессе вышивания является актуальным. Нами пока не решены все поставленные задачи, но это лишь вопрос времени.

Список литературы:

1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. «Логопедия» -  Центр Владос, Москва, 2009.

2. Новикова И.В.  «Обучение вышивке в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2010.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. . [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf 

4. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» - издательство Лань, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Тетрадь 1.

Пособие содержит занимательные игровые упражнения и зада­ния, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексиче­ским темам, изучен...

Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Тетрадь 2.

Пособие содержит занимательные игровые упражнения и зада­ния, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексиче­ским темам, изучен...

Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет С общим недоразвитием речи. Тетрадь 3

Пособие содержит занимательные игровые упражнения и задания, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексическим темам, изучение...

по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Доказано, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность ...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

     Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...

Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач....